Интегррованный урок окружающего мира и технологии
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Направление:   Начальная школа

Тема урока:  «О гончарном ремесле»

Тип урока:  Урок  усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок - исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_okruzhayushchego_mira_i_tehnologii.docx64.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала:     учитель начальных классов    муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея «Технико-экономический» муниципального   образования город Новороссийск

Головченко Людмила Викторовна

Пояснительная записка

к  интегрированному уроку окружающего мира

(с использованием регионального компонента)

Направление:   Начальная школа

Тема урока:  «О гончарном ремесле»

Тип урока:  Урок  усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок - исследование

Класс:  3

Программа  «Начальная школа XXI века». Учебник «Окружающий мир, авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. Раздел «Как трудились наши предки»

Кол-во часов    за год – 68,   в неделю 2 ч.

Характеристика класса:   В классе 25 учащихся: 14 девочек и 11 мальчиков.  В целом класс дружный. Ребята любят выполнять свои поручения. С большим удовольствием принимают участие в  классных и общешкольных мероприятиях. Большинство учащихся класса – это любознательные, интересующиеся ребята. У них горят глаза, когда получается самим найти путь решения поставленной задачи. Им нравится добывать знания, очень нравится путешествовать. Последняя поездка на раскопки древнего города Горгиппия  (современный город Анапа), а также в современную гончарную мастерскую так заинтересовала ребят, что им захотелось узнать как можно больше о древних ремёслах.  

        Данный урок – это второй урок в разделе «Как трудились наши предки».

    Подготовительная работа.

       Исходя из поставленных цели и задач определились виды работ, которые помогли бы узнать историю гончарного искусства.

        Класс был разделён на группы: «Историки», «Краеведы» и «Журналисты». С каждой творческой группой проводился предварительный инструктаж.

        «Журналисты»  должны были узнать  о технологии изготовления древнего и современного горшка.

        «Краеведы»  получили  задание рассказать о разнообразии глиняных изделий, изготавливаемых древними гончарами и об их применении.

         «Историки» искали информацию о реализации и продажи ремесленником готовой продукции.

 На уроке использовались активные методы и формы обучения:

  1. Работа в группах (интерактивный метод обучения: обмен сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация;
  2. Игровые технологии.
  3. Здоровьесберегающие технологии  (физминутки).
  4. Индивидуальные методы обучения: капитаны команд самостоятельно извлекали информацию из имеющихся источников.
  5. Поисковый и исследовательский методы.
  6. Практические методы: лабораторная работа с глиной и песком. Практическая работа:  лепка
  7. Наглядный метод: презентации.

Межпредметные связи:

  1. Регионоведение
  2. История
  3. Химия

На уроке использовались следующие средства обучения:

  1. Словесные: справочники, словари;
  2. Оборудование для опытов с глиной и песком;
  3. Аудивизуальные: видеоролик, аудиозапись с песней А. Розенбаума, презентации

         Были применены мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя и учащихся о гончарном ремесле, что помогло расширить спектр предъявляемой информации, активизировать внимание учащихся.  Подбор материала и оформление слайдов, самостоятельный поиск информации, практические работы – всё это привело к активизации познавательной деятельности уч-ся, активности учащихся на уроке.

         Цель  урока достигнута.  

Предмет: Интегрированный урок окружающего мира и технологии

Тема урока: О гончарном ремесле.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Форма проведения: Урок – исследование.

Класс: 3

Цель:  Расширение знаний учащихся о гончарном ремесле.

Задачи: 1. Формировать представление у уч-ся о профессии гончара, о понимании роли труда в жизни человека.

 2. Приобщить детей к познанию истории, культуры своего народа, связи поколений. Довести до сознания учащихся, что изделия, сделанные руками гончара, уникальны, оригинальны, неповторимы, вечны.

3.  Воспитывать  старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, чувство ответственности за работу, выполняемую в коллективе.

Технологии: Образовательные, интерактивные, здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, игровая, проблемно-диалогические.

Оборудование и материалы: конверты с заданиями,  презентации, справочный материал, толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор, цифровой микроскоп, лабораторное оборудование.

   

         

Планируемый результат: расширение кругозора и культурного опыта школьника.

I   Орг. момент

(Учащиеся рассажены по группам: группа «Историков», группа «Краеведов» и группа «Журналистов»)

II  Актуализация знаний.

     Мотивация.

Учитель:  Наш урок, ребята,  я бы хотела начать с загадки:

Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.                       (Гончар)

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (О гончарном мастерстве).

- А кто же такой гончар? Где можно найти эту информацию? Правильно в словарях. Я прошу лидеров  каждой группы подойти ко мне и взять листочек с названием и автором словаря.

(Капитаны проходят  к полке со словарями, выбирают  нужный словарь и находят информацию)  

- Пока наши лидеры заняты поиском, давайте вспомним:

- Что такое ремесло? (Ремесло – это требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-нибудь изделий ручным, кустарным способом. Например: Сапожное ремесло. Скорняжное ремесло. Переплетное ремесло.)

- Вы должны были найти как можно больше пословиц о ремесле. Проверим задание таким образом. На столе у каждой группы лежит конверт. Раскройте его. Догадались, что требуется от вас? Да, вы должны собрать пословицы о ремесле.

- Проверим вашу работу.

(Учащиеся зачитывают получившуюся пословицу и объясняют её смысл:

1 группа: Ремесло в руках - верный кусок хлеба.

2 группа: Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

3 группа: Ремесло пить-есть не просит, а  само кормит.

- А какие пословицы нашли вы? (Ремесла за собой (за спиной) не носишь, а с ним добро. Без ремесла – как без рук. С ремеслом не пропадёшь. Соха кормит, ремесло поит, промыслы одевают, обувают. Ремеслу везде почёт. Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом.)

III  Операционно-исполнительский этап.

  1. Учитель: Молодцы, ребята. А теперь я прошу капитанов каждой группы познакомить нас с найденной информацией.

1 группа: В словаре Ефремовой:

Гончар – это мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины (посуду, игрушки  и т.п.).

2 группа: В словаре Ушакова:

Гончар – это ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду.

3 группа: В словаре Ожегова:

Гончар: это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.

Учитель: Как вы думаете, в каком словаре содержится более полная информация?   (В словаре Ефремовой) Давайте проверим ваше предположение чуть позже.

Физминутка (Приложение 1)

  1. Учитель:    Когда-то давным-давно наш далекий предок сделал великое открытие, которое стоит в одном ряду с изобретением колеса, приручением животного, добычей огня. Из куска мокрой земли – глины – он слепил горшок, высушил его на ветерке и на солнце и обжег на костре. Этот первый горшок явился прародителем всех ныне существующих видов керамики, так как принципиальная схема процесса – глина, замешанная на воде, высушенная и обожженная,- остается по сей день неизменной. Соединяя четыре стихии – Землю, Воду, Воздух и Огонь – древний керамист совершал почти мистическое действие. Изобретение гончарного круга усовершенствовало работу керамиста, позволило быстро создавать совершенные формы. Но и добавил мистики, придал волшебный характер труду мастера.

Учитель: - Почему же именно глину выбрал человек? Как вы думаете, проходит ли вода через глину? Есть такое китайское изречение:  «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»  Давайте проделаем опыты и проверим ваши предположения. Есть ещё одно мудрое высказывание: «Всё познаётся в сравнении». Поэтому предлагаю вам понаблюдать и поэкспериментировать с глиной и песком.

  1. Практическая работа.      (Приложение 2)

(Учащиеся выполняют опыты с глиной и песком и  делают выводы: 1. Глина долго удерживает воду. 2)  глина состоит  из слипшихся очень мелких частиц. При намокании частицы глины взбухают и закрывают воде проходы между частицами. 3) глина хорошо впитывает в себя воду). 4)  Глина  пластична: т. е. способна принимать и сохранять любую форму в сыром виде)

Учитель: Все эти свойства глины и приглянулись человеку.

  1. - Сейчас я прошу капитанов каждой группы подойти ко мне, получить задание, и воспользовавшись литературой, а также информацией, полученной на экскурсиях на раскопки древнего поселения Горгиппия и современной гончарной мастерской, подготовить мини-сообщение.
  1. Группе «Журналистов»: рассказать о технологии изготовления древнего и современного горшка.
  2. Группа «Краеведов» получила  задание рассказать о разнообразии глиняных изделий, изготавливаемых древними гончарами и об их применении.
  3. Группа «Историков» искала информацию о  сбыте ремесленником готовой продукции.

Выступление группы «Журналистов» (Приложение 3)

Физминутка    (Приложение 1)

Учитель: А сейчас, ребята, вы прослушаете песню. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, о ком и о чём эта песня.    (Александр Розенбаум «Песня о гончаре»)

(Ответы детей)

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный рассказ. А сейчас группа «Краеведов» расскажет нам о различных сосудах, которые изготавливали древние мастера, об их использовании.

Выступление группы «Краеведов»     (Приложение 4)

Практическая работа

Учитель:  Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Не боги горшки обжигают»?  Конечно, хоть и трудное дело горшки делать, занимались этой работой простые, но усидчивые, целеустремлённые, терпеливые мастера. Да и не без таланта они были. А кому такие слова обычно говорят?

      Я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга. Вместо них – пластилин и парта. Сделайте  заготовки основания ваших горшков и жгутики.

(Учитель объясняет и показывает этапы изготовления горшка. Учащиеся работают одновременно с учителем).        (Выставка работ)

Учитель: Ну что же. Горшки у нас есть. А что  с ними мог делать гончар? Об этом нам расскажут ребята из группы «Историки».

 (Инсценировка «Мини-ярмарка»: обмен и продажа горшков

IV  Итог урока. Оценочно-рефлексивный этап 

Учитель:  Время меняет стили керамики, методы работы. Но по-прежнему работа гончара увлекает и завораживает, вызывает желание попробовать самому. Посмотрите, пожалуйста на экран. (Слайды с фотографиями с экскурсии в современную мастерскую). Несколько ребят нашего класса взяли интервью у основателя этой мастерской мастера-реставратора Владимира Юрьевича Иванисова. Посмотрите фрагмент этого интервью.

«Во времена господства машинного производства ручная работа ценится  особенно высоко. Разве не приятно получить изделие, которое сотворено не бездушными машинами, а руками реальных мастеров собственного дела? В изделие вкладывается душа мастера, и, обычно, оно неподражаемо - единственное, уникальное в собственном роде. Самое сложное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые у него, конечно же, есть. Желаю вам найти то дело, занятие, которое придётся вам по душе».

 

- Помните, ребята, в одном из помещений, на полках в этой мастерской  располагались сосуды – терракота – это обожжённые в печи, но не расписные изделия. Владимир Юрьевич передал вам в подарок каждому такой маленький сосуд. На уроке ИЗО мы их распишем.

-  Я предлагаю каждой группе обсудить и ответить на следующие вопросы:

- Что запомнилось?

- Что удивило?

- Было ли интересно?

- Продолжите фразу: Мне захотелось…

- Какие ощущения от урока?

- Дайте оценку работе своей группы на уроке.

Учитель: Я довольна работой всех групп. Каждый член команды принял участие в работе группы. Вы нашли много интересной информации, создали каждый свой сосуд. Поэтому, я считаю, вы все заслужили оценку «5».

  1. Физминутка 1

А сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поклонись!

Начинаем мы опять по истории шагать,

Чтобы всё понятным стало

Потрудились мы немало.

  1. Физминутка 2

      «Песня о гончаре»

Жил старик, колесо крутил,
Целый век он кувшин лепил, свой
На ветрах замешивал воздух.
И скрипел друг, гончарный круг,
Тихо пел рано поутру
Старый мудрец талым звёздам:

"Ты вертись, крутись, моё колесо,
Не нужны мне ни вода, ни песок,
Напоит людей росой мой кувшин,
Мой серебряный кувшин.
Будет лёгким он, как крик птичьих стай,
И прозрачным, будто горный хрусталь.
Тоньше тонкого листа у осин
Будет лунный мой кувшин".

                                         (Александр Розенбаум «Песня о гончаре»

Практическая работа

1. - У вас на столах по  два стеклянных стакана. В них вставлены стеклянные воронки. В воронки помещены фильтры из комочков ваты. На фильтре одной воронки  -  влажный песок, а на фильтре второй – размельчённая смоченная глина. С помощью мерных стаканов отмерьте одинаковое количество воды и налейте эту воду одновременно в обе воронки.

- Что заметили?   (Песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Глина дольше удерживает воду.)

2. - А почему так? У вас на столах чашечки с сухой глиной и песком. Рассмотрите глину и песок через лупу. Что заметили? (Песок состоит из отдельных мелких песчинок, а глина -  из слипшихся очень мелких частиц). Выведено изображение глины на экран (цифровой микроскоп)

Учитель: При намокании частицы глины взбухают и закрывают воде проходы между частицами.

3. – Смочите, пожалуйста, сухую глину водой. Понаблюдайте, что происходит? (Мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. Вывод: глина хорошо впитывает в себя воду).

4.  – Теперь эту глину обильно смочите водой, так, чтобы глина оказалась в воде. Понаблюдайте и сделайте вывод. (Вода вскоре исчезает с блюдца). - Понемногу подливая воду, разомните глину до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой. (Вывод: Глина стала пластичной: т. е. способной принимать и сохранять любую форму в сыром виде).

                                         

Выступление группы «Журналистов»

Загадка

Был я на копанце,
Был я на топанце,
Был я на кружале,
Был я на пожаре,
Был я на обваре,
Когда молод был, людей кормил,
Когда стар стал, пеленаться стал.

  1. уч-ся:  Давайте проследим все этапы изготовления горшка.

(Каждый этап сопровождается слайдом)

- Сначала глину копали в овраге. У каждого мастера была своя ямка, своё заветное место. Глину делали податливой, гладкой, готовой к работе. Есть такая пословица: “Глину не мять – горшков не видать”.

- Подготавливали глину к работе так: её месили с водой, она вымешивалась, вылёживалась. Затем глину топтали ножками, причём помогала вся семья.

  1. уч-ся: Давным–давно посуду изготавливали вручную, жгутиками. Форму изделиям придавали с помощью веревки, один конец которой был надежно закреплен, а другим совершались вращательные движения по кругу.  Позже для этого стали пользоваться гончарным кругом. Впервые он возник в четвертом тысячелетии до нашей эры в Вавилоне  и  представлял собой закрепленный диск с отверстием посередине. Простой механизм приводился в движение рукой гончара. Круги с ножным управлением появились значительно позднее. Но, как это не парадоксально, гончарный круг не изменился с тех пор, и в двадцать первом веке он все такой же.     (Слайды № 2 и 3)

  1. уч-ся:  Однажды, сейчас мы не можем сказать кто, но каким-то образом (скорее нечаянно) обломок глиняной посуды или изделие из сырой глины попало в огонь костра – после, разгребая костёр, люди наткнулись на глиняный обломок. Он не сгорел – нет – он стал красным, но главное – прочным. Это было открытие. С тех пор люди изделия из сырой глины сушили, а затем обжигали на жарком огне, получая прекрасную посуду, в которой можно было даже варить пищу. После обжига посуду подвергали лощению. Ее тщательно терли твердым предметом до появления блеска.
  2. уч-ся: В старину бережно относились к посуде. Разбитую и треснутую посуду старались сохранить, обвивали берестой – “пеленали”.   (Слайд № 4)
  3. уч-ся: Но не только производством посуды ограничивается гончарное искусство. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи. Во всем мире из глины лепили украшения для женщин и игрушки для детей. На территории нашей страны древнейшие глиняные фигурки, найденные археологами, относятся ко II тысячелетию до н. э. При раскопках древнерусских городов находят детские игрушки, относящиеся к X в.

Выступление группы «Краеведы»»

1 ученик:  Всю глиняную посуду, изготавливаемую в древности на территории современной  России можно разделить, говоря современным языком, на кухонную и столовую. К кухонной относились корчаги, горшки, ладки.

2 ученик:    Корчага – это большой, наподобие кувшина, сосуд с узким горлом. Его название связано с древним славянским словом «корк» - шея. В корчагах хранили зерно и другие сыпучие продукты. Иногда корчаги называли «зерновиками».

3 ученик:   Горшки всяких размеров, ставцы или кашники использовались для варки пищи. Горлач – для розлива молока. В ладках – широких и глубоких глиняных тарелках – жарили – парили еду.

4 ученик:  В качестве столовой посуды использовали глиняные кувшины, миски, чаши, блюда. Гордостью владельцев были кубки, изготовленные с более тонкими стенками, чем обычная посуда, и украшенные различными орнаментами.

5 ученик:   А благодаря этим изделиям вы прикоснётесь к частичке древности и станете немного ближе к истории Анапы. (Показ слайдов)

- Амфора под вино. Использовалась для хранения и транспортировки  вин и масла на галерах.

- Гидриск – сосуд для воды. Предназначался для омовения гостей.

- Кратер – сосуд, служащий для смешивания воды с вином.

- Ойнохойя – уникальный кувшин, который участвовал в различных пиршествах.

- 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс

Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество"....

Интегрированный урок "Окружающего мира и технологии"

1.     Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию     исследовательской работы.2.     Развивать умения...

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.

Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....