Конспект урока окружающего мира
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему

Овчаренко Людмила Ильинична

Урок окружающего мира 4 класс программа под редакцией Плешакова "Лес - природное сообщество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_-_prirodnoe_soobshchestvo.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Овчаренко Л.И.

Тема нашего урока: «Лес – природное сообщество»

  Сегодня мы должны будем ответить на вопросы: «К чему ведет нарушения равновесия в природном сообществе – лес». Что такое равновесие в природе?

Д/з ответы детей:

  1. Орг. момент. Вступление.

Учитель: Вспомните, ребята в какой природной зоне расположен наш родной край.

Ответ детей: Зоне лесов.

Учитель: Давайте послушаем стихотворение которое передает художник образ леса, поэтическую картину.

Стихотворение: (читает ученик) И. Бунин «Листопад»

Учитель: Да, краса и гордость нашего края со всеми их обитателями -это наши русские леса

Знаете ли вы, что ученые называют лес природным сообществом?

Индивидуальное задание на дом одному ученику выписать из словаря толкования слова «сообщество». Ребенок поясняет.

Учитель: Как вы поняли словосочетание «сообщество – лес»?

Ответы детей:

 Учитель: Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. Все группы обитателей леса находятся в определенное равновесии нарушений которое мы, люди, вредим лесу и его обитателям, да и себе самим.

Почему? Ответим на этот вопрос в конце урока, после путешествия в лесничество куда я вас приглашаю. А заодно подготовим плакаты к ежегодному тур слету в лесу.

Еще осенью вы разбились на группы, получив задание изучить подробно жизнь и проблемы групп легкого сообщества. В нашем путешествии вы поделитесь с остальными ребятами своими знаниями и будите моими помощниками.

  1. Основная часть.

Звучит мелодия. Учитель – лесничий.

Картина с изображением смешанного леса.

Несколько отдельных деревьев (береза, ель,

сосна, дуб, осина).

Учитель: Стоя на пороге моего лесничества, прежде чем войти в него, напоминаю, а жизнь мне и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Поэтому прежде всего давайте вспомним как вести себя там.

Помогут нам ребята из 1 группы.

1 группа детей – 3 чел.: Дети рассказывают о том, как вести себя в лесу.

Учитель: Я знаю, что вы приготовили плакаты для ежегодного тур слета в лесу и захватили их с собой сегодня. Давайте проверим смогут ли ребята расшифровать их.

Ответы детей: Дети 1 группа демонстрируют таблички – запреты:

  1. не ломай ветви деревьев и кустарников;
  2. не сбивай грибы, да же несъедобные;
  3. не разоряй птичьи гнезда;
  4. ходи в лесу по тропинкам, чтобы невытаптать траву и почву и т.д.;
  5. не повреждай кору деревьев;
  6. не лови диких животных и не уноси их домой;
  7. не рви цветы.

Учитель: Молодцы ребята. Как вести себя в лесу вы знаете. Давайте возьмем с собой эти таблички, чтоб в путешествии по лесу развесить их на полянках для людей.

Итак, в путь!

Физмин.: Звучит музыка с пением птиц.

Учитель: Оглядитесь вокруг. Как много удивительного в лесу?

А какие деревья, растут в моем лесу вы узнали?

Ответы детей:

Учитель: Вы знаете, что растения в лесу располагаются ярусами – этажами.

Напомните, как это происходит.

2 группа: Дети рассказывают об «этажах» леса, располагая растения на  доске ярусами.

Учитель: В моем лесу очень много разных растений. Правда некоторые из них занесены в красную книгу. Почему?

Ответы детей:

Учитель: Знаете, ли вы растения наших лесов, занесенные в красную книгу?

Викторина: Ребята 2 группы подготовили нам несколько рисунков таких растений назовите.

Дети: Дети 2 группы показывают рисунки растений, а остальные называют их.

На доске появляется заголовок «Охраняемые растения лесов». Рисунки вывешив над заголовком.

Учитель: Наш плакат готов. А почему необходимо знать эти растения?

Ответы детей: Дети говорят о том, что растения – это красота леса, они радуют глаз человека и нужны также насекомым, птицам, зверям.

Учитель: Какую табличку – запрет мы повесим на нашем привале?

Дети выбирают и вывешивают к плакату «Охраняемые растения лесов» нужные запреты.

Учитель: Весь мой лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. Вот и первая нить сообщества – растения дом для животных и корм для них. Именно поэтому нельзя уничтожить лестные растения.

Отправляемся дальше.

Физмин.: Звучит музыка.

Учитель: Первое что мы слышим, входя в лес, это ….

Пение птиц.

 Знаете ли вы птиц, которые живут в наших лесах?

3 группа: Дети рассказывают о некоторых птицах леса (2-3 птички).

  1. Вывесив заголовок «Птицы леса».

3 группа: Остальных птиц попробуйте угадать по описанию (словесному портрету).

В процессе работы вывешивают рисунки с птицами.

Лесник: А знаете ли вы. Как мы, люди, можем навредить птицам?

3 группа: 1) разоряют гнезда;

2) не ловить и не уносить птиц.

Учитель: Зачем же птицы нужны лесу?

3 группа и остальные дети:  1) Пение птиц;

2) уничтожение вредителей насекомых.

Учитель: Какие же таблички – запреты добавим к нашему плакату «Птицы леса»?

Дети: Вывешивают нужные таблички.

Учитель: Отправляемся дальше.

Звучит музыка.

Учитель: А сейчас давайте вспомним еще одну группу из лесного сообщества – зверей. Ведь лес – это дом не только для птиц, но и для зверей.

4 группа: Рассказывают о зверях (2-3 зверей).

Остальных зверей наших лесов поможет отгадать кроссворд.

  1. детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?
  2. чьи детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров?
  3. Самый чистоплотный зверь?

Учитель: Зачем животные лесу?

Ответы детей:

Учитель: Как же человек может позаботиться о лесных зверях?

Ответы детей:

Учитель: Дополните наш плакат табличкой – запретом.

Дети вывешивают табличку.

Учитель: Итак, плакаты наши готовы и нам пора возвращаться назад, в школу.

Физмин.: Звучит музыка.

IV. Заключительная часть урока.

Подведение итогов.

  1. Скажите еще раз, почему же лес – это природное сообщество?
  2. Какое значение имеет лес для человека?
  3. Какой же вред могут понести люди, нарушая равновесие в лесу?

 

Чтение стихотворения учителем.

1 ученик:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

2 ученик:

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

3 ученик:

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно

И должно  быть сердце. Сердце человечье!

4 ученик:

Люди - человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

5 ученик:

Лес не только для нашей забавы

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

6 ученик:

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

7 ученик:

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать не сочтешь,

Сердце любо, коль знаешь, что за

Год в сосняке разрослась молодежь.

 

Мы с вами должны бережно относится к природе своего края, сохраняя ее необыкновенную красоту не только для себя, но и для тех, кто будет жить в будущем.

Учитель: А почему в конце урока я приготовила для вас это стихотворение.

V. Тестирование по итогам урока, дом. Задание.

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастие надарить –

в моей все это власти! –

гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

восхода и заката, иву над рекой…

И, наконец, солнцем пропаленный, рыжеватый

хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, мое ученье

не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам - мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожить (зверь не карандаш) –

С помощью сложнейших вычислений

и машин новейших  - не создашь.

Мы с тобой дорогою одной

катимся – ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

как не можешь быть и вне меня.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...