Комнатные растения: герань и традесканция.
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Решетникова Ирина Михайловна

Урок развития речи 3 класс для специальных коррекционных школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl_geran_i_tradeskanciya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2-VIII вида

 Утверждено:                                                                                Согласовано с рук.  метод                                                                                      

Зам директора по УВР                                                                        объединения

Л.А. Осколкова (________)                                                                 С.И.Мироманова (_______)

Урок развития речи во 3-а классе

«Комнатные растения. Герань, традесканция »

Учитель: Решетникова И.М.

г. Улан-Удэ 2012-13  уч г

Цель: 

Познакомить с комнатными  растениями  - геранью и традесканцией; формировать умения ухаживать за комнатными растениями.

Задачи:

1. Учить детей вести диалог, добиваться полных, правильных ответов на вопросы учителя, дополнять высказывания товарищей. Формировать умения учащихся использовать в речи вновь усвоенные слова, составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях, опираясь на картинный план;

2. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении; коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

3. Развивать связную речь учащихся, художественно-эстетическое восприятие окружающего;

4. Воспитывать потребность в красоте, эстетический вкус.

Оборудование: комнатные растения; картинки с изображением комнатных растений,  инструменты: лейка, перчатки, распылитель, губка, лопаточка, ТСО.

Формы организации деятельности:

      Совместная деятельность с педагогом с элементами игровой деятельности.

 Характеристика класса: класс условно поделён на 3 подгруппы

1-я подгруппа: Тавескин Денис, Лосев Владислав, Поддубный Данил, Осипова Надя  (могут работать самостоятельно, под контролем учителя)

2-я подгруппа: Чабина Светлана, Хоцаев Цыбик, Исаков Аюр, Ходыкина Яна, Николаев Ваня  (выполняют работу по указанию)

3-я подгруппа: Андреев Валера, Сороковикова Вероника, Бабуев Ринчин (Выполняют работу с помощью учителя)

I. Орг.момент.

Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать комнатные растения по их внешнему виду; сравнивать их, познакомитесь с названиями новых комнатных растений.

II. Работа с календарем природы.

- Какое сегодня число, день недели, месяц?

- Составьте рассказ о погоде, используя карточки.

                                        (отметить в календаре природы)

II. Повторение изученного материала.

  1. Упражнение в классификации.

 «Как называются эти цветы?»

Прочтите названия цветов, изображённых на картинках

Ромашка,  герань, традесканция.

Из серии картинок убрать неподходящую.

Почему она не подходит?

Чем отличаются комнатные растения от полевых, лесных?

Задание: закончить фразу: “Я люблю выращивать комнатные растения, потому что …”

-Мы с вами говорили о том, что комнатные растения,  живущие у нас дома, в тёплых странах растут в дикой природе. Путешественники, по достоинству оценившие их красоту, привезли их в наши края, а так как у нас холодно зимой, их стали выращивать в доме и назвали комнатными растениями.

III. Изучение нового материала.

- Какое растение вы видите на экране? 

Рассказ учителя (описание герани, затем традесканции).

        - Это – герань, по научному «пеларгония».  Стебель у герани толстый,  крепкий, края узорчатые (словарная работа), бархатистые.

        Цветы разноцветные: красные, розовые, белые, собраны в букет.

        Это – традесканция. Стебель тонкий, свисает вниз (свисающий), образует красивую шторочку, поэтому её помещают на высоких полочках. Листья у традесканции мелкие, продолговатые, заостренные на конце, гладкие, темнее по цвету, чем у герани.

        Цветы у традесканции – бледные, мелкие, быстро отцветают.

в)  Сравнение герани и традесканции ( по опорному плану)

- Чем они похожи? (Что у них одинаковое?)

- Чем различаются?

- А в классе у нас есть герань?

- Что вы можете рассказать о герани?

- Кто может показать, как надо ухаживать за геранью?

Традесканции – одни из самых распространенных комнатных ампельных растений. Это многолетние неприхотливые травянистые растения с хрупкими, мясистыми и свисающими стеблями. Листья продолговатые, заострённые, основание охватывает стебель, часто с белыми, серебристыми, кремовыми, розовыми или бледно-зелеными полосками. Цветет редко, цветки невзрачные –мелкие с тремя лепестками.

-Кто может показать, как надо ухаживать за традесканцией?

IV. Физминутка

«Улыбнитесь»

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали. 

V. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У герани листья широкие, а у  традесканции… (узкие).

У герани цветы крупные, а у традесканции …(мелкие).

У герани стебель крепкий, у традесканции …(хрупкий).

- Я просила вас расспросить родителей, бабушек и знакомых о народных рецептах с использованием герани и традесканции.

IV. Отработка глагольной лексики:

Посмотрите на эти инструменты и скажите, что ими делают?

(Лейка, лопаточка, губка)

- Как поливают цветы? (Аккуратно, по краю горшка)

- Можно ли поливать цветы водой из- под крана?

- Как снимать пыль с листьев?

- Можно ли опрыскивать герань? Традесканцию?

V. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.) согласование существительных с числительными два и пять

(Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)

Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

Ответы детей.

1-й – У меня две традесканции и пять традесканций..

2-й- У меня две герани и пять гераней.

VI. Дидактическая игра “Я знаю пять названий...”

(развитие памяти, активизация словаря).

Я знаю пять ( десять) названий комнатных растений: герань, кактус, фикус …

 Задание: закончить фразу: “Я люблю выращивать комнатные растения, потому что …”

VII.   Итог урока.

-Какое комнатные растения мы изучали на этом уроке?

-Могут ли комнатные растения нанести вред здоровью людей? ( Сильно пахнущие могут быть вредны для людей с аллергией, ядовитые растения могут нанести вред, если за ними ухаживать без перчаток.)

Надо сказать, что, хотя комнатные растения в качестве источника лекарственных средств легкодоступны, все-таки самостоятельное, без консультации врача, лечение недопустимо!

- Зависит ли растение от нашего настроения?

 Главное, о чём нужно помнить - о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод.

VIII. Домашнее задание: Задание 1,2

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

Презентация к технологической карте темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" 1 класс

Презентация к технологической карте темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" 1 класс УМК "Школа России"...

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...

«Декоративные растения и комнатные растения»

Цель: познакомить детей с декоративными и комнатными растениями их происхождением.Задачи: формировать представления о декоративных растениях, о разнообразии лесных, полевых, садовых и комнатных цветов...

Технологическая карта урока "Комнатные растения. Уход за комнатными растениями" 2 класс

Технологическая карта урока "Комнатные растения. Уход за комнатными растениями" по предмету "Окружающий мир" "  2классПрезентация урока "Комнатные растения" 2 к...

"Комнатные растения и уход за ними :герань,традесканция"

Урок был проведен в 3 классе в коррекционной школе 8 вида....

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями».

Познакомить с комнатными растениями; условиями, необходимыми для роста растений; правилами ухода  за растениями....