рабочая программа кружка "Вятский ларец"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Исупова Марина Юрьевна

рабочая программа дополнительного образования по краеведению, 2 класс.. Кружок "Вятский ларец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования.

                        Краеведческий кружок «Вятский ларец».

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы З.А.Клепининой «Природа и люди»(2 класс «Я и мир вокруг»).

  В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи, начинается длительный процесс формирования тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос, с любви к родным и близким ему людям.

  В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия.

  В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду, влиянием окружающей среды на здоровье человека.

   Содержание программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании, раскрывает значимость физического и нравственного здоровья человека.

 

Цель программы:

Углубленное изучение  природы и культуры  родного края.

Задачи программы:

 1.Дать знания:

    -о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребенка,     обеспечивающем его естественные (природные),  социальные (бытовые, нравственные, этические) и познавательные потребности;

   -о разнообразии форм, красок и проявлений компонентов окружающего  мира;

   -об изменениях природных компонентов и деятельности человека в связи с сезонной цикличностью природы;

   -о здоровье человека как непреходящей ценности, о биологической и социальной необходимости сохранения здоровья, о роли самого ребенка в сохранении здоровья;

 2. Совершенствовать познавательную и практическую деятельность.

 3. Развивать личностные качества ребенка: научное миропонимание, мышление и речь, экологическую, санитарно-гигиеническую и этическую культуру, эмоции, творческие способности, патриотические чувства.

Представленная программа построена на принципах

   - развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

    -практической направленности, т.к. значительную часть содержания программы составляют сезонные изменения природы местности, в которой проживает ребенок, следовательно, основным способом получения информации и ведущей познавательной деятельностью детей являются непосредственные наблюдения в природе;

   -экологической направленности;

   -интеграции (с уроками окружающего мира, изобразительного искусства и др.)

    Программа нацелена на выработку у учащихся навыка работы с различными источниками информации – справочными и учебными пособиями, картами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.

 На занятиях кружка используются различные виды деятельности, как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические  беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, а так же используется разнообразный раздаточный материал, словари, энциклопедии. Занятия чередуются с посещением музеев и экскурсиями, проводимыми в ближайших природных комплексах.

    В основе преподавания данного курса лежит проблемно-поисковый подход, технология деятельностного метода, технология решения проектных задач, здоровьесберегающие технологии, используются групповые формы работы и работа в парах, учащиеся выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера.

   Данная программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся с учащимися 2класса 1 раз в неделю.

Примерный тематический план

Тема

теория

практика

всего

1

От наблюдения к знанию

1ч.

5ч.

6ч.

2

       Летние и осенние изменения в природе

3ч.

4ч.

7ч.

3

      Зимние изменения в природе

1ч.

5ч.

6ч.

4

      Весенние изменения в природе

3ч.

6ч.

9ч.

5

       Родной край –  малая родина

3ч.

3ч.

6ч.

 

                                  ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

-викторины по темам

-тесты

-загадки

-кроссворды

-творческие работы

                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     Раздел:  От наблюдения к знанию.

Цели и задачи:

Расширить знания об окружающем мире, формировать коммуникативные учебные действия.

Содержание.

Введение. Наблюдения как способ получения знаний о природе. Создание уголка природы и научных дневников.

Формы занятий:

Беседа, практическая работа в группах.

Основные понятия:

Природа: живая и неживая, справочная литература, словари, макет, наблюдения, погода, прогноз погоды.

   

 Раздел: Летние и осенние изменения в природе.  

Цели и задачи:

 -формировать знания об осенних изменениях в природе

 -расширять знания учащихся об окружающей природе;

 -учить проводить наблюдения за объектами природы;

 -обучать постановке простейших опытов и обработке полученных результатов;

 -выявить причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы осенью;

 -познакомить учащихся с некоторыми представителями флоры и фауны нашего края  

Содержание.

Что такое природа. Природа живая и неживая. Разнообразие предметов природы. Разнообразие погоды и ее составляющих осенью. Связь изменений  погоды с положением солнца на небосводе. Связь отдельных компонентов погоды между собой. Погода и чувства человека. Погода и здоровье. Осенние изменения в жизни животных и растений. Неживая природа летом и осенью. Охрана и укрепление здоровья осенью. Разнообразие растений. Лиственные и хвойные растения.   Деревья, кустарники, травы, их отличительные признаки. Изменение окраски листьев и листопад у растений осенью. Красота осенних растений. Осень в жизни растений и чувства человека. Распространение плодов и семян. Грибы – часть живой природы. Значение грибов, правила сбора и использования грибов. Разнообразие животных, Условия питания. (Животные – живые организмы). Насекомые и птицы летом и осенью. Поздняя осень. Обобщение знаний.

Формы занятий:

 Экскурсия «Природа осенью», практические работы(«Лиственные и хвойные растения»), творческие работы(Составление памятки по сбору грибов, по укреплению здоровья осенью и др.), решение проектных задач при групповой работе(уголок природы, книжка – раскладушка о животных нашего края осенью).

Основные понятия:

Наблюдения, явления погоды, прогноз погоды, температура воздуха, лиственные и хвойные растения, размножение растений, распространение семян, декоративные растения, живые организмы, грибы(съедобные и несъедобные), классификация животных: насекомые, птицы, рыбы, звери, перелетные птицы, отлет птиц, линька, поздняя осень.

 

 Раздел: Зимние изменения в природе.

Цели и задачи:

  -формировать знания о зимних изменениях в природе,

  -установить причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы в зимнее время,

  -выявить значимость охраны и укрепления здоровья зимой,

  -воспитывать бережное отношение к природе (подкармливание зимующих птиц),

  -формировать навык наблюдения за объектами природы и умение фиксировать результаты в уголке природы и в научном дневнике.

  -познакомить детей с комнатными растениями и правилами ухода за ними в зимнее время.

Содержание.

   Неживая природа зимой. Зимние явления природы. Разнообразие погоды и ее составляющих зимой. Лед и снег в природе, отдельные их свойства. Зимняя погода и здоровье человека. Простудные и инфекционные заболевания, связанные с простудой. Предупреждение простудных заболеваний. Здоровье и гигиена питания. Состав пищи, ее разнообразие как важное условие сохранения здоровья.  Погода и чувства человека.  Зимние праздники на вятской земле. Особенности состояния растений зимой по сравнению с осенью. Животные зимой. Комнатные растения и уход за ними.

Формы занятий: экскурсии «Природа зимой», в школьный зимний сад, наблюдения за птицами,  подкармливание  птиц, заочная экскурсия в зимний лес, творческие работы – описания зимующих птиц, сборник народных примет, решение проектных задач, разработка минипроекта «Как нарядить елку»(коллективная работа),миниисследование «Какие птицы выводят птенцов зимой?»(коллективная работа).

Основные понятия:

Закаливание организма, переохлаждение, обморожение, низкая температура, метель, вьюга, буран, пурга, зимующие птицы, наст, оттепель, народные приметы.

 

  Раздел: Весенние изменения в природе.

 Цели и задачи:

  -формировать знания о весенних изменениях в природе,

  -установить связи между объектами живой и неживой природы весной,

  -продолжить наблюдения в природе , за отношением людей к природе,

  -создать видеотеку раннецветущих растений в черте поселка,

  -оформить альбом «Живая природа нашей местности», подготовить его презентацию для учащихся начальных классов,

  -воспитывать бережное отношение к природе.

Содержание.

Неживая природа весной. Яркие проявления неживой природы. Гроза, ее признаки, правила охраны здоровья во время грозы. Отдельные яркие изменения в жизни растений весной: раннецветущие растения, распускание листьев, последующее цветение. Лекарственные растения , правила сбора и хранения. Жизнь животных весной. Отношение людей к растениям и животным. Оценка этого отношения. Определение своего отношения к растениям и животным. Природа и труд человека. Основные занятия людей в сельских хозяйствах нашего края.

Формы занятий:

Экскурсии «Весенние изменения в природе», на пришкольный участок, в школьный краеведческий музей(«Старинные орудия труда»),творческие работы(памятки по правилам поведения во время грозы, фотографирование раннецветущих растений, решение проектных задач по подготовке презентации альбома»Живая природа нашей местности».

Основные понятия.

Признаки весны: потепление, половодье, таяние снега, ледоход, оттепель, набухание почек, раннецветущие растения, лекарственные растения, развитие растения из семени линька у зверей, потомство.

Раздел: Родной край – малая родина.

Цели и задачи:

 -изучить особенности быта, интересов, традиций людей города и деревни нашего края,

 -узнать историю поселка Рудничный,

 -воспитывать любовь к своей малой родине, чувство гордости за нее,

 -учить уважительно и бережно относиться к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родного края.

Содержание.

Поселок, в котором мы живем, предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение. Профессии людей, работающих в этих учреждениях. Правила поведения в общественных учреждениях. Место работы родителей, их профессии. Значение разных профессий для всех людей. Известные люди нашего поселка. Жизнь, быт, традиции, праздники людей нашего поселка.

Формы занятий:

Экскурсии на почту, на пекарню, в школу искусств; утренник «Все работы хороши!»; творческие работы - «Традиции в моей семье», сценарий семейного праздника (проектная задача).

Основные понятия:

Родной край, малая родина, Кировская область, Верхнекамский район, быт, традиции, праздники (государственные, народные, православные, семейные), культурное достояние, наследие.

Планируемые результаты

К концу учебного года учащиеся должны знать:

-некоторые профессии людей, роль профессий в жизни отдельного человека и общества;

-свой населенный пункт, его тип, название; отличие города и села; общественные учреждения, учреждения культуры, быта, их назначение ; правила культурного поведения в учреждениях;

-что такое погода, ее составляющие, разнообразие погоды осенью, зимой, весной,

-свойства снега и льда; признаки грозы, правила охраны здоровья во время грозы,

-растения – часть живой природы, жизненные формы растений – деревья, кустарники, травы; некоторые особенности состояния растений осенью, зимой, весной,

-правила ухода за растениями,

-животные – часть живой природы, группы животных, их приспособляемость к сезонным изменениям в природе,

-названия и отличительные признаки 10 растений, в том числе 3-4 комнатных, 10 животных.

-значение природы в жизни человека, правила охраны природы,

-причины простудных заболеваний, меры предупреждения этих болезней,

-значение режима питания для сохранения здоровья, правила гигиены питания.

К концу учебного года учащиеся должны уметь

-наблюдать в окружающем мире: замечать яркие крупные детали предметов и явлений, разнообразие крупных форм, ярких красок, размеров окружающих объектов,

-соблюдать общепринятые правила в общественных местах,

-составлять устную характеристику погоды, фиксировать с помощью условных знаков основные составляющие погоды,

-узнавать в окружающей природе изученные растения и животных,

-соблюдать правила охраны природы, выполнять некоторые природоохранные меры (подкармливание птиц),

-ухаживать за комнатными растениями.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

               Тема занятия

Теория

Практика

Дата

1.

2.

3.

Поселок, в котором мы живем.

Предприятия, учреждения культуры, быта. Их назначение.

3ч.

экскурсии

3.09

10.09

17.09

4.

Место работы родителей, их профессии. Значение разных профессий для всех людей.

1ч.

26.11

5.

История нашего поселка. Известные люди нашего поселка.

1ч.

Экскурсия в музей

18.02

6.

Труд, жизнь и быт людей родного поселка

1ч.

14.01

7.

Разнообразие природы. Погода. Наблюдения как способ получения знаний о природе.

1ч.

24.09

8.

Экскурсия в природу с целью наблюдения осенних изменений .

1ч.

1.10

9.

Неживая природа летом и осенью. Охрана и укрепление здоровья осенью.

1ч.

8.10

10.

Жизнь животных нашего края осенью.

1ч.

Проектная задача

15.10

11.

Грибы – часть живой природы. Значение грибов, правила сбора и использования грибов.

1ч.

22.10

12.

Разнообразие растений. Лиственные и хвойные растения. Распространение плодов и семян.

1ч.

Практическая работа.

29.10

13.

Осенний бал.

1ч.

2.11

14

15

Создание уголка природы и научных дневников.

2ч.

Решение проектных задач

12.11

19.11

16.

Экскурсия в природу с целью наблюдения зимних изменений.

1ч.

3.12

17.

Неживая природа зимой. Охрана и укрепление здоровья зимой.

1ч.

Пр.работа «Снежные узоры»

10.12

18.

Жизнь животных и растений зимой.


Заочная экскурсия в зимний лес

17.12

19.

Зимние праздники

1ч.-проектная задача

24.12

20.

Комнатные растения. Экскурсия в школьный зимний сад.

1ч.

21.01

21.

Свойства снега и льда.

1ч. практич. работа

28.01

22

23                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Влияние света и тепла на развитие комнатных растений.

2ч. опыт

4.02

11.02

24.

Экскурсия в природу с целью наблюдения весенних изменений.

1ч.

18.03

25.

Неживая природа весной. Охрана и укрепление здоровья весной.

11.03

26.

Лекарственные растения.

1ч.

25.03

27.

28.

Раннецветущие растения и их охрана.

2ч.

8.04

15.04

29.

30

Жизнь животных весной.

1ч.

1ч. творческие работы

22.04

29.04

31.

32.

Труд людей весной.

2ч.высаживание семян и рассады цветочных культур на клумбу.

6.05

13.05

33.

34.

Обобщение. Оформление альбома «Живая природа нашей местности».

20.05

27.05

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1.  Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Часть 2. Москва. Просвещение, 2001.

  2.  З.А. Клепинина, Е. В. Клепинина. Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению. Издательство «Ювента», 2007г.

  3.  З.А. Клепинина. Окружающий мир: методическое пособие к учебнику для 2 класса начальной школы. Москва. АСТ- ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

  4.  Энциклопедия земли вятской. Областная писательская организация. 1998.

  5.  Родной край. Пособие для внеклассной работы в начальной школе при изучении природы и истории Кировской области. Волго – Вятское книжное издательство, 1991.

  6.  А. Н. Соловьев. Сокровища вятской природы. Киров.1986.

  7.  Природа Кировской области. Сборник статей. Под общей редакцией А.И. Шернина. Волго – Вятское книжное издательство,1987.

  8.  В. В. Петров. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя. Москва. Просвещение, 1991.

  9.  Т.Д. Нуждина Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. Мир животных и растений. Ярославль. Академия развития, 1999.

  10.  Детские энциклопедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...