Леса России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Сутормина Татьяна Алексеевна

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesa_rossii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Леса России

               

     Цели: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов;

познакомить с растительным и животным миром, начинать

исследовательскую работу по данной теме по группам; развивать

познавательную активность детей, умение работать с картой и

дополнительной литературой, гербарием, прививать любовь и

интерес к окружающему миру.

Оборудование:  карта природных зон, гербарии, картины с изображением леса, животных, птиц, дополнительные книги о животных, презентация.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания:

 Зона тундры (тест).

1. Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена ...

а) на равнинах;
б) на возвышенностях; в) в горах.

3. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры

а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся..

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают ...

а)    тюлени, моржи, киты;
б)    песцы, волки, лемминги;
в)    верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

а) растения -> лемминги -> пол. совы;
б) комары -> пол. куропатки – песцы;
в) растения -> кречеты -  волки.

9. Тундровый заповедник расположен

а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.

Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).

III. Введение в тему.

- Тема и цели урока спрятаны в стихотворении:

- Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчет на заре,

Весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь - мы свои!

- Что же будем изучать? (Лес, птицы, животные, тайну леса)

- Почему автор говорит «дремучий»?  Как вы понимаете? (темный,

страшный, сказочный)

- Не все леса темные, есть светлые, веселые. Березовые рощи,

например.

- Почему же одни леса темные, другие светлые? Это нам предстоит

узнать, отправляясь в путешествие.

IV. Работа над новым материалом.

– Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обозначена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

– Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Добрый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

– А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

– На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.

 – Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?

(Работа в группах.)

Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель “От земли до неба”, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Деревья”, гербарий.

План выступления первой группы:

Что называют тайгой?

Природные условия тайги.

Этажи леса (Слайд)

Что общего у всех растений тайги?

Какие растения растут в тайге? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.

Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколиственных лесов. Информация взята из тех же источников.

План выступления второй группы:

Типы лесов (Слайд)

Какие леса называют смешанными?

Какие леса называют широколиственными?

Какие растения растут в этих лесах? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.

Растения, занесённые в Красную книгу.

4. Физкультминутка.

– Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем учеников из третьей группы, проведём разминку.

Мы разминку начинаем,

 Руки шире раздвигаем,

 А потом их тянем вверх.

 Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)

Начинаем приседанья –

 Раз, два, три, четыре, пять.

 А теперь три раза нужно,

 Как лягушки, проскакать. (Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.) Мы разминку завершаем,

 Руки шире раздвигаем,

 А потом их тянем вверх.

 Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)

5. Работа по теме.

Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии “Я познаю мир. Животные”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Дикие животные России”.

План выступления третьей группы:

Кто живёт в лесу? (Слайд)

Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны с использованием демонстрационного материала.

Животные, которые занесены в Красную книгу.

Работа в рабочей тетради.

6. Закрепление.

(Учитель читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”).

– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА. Каждый из вас должен был дома придумать и нарисовать “Знак охраны природы”.

(Дети показывают знак и объясняют его.)

 – Используя учебник, запишите на доске цепи питания, характерные для леса.

(Два ученика работают у доски. Проверка.)

– Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. Вам предстоит узнать, какую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.

7. Подведение итогов урока.

– Какие леса входят в зону лесов?

(Слайд) Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.

Выставление оценок.

Домашнее задание. С. 98–105 читать, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Электронный тест "Леса России". Окружающий мир 4 класс

Тест разработан по теме "Природные зоны России. Леса" в программе Excel. Расчитан на индивидуальную работу с компьютером.  Включает в себя 10 вопросов с выбором ответа. Тест проверяется автоматич...

Презентация "Леса России" УМК "Школа России" предмет "Окружающий мир"

Данная презентация может быть использована на уроке "Окружающего мира" по теме "Леса России". В ней кратко представлены животные и растения леса Северо-Западного региона нашей страны....

Леса России УМК Школа России

Урок Окружающего мира по теме "Леса России", 4 класс. С использованием ТКМ. Групповая работа....

3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России...

разработка урока окружающий мир в 4 классе "Природные зоны России. Леса России" с использованием АМО

В разработке представлен графический конспект урока и описание методов активного обучения...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...