Открытый урок
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Учимся различать деревья и кустарники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyi_urok_po_pred._nash_mir.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА





БЕРЁЗА


ДУБ


ТОПОЛЬ


СИРЕНЬ





СИЛУЭТ






ВЕТКА С ПОЧКАМИ







СЕМЕНА И ПЛОДЫ


БЕРЁЗЫ


ДУБА


РЯБИНЫ


ЯСЕНЯ











МБОУ  Верхнедонская гимназия

Открытый урок по предмету «Наш мир»

 Учитель начальных

классов Медведева М.И.

ТЕМА:    Учимся различать деревья и кустарники зимой.

ЦЕЛЬ:  формировать умение различать зимой деревья и кустарники по силуэтам, коре,

                    почкам, плодам;

                    воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней;

                    развитие познавательного интереса учащихся к изучению предмета.          

ОБОРУДОВАНИЕ:  учебник «Наш мир» 1 класс, картина Юона «Русская зима»,

                                                    веточки деревьев, семена и плоды деревьев, Лесовичок,

                                                    мультимедийный проектор, лупы.

ХОД УРОКА.

1.Психологический настрой.

---Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2.Актуализация знаний. 

---Ребята, по дороге в школу я получила письмо. Мне его вручил почтальон Печкин. Давайте прочитаем, его пишут дети из Африки, где нет зимы и просят вас написать о зиме.

              ---Какое сейчас время года?

              ---Какой сейчас месяц?

              ---Назовите зимнии месяцы.

              ---Сколько месяцев длится зима?

              ---Какие изменения в неживой природе происходят?

Наша природа часто меняет наряды. Мы видим природу весной, летом. Осенью природа поражает своей пышностью, неповторимой яркостью красок, затем слякотью, пока однажды не накроет землю пушистым снегом.

Каждый народ любит природу родного края, её красоту стараются показать художники, композиторы, писатели.

                         Стихотворение А.С. ПУШКИНА

                                                                      Вот север тучи нагоняя

Дохнул завыл и вот сама

Явилась матушка-зима.

                                                           Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов

Брега с недвижную рекою

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз. И рады мы

проказам матушки-зимы.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

и ель сквозь иней зеленеет,

и речка подо льдом блестит.

РАСМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ ЮОНА «РУССКАЯ ЗИМА»

  1. Всю долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю, невольно задумываешься: что там под этим холодным морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь жива?
  2. Умирают ли на зиму травы?
  3. Как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода?

Всё лето дерево с усердием запасает в стволах и ветвях соки. Соки становятся густыми, их движение замедляется. Дерево словно засыпает. Создав запасы дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают ещё выносливей, сок дерева густеет. Дерево впадает в спячку. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой. Дыхание в 200-400 раз слабее, чем летом.

--- Подумайте, все ли деревья остаются на зиму без деревьев?

Я надеюсь, что детям из Африки понравятся ваши ответы и рисунки о зиме.

3. Основная часть

--- Какая же  тема урока?

--- Подумайте на какие вопросы вы хотели найти ответ.

--- На прошлом уроке группы получили задания, которые они выполняли.

--- Давайте познакомимся с этими группами.

Первая группа ботаников                    -------        Определим порядок выступления групп.

Вторая группа ботаников                     -------        Откройте учебники с. 44

Эксперты-экологи                                 -------         Рассмотрите рисунок.

                                                                -------          Чем похожи деревья зимой?

                                                                 -------         Чем отличаются? (кроной)

Крона – это верхняя разветвленная часть.

--- Чтение рассказа «Как зимой узнать деревья?»

--- Итак, давайте предоставим слово 1-ой группе ботаников. Ботаника – наука о растениях.

Доклад о лиственных растениях. 1-ая группа.

ДУБ – могучее дерево. У него мощный ствол, толстые ветви, темная, шершавая кора. Живет дуб долго – 500 лет и больше. Осенью на дубе созревают плоды – жёлуди.

КЛЁН – Я клён. Я желанный гость всех парков. Мои резные листья так красивы в осенний листопад. Листья клёна усваивают из воздуха вредные вещества.

БЕРЁЗА – полюбилась русскому народу белоствольная берёза. Сколько песен, стихов сложено о ней.

Отрывок из стихотворения Есенина «Белая берёза»

ЛИПА – имеет листья В Виде Сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный арамат.

Докладывает о хвойных растениях – 2-ая группа.

ЕЛЬ – Я ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. У ели хвоинки короткие, расположены по  одиночке  и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.

СОСНА – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки имеют округлую форму.

ФИЗМИНУТКА

Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда (прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружит (Дети кружатся)

Заметает все кругом белоснежным серебром (Имитируем движение руками)

Практическая работа.

Учащиеся рисуют:   (1) силуэты деревьев, (2) ветку с почками рассматривают и (3) семена

--- А как можно отличить по плодам?

Плод берёзы напоминает бабочку.

У клёна по 2 плода с крылышками.

Плоды липы – орешки, подвешены к широкому крылышку.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА





БЕРЁЗА


ДУБ


ТОПОЛЬ


СИРЕНЬ





СИЛУЭТ






ВЕТКА С ПОЧКАМИ







СЕМЕНА И ПЛОДЫ


БЕРЁЗЫ


ДУБА


РЯБИНЫ


ЯСЕНЯ










5.Докладывает группа экологов.

На земле нет ни одного человека, чья жизнь не была бы связана с жизнью дерева. Без дерева сегодняшняя жизнь не мыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите. Об этом расскажут эксперты-экологи. «Как вести себя в лесу»

  1. Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них
  2. Не оставлять мусор в лесу.
  3. Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
  4. Не рвать большие букеты цветов.
  5. Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

ПОМНИТЕ: из одного дерева можно сделать миллион деревьев.

Будьте осторожны с огнем в лесу!

ОЙ, КАКОЙ ШОРОХ!

  1. Ребята, а вот Лесовичок передал вам корзину с дарами леса.

  1. Викторина «Лесные загадки». ЗА ОТГАДКУ-ШИШКА.

Ходят в лес по грибы, по ягоды, по орехи.

А что если отправиться в лес по загадки?

Интересно собирать грибы, ягоды, орехи, а загадки ещё интересней искать.

--- В золотой клубочек спрятался дубочек.

--- У какого дерева осенью листья красные?

--- Почему ствол у берёзы белый? (Наличие белового вещества – бетулина)

--- Какое дерево является символом России?

--- Плодами какого дерева являются жёлуди.

--- Какое особое отличие у лиственных? (сбрасывают иголки)

--- Зачем зимой молодые саженцы обвязывают вениками? (чтобы зайцы кору не обели)

--- Какое дерево применяется для изготовления лыж?

--- Какое дерево при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат?

--- Высокое, стройное с желтоватой или бурой корой. Хвоинки длинные, расположены попарно, шишки маленькие, округлые. (сосна)

Почему у дуба ветки корявые?

  1. Оценка результата деятельности.

--- Давайте посмотрим на наше «ДЕРЕВО»

    Всё ли мы выполнили?

  1. Рефлексия.

--- Кого из одноклассников было интересно слушать?

--- Какие твои качества помогли в выполнении задания?

--- Какие твои качества мешали в выполнении задания?

--- Что вызывает гордость?

  1. Итог урока.

ФИЗМИНУТКА

Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда (прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружит (Дети кружатся)

Заметает все кругом белоснежным серебром (Имитируем движение руками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...