Конспект урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Бубнёнкова Людмила Николаевна

Современная российская школа должна стать местом формирования здоровья школьников.  Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению и восстановлению здоровья.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром.

 Уроки окружающего мира в начальных классах  должны быть направлены на  формирование умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Материал данного урока расширяет область валеологических знаний учащихся. Проведен он с использованием здоровьесберегающей технологии. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии сводятся к следующему:

  1. Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
  2. Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.
  3. Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.
  4. Активизация развития всех сфер личности.
  5. Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.
  6. Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.
  7. Использования нестандартных форм обучения.


Чтобы урок “сработал” как здоровьесберегающий, я использовала самые различные приемы и методы: практический,  игровой,  активные методы обучения.
Стиль ведения урока характеризуется поддержкой здорового микроклимата . Урок должен приносить радость. Только тогда можно добиться поставленных целей. В этой связи нестандартные уроки, наряду с обязательным курсом, создают условия для полного осуществления практических, воспитательных и развивающих целей. Они являются одним из средств повышения мотивации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_97-2003_2.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Подготовка учащихся к уроку.

Организует

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.


-Топните те, у кого сегодня плохое настроение.

-Хлопните в ладоши те, у кого настроение отличное и он готов делиться своим настроением со всеми.

-  Повернитесь друг к другу, подарите улыбки и заряд хорошего настроения.

- Придумано кем-то  и просто, и мудро

  при встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Здравствуйте!», - скажем солнцу и птицам,

«Здравствуйте!», - милым улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно утром и вечером.

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

Cосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку

Вычленяет опорные знания, выясняет связь с прошлыми уроками.

- Здравствуйте, дети! Какое важное слово сказала я вам?

- Как вы думаете, почему при встрече мы всегда говорим «здравствуйте»? Что  означает это слово?

(Здравствуй – это пожелание здоровья).

- Почему именно здоровья в первую очередь мы желаем друг другу?  Мы могли бы при встрече пожелать счастья, успехов, но, приветствуя, говорим, «Здравствуй!»

(Потому что здоровье – самое главное.)

- Сегодня мы продолжим работу над проектом «Если хочешь долго жить – умей здоровьем дорожить». (Приложение 1)

3  Повторение изученного, проверка домашнего задания


Цель:повторить правила сохранения здоровья.

Индивидуальная работа у доски, тест

сочетания различных способов опроса

- На прошлом уроке мы посадили цветок «Здоровья» (Приложение 2)

- Давайте вспомним, какие лепестки распустились на нем.

Мы открыли три секрета,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.

- Правильное питание;  личная гигиена; режим дня.

- Повторим эти правила:

- Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

1 ученик собирает в правильном порядке разрезные карточки «Режим дня»; (Приложение3)

- Кушай овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

2 ученик раскладывает в корзину рисунки с изображением продуктов растительного и животного происхождения; (Приложение 4)

 Остальные дети выполняют тест «Если хочешь быть здоров» С 50-51

Проверка на слайде.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.


Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока


Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.



Вот вам  добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

- Считаете ли вы, что если следовать этим советам, то никогда не заболеешь. (Заболеть все равно можно)

- Каждому из вас приходилось болеть. Вспомните, какие вопросы сразу возникали в связи с болезнью.
– Так на какие вопросы мы постараемся найти ответы на уроке?

(Вопросы открываются на доске по мере их озвучивания. Затем учащиеся читают их.)

- Отчего возникают болезни?

- Какие признаки есть у болезни?

- Что делать, если заболел?

– Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока? (Болезни)

–– Прочитайте название темы урока хором. (Поговорим о болезнях)

- Эмиль Дюркгейм однажды сказал:  «Если здоровье существует в природе, то и болезнь так же существует». Подумайте, что хотел сказать Дюркгейм? И почему я нашему уроку даю такое имя? К этим вопросам мы вернемся в конце урока.


 Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание

III. Изучение нового

 Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Составляют план достижения цели и определяют средства,

самостоятельная переработка информации

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Формулирует задание.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует:взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.

отбирается содержание учебного материала, Планируется тип и форма самостоятельной работы, готовится ее содержание (задания,


––  Итак,   мы поставили ряд вопросов о болезнях. Для того, чтобы ответить на них,  вы будете работать самостоятельно в группах. Каждая группа получила карточку-инструкцию, в которой четко расписаны все этапы работы. (Приложение 5) Работая в группах, вы должны подготовить рассказ, опираясь  на полученные уже знания, жизненный опыт и текст учебника. На самостоятельную работу вам  отведено 10 минут

Выступление 1 группы. (После ответа на основные вопросы, записанные на доске, презентация своего проекта)

Проект-исследование «Влияние пропусков занятий на учебную деятельность» (Приложение 6 ) Слайд 2

Выступление 2 группы

Проект «Какие приемы  точечного массажа помогут предупредить простудные заболевания?» (Приложение 7) Слайды 3-7

Выступление 3 группы

Проект-исследование «Полезна ли «газировка»?» (Приложение 8)

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий


IV. Изучение нового материала  (продолжение)

Цель:- 





Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу о разных специализациях врачей.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке




Физкультминутка

- Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда

- Куда мы пойдём, если нам потребуется медицинская помощь?  (Больница, поликлиника) Слайд 8
– Это называется учреждения здравоохранения. Здесь работают врачи разных специализаций, которые помогают нам вылечиться.
Показ слайдов с изображением специальностей врачей Слайды 9-11

 - Откладывайте фишки влево, если специальность врача вам не знакома и вправо, если знакома.
- Какой вывод вы сделали? (Большинство специальностей не знаем.)
– Хорошо это или плохо? Почему? (Плохо.  Потому что не знаем, к какому врачу обратиться, если что-то заболит. Хорошо. Потому что раз мы не знаем какие-то специальности, значит, мы не обращались к этим врачам.)
Значит, у нас нет проблем со здоровьем, и это самое главное.)
– Но всё же надо ли знать, что лечит каждый специалист?





 Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

V. Домашнее  задание

Цель:


.


Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.







Дает комментарий к домашнему заданию;

Объясняется учащимся содержание их самостоятельной работы: объем, источники информации, форма отчета.


1 Задания в тетради с 15-17 пересказ

2 Дети получают листочки с рисунками, изображающими разные специальности врачей. С помощью родителей и текста учебника подписать специальность врача.

3* Составить сообщение о разных специальностях врачей для пополнения материалов нашего проекта.

 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


 Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.



. -Сегодня наш цветок приобрел новый лепесток. Какой?

- Возвратимся  к имени нашего урока.

 Эмиль Дюркгейм  «Если здоровье существует в природе, то и болезнь так же существует».

- Подумайте, что хотел сказать Дюркгейм? И почему я нашему уроку даю такое имя? ( Нужно помнить, что если есть здоровье, то есть и болезни. Нужно беречь свое здоровье и остерегаться болезней.)

- С какими болезнями мы познакомились?

- Что нужно делать, если заболел?

На свете множество болезней,
Но, ты не очень их пугайся.
От всех болезней нам полезней,
Рецепт из песни «Закаляйся».

(Звучит песня В Володина «закаляйся»)

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность



 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...