Окружающий мир 4 класс "Зона арктических пустынь"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Ткаченко Ольга Алексеевна

Урок с использованием ИКТ, исследоввательская деятельность  учащихся на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4-м классе "Зона арктических пустынь"

Цели урока:

Сформировать у уч-ся понятие “АРКТИКА”; учить находить и показывать её на карте;

Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.

Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и справочной литературой.

Оборудование:

у учителя

персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся по данной теме,

карта “Природные зоны России”,

карточки с новыми словами,

выставка книг по теме, груша,

презентация учителя,

у учащихся

гербарии мхов и лишайников,

атлас “Мир и человек”,  атлас – определитель А.А.Плешакова

учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска и оборудование

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Урок начнём с просмотра фрагмента мультфильма «Умка».

-Какое интересное явление наблюдали Умка и его мама?

- Где можно наблюдать такое явление?

-Как думаете, почему мы начали урок с фрагмента этого мультфильма?

- Попробуйте сформулировать тему урока

-Что  нам предстоит узнать о зоне арктических пустынь:

1.Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

2.Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?

проектор

мультфильм

Презентация «Зона арктических пустынь»

слайд 1

слайд 2

III. Изучение нового материала.

Работа по карте “Природные зоны России”  , с атласами

2.Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

Покажите на карте расположение зоны арктических

пустынь.

– Каким цветом она обозначена?

– В каком поясе Земли находится?

-Зону Арктических пустынь называют АРКТИКОЙ, Ледяной зоной, Зоной Крайнего Севера

– Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне?

1.– Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют“холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха понижается до – 400С – 500С. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +40С. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов.

2. Посмотрите на схему.

Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли.

Назовите номер положения солнышка, которое лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно. (Под номером 5.)

Как изменится температура воздуха в ледяной зоне за те полгода, пока длится полярная ночь?

-Почему за полярную ночь так сильно падает температура воздуха?

Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

Назовите и покажите на карте северные моря.

Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.

–  К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?

- Что вы знали о ледяной зоне?

-Что уже узнали нового об Арктике?

- Что вы хотите узнать о ледяной зоне?

-Что может быть источником дополнительной информации по теме?

–  А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить нашу работу и получить больше информации об этой зоне.

-Что нового узнали из прочитанного текста?

Рассматривают карту природных зон в атласах

Учащиеся читают текст “Царство льда и снега”стр. 78-82. (Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х ч.Ч.1/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.-6-е изд. –М.:Просвещение, 2008.)

Дети отвечают

        

Карта «Природные зоны»

карточка

Слайд 3

1.Температура повысится.

2.Температура не изменится.

3.Температура понизится

IV.Физкульт

минутка

Дети выполняют движения

МУЗЫКАЛЬНАЯ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО

V. Закрепление изученного материала.

1.Работа в группах

2. Презентация работ групп

Мы с вами подробно изучили особенности географического положения Арктики, природные условия этого края, а дальнейшее изучение этой зоны вы продолжите в группах.

-Каждая группа будет выполнять роль учёных.

1.Ботаники.

Используя гербарий, учебник, атлас-определитель вам предстоит выяснить:

А)Какие растения прижились в Арктике?

Б) Почему живут только эти растения?
в) Как они приспособились к таким условиям?

Г) Каково значение растений данной зоны?

2. Орнитологи

Используя, учебник, атлас-определитель вам предстоит выяснить:

А) Какие птиц обитают в ледяной зоне?

Б) Какие они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря?

В) Чем питаются птицы Арктики?

Г)Что такое «птичьи базары»?

Многие птицы не вьют гнёзда, а откладывают их на голые скалы.

-Почему же яйца не скатываются?  

( если толкнуть грушу, то она будет вращаться вокруг себя, следовательно яйца имеют грушевидную форму)

3.Зоологи

Используя, учебник, атлас-определитель вам предстоит выяснить:

А) какие животные обитают в арктической зоне?

Б)Чем они питаются?

В) Как приспособлены к таким суровым условием?

Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.

-Молодцы, группы поработали очень хорошо, провели очень интересное исследование и добыли много информации.

- Каково влияние человека на Арктику?

- Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана расположены научные станции, на которых работают ученые, изучающие океан. Проложен северный морской путь. По этому пути движутся караваны судов. Их ведут мощные ледоколы. Они крушат льды, пробивая дорогу кораблям.

- Чем занимаются люди в Арктике?

-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне?

- Какие это   проблемы?

-Раз существует проблема, может, есть и решение этой проблемы?

Используя имеющий материал, собирают информацию

Используя имеющий материал, собирают информацию

        

Демонстрация опыта с грушей

Используя имеющий материал, собирают информацию

Каждая группа презентует своё исследование

Ответ детей

Гербарий, атлас-определитель, учебник

Атлас-определитель, учебник,груша

Атлас-определитель, учебник

Ботаники слайд 4,5,6

Орнитологи слад 7,8,9

Зоологи слайд 10,11,12,13,

Слайд 14

.

VI. Подведение итога урока.  Рефлексия.

– С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Что хотели узнать о данной природной зоне? Добыли интересующую вас информацию?

- Все научные группы хорошо поработали. Справились со своей задачей без ошибок, сумели выделить главное, поэтому вашу работу оценю на отлично.

- Какое настроение у вас после этого урока? Выберите изображение соответствующее вашему настроению.

                

 Молодцы! Спасибо за работу.

VII. Дифференцированное домашнее задание.

1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

2.Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.

3.Задание в рабочей тетради С.25 №2, 3.

Индивидуальное задание.

Составить презентации на темы   «Арктика и человек», «Заповедник остров Врангеля»

Источники информации:

Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Корушникова Р.В. Почемучка.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.-С.14-18.

Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 4 класс”. – М.: “ВАКО”, 2004, 368 с. – С.77-87.

Занимательный атлас – Дикие животные (пер. с фр.). Издательство Атлас 2007 г.

Колосов М.К. Охрана животных России.– М., 1992.

Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Нестандартные уроки интегрированного курса “Окружающий мир”: учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования и учителей начальных классов. – Псков, 2007.-С.28-49.

Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 4 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова “Мир вокруг нас: 4 класс” / Е.М.Тихомирова – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – С.59-64.

Ресурсы INTERNET. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира 4 класс, УМК  "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь. Представлен конспект урока. Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географ...

Тест по окружающему миру "Зона Арктических пустынь", 4 класс

Материал может быть использован для закрепления пройденного или для проверки домашнего задания....

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и животных, внесённых в Красную книгу»

Цель урока: сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь; познакомить с особенностями природы( условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе...

Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)

АННОТАЦИЯ:Цели урока:·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...

Презентация к уроку окружающего мира "Зона арктических пустынь" 4 класс

Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной...