Рабочая программа кружка "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Аксенова Марина Олеговна

 

      Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» -овладение учеником основами практико-ориентированных зна­ний о природе родного края, освоение норм и способов сотруд­ничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окру­жающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_kruzhku_okr_mir.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Краснодарский край

муниципальное образование

Динской район

станица Динская

Бюджетное образовательное учреждение

Муниципального образования

Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 

                                                                                                                                                                                         УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 30 августа 2012  года

Председатель педсовета  

           __________        Н. М. Дмитренко

                                                                                                  подпись, печать ОУ        Ф.И. О.

                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

комплексная

                                                                                                       (тип программы)

_________________кружок_____________

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

Проектная деятельность «Окружающий мир»

(наименование)

_____________       1 год______________

(Срок реализации программы)

_________________7- 8 лет_______________

(возраст обучающихся)

Аксёнова М.О., Бурлуцкая Е.А., Волкова С.А., Доррер А.А.,Мороз Н.В.

(Ф. И. О.учителей составителей)

I. Пояснительная записка

      Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» -овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

1.        Она имеет краеведческую направленность.

  1. Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года обучения.
  2. Проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Продолжительность: в течение учебного года аудиторные  и внеаудиторные занятия1 раз в неделю (33 ч - 1 класс).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух-четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива - «Определитель растений родного края»).

Вид деятельности: игровая, познавательная, проектная              

II.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ПРОГРАММЫ

Наименование разделов/

модулей, тем

Всего, час

Характеристика деятельности обучающихся

1кл

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

 

Лиственные

и хвойные деревья

региона

(дикорастущие

растения)

2

2

Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете

2.

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)

 

2

2

Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете

3

Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)

 

2

2

Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)

4

Дикорастущие растения региона Д (природные объекты)

6

2

4

Коллективная и индивидуальная деятельность / внеаудиторное занятие – это экскурсия осенний лес, парк, на пришкольный участок/ аудиторное занятие.

5

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)

Д (Природные объекты): Интернет, справочники, общение с родителями

6

2

4

Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание — работа с источниками информации / внеаудиторное занятие — экскурсия на садовый участок / аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений во время экскурсии) и оценка презентаций

6

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России

Д (Природные объекты):

Интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями. Д (природные объекты): интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями

6

2

4

Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание: работа с источниками информации/ внеаудиторное занятие - экскурсия аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций

7

По страницам Красной книги Кубани. Экскурсия в природу. Народные приметы.

3

1

2

Индивидуальная и коллективная деятельность

задание: работа с источниками информации/ внеаудиторное занятие – экскурсия в природу

8

Разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов о природе Конкурс рисунков на тему: «Природа в опасности» Удивительный мир цветов (первоцветы)

3

1

2

Индивидуальная и коллективная деятельность. Аудиторное занятие – рисование на экологическую тему. Внеаудиторное – наблюдение в природе за первоцветами.

9

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

3

3

Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие: выполнение вступительных заданий.

Итого:

33

17

16

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Примечание к теме 1. Подготовка к внеурочным занятиям. Заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т. д.), выбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения.

Для аудиторных занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников.

Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)

Аудиторные занятия (2 ч). Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3—4 деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.

Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание к теме 2. Целесообразно подготовить осенние листья и выкройки листьев тех растений, которые наиболее распространены в данном крае (регионе).

Тема 2. Кустарники региона (дикорастущие растения)

Аудиторные занятия (2 ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.

Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях исунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с я отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание к теме 3. Целесообразно подготовить листья кройки): крушины, березы, дикой малины, шиповника, до орешника и др. (не более 3—4 наименований).

Тема 3. Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в лесу (парковой Правила гигиены. Правила поведения в природе (этически* мы, отношение к природе)

Аудиторные занятия (2 ч). Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе  (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены.

Ознакомление с образцами предупредительных знаков пример: «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники» и т. д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки».)

Индивидуальная разработка и оформление предупредите охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарнике

Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредите знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений Краснодарского края».

Примечание к теме 4. Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков.

Тема 4. Дикорастущие растения региона

Внеаудиторное занятие — экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Различение (узнавание) деревьев и кустарников в природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам)  коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений  с целью сушки. Фотографирование (с помощью родителе чающихся в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов — деревьев, кустарников, их листьев и Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.

Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.

Аудиторные занятия (2 ч). Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1. Дикорастущие растения региона: деревья родного края, кустарники родного края).

Примечание к теме 5. На экскурсии детям понадобятся планшеты, цветные карандаши, альбомные листы, емкости для собранных листьев и плодов растений.

Тема 5. Культурные растения: садовые деревья и кустарники региона

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона).

Внеаудиторное занятие — экскурсия (4 ч) с привлечением родителей.

Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов).

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Сушка листьев. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».

Аудиторные занятия (2 ч). Презентации по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в «Определитель растений родного края».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. Плодовые растения региона).

Тема 6. Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России

Внеаудиторное занятие (самостоятельная работа): поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».

Внеаудиторное занятие — экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Экскурсия в ботанический сад, заказник, заповедник (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев (кустарников, травянистых растений).

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.

Аудиторные занятия (2 ч). Отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края*, «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3. Редкие и исчезающие растения нашего региона).

Тема 7. Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.

Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенный для ответа из клуба).

 

 IV. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

Конечный результат 1-го года занятий обучающихся – «Определитель растений родного края».

«Определитель растений родного края» - коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).

V. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: выставки, конкурсы, КВН.

VI.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

     Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

VII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : Учебник : 1 класс. - М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир : Хрестоматия : 1 класс. - М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружшотии мир : Методическое пособие для учителя : 1 класс. - М. : Академкнига/Учебник.



 Печатные пособия

2.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающим мир : Тетрадь для самостоятельной работы : 1 класс. - М. : Академкнига/Учебник.

Технические средства обучения

3.

Магнитофон, компьютер.

Экранно-звуковые пособия

4.

Мультимедийное оборудование

Игры и игрушки

5.

Лото «Растения»,.

Оборудование кабинета (-ов)

6.

Муляжи растений, гербарии, таблицы, предметные картинки.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

от 28.08. 2012г.№____,

руководитель МО ОУ

____________/Е.А. Долганова/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


________________/Л. И. Нереуцкая/

от 28.08. 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...


 

Комментарии

Большое спасибо,Марина Олеговна! Методически грамотная работа.Обязательно использую в своей работе.

Волкова Светлана Анатольевна

Марина Олеговна, спасибо за материал, буду использовать в своей работе