Наши подземные богатства.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Иванова Оксана Николаевна

Конспект урока окружающего мира,4 класс по теме : "Наш край", ( Ульяновская область)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Наши подземные богатства.

     Цели урока:

 образовательные: конкретизировать знания  учащихся о полезных ископаемых; познакомить детей с  их свойствами, применением,  способами добычи, охраной подземных богатств;

развивающие: развивать речь, познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом,  умение мыслить логически, делать выводы.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей природы.

Оборудование: физическая карта России, физическая карта Ульяновской области; коллекции полезных ископаемых;  карточка-помогайка, конверты с заданием для групповой работы, карточки с условными знаками полезных ископ-х, листы с таблицами для заполнения учащимися, компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с записью презентации по теме урока, выставка книг по данной теме,  ,

Программные средства.

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Internet Explorer.

Ресурсы Интернет.

http://900igr.net/datas/geografija/Vladimir/0004-004-Karta-poleznykh-iskopaemykh-Vladimirskoj-oblasti.jpg

http://lepnj.narod.ru/Status/Glina.html

http://www.vostokdv.com/index.php?r=ogranit

http://www.antik-trade.com.ua/proizvodstvo.php/price.php

http://www.beltorf.com/st_prin_rus.html

http://www.rostorfinvest.ru/about.php

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ископаемый_уголь

http://static2.aif.ru/public/news/753/325dd1a22e98616d6e6a40a0d71e3c73_big.jpg

http://ru.wikipedia.org/wiki/Нефть

http://www.nashaagasha.org/wp-content/uploads/2010/05/picture-390h.jpg

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8%F0%EE%E4%ED%FB%E9_%E3%E0%E7

http://geography.kz/slovar/zheleznaya-ruda/

http://www.shellax.ru/zametki/izvestnyak/

http://www.silena.ru/harakteristiki_peska__naznachenie_i_primenenie.html

Ход урока:

1.Организационный момент.

Звучит спокойная музыка.

        

Ребята! Сегодня чудесный день, потому что светит солнце, которое всех любит и греет.

Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро.

А теперь направьте к ней лучики, которые несут  здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.  

Наша звездочка стала большой, как солнце.

Расставьте свои руки в стороны и поделитесь друг с другом теплыми чувствами, добрыми мыслями.

 Садитесь.

Дети, я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой умения слушать и  слышать, думать и обобщать.

     - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

     -  Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». ( откройте глаза)

   

- Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём.

- О чем же мы будем говорить сегодня?

- Хотите узнать? (да), тогда:

2.Актуализация знаний учащихся.

 

- Ребята, вы уже знаете, что на поверхности,

тогда , какой ещё вопрос у вас может возникнуть?  

                   

  - Что находится у нее внутри?  ( под землей)?

             

                     -    А, что находится под землёй?

                    ( ответ:   подземные богатства)

- Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах и скажите  о каких же подземных богатствах мы будем говорить сегодня конкретно на уроке?

                  (ответ: о полезных ископаемых)

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Как называют этих людей?

– Правильно! (Геологи ) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

-  Каким образом геологи изучают полезные ископаемые?( отправляются в экспедиции)

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами, и отправитесь в экспедицию.  И так, в путь!

_ Вы разделились на три группы по результатам выполнения домашнего задания .Каждая группа – отправляется в экспедицию по своему маршруту. Руководители групп получите задания.

 

3.Постановка целей и задач урока.

Наши подземные богатства. ( тема урока – на доске)

По результатам работы каждой экспедиции нужно заполнить таблицу

НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА


НАЗВАНИЕ


УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕ

НИЕ


СВОЙСТВА


ПРИМЕНЕНИЕ


МЕСТОРОЖДЕНИЯ

В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ЖЕЛЕЗНАЯ

РУДА

 

 

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ТОРФ

УГОЛЬ

КАМЕННЫЙ,

БУРЫЙ,

АНТРАЦИТ

ГОРЮЧИЙ СЛАНЕЦ

 

 










ГРАНИТ

 

ПЕСОК

КВАРЦЕВЫЙ

ИЗВЕСТНЯК

 (МЕЛ)


 

ГЛИНА

 

ДИАТОМИТ

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ

ПЕСЧАНИК

   

СИМБИРЦИТ

СЕНГИЛИТ

 

4.Работа по теме урока.

-Какие источники информации нам могут помочь ответить на данные вопросы?

               (учебник, атлас, карты,…)

-Какую форму работы на уроке мы будем использовать?

               (работу в группах)

Правила работы в группе.

      -Давайте, вспомним правила работы в группе.

  1.  Работать дружно.
  2.  Уметь слушать мнение своего друга.
  3.  Не выкрикивать.
  4.  Работать тихо.  

Работа в группах.  

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

 - Ребята, у каждой экспедиции на столе лежит конверт с заданием.

   В своей работе вы можете использовать всё, что есть у вас на столе.

( «карточку- помогайку», карточки с условными обозначениями полезных  ископаемых, коллекцию полезных ископаемых, физическую карту России.)

Вам нужно будет открыть конверт, прочитать задание, выполнить его и в ходе работы над заданием заполнить лист-таблицу.

-   Отправляемся в путь!

1 экспедиция:  Знакомится со строительными полезными ископаемыми (по учебнику )

                   карточка - помогай-ка, карта России, карточки с условными  

                   обозначениями).

2  экспедиция: Знакомится  с горючими полезными ископаемыми (по учебнику )

 

                   карточка - помогай-ка, карта России  , карточки с условными  

                   обозначениями).

3 экспедиция: Поисково-творческая работа Изучает  месторождения полезных ископаемых Ульяновской области ( по интернет –источникам, энциклопедиям), дом зад.

 

                  карточка - помогай-ка, карта Ульяновской области, карточки с

                  условными обозначениями).

 Группы работают самостоятельно, обсуждают изученный материал,  составляют план ответа, используя карточку-помогайку.

 Карточка - помогай-ка (для каждой группы):

1.  Название

2.  Условное обозначение

3.  Свойства

4.  Применение

 

 Далее 1 и 2  экспедиции рассказывают об  изученном материале.(1 чел )

 Рассказы учеников сопровождаются показом образцов природных материалов из коллекции, карточек с условным обозначением полезных ископаемых., заполнением таблицы

Учитель одновременно с рассказом показывает слайды  

  •   слайд  с условным обозначением полезного ископаемого, о котором рассказывают группы,  

 

НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА


НАЗВАНИЕ


УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕ

НИЕ


СВОЙСТВА


ПРИМЕНЕНИЕ


МЕСТОРОЖДЕНИЯ

В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РУДНЫЕ

ЖЕЛЕЗНАЯ

РУДА

минералы чёрного,бурого,желтоватого или красноватого цвета, плавкость

выплавляют чугун,

делают сталь



  Н

Е

Р

У

Д

Н

Ы

Е

 ГОРЮЧИЕ

НЕФТЬ

густая маслянистая жидкость с резким запахом.,растекается по поверхности воды плёнкой

производство жидкого

топлива-бензин,керосин,

пластмассы,

ткани

49 месторождений,

Заволжский,

Новоспасский,

Николаевский районы  

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

бесцветный, легче воздуха,

горит голубым пламенем

Топливо, пластмассы,

волокна

Новоспасский,

Мелекесский

районы

ТОРФ

тёмно-коричневого цвета,

состоит из остатков

растений, рыхлый, непрочный ,легче воды, хорошо впитывает воду,горюч, убивает болезнетворные бактерии

топливо,на фермах-

подстилка, удобрение,

производство лекарств

493 месторождения  Барыш,

Инза,

Старомайнский

Чердаклинский

Мелекесский районы

УГОЛЬ

КАМЕННЫЙ,

БУРЫЙ,

АНТРАЦИТ

горная порода образовалась из остатков древних растений, чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

 

отопление жилых

помещений, изготовление

кокс-краски, лекарств,

пластмассы, духов.

ГОРЮЧИЙ СЛАНЕЦ

известково-глинистая порода серого или коричневато-серого цвета, горюч

топливо, энергохимическое

сырьё : газ,бензин,керосин

по водоразделу между р.р.

Волга и Свияга севернее г.Ульяновска,Ундоровское,

Захарьевское .Баратаевское

 С

ТРОИТЕЛЬНЫЕ

 










ГРАНИТ

 

зернистый, твёрдый и прочный.  

строительство и сооружение

 памятников.   облицовка

набережных  ,   стен  домов

и станций метро

ПЕСОК

КВАРЦЕВЫЙ

рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм.

стекольное производство, хрусталь,зеркала,

мозаичная плитка

Ташла, Красный Гуляй

(крупнейшее в России)

ИЗВЕСТНЯК

 (МЕЛ)

плотный камень  белого, серого или желтоватого цвета..

   

используется при

строительстве домов,

мощении дорог,

 приготовлении извёстки

производство цемента,

для  школ, побелка

Сенгилеевский,Теренгульский

Майнский, Вешкаймский ,

Сурский районы



  Н

Е

Р

У

Д

Н

Ы

Е

ГЛИНА

 

очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. пластична.

строительный материал,

производство  кирпича  

изготовление посуды,

игрушек , фарфор, фаянс,

огнеупорные материалы.        

Ульяновский.

Барышский.

Сенгилеевский,

Мелекесский районы

ДИАТОМИТ

очень легкая тонкозернистая   осадочная горная порода из останков диатомовых водорослей

в текстильной,

нефтехимической

промышленности.

лекарства,бумага, жидкое стекло, глазурь.кирпич, теплоизоляционные

материалы

Барышский,Инзенский

,Вешкаймский районы

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ

ПЕСЧАНИК

горная порода, состоящая из сцементированных кварцевых песчинок.

Щебень,строительство

30 месторождений

Кузоватовский,Барышский ,

Ульяновский районы

ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ

СИМБИРЦИТ

цвет варьируется от светло-жёлтого до тёмно-бурого, содержит включения пирита,перламутра

Поделки , сувениры, ювелирные украшения

Ульяновская область,

Новая Беденьга

СЕНГИЛИТ

Цвет от чёрного до серо-зелёного, твёрдость выше ,чем у                   симбирцита

Оформление интерьеров

Сенгилеевский район

- Ребята, как вы думаете, а в какие группы мы можем объединить полезные ископаемые по способу применения?

                    (ответы:         в строительстве;   горючее;     руда)

 - Ребята, а как вы думаете, есть ли полезные ископаемые в нашей Ульяновской области   ? (да)

- Правильно. На территории Ульяновской области полезные ископаемые есть.

- Хотите узнать какие? (да)

( ответы ребят 3 экспедиции)-  

_Ребята нашли ещё одну группу полезных ископаемых, добываемых только в Ульяновской области.

( презентация поделочных камней: симбирцита и сенгилита)

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

           

- Наш урок подходит к концу.

- На какие вопросы мы ответили на уроке?

  - Какие вы для себя сделали открытия?

  • -Какие бывают полезные ископаемые?

-Какие свойства имеют полезные ископаемые?

-Где они применяются?

- Условные обозначения на карте

Месторождения в Ульяновской области

- Я надеюсь, что все вы  будете не только охранять бесценное богатство –

полезные ископаемые, но и любить и беречь землю, на которой мы  с вами живём.

9. Дома я предлагаю вам

1.Запомнить условные обозначения

2. Закрепить знания о полезных ископаемых, найти интересные сведения

3. Придумать условные обозначения для поделочных камней

       

Вы очень хорошо потрудились. Вы все были дружелюбными, активными, проявили творчество.

10. Рефлексия.

             «Светофорик» поможет нам оценить свою работу  на уроке

  • Трудность
  • Активность
  • Правильность

Спасибо за урок , вы все молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ Ульяновская область ПОДГОТОВИЛИ Махмутов Ильнур, Ефремов Дмитрий МБОУ СОШ №35

Слайд 2

Симбирцит - это уникальный древний камень, хотя название свое он получил только в 1985 году - в честь единственного в мире месторождения под Симбирском (Ульяновском). На протяжении многих миллионов лет минералы заполняли пустоты в раковинах древних огромных головоногих моллюсков-аммонитов, современников динозавров, создавая при этом неповторимые сказочные узоры и гамму цветов - от лимонно-желтого до темно-коричневого с блестящими прожилками пирита и огненно-красными вкраплениями перламутра. Симбирцит - теплый камень. Он отдает свою энергию, и когда прикасаешься к нему, кажется, берешь в руки маленькое солнышко. Изделия из симбирцита являются символами достатка, семейного благополучия и счастья, способными восстановить душевное спокойствие и равновесие. Камень привлекает своим сиянием удачу.

Слайд 3

Аммонит

Слайд 4

Симбирцит – Ульяновский самоцвет

Слайд 5

Сувениры из симбирцита

Слайд 6

Сенгилит (пласт) уникальная разновидность, симбирцита, который в свою очередь, является разно- видностью кальцита

Слайд 7

Украшения из сенгилита



Предварительный просмотр:

Таблица1 – для разрезания

Таблица 2 – для заполнения детьми

   

                         НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА


НАЗВАНИЕ


УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕ

НИЕ


СВОЙСТВА


ПРИМЕНЕНИЕ


МЕСТОРОЖДЕНИЯ

В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РУДНЫЕ

ЖЕЛЕЗНАЯ

РУДА

минералы чёрного,бурого,желтоватого или красноватого цвета, плавкость

выплавляют чугун,

делают сталь



  Н

Е

Р

У

Д

Н

Ы

Е

 ГОРЮЧИЕ

НЕФТЬ

густая маслянистая жидкость с резким запахом.,растекается по поверхности воды плёнкой

производство жидкого

топлива-бензин,керосин,

пластмассы,

ткани

49 месторождений,

Заволжский,

Новоспасский,

Николаевский районы  

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

бесцветный, легче воздуха,

горит голубым пламенем

Топливо, пластмассы,

волокна

Новоспасский,

Мелекесский

районы

ТОРФ

тёмно-коричневого цвета,

состоит из остатков

растений, рыхлый, непрочный ,легче воды, хорошо впитывает воду,горюч, убивает болезнетворные бактерии

топливо,на фермах-

подстилка, удобрение,

производство лекарств

493 месторождения  Барыш,

Инза,

Старомайнский

Чердаклинский

Мелекесский районы

УГОЛЬ

КАМЕННЫЙ,

БУРЫЙ,

АНТРАЦИТ

горная порода образовалась из остатков древних растений, чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

 

отопление жилых

помещений, изготовление

кокс-краски, лекарств,

пластмассы, духов.

ГОРЮЧИЙ СЛАНЕЦ

известково-глинистая порода серого или коричневато-серого цвета, горюч

топливо, энергохимическое

сырьё : газ,бензин,керосин

по водоразделу между р.р.

Волга и Свияга севернее г.Ульяновска,Ундоровское,

Захарьевское .Баратаевское

 СТРОИТЕЛЬНЫЕ

 










ГРАНИТ

 

зернистый, твёрдый и прочный.  

строительство и сооружение

 памятников.   облицовка

набережных  ,   стен  домов

и станций метро

ПЕСОК

КВАРЦЕВЫЙ

рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм.

стекольное производство, хрусталь,зеркала,

мозаичная плитка

Ташла, Красный Гуляй

(крупнейшее в России)

ИЗВЕСТНЯК

 (МЕЛ)

плотный камень  белого, серого или желтоватого цвета..

   

используется при

строительстве домов,

мощении дорог,

 приготовлении извёстки

производство цемента,

для  школ, побелка

Сенгилеевский,Теренгульский

Майнский, Вешкаймский ,

Сурский районы



  Н

Е

Р

У

Д

Н

Ы

Е

ГЛИНА

 

очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. пластична.

строительный материал,

производство  кирпича  

изготовление посуды,

игрушек , фарфор, фаянс,

огнеупорные материалы.        

Ульяновский.

Барышский.

Сенгилеевский,

Мелекесский районы

ДИАТОМИТ

очень легкая тонкозернистая   осадочная горная порода из останков диатомовых водорослей

в текстильной,

нефтехимической

промышленности.

лекарства,бумага, жидкое стекло, глазурь.кирпич, теплоизоляционные

материалы

Барышский,Инзенский

,Вешкаймский районы

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ

ПЕСЧАНИК

горная порода, состоящая из сцементированных кварцевых песчинок.

Щебень,строительство

30 месторождений

Кузоватовский,Барышский ,

Ульяновский районы

ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ

СИМБИРЦИТ

цвет варьируется от светло-жёлтого до тёмно-бурого, содержит включения пирита,перламутра

Поделки , сувениры, ювелирные украшения

Ульяновская область,

Новая Беденьга

СЕНГИЛИТ

Цвет от чёрного до серо-зелёного, твёрдость выше ,чем у                   симбирцита

Оформление интерьеров

Сенгилеевский район

НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА


НАЗВАНИЕ


УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ


СВОЙСТВА


ПРИМЕНЕНИЕ


МЕСТОРОЖДЕНИЯ

В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА




 

 

 



 

 

 НЕФТЬ

 




 

 





ПРИРОДНЫЙ ГАЗ





 

ТОРФ






УГОЛЬ

КАМЕННЫЙ,

БУРЫЙ,

АНТРАЦИТ




ГОРЮЧИЙ СЛАНЕЦ





 

 










ГРАНИТ

 





ПЕСОК

КВАРЦЕВЫЙ





ИЗВЕСТНЯК

 (МЕЛ)







ГЛИНА

 






ДИАТОМИТ













СТРОИТЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ

ПЕСЧАНИК


СИМБИРЦИТ

СЕНГИЛИТ




Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ЭКСПЕДИЦИЯ № 1

ЗАДАНИЕ : Найти гранит, известняк, песок и глину

МАРШРУТ

1.Найди среди образцов в коллекции, рассмотри.

1.Заполни в таблице

2.Познакомься со свойствами и применением данных полезных ископаемых. Эти сведения найди в учебнике стр.160-162

2. Выдели карандашом в учебнике ,заполни графу: применение

3.Опиши свойства этих полезных ископаемых. Пользуйся инструктивными карточками

3.Заполни в таблице графу: свойства

4.Рассмотри физическую карту России на с.64-65.Познакомься с условными знаками, которыми обозначены полезные ископаемые.Найди значки для предложенных полезных ископаемых

4. Заполни в таблице графу: условное обозначение

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ЭКСПЕДИЦИЯ № 2

ЗАДАНИЕ : Найти  торф,уголь,железную руду,нефть,природный газ

МАРШРУТ

1.Найди среди образцов в коллекции, рассмотри.

1.Заполни в таблице

2.Познакомься со свойствами и применением данных полезных ископаемых. Эти сведения найди в учебнике стр.162-167

2. Выдели карандашом в учебнике ,заполни графу: применение

3.Опиши свойства этих полезных ископаемых. Пользуйся инструктивными карточками

3.Заполни в таблице графу: свойства

4.Рассмотри физическую карту России на с.64-65.Познакомься с условными знаками, которыми обозначены полезные ископаемые.Найди значки для предложенных полезных ископаемых

4. Заполни в таблице графу: условное обозначение

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ЭКСПЕДИЦИЯ № 3

ЗАДАНИЕ : Найти полезные ископаемые Ульяновской области

МАРШРУТ

1. Рассмотри карту Ульяновской области ,

1.Заполни в таблице

2.Познакомься со свойствами и применением данных полезных ископаемых. Эти сведения найди в в дополнительной литературе.

2. Выдели карандашом в учебнике ,заполни графу: применение

3.Опиши свойства этих полезных ископаемых. Пользуйся инструктивными карточками

3.Заполни в таблице графу: свойства

4.Рассмотри   карту Ульяновской области на  .Познакомься с условными знаками, которыми обозначены полезные ископаемые.

4. Заполни в таблице графу: условное обозначение



Предварительный просмотр:


Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________


Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________


Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________



Предварительный просмотр:

НАЗВАНИЕ

СВОЙСТВА

ПРИМЕНЕНИЕ

УСЛОВНОЕ

ОБОЗНАЧЕНИЕ

МЕСТОРОЖДЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

_______________________

НЕФТЬ

_______________________

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ТОРФ

_______________________

УГОЛЬ
_______________________

ГОРЮЧИЙ СЛАНЕЦ

ГРАНИТ

_______________________

ПЕСОК(КВАРЦЕВЫЙ)
___________________________

ИЗВЕСТНЯК(МЕЛ)

ГЛИНА

_______________________

ДИАТОМИТ

_______________________

СИМБИРЦИТ

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ

(ПЕСЧАНИК)

_______________________

СЕНГИЛИТ

РУДНЫЕ

_______________________

НЕРУДНЫЕ

_______________

ГОРЮЧИЕ
_______________

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ


минералы чёрного, бурого,желтоватого или красноватого цвета; плавкость

_______________________________-

густая маслянистая жидкость с резким запахом;растекается по поверхности воды плёнкой

_______________________________

бесцветный, легче воздуха,

горит голубым пламенем

тёмно-коричневого цвета,

состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный ,легче воды, хорошо впитывает воду, горюч, убивает болезнетворные бактерии

горная порода образовалась из остатков древних растений, чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч
______________________________

известково-глинистая порода серого или коричневато-серого цвета, горюч

зернистый, твёрдый и прочный

______________________________

рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм

плотный камень  белого, серого или желтоватого цвета

_______________________________

   

очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета;пластична

очень легкая тонкозернистая   осадочная горная порода из останков диатомовых водорослей

_______________________________

горная порода, состоящая из сцементированных кварцевых песчинок

цвет варьируется от светло-жёлтого до тёмно-бурого, содержит включения пирита,перламутра

______________________

цвет от чёрного до серо-зелёного, твёрдость выше, чем у симбирцита

выплавляют чугун,

делают сталь

производство жидкого

топлива - бензин,керосин,

пластмассы,

ткани

топливо, пластмассы,

волокна

топливо,на фермах-

подстилка, удобрение,

производство лекарств

отопление жилых

помещений, изготовление

кокс-краски, лекарств,

пластмассы, духов.



топливо, энергохимическое

сырьё : газ,бензин,керосин

строительство и сооружение

памятников,  облицовка

набережных  ,   стен  домов

и станций метро


стекольное производство, хрусталь,зеркала,

мозаичная плитка






используется при

строительстве домов,

мощении дорог,

приготовлении извёстки

производство цемента,

для  школ, побелка



строительный материал,

производство  кирпича  

изготовление посуды,

игрушек , фарфор, фаянс,

огнеупорные материалы         


Щебень,строительство


в текстильной,

нефтехимической

промышленности.

лекарства,бумага, жидкое стекло, глазурь.кирпич, теплоизоляционные

материалы


Поделки , сувениры, ювелирные украшения

Оформление интерьеров, поделки , сувениры, ювелирные украшения


49 месторождений,

Заволжский,

Новоспасский,

Николаевский районы  

Новоспасский,

Мелекесский

районы

493 месторождения  Барыш,

Инза,

Старомайнский

Чердаклинский

Мелекесский районы



по водоразделу между р.р.

Волга и Свияга севернее г.Ульяновска,Ундоровское,

Захарьевское .Баратаевское

Ташла, Красный Гуляй

(крупнейшее в России)

Сенгилеевский,

Теренгульский

Майнский, Вешкаймский ,

Сурский районы

Ульяновский,

Барышский,

Сенгилеевский,

Мелекесский районы

Барышский,Инзенский,

Вешкаймский районы

30 месторождений

Кузоватовский,Барышский ,

Ульяновский районы

Ульяновская область,

Новая Беденьга

Сенгилеевский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наше подземное богатство

В данной презентации учащиеся знакомятся с полезными ископаемыми, их свойствами....

"Наши подземные богатства" - урок по предмету "Окружающий мир" в 4 - м классе

Обобщить сведения о полезных ископаемых, наиболее  ценных в народном хозяйстве, повторить сведения о свойствах полезных ископаемых, познакомить с полезными ископаемыми родного края....

Наши подземные богатства

 Республика Саха Якутия занимает одно из первых мест в России по разнообразию и запасам полезных ископаемых....

Наши подземные богатства

Презентация и план урока курса Окружающий мир  4 класс "Наши подземные ботатства"....

Презентация к уроку "Наши подземные богатства"

Презентация к уроку окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс по программе А.А Плешакова...

урока по Окружающему миру на тему "Наши подземные богатства"

исследовательская деятельность на уроке...

Наши подземные богатства

Урок окружающего мира по программе Плешакова А. А. , 4 класс...