Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Чукалова Нина Андреевна

КТП по окружающему миру 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie-okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx70.57 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                           

                                                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                   протоколом педагогического совета

от ___  __________2012г. № ___          Директор МБОУ «СОШ №19»

                                                                                                               __________   Григорьев М.Ю.  

                                                                                                                                                          Введено приказом №_____

                                                                                                                                                  от ___  ________ 20___ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ДЛЯ 4Б  КЛАССА (2 часа в неделю, 70  часов  в год)

Составитель:  Чукалова Нина Андреевна

(начальные классы, высшая кв. категория)

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора  ____________            Газизова Г.К.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от  ___     _______ 20___ г.   № __

Руководитель МО    ___________       Моргачева О.В.

Набережные Челны

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (начальное общее образование) - утверждён приказом МО и Н РФ от 5.03.2004 №1089,  примерных программ по учебным предметам, программы образовательной системы «Перспективная начальная школа» авторов Федотовой  О.Н., Трафимовой С. А. Трафимова Л. А. 

Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Федотова, О. Н. Окружающий мир: 4 класс: учебник: в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Федотова, О. Н. Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Федотова, О. Н. Окружающий мир: 4 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Федотова, О. Н. Наш мир: 4 класс: методическое пособие для учителя / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М.: Академкнига/Учебник, 2008.

Цель  курса в 4 классе заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

1. дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

2.последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

3.формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

4.изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

5. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. В 2012\2013 учебном году на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель. Всего за год – 70 часов. Разделы программы «Перспективная начальная школа» по окружающему миру авторов Федотовой  О.Н., Трафимовой С. А. Трафимова Л. А. соответствуют разделам стандарта. Основное содержание обучения представлено разделами: «Окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни», «Опыт практической деятельности».

Содержание тем учебного курса

Земля — планета солнечной системы

Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.

Родная страна — Россия

Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение. Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение. Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.

Практикум

Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)

Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.

Страны и народы мира

Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности. Практическая работа с картой мира.

Человек — часть природы. Человек — член общества

Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека. Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц. Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи. Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.

Практикум

Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).

История Отечества

Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья. Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России. Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Окружающий мир»

 к концу четвёртого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

Солнце — небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);

климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;

строение тела человека, название важнейших органов организма человека;

основы личной гигиены;

влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;

способы сохранения и укрепления здоровья;

даты важнейших событий в истории в соответствии с программой.

Уметь:

соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

устно описывать объекты природы;

вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;

лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

выполнять правила поведения в природе;

рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

№ п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Календар-ные сроки

Фактические сроки

Предметные результаты

Контроль

знания

умения

ОУУН

1

Древние славяне.

1

Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу

2

Древняя Русь.

1

Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

3

Крещение Руси.

1

Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.

Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

4

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Знать военные победы Александра Невского.

Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище

5

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

1

Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты

Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

6

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба.

1

Иметь представление о мировых религиях.

Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

7

Обобщение по теме «Древние славяне».

1

Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

8

Солнечная система.

1

Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.

Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

9

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.

1

Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

10

Природные зоны нашей страны.

1

Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

11

Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде. Тест.

1

Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Тест

12

Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек».

1

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

13

1

14

Тундра. Тундра и человек.

1

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

15

Тундра. Тундра и человек.

1

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

16

Зона лесов. Растения зоны лесов. Животное зоны леcoв. Роль леса в природе и жизни людей.

1

Знать о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.

Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

17

Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов.

1

18

Роль леса в природе и жизни людей.

1

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

19

Зона степей. Степь и человек.

1

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

20

Зона степей. Степь и человек.

1

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

21

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне.

1

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

22

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне.

1

23-

24

Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье».

2

Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказвать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

25

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде. Тест.

1

Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Тест.

26

Твой родной край.

1

Знать название родного края.

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико- административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

27

Московское время.

1

Иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России»

Россия на карте. Простейшие измерения времени по часам

28

Карта твоего края. Пр.р. по т. «Определение и нахождение различных объектов поверхности».

1

Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России

Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности.

29

Поверхность и водоемы твоего края. Путешествие по карте водоёмов твоего края.

1

Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).

Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

30

А что можешь сделать ты? Составление памяток по охране родного края.

1

Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.

Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края

Влияние человека на природу. Охрана природных богатств

31

Полезные ископаемые твоего края.

1

Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

32

Растения твоего края.

1

Знать отрасли растениеводства.

Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе

Разнообразие растений. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

33

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

1

Знать отрасли животноводства.

Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

Разнообразие животного мира. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

34

Народные промыслы твоего края

1

Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

35

Заповедные места

твоего края.

1

Знать понятие «заповедник».

Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края

Охрана природных богатств. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

36

Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Готовимся к олимпиаде. Тест.

1

Знать историю, достопримечательности родного края.

Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе

Россия на карте. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности.

Тест

37

Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм человека.

1

Знать понятия «орган», «система органов».

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

38

Путешествие в мир клеток.

1

Знать понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

39

Самый большой орган чувств.

1

Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

40

Как человек двигается.

1

Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».

Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь.

Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

41

Пищеварительная система.

1

Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций)

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

42

Система кровообращения.

1

Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

43

Познакомимся с дыхательной системой.

1

Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».

Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

44

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.

1

Знать, что курение вредно для каждой части организма человека.

Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.

Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

45

Как почки удаляют из организма вредные вещества.

1

Знать строение мочевой системы.

Иметь представление о роли почек.

Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

46

Нервная система человека.

1

Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма.

Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы)

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

47

Обобщение по теме «Человеческий организм». Готовимся к школьной олимпиаде.

1

Уметь: называть системы опорно- двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови

Общее представление о строении и основных функциях организма

человека

48

Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах.

1

Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.

Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

49

Высуни язык и скажи: «А».

1

Иметь представление о строении языка.

Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

50

«Взгляд» на глаз.

1

Знать правила ухода за глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

51

Ухо не только орган слуха.

1

Знать правила ухода за органом слуха.

Иметь представление о строении уха.

Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

52

Ухо – орган равновесия.

1

Знать правила ухода за органом слуха.

Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

53

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.

1

Знать правила ухода за органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

54

Советы врача.

1

Знать, как помочь человеку до приезда врача.

Уметь выполнять советы врача

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

55

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде.

1

Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

56

Границы России.

1

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств

Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - сто-

лица России. Города

России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты

57

Границы России.

1

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть  основные  достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств

Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Элементарные приемы чтения карты

58

Соединенные штаты Америки (США).

1

Иметь представление о терроризме.

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США

Элементарные приемы чтения карты

59

Великобритания.

1

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании

Элементарные приемы чтения карты

60

Франция.

1

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции

Элементарные приемы чтения карты

61

Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Готовимся к школьной олимпиаде. Тест.

1

Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами.

Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке; называть столицу США и ее достопримечательности; называть столицу, ее достопримечательности и ее расположение на реке государств (Франция, Великобритания)

Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения

карты

Тест

62

День народного единства.

1

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского

Россия - наша Родина. Государственные праздники

63

Москва: память о войне 1812 года.

1

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года

Москва – столица России

64

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

1

Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны

Москва - столица России

65

Памятники Москвы покорителям космоса.

1

Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта.

Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса

Москва - столица России

66

Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». Готовимся к школьной олимпиаде.

1

Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны

Москва - столица России

67

Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация.

1

Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации

Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте

68

Основной закон страны - Конституция России. Президент России.

1

Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».

Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны

Человек - член общества

69

Обобщение по теме «Мы - граждане России».

1

Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Человек - член общества. Россия - наша Родина. Города России: название, достоприме-чательности, располо-жение на карте

70

Экскурсия в краеведческий музей.

1

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края

Уметь: рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка)

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету « Окружающий мир»

Ошибки:

неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных признаков;

несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объектов на карте.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

В письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические ошибки не учитываются.

Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.

Учитывая, что область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно - научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и обществознанию.

Итоговые письменные проверочные работы рекомендуется проводить в конце второго полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока (25 минут): на одном уроке выполняются задания природоведческого содержания, на другом - обществоведческого.

Источники информации и средства обучения:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Учебник. - М.; Академкнига/ Учебник, 2011 г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельных работ. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.

Примерные программы начального общего образования (Москва, «Просвещение», 2009).

Фестиваль педагогических идей. Диски к урокам. 2010.

Михмель И.О. «Тесты по русскому языку» (Москва «Издат-школа», 2005).

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

А. иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;

      Б. Интернет-сайты:

www.numi.ru(личная страничка http://numi.ru/2562)

www.pedsovet.org.(http://pedsovet.org/forum/member37316.html)

www.proshkolu.ru(http://www.proshkolu.ru/user/chermo-vadim/)

www.rusedu.ru (http://www.rusedu.ru/member2597.html)

www.it-n.ru (http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=142440)

http://www.openclass.ru/users/59633

www.pedsovet.su (http://www.pedsovet.su/index/8)

www.nayrok.ru(http://nayrok.ru/index.php?subaction=userinfo&user=c hermovadim)

www.uchportal.ru(http://www.uchportal.ru/index/8)

www. pedmir.ru ( http://chermovadim.pedmir.ru/)

www. pedgazeta.ru (http://chermovadim.pedgazeta.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...