Урок окружающего мира 3 класс с презентацией "Прирожденные разрушители"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Никуличева Ольга Валерьевна

Урок окружающего мира с презентацией 3 класс "Прирожденные разрушители" (грибы, царство грибов, виды грибов, правила сбора грибов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_griby.doc94 КБ
Office presentation icon griby_2.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Прирожденные разрушители"

По программе «Школа 2100»

Никуличева Ольга Валерьевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ № 100

Цели:

Образовательные: 

  1. Дать представление о грибах, их строении и особенностях питания, познакомить с разнообразием грибов;
  2. Подвести к выводу о том, почему грибы относятся к отдельному царству;
  3. Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
  2. Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в группах.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к знаниям;
  2. Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.

Оборудование

Учебник Вахрушев «Окружающий мир 3 класс», рабочая тетрадь , мультимедийная презентация, карточки с названиями «профессий» живых существ, препараты «Плесень», «Дрожжи», книги Плешаков «Атлас-определитель животных», «Памятка грибника», карточки для этапа рефлексии, грибы и корзина для этапа рефлексии

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Актуализация знаний




Сооб-щение темы и цели урока










Постановка проблемы


Совместное открытие новых знаний



































Физминутка














































Итог урока






Рефлексия









 Домашнее задание.

Рефлексия.




Резерв

Проверка готовности к уроку                                          

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Назовите все части экосистемы.

Ответы сопровождаются выставлением демонстрационных карточек

О чем мы сегодня на уроке будем говорить вы узнаете отгадав загадку


Пока дети — каждый в берете,
Повзрослели — шляпы надели.

Учитель: Здравствуйте, сегодня вместе с героями нашего учебника Леной и Мишей мы отправимся в лес за грибами. И как всегда узнаем много нового.









Какой возник вопрос?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос сегодня на уроке познакомимся подробно с грибами.

Сначала вспомним, какими признаками обладают растения?

Животные?


Чем похожи грибы на растения?


Чем похожи грибы на животных?

Вывод Грибы –это растения или животные?

Мы познакомились с царством растений и с царством животных. Грибы не относятся ни к тому, ни к другому. Они – представители царства грибов.

Какую роль в экосистеме выполняют грибы?

Следующая загадка

Сколько грибов изображено на рисунке? (с.120)

Чтение с.120.

Из каких частей состоит гриб?


Как питается гриб?

Сформулируем наши выводы в тетради

Вывод Грибы –это растения или животные?


Где растут грибы? Почему на почве? На чем еще могут расти грибы?

Рассмотрите плесень. Она моментально прорастает на остатках пищи, потому что грибы прирожденные разрушители, но её споры могут быть ядовитыми для человека, нельзя в квартире допускать её размножения, также нельзя кормить птиц плесневелым хлебом, они могут отравиться.

        Очень важны для человека ПЛЕСНЕВЫЕ грибы. Из них получают лекарства – антибиотики, для борьбы с тяжёлыми заболеваниями.

                                                                                                       Виды грибов:

Спорынья, эмпуза, трутовик ( прочитать в учебнике)

Грибы портят зерно. Древесину деревьев, но в тоже время приносят пользу- используются при приготовлении хлеба.                                                                                          Дрожжи-одноклеточные грибы, не образуют нитей грибницы, применяются для изготовления хлеба.

Танец «Грибы-ягоды»

Наконец наиболее нам известны шляпочные грибы. Большую радость нам доставляют съедобные грибы. Конечно, если не путать их с ядовитыми.

грибы


Съедобные                         съедобные    ядовитые

грибы

Пластинчатые                трубчатые  

  Полезно знать, что среди трубчатых грибов нет особо опасных, а вот с пластинчатыми грибами нужно быть поосторожней. Ядовитые и незнакомые грибы лучше не трогать руками.

Подготовка сообщений в группах

  1. Почему так называется?
  2. Трубчатый или пластинчатый?

Загадки

Если неказист на вид,

Прячется умело,

Это самый вкусный гриб Под названьем


 Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.                                                Очень дружные сестрички   .Золотистые ... -

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить - жалко,
Съесть - сыро.

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Ты их бери, не мешкай, ведь это – ...  

Несъедобные грибы

Но уничтожать, пинать, топтать ядовитые грибы нельзя, ими могут питаться животные леса. Некоторые грибы включены а Красную книгу.

Составление памятки грибника


  1. Собирай только знакомые съедобные грибы
  2. Можно раскапывать листья, лесу это не вредит
  3. Грибы лучше срезать ножом.
  4. Не бери старые, червивые грибы. Они могут содержать опасный для человека яд.
  5. Грибы можно собирать  в любом месте, даже в городе.

Проверка с помощью презентации



Вспомним вопрос урока

Грибы –это растения или животные?                                              Чем похожи грибы на растения?

Чем похожи грибы на животных?

Сравним с выводом учебника.

Какие виды грибов узнали?

Почему урок назывался «Прирожденные разрушители»?

На листках выполняется тест каждым учеником

1. К какому царству относятся грибы

А    Царство растений                                                                                Б    Царство животных                                                                                В   Царство грибов

2. Кем являются грибы в экосистеме

Е   Производители                                                                                       И   Потребители                                                                                            А   Разрушители

3. Выберите одноклеточные грибы

М   трутовик   Л    дрожжи     Н   груздь

4. Часть гриба, которую важно не разрушить при сборе…                  

У   грибница     О   споры        А  тело гриба

5. Золотое правило грибника-                                                                        Н   собирать те грибы, о которых когда-то слышал                                                                 Т   собрать как можно   больше грибов                                                    Й   собирать только известные съедобные грибы

Самостоятельно изучить лишайники

У каждого из вас на парте лежит гриб, выберите тот который соответствует вашей работе на уроке, и положите в корзину на доске
красный– было интересно и узнали на уроке что-то новое;
жёлтый – было интересно, но нового ничего не узнали;
коричневый– было неинтересно.

Слайд-«Угадай», лишайники















(О том как нам жить в дружбе с природой.)

Живая природа:     


Производители


Потребители


Разрушители


 


грибы

Звучит запись голосов птиц, постепенно затихая. Лена и Миша собирают грибы.

Лена: Миша, смотри какой гриб-боровик я нашла.

Миша: Правда! Он такой крепкий и красивый.

Лена: Интересно, грибы — это растения или животные?

Миша (уверенно): Грибы живут как животные: у них ведь нет хлорофилла.

Лена: Но ведь они не бегают, как животные, значит это растения.                                                          

Грибы –это растения или животные?



  1. Растения
  2. Не двигаются
  3. Фотосинтез
  4. Животные
  5. Двигаются
  6. Заглатывают и переваривают пищу

Не двигаются, Растут постоянно

Питаются готовыми веществами

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Они представители царства грибов.



Они являются разрушителями, замыкают круговорот веществ.


Предположения детей…………………………………………...

Грибница состоит из тонких длинных клеток, плодового тела, в них созревают споры.

Клетки грибницы впитывают растворенные вещества.

Задания в тетради № 1,2, 3 с. 60.

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Они представители царства грибов.

Грибы растут в лесу на поверхности почвы. Они разрушители- перерабатывают органические вещества.

Рассматривают плесень на хлебе.












Рассмотрите дрожжи.













Подготовить сообщения в группах белый, лисичка, подберезовик, опята, груздь, сыроежка (используются книги Плешакова «Атлас-определитель животных»)

Дети отгадывают загадки и выступают с сообщениями


Белый


Подберезовик


Лисички



Опята



Груздь




Сыроежки

В учебнике с. 122-выполнить задание  



В группах выбрать правильное утверждение и приклеить в памятку.

  1. Собирай грибы, о которых когда-то слышал.
  2. Не разрывай и не раскидывай листву, мох. Грибница может высохнуть и погибнет.
  3. Грибы можно срывать рукой.
  4. Чем больше гриб, тем он вкусней и полнее корзина.
  5. Не собирай грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городской черте.


Грибы относятся к царству грибов

Не двигаются, Растут постоянно

Питаются готовыми веществами

Спорынья, эмпуза, трутовик, дрожжи, шляпочные грибы

Потому, что грибы в экосистеме выполняют роль разрушителей




В



А


Л



У


Й


С.123 в учебнике, зад. В тетради


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: