Календарно-тематическое планирование 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Соболева Татьяна  Алексеевна

Календарно-тематическое планирование уроков к учебнику "Окружающий мир" А.А.плешаков 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_4_kl.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

                                        2 часа в неделю × 34  =  68 ч.

Номер п/п

Дата

Тема урока

Примечание

Земля и человечество (10ч).

1/1

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Вселенная. Небесные тела: звёзды, планеты, и спутники планет.

2/2

Планеты солнечной системы. Земля – планета жизни. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Луна – естественный спутник Земли.  Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года.

3/3

Звёздное небо – великая «книга» природы. Практическая работа №1 «Знакомство с картой звёздного неба».

4/4

Мир глазами географа. Что изучает география? Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Практическая работа №2 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

5/5

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Пояса Земли. О.Б.Ж. Первая помощь при ожогах

6/6

Мир глазами историка. Что изучает история? Исторические источники.

7/7

История – путешествие в глубь времён. Практическая работа №3 «Знакомство с историческими картами». О.Б.Ж. Дорожные знаки.

8/8

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. О.Б.Ж. Как защититься от загрязнения воздуха и воды.

9/9

Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

10/10

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». О.Б.Ж. Мы и транспорт.

Природа России (10ч.)

11/1

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы России. О.Б.Ж. Правила движения велосипедиста.

12/2

Моря, озёра и реки России. О.Б.Ж. Как вести себя на воде. Практическая работа №4 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов»

13/3

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Зона Арктических пустынь. Природа Арктики. Арктика и человек.

О.Б.Ж. Если ты стал водителем.

14/4

Зона тундры. Природа тундры. Тундра и человек.

Практическая работа №4«Поиск и показ  изучаемых объектов на карте природных зон России.» О.Б.Ж. Понятие о здоровье и факторах на него влияющих.

15/5

Зона лесов. Леса России. Какие бывают леса. Растения и животные лесной зоны. Практическая работа № 5. Рассматривание гербарных экземпляров растений природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни» О.Б.Ж. Если хочешь быть здоров – закаляйся.

16/6

Лес и человек. Использование и охрана леса. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.

О.Б.Ж. Первая помощь при укусах насекомых.

17/7

Зона степей. Природа степей. Степи и человек. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания.

О.Б.Ж. Уступи змее дорогу.

18/8

Зона пустынь. Экологические проблемы, охрана природы.

О.Б.Ж. Твои действия при пожаре.

19/9

Субтропики. У Чёрного моря.  Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. О.Б.Ж. Предупреждение бытового травматизма. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

20/10

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

О.Б.Ж. Можно ли уберечься от травм?

Родной край – часть большой страны (14ч).

21/1

Наш край на карте Родины. Практическая работа № 6 «Знакомство с картой родного края» О.Б.Ж. Скорость движения  и остановочный путь.

22/2

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. О.Б.Ж. Учись быть пешеходом.

23/3

Водоёмы края, их значение  в природе и жизни человека, необходимость их охраны. О.Б.Ж. Основные правила обращения с водой.

24/4

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи.  Охрана недр в нашем крае.

Практическая работа №7 «Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств»

25/5

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

26/6

Лес – природное сообщество. Экскурсия №1. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. 

О.Б.Ж. Мы и животные.

27/7

Жизнь луга. Экскурсия №2. Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя О.Б.Ж. Выход на природу.

28/8

Жизнь пресного водоёма. Охрана водного сообщества. Экскурсия №3. Знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. О.Б.Ж. Как справиться с инфекцией.

29/9

Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя»

30/10

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае. Отрасли растениеводства.

31/11

Сорта культурных растений. Практическая работа №9 «Знакомство с культурными растениями края» О.Б.Ж. Как правильно есть?

32/12

Представление о биологической защите урожая, её значение для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. О.Б.Ж. Овощи, фрукты и ягоды – самые витаминные продукты.

33/13

Животноводство в нашем крае. Отрасли животноводства.

Породы домашних животных. О.Б.Ж. Что влияет на здоровье?

34/15

Обобщающий урок «Я знаю родной край». Прошлое родного края. Жизнь и быт людей. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

О.Б.Ж. Грибы – съедобные и ядовитые.

Страницы всемирной истории (5 ч).

   35/1

Представление о периодизации истории.  Начало истории человечества: первобытное общество. Представление об истории, исторические источники. Историческая карта Родины.  

О.Б.Ж. Чем и как можно отравиться? Как этого избежать?

36/2

Древний мир; древние сооружения – свидетельство прошлого.

О.Б.Ж. Как стать грамотным пассажиром?

37/3

Средние века: время рыцарей и замков. О.Б.Ж. Поездка на электропоезде.

38/4

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз. Железные дороги, электричество телеграф. Великие географические открытия.

О.Б.Ж. Железнодорожные переезды.

  39/5

Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. О.Б.Ж. Правила поведения на дорогах. ГАИ – предназначение и задачи.

Страницы истории Отечества (20 ч).

40/1

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы.  О.Б.Ж. Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге.

41/2

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Крещение Руси.  О.Б.Ж. Виды бытовых травм.

42/3

Русь - страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. О.Б.Ж.  Первая помощь при травмах.

43/4

Культура, быт и нравы Древней Руси. Практическая работа №10 «Нахождение изучаемых объектов на исторических картах».

  44/5

Наше Отечество в 13-15 вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский.

45/6

Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель.

46/7

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

47/8

Иван Третий. Образование единого русского государства.

48/9

Культура, быт и нравы страны  в 13-15 вв.

49/10

Наше Отечество в 16 – 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны

 в 16-17 вв.

50/11

Россия в 18 веке. Пётр Первый – царь преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей.

51/12

Михаил Васильевич Ломоносов.

52/13

Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы страны в 18 в.

53/14

Россия в 19 – начале 20в. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М.И. Кутузов.

54/15

Царь – освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в 19-начале 20 в.

55/16

Россия в 20 веке. Участие России в первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революция 1917 года. Гражданская война.

56/17

 Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30 г.

57/18

Великая Отечественная война 1941 – 1945гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

58/19

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир».

59/20

Преобразование в России в 90-е гг. 20 века. Культура России в 20веке. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия №4 «Знакомство с историческими достопримечательностями родного края»

Современная Россия (9 ч).

60/1

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Конституция – основной закон Российской Федерации.

61/2

Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Практическая работа №11 «Знакомство с документом, изучение прав».

62/3

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

63/4

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).

64/5

Государственные праздники. О.Б.Ж. Последствия употребления алкоголя.

65/6

 Многонациональный состав населения России.

66/7

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России.

67/8

Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. Оценка школьниками событий, происходящих в обществе.

68/9

Обобщение по теме «Современная Россия» Важнейшие события, происходящие в современной России. О.Б.Ж. Поведение на воде.

Практических работ – 11.

Экскурсий – 4.

Вводная часть

Учебный курс «Окружающий мир»

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
    экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
  4. формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:

  1. наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
  2. выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
  3. проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
  4. работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
  5. работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Количество часов: всего    68___ , в неделю___2__

Реквизиты программы:

Планирование составлено на основе:

  1.  Примерной программы начального общего образования по окружающему миру;
  2. Федерального компонента государственных стандартов начального общего образования, пр. МО №1089 от 05.03.04 г;
  3. Программы для начальных классов /  А.А.Плешаков. Окружающий мир («Мир вокруг нас») Москва. Просвещение. 2007 г.

                                                  УМК обучающихся:

1) Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 частях. – Москва. Просвещение, 2012 год.

2) Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 частях. – Москва. Просвещение, 2012 год

                                                УМК учителя:

1) Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс». – Москва. Просвещение, 2010 год.

2) Плешаков А.А. Атлас-определитель. «От Земли до неба». Москва. Просвещение. 2008 год.

3) Дмитриева О.И, Мокрушена О.А.  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир 4 класс». Москва «Вако» 2012 г.

                                           

                                            Основные требования

к знаниям и умениям обучающихся

к концу 4 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  2. способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  3. что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  4. некоторые современные экологические проблемы;
  5. природные зоны России;
  6. особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  7. исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  8. важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  9. государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений;
  3. в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  4. приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  5. соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  6. приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  7. приводить примеры народов России;
  8. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  9. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  10. владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык

Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...

календарно-тематический план 4 класс

в календарно- тематическом плане указаны страницы учебника, номера заданий по каждой теме....

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...