Технологическая карта урока окружающего мира.
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) на тему

Закревская Светлана Анатольевна

Урок окружающего мира в 1 классе по теме " Появление жизни на Земле. Динозавры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО  

Закревская Светлана Анатольевна

Место работы

МБОУ городского округа Балашиха «Гимназия №2»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

1 класс

Класс    

Тема и номер урока в теме


Предметная программа и её автор


Цель  урока:

                                       

Появление жизни на Земле. Динозавры.


Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Формирование представления о далёком прошлом Земли; ознакомление  с удивительными животными прошлого – динозаврами;                                                                                                          

организация деятельности учащихся по формированию УУД;

Л – личностные УУД

Р – регулятивные УУД

П – познавательные УУД

К – коммуникативные УУД

Тип урока

Изучение нового материала.

Необходимое оборудование

Используемые технологии

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки, пластилин.

Информационно-компьютерная, игровая.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые предметные результаты

Планируемые результаты УУД

1

Организаци

онный.











Включение в деятельность.



Эмоциональ-

ный настрой на урок.





Вводная рефлексия.

Слайд 1.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок.


Доброе утро, солнце и птицы,

Доброе утро счастливые лица.


Настроимся на урок: трем ладошки, вращаем кулачками, надеваем «колечки», «браслетики», «сережки», «шапочку».


Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок? Просигнальте мне, пожалуйста.

Приветствуют учителя, гостей. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.

Выполняют «гимнастику для ума»

Дети поднимают карточку «настроение» (солнышко, солнышко за тучкой, тучка)


Л: мотивация учебной деятельности.

2

















Актуализа

ция знаний.

















Фронтальная беседа. Повторение  знаний.



             

Ребята, как называется раздел, который мы изучаем?

А что  такое Земля?

А сколько всего планет в Солнечной системе?

Назовите главное отличие Земли от других планет

Где впервые возникла жизнь на Земле?

Существуют разные взгляды ученых на происхождение жизни, а это один из них.

Какими были первые живые организмы?


А что было затем?




Главная особенность Земли.


На Земле есть жизнь.

В воде.



Маленькими, похожими на бактерии.

Появились более крупные обитатели- водоросли, медузы, кораллы, моллюски. В морях – рыбы, на суше – первые растения. Потом животные и растения расселились по суше.

Научатся классифициро

вать и система

тизировать свои знания.














П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.









3



















































































































































































































4








5

Работа по теме урока.

Целеполага

ние.




Работа на карточках.





















































































Физминутка



























































Физминутка

Работа с учебником.























































Творческая работа учащихся.

Работа в группах.


Итог урока



















Рефлексия

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в далёкое прошлое.

А что такое прошлое?

А как назвать тот отрезок времени, который происходит сейчас!

А то, что будет дальше?

 А чтобы узнать тему урока, надо правильно выполнить следующее задание.

Слайд 2.

1.Назови первый зимний месяц. Назови первую букву названия месяца.

2.С какого месяца начинается лето?

3.Назови месяц, который следует за октябрём.

4.Сентябрь, октябрь, ноябрь. Это месяцы какого времени года?

5.Какое время года следует за осенью?

6.Назови последний месяц лета

7.Какое время года сменится летом?

8.Какой месяц наступит после марта? Назови третью букву этого слова.

Составьте из данных букв слово, и вы узнаете, о ком же мы будем говорить на уроке?

 - Ребята, я знаю, что вы уже многое знаете о динозаврах?        

  - А хотели бы вы пополнить свои знания? Сегодня мы все вместе постараемся это сделать.                                Слайд 3.                                                                               Ребята, а кто такие динозавры?                                                                                                                               Слово «динозавры» с греческого языка переводится как «ужасные ящеры».   А к какой группе животных относятся динозавры?

Динозавры, также как и черепаха, змея, ящерица, относятся к группе пресмыкающиеся.                                                                                                                 Динозавры  обитали на земле от 200 до 65 миллионов лет назад. Они населяли Землю в течение примерно 132 миллионов лет. Обитало огромное количество самых  разнообразных видов динозавров, однако не все они жили в одно время. Детёныши динозавров появлялись из яиц, которые их мать откладывала в песок. Царствование динозавров продолжалось долгое время, но 65 миллионов лет назад все эти огромные рептилии вымерли.

Ребята, а от чего вымерли динозавры?                  Правильно, ученые называют этих животных холоднокровными, это значит, что их жизненная активность зависит от тепла солнечных лучей. Наверняка вы видели, как долго и с удовольствием греется под лучами солнца черепаха, змея или ящерица. И это не случайно.                                           Ребята, а как вы думаете, почему на Земле похолодало?                                                                                 В 1990 году весь мир облетела весть о том, что в Мексике обнаружены остатки огромного кратера диаметром свыше 200 км. Он появился примерно  65 миллионов лет назад, вероятно, вследствие падения гигантского метеорита диаметром не менее 10 км. После этой катастрофы  в воздух поднялось столько водяного пара и пыли, что небосвод над планетой потемнел. Пыль и пар в атмосфере препятствовали доступу солнечного света к поверхности Земли. Растения и животные погибли из-за темноты и холода. Некоторым животным, например, крокодилам, ящерицам, черепахам удалось выжить. Они живут на нашей планете и по сей день, почти не изменившись за 300 миллионов лет. Ученые их называют живыми ископаемыми. Многие птицы, млекопитающие, а также большинство насекомых пережили трагедию.        А вот динозаврам не стало хватать солнечной энергии для прогревания таких огромных тел и они медленно начали вымирать.        Динозавры были очень разные. Одни были огромные, а другие- мелкими.                                                     Машина времени
Давайте мы сейчас отправимся на машине времени в далёкое прошлое.                                                             Встали и приготовились к полету. Сели, пристегнули ремни, надели шлем,  полетели. Представьте, что мы с вами находимся в том времени, спрятались где-то рядом с этими динозаврами. Что вы чувствуете? Ох, как страшно!                                                              
Слайд 4,5.                                                          Посмотрите какие разные были динозавры.                Ребята, а кто из вас знает, как называется этот динозавр? Что вы можете о нем рассказать.                  Самым свирепым хищником был Тираннозавр. Весил он свыше 8 тонн (8000 кг), а в длину достигал почти 15 метров. У Тираннозавра были громадные челюсти. В пасти у него было множество зубов длиной до 18 см. Некоторых животных он мог проглотить целиком за один прием. Большинство хищных динозавров передвигались на задних лапках, умели быстро бегать, преследуя добычу, а передние лапы у них были короткими.

- А самыми маленькими динозаврами были Компсогнаты.   Длина их тела равнялась 60 см, то есть они были размером с курицу. Питались они насекомыми и умели очень быстро бегать.                   Слайд 6. Одним из самых необычных динозавров является стегозавр По всей спине у него росли большие плоские пластины, а на хвосте были 4 острых шипа.                                                                            Как вы думаете для чего?                                                           У него была маленькая голова. Питался он растениями.                                                                      Слайд 7.                                                               Трицератопс  означает «трехрогий». Для чего ему нужны рога? Рогом он защищался от врагов-хищников.                                                                          Слайд 8.  Брахиозавр. Это были огромные растительноядные ящеры, длина их тела превышала 20 м., высота – 12 м., и весили они около 20 тонн, т.е. больше чем 20 слонов.                                                        На какое животное из современного мира похожи брахиозавры? Почему у него такая длинная шея? Благодаря длинной шее он мог дотягиваться до листьев на верхушках деревьев.  Чтобы не умереть с голоду, им приходилось съедать за день почти тонну листьев.                                                                                                                                        Вместе с тем он был совершенно неагрессивным и вступал в схватку только при нападении хищников.  При описании динозавров, мы слышим слова «хищник» или «растительноядный».                             Слайд 9.  Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а какой питался растениями?

Ребята, посмотрите на рисунок, найдите среди них динозавров и назовите тех, о которых мы сегодня не говорили.

Слайд 10. Посмотрите внимательно на следующую картинку. Скажите, могло ли быть такое на самом деле?  Нет, к счастью человек появился на Земле намного позже динозавров. А где же мы можем встретиться с динозаврами?

Во времена динозавров на Земле ещё не было людей. Ни один человек никогда не видел живого динозавра! Откуда же люди знают, какими они были?

Слайд 11.

- Помогают нам узнать о динозаврах ученые- палеонтологи. Они осторожно откапывают кости, соединяют их.  

Слайд 12.

-  В Москве есть Палеонтологический музей, в котором собрано огромное количество различных экспонатов, найденными палеонтологами.

- Отправимся и мы в этот музей! Встали, зашли в машину времени. Сели, пристегнули ремни,  надели шлем, Включили сигнальные огни,  полетели  (содержит несколько картинок,  меняются автоматически).

Слайд 13.

Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова освещает все этапы развития жизни на земле, начиная с возникновения простейших морских животных и заканчивая появлением человека. Он по праву считается одним из крупнейших естественноисторических музеев мира. Шесть залов музея последовательно показывают историю жизни на Земле от древнейших геологических эпох и знакомят с различными группами вымерших организмов. В музее представлены навечно законсервированные природой, в каплях янтаря насекомые, жившие на земле много тысяч лет назад и восстановленные скелеты гигантских динозавров. Представленные в музее экспонаты собирались многими поколениями палеонтологов в России и за ее пределами. Каждый имеет свою замечательную историю.

Встретиться с динозаврами мы можем при помощи нашего воображения,

Дети лепят из пластилина динозавров.

К сожалению, даже самое увлекательное путешествие всегда подходит к концу.



Что нового вы узнали на уроке?

 Так кто же из животных, живущих в наше время,  мог бы быть родственником динозавра?  (ящерица, крокодил, черепаха)

 Выставка книг

- Для того, чтоб ещё больше узнать, получить ответы на свои вопросы, можно вам самим, или попросить  родителей прочитать вам книги, энциклопедии о динозаврах. Как мы должны относится к природе чтобы больше ничего не исчезло?  Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо сохранять и беречь природу. очень хрупка.

Оцените свою работу на уроке.






























Динозавр


Самопроверка














Учатся внимательно слушать, рассуждать, анализировать.











Формулируют собственное мнение и аргументируют его.










































Знакомятся с древнейшими представителями животного мира – динозаврами  их многообразием и условиями обитания.
































Брахиозавр немного походил на жирафа.  










Отвечают на вопросы.








Встретиться с динозаврами мы можем при помощи нашего воображения, в фантастических фильмах, сказках, книгах или музеях.
























Знакомятся с методами изучения вымерших животных.

Научатся формулировать цель урока.









































































































































































Познакомятся с наукой палеонтология, с работой палеонтологов.





Познакомятся с Палеонтологическим музеем.








































Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу.
























































К: учатся владеть диалогической речью,  оформлять свои мысли в устной форме, строить понятные для партнёров высказывания.








































П: устанавливать аналогии.










Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.























К:обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь в сотрудничестве.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...