Открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Воронова Светлана Викторовна

Тема: "Почему бывает листопад?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt20.35 КБ
Office presentation icon pochemu_byvaet_listopadt.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:

  422

ГБОУ ЦППРиК «Детская личность» г Москва

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 а классе

на тему:

«Почему бывает листопад»

Подготовила и провела:

учитель Воронова С. В.

2012/13 уч год

Тема урока: Почему бывает листопад.

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Цель урока: Расширить знания о жизни деревьев осенью.

Задачи урока:

  1. Обучающие

Закрепить и уточнить знания об изменениях, которые происходят с лиственными деревьями осенью.

  1. Коррекционно-развивающие

Способствовать развитию познавательного интереса. Закреплять умение давать полные ответы, делать выводы.

  1. Воспитательные

Прививать любовь к окружающей природе, умение видеть в ней прекрасное.

Оборудование: конверт с осенним листочком внутри, дидактическое пособие «Деревья»; плакат «Строение дерева»; карточки на каждого учащегося с изображением контуров деревьев;Mac Book ; презентация «Почему бывает листопад»; по две непроливайки, гуашь, кисть на каждого учащегося; ветка с осенним листом, кусок пробки на каждого учащегося; стаканы с водой и льдом, 2 шприца  на каждого учащегося; веточка с осенними листьями, манка; презентация «Осень глазами художников».

Ход урока

1. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята!

 Показывает конверт.

-Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишка

Пролетая обронил?

Может, кот письио, как мышку

На окошко заманил?

Вынимает из конверта лист с дерева.

  1. Кто же нам прислал это письмо? Откуда оно? (Это дерево)

2. Закрепление понятий по теме «Деревья»

  1. Правильно. Это дерево.

  1. Помогите мне назвать части дерева. (корни, ствол, ветки, листья, крона)

(на доске плакат «Строение дерева»)

  1.  А какие деревья вы знаете? (Перечисляют)

(на доске картинки с изображением деревьев)

  1. На какие две группы можно разделить деревья? (Лиственные и хвойные)

Работа с карточками

  1. Возьмите первую карточку карточку и ручку. В левом столбце запишите названия лиственных деревьев, которые вы знаете, а в правом столбце — хвойных деревьев. (выполняют задание)
  2. Прочитайте, что вы записали в каждом столбце.
  3. Чем  отличаются лиственные и хвойные деревья? (листья и хвоя)
  4. Как они выглядят в разное время года? (хвойные деревья всегда зеленые, а лиственные выглядят по разному)
  5. А как выглядят лиственные деревья в разное время года, предлагаю вам нарисовать на второй карточке.

Работа с карточками

-На карточке изображены силуэты деревьев. Под каждым, из них, подписано время года. Ваша задача — цветными карандашами дорисовать деревья, соответственно подписи. (Выполняют задание)

  1. Посмотрим, правильно ли вы выполнили задание, расскажите как вы дорисовали дерево в разное время года. (зимой дерево голое, весной на нём малениькие светло -зелёные листочки, летом-зеленые, осенью- красные, желтые, оранжевые).
  2. Что мы вспомнили о деревьях (делают вывод).

3. Сообщение новой темы «Почему бывает листопад»

  1. Что ещё происходит осенью с листьями? (они опадают)
  2. И как называется это явление? (листопад)
  3. Вот сегодня на уроке я вам расскажу о том, почему бывает листопад.

(презентация на Mac Book)

1 слайд

Почему бывает листопад

2 слайд

Как красив осенний лес. Деревья стоят как барышни на балу. Так хочется подольше видеть эту красоту. Но очень скоро все листья окажутся на земле.

3 слайд

Деревья освобождаются от листвы не сразу, не вдруг, а постепенно. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.33

4444

  1. 4. Основной этап урокаО

 4 слайд4Перво – наперво листья начинают желтеть, хотя никто не добавлял в соки желтой краски. Желтая краска находится в деревьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен, он забивается более сильным – зеленым.

5 слайд Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл.  Но работает он только на свету.  Поэтому летом, когда солнце светит долго – листья зеленые.

(на доске вывешивается слово ХЛОРОФИЛЛ)

6 слайд Аосенью удлиняются ночи. Солнышко меньше светит и хлорофилл разрушается. Зеленый цвет в листьях убывает, а желтый становится заметней.

7 слайд    Но осенью листья не только желтые, но и красные, багряные, оранжевые. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

Эксперимент с окрашиванием воды

  1. Перед вами два стаканчика с водой. Представим, что это листья. А гуашь-это красящие вещества в листьях.

 -   Окрасьте, с помощью кисти, «листья» в нужный цвет, в соответствии с изображениями на стаканчиках: на одном изображено яркое солнце, на другом -его закрыли тучи. (выполняют задание)

  1. Расскажите каким цветом и почему вы окрасили воду в баночках. (В баночке с солнышком — в зеленый цвет, потому что под солнечными лучами вырабатывается хлорофилл, он окрашивает листья в зеленый цвет.  В баночке с тучами — желтым (красным, оранжевым), т к без солнца хлорофилл уходит и остается желтый цвет)

8 слайд  Когда же листья начнут опадать? Деревьям никто не говорит, когда нужно сбрасывать листву. Они чутко ощущают смену дня и ночи. Дни становятся короче и дерево начинает оттягивать из листьев в ствол питательные вещества. А до этого листь брали из свола по веткам питательные вещества.

  1. (на доске плакат «Строение дерева»)

9 слайд  В основании черешка, в том месте, где листья прикрепляются к  ветке, появляется пробковый слой. Он отделяет черешок от ветки, их соединяет лишь несколько волоконцев. Еще вчера листья не мог сорвать даже сильный ветер, а сегодня они падают сами.

  1. Эсперимент с осенними листьми

- Перед вами веточка с листочком с осеннего дерева. Попробуйте оторвать листочек. Вам это легко удалось?  А тперь отломите кусочек пробки. Потрогайте основание черешка и кусочек пробки. Они одинаковые на ощупь. Легко отламываются.

 Динамическая пауза  «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

10 слайд  Почему деревья сбрасывают листья? Деревьям  нужно очень много воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Теряя листья деревья защищаются от зимней засухи.

Эксперимент с водой

-На парте две чашечки: одна с водой, другая со льдом.  Представим, что шприц-ствол дерева. Наберите одним шприцом воду из первой чашечки. Вторым шприцом- из другой чашечки.

  1. Расскажите, что у вас получилось. (Из чашки с водой набрался полный шприц, а из чашки со льдом — мало)
  2. Так и деревьям зимой не хватает воды и они сбрасывают листья.

11 слайд  Кроме того, нужен листопад дереву и в лечебных целях. Вместе с водой дерево вытягивает из земли минеральные соли. Излишки накапливаются в листьях. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

12 слайд   Есть и третья причина для листопада. Он защищает тонкие, хрупкие ветви дерева от тяжести снега.

Эксперимент с манной крупой

-Перед вами макеты деревьев. Вместо снега на них будет сыпаться манная крупа.

  1. Что вы наблюдаете? (дерево гнется под тяжестью, может сломаться)
  2. Назовите мне три причины почему деревья осенью сбрасывают листья.

5. Работа с презентацией «Осень глазами художников»

  1. Итак, в какое время года бывает листопад? (осенью)
  2. Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

14 слайд Называют сентябрь «запевалой осени» или «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.

15слайд В старину октябрь называли «листопадом», потому что с деревьев опадают листья. А еще называли «грязник», т. к. дороги развозило от грязи.

16 слайд Серебряным звоном зима начинается, хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев. Открывает ноябрь ворота матушке Зиме. Эта пора в конце осени называется «серебряная осень».

  1. А осень можно увидеть не только на фотографиях. Оней поэты писали стихи, художники рисовали картины. Я предлагаю вам посмотреть картины об осени и попробовать определить, какой осенний месяц на них изображен.

6. Итог урока

  1. О чем мы сегодня говорили на уроке?
  2. Какие эксперименты проводили?
  3. Кому что запомнилось и понравилось?
  4. Все молодцы! Урок окончен.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...