Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": окружающий мир, 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_kl.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тематическое планирование


п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности

учащихся

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение

Что такое окружающий мир?

1

Комбинированный

Сравнение понятий «объект природы», «изделие». Анализ стихотворения «Чудо»

Н. Юрковой. Выполнение заданий в рабочей тетради

Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю

2

Что изучает история?

1

Комбинированный

Сравнение понятий «настоящее», «прошлое», «будущее». Обсуждение текста учебника

Уметь читать и анализировать текст учебника, работать со словами «прошлое», «настоящее», «будущее» (на-пример, придумывают предложения)

3

Кто ты такой?

Человек – живой организм

1

Комбинированный

Обсуждение статьи учебника. Составление словесного портрета. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея». Сравнивать портреты: два возраста, две разные судьбы

4

Наши помощники – органы чувств

1

Комбинированный

Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради

Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение»

5

Ты и твое здоровье

Что такое здоровье?

1

Комбинированный

Сравнение понятий «здоровье – болезнь». Обсуждение статьи учебника. Составление режима дня

Задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна?

Учиться различать время по часам. Соблюдать режим буднего и выходного дня.

Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правило чтения, письма, чем заниматься в свободное время

6

Чтобы не уставать…

1

Комбинированный

Обсуждение правил организации труда и отдыха. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «правильная поза». Выполнение заданий в тетради

7

Физическая культура

1

Интегрированный

Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Знать и выполнять:

– правила безопасного поведения;

– правила сохранения и укрепления здоровья;

8

Урок-игра. Спортзал

1

Интегрированный

9

Закаляться может каждый

1

Комбинированный

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочинялки»: придумать веселую историю про мальчика, который не любит физкультуру

10

Здоровье и питание

1

Комбинированный

Обсуждение вопросов: зачем человек питается, какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы? Работа с рисунком-схемой в учебнике

Обсуждение вопросов «Почему нужно правильно питаться?», «Есть ли у питания режим?», «Какие продукты полезны, а какие вредны?». Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина.

«Как вести себя за столом?», «Что значит есть правильно?», «Как себя закаливать?»,

11

Умеешь ли ты есть?

1

Комбинированный

Игра «Приглашаем

в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника

12–

13

Здоровье и осторожность

2

Комбинированный

Обсуждение вопросов: как определить, что ты заболел? Когда и как нужно проявлять осторожность?

«Всегда ли солнце, воздух и вода наши друзья?».

Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного

14

Можно ли изменить себя?

1

Комбинированный

Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?»

15

Кто живет рядом с тобой?

Что такое семья?

1

Комбинированный

Обсуждение вопроса «Что такое семья». Работа с рисунком-схемой. Выполнение заданий «Соображалки» и «Смешинки»

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения

в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей. Формировать знания об особенностях семьи как части общества. Права и обязанности, есть ли они у детей?

Знать основные правила поведения в семье

16

Кто занимается домашним хозяйством?

1

Комбинированный

Обсуждение вопроса «Существует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник»

17

Чем семья занимается в свободное время?

1

Комбинированный

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со

сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.

Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

18–

19

Твои друзья – взрослые и сверстники

2

Комбинированный

Обсуждение понятия «правила поведения». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Составление рассказов про мальчика Васятку. «Радость», «Удивление», «Жалость». Выполнение заданий в тетради

20

Правила культурного поведения в театре

1

Комбинированный

Обсуждение вопроса «Как мы должны вести себя в театре». Разыгрывание сценок «В театре». Выполнение заданий в тетради


1

2

3

4

5

6

7

21–

22

О дружбе.

Урок-игра. Работа в парах.

С. 48–49 р. т.

2

Комбинированный

Работа с текстом учебника. Составление памятки «Правила дружбы».

Разыгрывание сценок «Узнай по жестам, о чем я говорю»

23

Россия – твоя Родина

Родина – что же это такое?

1

Комбинированный

Беседа на тему «Наша Родина – Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Осознание понятия «Родина»; проявление любви к своему Отечеству взрослыми и детьми. Интерес к истории родного края

24

Родной край – частица Родины.

Урок-экскурсия в краеведческий музей

1

Экскурсия

Экскурсия по родному городу (селу)

Знать название родной страны. Ее столицы, региона, своего города.

Использовать знание для поиска дополнительной информации

25

Из истории нашей Родины

1

Комбинированный

Беседа на тему «Славянское поселение». Чтение и обсуждение текста «Первые

русские князья»

Познакомить с общими историческими сведениями из жизни славян.

Формирование знаний «Как Русь начиналась»


1

2

3

4

5

6

7

26

Из истории нашей Родины

1

Комбинированный

На основе репродукции картины И. Глазунова составить пред-ставление о первых варяжских князьях

27

Из истории нашей Родины

1

Экскурсия

Познакомиться с жизнью и бытом жителей Поволжья. Жизнь, быт, труд, ремесло

28

Зачем человек трудится

1

Комбинированный

Обсуждение рисунка-схемы (в учебнике). Выполнение заданий в тетради

Сформировать важное обществоведческое понятие «труд – основа жизни»

29–

30

Из истории нашей Родины

2

Комбинированный, экскурсия

Беседа о занятиях славян. Сравнение орудий труда разных времен (по рисункам). Выполнение заданий в тетради

Труд в сельской местности. Сельскохозяйственный труд. Иметь представление о с/х труде, о важности бережного отношения

к хлебу

31

Хлеб – главное богатство России

1

Комбинированный

Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Рассказы учащихся о хлебе и хлеборобах

Иметь представление о с/х труде, о важности бережного отношения к хлебу. Знать пословицы и поговорки о хлебе


1

2

3

4

5

6

7

32

Как работают в пекарне (на хлебозаводе).

Урок-экскурсия в кондитерский цех

1

Экскурсия

Экскурсия в пекарню (на хлебозавод)

Наблюдать за работой кондитера. Мастерство – от чего оно зависит?

33

Все профессии важны.

Урок-встреча с родителями, врачами, работниками ГАИ

1

Комбинированный

Встреча с родителями учащихся класса. Беседа «Профессии наших родителей»

Знать, как человек выбирает профессию? Когда задуматься о будущей специальности?

34

О труде фермера и экономиста

1

Комбинированный

Обсуждение текстов учебника

Знакомство с трудом фермера и экономиста. В чем их особенность, важность. Современная техника требует новых специальностей. Программист

35

О компьютерах и программистах

1

Экскурсия

Что можно делать с помощью компьютера. Посетить компьютерный класс гимназии

36

Знаменитые города России

1

Комбинированный

Как узнать о прошлом города? Знать, сколько лет родному городу

Знать названия 2–3 городов, их расположение на карте России;


1

2

3

4

5

6

7

Исторические места и памятники Волгограда

достопримечательно-сти города

37

Города России. Москва – столица России

1

Комбинированный

Беседа с использованием иллюстраций «Москва – столица России». Воображаемая ситуация «Если бы мы приехали
в Москву». Выполнение заданий в тетради

Москве 860 лет
(в 2007 г.). Как Москва строилась. Кто основал город. Князь Юрий Долгорукий. Князь Иван Калита.
В чем его заслуга? Внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской

38

Путешествие
в Санкт-Петербург

1

Комбинированный

Воображаемая ситуация «Если бы я был жителем Санкт-Петербурга». Рассказ учителя «Дорм на Мойке» (с использованием иллюстраций)

Знать достопримечательности Северной столицы России (Петропавловская крепость, Зимний дворец)

39

Древние города

1

Комбинированный

Урок-путешествие по древним городам России («Золотое кольцо» России). Работа с рубрикой «Картинная

галерея»

Города Золотого Кольца России: Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Суздаль – Владимир


1

2

3

4

5

6

7

40

Мы – граждане России

1

Комбинированный

Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста).

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Понятие «многонациональный народ России». Каждый человек должен чтить

традиции своего народа, беречь свою национальную культуру

41

Народы России

1

Комбинированный

Рассказы детей о своей национальности. Рассматривание и обсуждение рисунков и текста учебника. Выполнение заданий
в тетради

Права и обязанности есть у каждого. Защита прав ребенка. Запомнить самые важные права: на труд, на образование, на отдых

42

Мы – жители Земли

Первое знакомство со звездами

1

Комбинированный

Обсуждение вопросов: что входит в Солнечную систему, чем Земля отличается от других планет. Сравнение рисунков: планета без жизни и Земля. Выполнение заданий в тетради

Знакомство с солнечной системой. В чем отличия Земли от других планет. Солнечная система. Девять планет

43

Солнце – звезда

1

Комбинированный

Солнце – источник света, тепла, энергии. По-
словицы и поговорки
о Солнце


1

2

3

4

5

6

7

44

Царство живой природы.


Грибы

1

Комбинированный

Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии».

Выполнение заданий в тетради

Четыре царства живой природы. Знать представителей каждого царства. Уточняются знания об основных качествах животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомства)

45

Животное – живое существо

1

Комбинированный

Работа с рисунком-схемой в учебнике.
Выполнение заданий
в тетради

Органы чувств животных. Почему у животных некоторые органы чувств отсутствуют, а другие лучше развиты

46

Как животные защищаются и питаются

1

Комбинированный

Пищевые цепи. Для чего нужны животные. Защита от врагов

47

Растение – живое существо

1

Комбинированный

Рассматривание рисунков и анализ текста в учебнике. Сравнение понятий «дерево – кустарник – травянистое растение». Выполнение рисунков по теме

Растение – живое существо. Сходство и различие с животными. Культурные и дикорастущий растения. Термин «Сообщество»


1

2

3

4

5

6

7

48

Какие бывают растения

1

Комбинированный

Рассматривание частей растений, зарисовка. Анализ текста учебника. Выполнение заданий в тетради

Предназначение листьев. Какие бывают корни, стебли, листья

49

Лес и его обитатели

1

Экскурсия

Экскурсия в лес (лесопарк)

Лес – многоэтажный дом. Ярусы. Паспорт дерева. Хвойные и лиственные деревья

50

Человек и лес.


Лесная аптека

1

Комбинированный

Рассматривание рисунка-коллажа в учебнике. Обсуждение вопроса «Как человек использует лес?». Решение задачи-лабиринта.

Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Рассматривание рисунка-схемы в учебнике. Беседа о грибах

Роль человека в жизни леса. Когда человек друг, а когда враг. Лес помогает человеку. В чем?

51

Животные леса

1

Комбинированный

Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради

Обитатели леса: кто они? К животным относятся не только звери. Знать представителей всех ярусов и подземелья


1

2

3

4

5

6

7

52

Голоса леса

1

Комбинированный

Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Рассказы по рисункам: птицы леса

53

Подземные жители

1

Комбинированный

Беседа о кроте. Чтение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Воображаемая ситуация «В некотором царстве, в лесном государстве»

54

Водоем и его обитатели

Вода

1

Комбинированный

Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы в учебнике. Беседа на тему «Какие бывают водоемы». Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Свойства воды выясняются опытным путем. Состояние воды

55

Обитатели водоемов.


Земноводные

1

Комбинированный

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо».

Рассматривание рисунков, чтение текста
в учебнике «Строение рыбы». Выполнение заданий в рабочей тетради

Виды водоемов. Обитатели. Называть по 2–3 представителя. Земноводные и их польза


1

2

3

4

5

6

7

Беседа «Кто такие земноводные», рассматривание рисунка в учебнике.

Обсуждение проблемы: «Почему природе нужны все?». Выполнение заданий в рабочей тетради

56

Река – пресная вода

1

Комбинированный

Сравнение понятий «пресная» и «соленая» вода

Вода – источник жизни на земле. Уметь доказать утверждение

57

Растения рек и озер

1

Комбинированный

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради

Водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая)

58

Животные болот

1

Комбинированный

Беседа с использованием иллюстративного материала. Рассказы детей по рисункам «Животные болот и прудов», выполнение заданий в рабочей тетради

Образование болот. Обитатели болот. К чему приводит осушение болот?


1

2

3

4

5

6

7

59

Жизнь луга, поля, сада

Жизнь луга. Его обитатели и растения

1

Экскурсия

Экскурсия на луг

Ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи. Значение луга

60

Животные луга

1

Комбинированный

Рассматривание и описание животных луга (по рисункам). Сравнение насекомых с другими животными. Обсуждение проблемы «Почему луг надо беречь»

Каким животным раздолье на лугу (насекомые или пауки – животные?). Луг – украшение Земли

61

Какие бывают поля. Поле и его обитатели.


Растения поля

1

Комбинированный

Беседа с использованием иллюстративного материала «Какие бывают поля». Рассматривание рисунка-схемы в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Беседа о культурах поля. Работа с рубриками «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое». Выполнение заданий в рабочей тетради

Отличие луга и поля. Поле – большой огород. Знать несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур


1

2

3

4

5

6

7

62

Жизнь сада.


Животные сада

1

Комбинированный

Беседа о плодовых деревьях. Рассматривание иллюстраций в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа с иллюстрациями и текстом учебника

Знать плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные

63

Природа и человек (продолжение)

1

Экскурсия

Беседа «Как человек помогает природе». Красная книга России. Работа с рубрикой «Путешествие

в прошлое»

Знать, что такое «Красная книга». Растения и животные Волгоградской области, занесенные в Красную Книгу

64

Итоговый урок

1

Контрольный

65

Проверь себя сам

1

Выполнение заданий в рабочей тетради

66–

68

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": математика, 2 класс

Календарно-тематическое планирование уроков математике по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс...

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": русский язык, 2 класс

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс....

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": литературное чтение, 2 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс...

Календарно - тематическое планирование "Начальная школа 21 века" 4 класс

Календарно- тематическое планирование по предметам начальных классов...