Права и обязанности 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кателина Анна Александровна

Конспект урока по ОЗОЖ на тему "Права и обязанности" для 4 класса. Представлен конспект и презентации. На пустых слайдах ранее были видеофрагменты из мультфильма "Дюймовочка", сейчас они "вырезаны" для того, чтобы уменьшить размер презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент

  1. Постановка темы и цели урока

Очень много стран на свете. Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

(возможные ответы)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент

Главных много, выбирайте! Там – король, здесь президент.

Только главным во всех странах будет все же лишь один –

Житель он своей страны, своей Отчизны ГРАЖДАНИН!

- Кто же самый важный в любой стране, и в РФ в том числе? (граждане, люди, народ)

- Как называется документ, удостоверяющий, что родился новый гражданин РФ?

- Но полноправным гражданином становится человек тогда, когда получает … (паспорт)

- Во сколько лет это происходит? (в 14 лет)

- Подумаем над словосочетанием «полноправный гражданин». Что оно означает? (имеет определенные права)

- Но кроме прав каждый гражданин имеет перед государством еще и … (обязанности)

Подведем итог нашего разговора:

- Кто же он, гражданин РФ? (ответы)

Недалеко то прекрасное время, когда вам исполнится 14 лет, вы станете полноправными гражданами РФ. И перед вами возникнет ряд вопросов:

- А знакомы ли вы со своими правами? Готовы ли исполнять перед государством все обязанности? Знаете ли вы какие документы вам могут помочь с ними ознакомиться?

 Сегодня на уроке мы на все эти вопросы найдем ответ.

Сформулируем вместе тему нашего урока.

«Права и обязанности гражданина»

  1. «Открытие» нового

Ответим на первый вопрос: Какими правами я обладаю?

- А что такое право?

Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.

Работа со словарями.

Словарь Ожегова: «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».

Поговорим о наших правах.

Родился гражданин страны. Как вы думаете, каким первым правом он воспользовался?

 – ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ

У каждого из вас есть свой дом, своя квартира. Может ли кто-то выселить вас из вашего жилья? Значит, какое право имеет каждый из вас?

- ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА

Имеют ли ваши родители каждый год отпуск? Благодаря какому праву?

- ПРАВУ НА ОТДЫХ

Вспомним 4 декабря. Это был очень важный день для нашей страны. Что это был за день? (день выборов). Каким правом в этот день мог воспользоваться каждый гражданин страны?

- ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ.

- А со сколько лет гражданин может пользоваться этим правом? (с 18 лет)

Работа  с иллюстрациями.

- Какими правами воспользовались герои этих картинок?

- ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

- ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Молодцы! Мы с легкостью справились с этим заданием.

Давайте еще раз перечислим те права, о которых мы сказали.

- Как часто мы пользуемся этими правами?

- Являются ли важными права в нашей жизни?

Правительство нашего государства тоже так считает. Поэтому все права граждан РФ записаны в главном документе нашей страны.

- Как он называется? (Конституция РФ)

- Когда был принят этот документ? (12 декабря 1993)

- Какой праздник наша страна отмечает каждый год в этот день? (День Конституции)

Работа с Конституцией

У вас на парте лежит тонкая книжечка, содержание которой является очень важным для всех граждан нашей страны. Познакомьтесь с ней. Откройте содержание. Из каких частей состоит Конституция?

(Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.)

- Перед вами содержание, прочитайте названия глав и решите, в какой из них записаны права граждан РФ. (Глава 2. Права и свободы человека и гражданина).

- Назовите номера статей, содержащихся во 2 главе. (статьи с 17 по 64)

Поработаем со 2 главой. Ее основные статьи представлены на отдельном листе. Поработайте в парах, выберите статьи, где записаны те права, о которых на уроке мы еще не говорили. На слайде указаны те права, которые мы уже рассмотрели.

( Право на свободу и личную неприкосновенность,

Право на тайну переписки

Право на свободу мысли и слова

Право на объединение

Право на защиту своих прав)

- Молодцы, вы очень хорошо поработали!

 - И все же среди всех этих прав есть самое важное. Как вы думаете, какое?

(Право на жизнь)

Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
(Ответы учащихся.)


- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

- Обратим внимание на ст. 45 Конституции РФ.

Подумаем, если существует право защищать свои права, значит, есть и от кого их защищать. К сожалению, в нашей жизни подчас права граждан нарушаются. И чтобы уметь их защитить, нужно в первую очередь о них знать. Попробуем на примере сказочных персонажей рассмотреть ситуации нарушения прав граждан.

Внимание на экран. С нарушителями какого права боролся Карлсон? Найдите соответствующую статью в Конституции.

Ст. 35. Право частной собственности охраняется законом.

Работа в группах.

Теперь нарушения прав сказочных героев вы обсудите в группах. Для этого каждой группе будет дано свое задание. Давайте вместе составим план работы. Вы получили иллюстрации к сказкам. Что в первую очередь нужно определить?

( Автора, название сказки, персонажи, изображенные на рисунке)

- А чтобы понять, какое право нарушено, нужно вспомнить еще и …(содержание сказки)

Зачем, опираясь на статьи Конституции, вы определите … (какое право нарушено в сказке)

Обсуждение. Ответы детей.

- Понравилось ли вам работать в данной команде? Почему?

- Каким правом пользовался каждый из вас?

(Ст. 29. п.1.  Каждому гарантируется свобода мысли и слова.)

Права граждан закреплены не только Конституцией – главным документом нашей страны, но и другими документами, носящими международный характер. Больше  внимания уделяется, конечно, правам ребенка.

Международные документы о правах человека можно условно разделить на 2 группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание) – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы. Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

В 1959г. ООН была принята Декларация прав ребенка.  А в 1989г. Была принята и Конвенция ООН о правах ребенка. Так как вопросу о правах ребенка уделяется много внимания, учредили международный праздник: 20 ноября – Всемирный день прав ребенка.

Итак, мы с вами говорили о правах граждан РФ. Но перед гражданами стоит и ряд обязанностей перед государством.

- Как вы понимаете, что такое обязанности?

(обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.)

Работа со словарями.

Словарь Ожегова: «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».

- Как вы думаете, прописаны ли обязанности граждан в Конституции?

- Да, в той же второй главе. Возьмите лист со статьями Конституции и, поработав в парах, найдите те, в которых зафиксированы обязанности граждан.

Ст. 38. п.1.  Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Ст. 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 59. п.1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

+ Ст. 17. п.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Физминутка.

- А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности.

Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.

- Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает.

- Каждый, кто заболел получает квалифицированную мед. помощь.

- Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии.

- Дети учатся в школе.

- Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги.

- Родители воспитывают своих детей.

- Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу.

- Отлично поработали. Вернемся к обязанностям. Большинство из них  вы должны будете выполнять только с момента совершеннолетия.

- А есть ли у вас сейчас какие-либо обязанности?

(обязанности ученика, домашние обязанности)

- Я предлагаю в группах обсудить эти обязанности. И составить их небольшой список.

Работа в группах. Обсуждение.

Домашнее задание.

- Кому сложнее всего соблюдать обязанности ученика? (первоклассникам)

- Почему? (Им тяжело к ним привыкнуть: это в школе нельзя, то совсем нельзя.)

Я предлагаю в качестве домашнего задания приготовить вам серию плакатов для первоклассников, в которых вы отразите обязанности учеников, не используя слово «нельзя». Например, плакат под названием: «В столовой можно есть, не разговаривая во время еды», «На уроке можно отвечать с разрешения учителя».

Итог урока.

- Основные понятия, рассмотренные на сегодняшнем уроке, записаны в опорном конспекте. Прочтите его и приготовьтесь к решению кроссворда.

Кроссворд.

  1. Основной закон нашего государства, в котором закреплены права и обязанности граждан. (Конституция)
  2. Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (Обязанности)

- Какие обязанности должны соблюдать граждане РФ?

  1. Соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор. (Конвенция)
  2. Международные рекомендации, не имеющие обязательной силы. (Декларация)
  3. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Права)

- Какие права имеют граждане РФ?

Добавив 1 букву в ключевое слово, вы получите характеристику того, как каждый из вас работал на этом уроке.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: Права и обязанности гражданина

Слайд 3

Ребенок имеет право на жизнь

Слайд 4

Ребенок имеет право на имя Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали – Дюймовочка.

Слайд 5

Ребенок имеет право на жилище и его неприкосновенность Добрая женщина обустроила ей жилище. Нарядная лакированная скорлупка грецкого ореха была ей колыбелью, голубые лепестки фиалок – постелью, а лепесток розы – одеялом.

Слайд 6

Ребенок имеет право на жизнь с родителями

Слайд 7

Ребенок имеет право на защиту жизни Маленькие рыбки, что плавали в речке увидели такую хорошенькую девочку, жалко им стало ее. Нет, этому не бывать!

Слайд 8

Ребенок имеет право на уважение достоинства человека

Слайд 9

Ребенок имеет право на защиту здоровья - Ах ты бедняжечка! – сказала полевая мышь. - Ну, заходи ко мне в тепло да поешь со мною! А то заболеешь.

Слайд 10

Дюймовочка всю зиму ухаживала за ласточкой, а когда наступила весна и солнце пригрело землю, попрощалась с ней и открыла дыру в потолке, которую проделал крот. Ребенок имеет право на свободу совести

Слайд 11

Ребенок имеет право на свободу слова А старая добрая мышь задумала выдать Дюймовочку замуж за старого крота. Заплакала Дюймовочка и сказала, что не хочет выходить замуж за скучного крота.

Слайд 12

Ребенок имеет право создавать семью

Слайд 13

Ребенок имеет право на образование, право на получение информации

Слайд 14

Ребенок имеет право на отдых

Слайд 15

Я имею право: на жизнь на имя на жилище и его неприкосновенность на жизнь с родителями на защиту жизни на уважение человеческого достоинства на защиту здоровья на свободу совести на свободу слова и мысли на создание семьи на образование на отдых

Слайд 16

План работы: Вспомнить название сказки. Вспомнить имена героев, сюжет. Определить, какое право нарушено.

Слайд 17

Какая общая беда приключилась с героями этих сказок? Какое право детей было нарушено отрицательными героями ?

Слайд 18

Какое право нарушила лиса в русских народных сказках?

Слайд 19

Какое право было нарушено героями этих сказок?

Слайд 20

Какое право нарушили герои этих сказок?

Слайд 21

С нарушителями какого права боролся Карлсон?

Слайд 22

Каким правом не воспользовались эти герои?

Слайд 23

Каким правом вы пользовались при обсуждении?

Слайд 25

на жизнь на имя на жилище и его неприкосновенность на жизнь с родителями на защиту жизни на уважение человеческого достоинства на защиту здоровья на свободу совести на свободу слова и мысли на создание семьи на образование на отдых Я имею право: Какое право самое главное?

Слайд 26

Самое главное право – право на жизнь!

Слайд 27

Было в древности такое государство – Спарта , которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

Слайд 28

Александр Васильевич Суворов - талантливый военачальник. Под его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.

Слайд 29

Мои обязанности

Слайд 30

права обязанности

Слайд 31

Домашнее задание Создать красочную памятку на тему «Обязанности школьника» или «Твои домашние обязанности». После оценки учителем подарить ее кому-то из своих младших друзей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим.

Слайд 2

Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В Конституции есть глава « Права и свободы человека и гражданина» Это означает, что Российское государство обязуется уважать права человека.

Слайд 3

Международно-правовые акты по правам ребёнка 1924 г. – Женевская декларация прав ребенка 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.) 1959 г. – Декларация прав ребёнка ( принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.) 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка.

Слайд 4

Календарь правовых дат 21 век - Век ребёнка 1 июня - Международный день защиты детей 4 ноября - День народного единства 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря - День прав человека 12 декабря – День Конституции РФ

Слайд 5

Все впереди – свершенья и открытья! Мир удивительный вокруг! И каждый день полон событий, Когда дороги все открыты, Лишь выбирай, мой милый друг! Ты выбирай, мой милый друг!

Слайд 6

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:


Календарь правовых дат

21 век - Век ребёнка

1 июня  - Международный день защиты детей

4 ноября -  День народного единства

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря День прав человека

12 декабря – День Конституции Р Ф

Календарь правовых дат

21 век - Век ребёнка

1 июня  - Международный день защиты детей

4 ноября -  День народного единства

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря День прав человека

12 декабря – День Конституции Р Ф

Календарь правовых дат

21 век - Век ребёнка

1 июня  - Международный день защиты детей

4 ноября -  День народного единства

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря День прав человека

12 декабря – День Конституции Р Ф

Календарь правовых дат

21 век - Век ребёнка

1 июня  - Международный день защиты детей

4 ноября -  День народного единства

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря День прав человека

12 декабря – День Конституции Р Ф

Календарь правовых дат

21 век - Век ребёнка

1 июня  - Международный день защиты детей

4 ноября -  День народного единства

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря День прав человека

12 декабря – День Конституции Р Ф

Календарь правовых дат

21 век - Век ребёнка

1 июня  - Международный день защиты детей

4 ноября -  День народного единства

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря День прав человека

12 декабря – День Конституции Р Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

Классный час Тема: Мои права и обязанности Класс: 3 «В»

Классный час Тема: Мои права и обязанности Класс: 3 «В»...

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...