Урок по окружающему миру 4 класс "Я_гражданин"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Вертьянова Светлана Витальевна

Программа "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru._ya-grazhdanin.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

«Я – гражданин России»

Учитель: Вертьянова С.В.

Гимназия№205

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «гражданин», «конституция», уточнить  и расширить знания о государственной символикой Российской Федерации;
  2. Формировать чувство патриотизма, уважения к государственным символам;
  3. Развивать устную речь учащихся, умение работать с текстом, работать в группе.

1 Орг. момент.

Сегодня мы проведём необычный, но очень важный для каждого из нас урок.

2 Актуализация знаний.

Начать сегодняшний урок мне бы хотелось с песни .

(Звучит отрывок песни «С чего начинается Родина.»)

Мы достаточно часто слышим слово Родина. Как вы понимаете это слово. Продолжите мою фразу:

-Родина – это…………    (устные ответы учащихся)

Талантливые люди сложили и написали немало стихов и картин  изображающих красоту природы.

Читает ученица:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это – русское раздолье,

Это – русская земля!

Вижу горы – исполины,

Вижу реки и моря:

Это – русские картины,

Это – родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья,

Это  - русская сторонка,

Это – Родина моя.

Сегодня мы продолжим  историческое путешествие по нашей стране

Давайте, вспомним как развивалась история нашего государства по нашей реке времени.

IX     Древняя Русь             XIV      Московское гос-во              XVIII Российская империя

XX        CCCР                                                                      XXI         ?

Дети называют название государства в соответствии с веком

Назовите основные события каждой эпохи.

Как думаете, что скрывается за знаком вопроса.

Учитель: В 1991 году  руководители республик , которые входили  в состав СССР договорились распустить союз. Каждая республика стала независимой. Но многолетние связи сохранились. Образовалось СНГ(Содружество Независимых Государств)

Россия  -самое большое государство в составе СНГ.

3 Объявление темы урока.

Какие документы у меня в руках? ( паспорт и свидетельство о рождении)

Что в нём записано?

Тема :    Я – гражданин России.

Россия занимает первое место по территории не только в СНГ, но и среди всех стран мира.

Возьмите свои маршрутные листы. (Контур России)

С какого города начинаем путешествие? (Санкт-Петербург)

Почему?

Следующая станция Москва.

Почему мы не можем пропустить этот город? (Это столица)

Столица есть у каждого государства, а ещё  какие государственные символы вы можете назвать.

Флаг, герб, гимн.

4 Работа в группах.

Каждая группа получает тексты о флаге, гимне, гербе. В течении 5 минут изучает текст и отвечает на свои вопросы.

1группа:  Как выглядит государственный флаг. Значение цветов .Кто ввёл такой флаг.

2 группа: Флаг во времена СССР. Знамя Победы  в Современной России.

3 группа: Как выглядит герб России.

4 группа: Сравнить современный герб и герб времён Иоанна III

5 группа: Происхождение слова «гимн» В каких случаях исполняется гимн.

6 группа: История российского гимна. Авторы современного гимна.

Откройте учебники на стр.112  Прочитайте текст гимна.

  1. Какие слова выражают чувство гордости?
  2. Какие слова показывают бескрайность России?
  3. Какие слова выражают гордость историей и надежды на будущее?

Прослушивание гимна. (первый куплет и припев)

 5 Следующая наша остановка – Новороссийск. Прошли мы большой путь, можно отдохнуть.

Творческая работа в парах.

Составить слова из слова: ГОСУДАРСТВО и выбрать слова, связанные с понятием «государство»

Без кого не может существовать государство? (без людей, населения)

Россия – многонациональное государство.

Стр.111 Перенесите на свой маршрутный лист некоторые национальности, о которых хотелось бы узнать подробнее.

Люди всех этих национальностей – граждане России.

Ч то же это значит, Быть гражданином?

 Стр.111 Прочитайте текс, найдите ответ на вопросы:

  1. Что значит быть гражданином?
  2. Что такое Конституция?

Какие права имеет только что родившийся ребёнок, школьник, взрослый?

Соотнести карточки с картинками.

Право на жизнь

Право на гражданство

Право на мед. Обслуживание

Право на образование

Право на свободу мысли

Право на выбор профессии

Право на труд

  1. В какой сказке лиса нарушила право зайчика на жилище (Заюшкина избушка)
  2. В какой сказке зверята использовали право на медобслуживание (Айболит)
  3. В какой сказке были нарушены право кукол на труд по собственному желанию (Золотой ключик)

6 Ещё одна последняя остановка – Петропавловск-Камчатский. Самый восточный город России. На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, какая тема нашего урока?

Что значит быть гражданином?

Какое открытие сделали для себя на уроке?

Просмотрите своё Д/З на листочке:

  1. Понаблюдать, где встречаются государственные символы.
  2. Стр. 113 знать термины
  3. Выучить гимн
  4. **найти интересные материалы о различных национальностях, проживающих на территории России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...