Урок по предмету устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе по теме "Ель,сосна - хвойные растения"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Даутова Эминя Фагимовна

Цель данного урока направлена на исправление дефектов общего и речевого развития учащихся, их познавательной деятельности через формирование элементарных представлений и понятий, расширению и обогащению представлений об окружающем мире. Задача данного урока обучать способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно - следственные связи и закономерности. Способствовать развитию аналитико - синтетической деятельности, коррекции их мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elsosna_-urok.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для  обучающихся,  воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья « Специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат VIII вида»

Урок по предмету устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

« Ель, сосна – хвойные растения»

(4 класс)

                                 

                             

                                 

                                                                      Даутова Эминя Фагимовна

                                         учитель I категории

                                                                      Пермский край, г. Чернушка

Цель:

 нахождение сходства и различия между елью и сосной,

            распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.

           Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                 

- Сформировать понятие «дерево»; определить главные его части;  рассказать о классификации деревьев;

- Расширить и закрепить представления детей о хвойных деревьях;

- Научить распознавать ель  и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки,кора на стволе);

- Воспитывать экологическое мировоззрение: бережное отношение к природе, учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

- Развивать речь, обогащать словарный запас.

           - Развивать умение работать в парах при выполнении практической

           работы;

           

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация «Хвойные деревья», ветки ели и сосны,шишки.

I  Оргмомент.

   

II  Целеполагание

       - Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили.

                Игра «Лишнее слово».                                                  

             

Дуб, сосна, клён, смородина.

             

 Берёза, осина, ель, липа.

   

 Ель, сосна, берёза, кедр.

  - Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.

                       Я модница такая, что всем на удивление:

                       Люблю я бусы, блестки – любые украшения.

                      Но на мою, поверьте, великую беду,

                      Наряд мне надевают

                      Всего лишь раз в году.

              ( Ёлка)

 

- Много елей вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.

         Стоит столб до небес,

         А на нем шатер – навес.

         Красной меди столб точеный,

         Анавес сквозной, зеленый.

                    (Сосна)

III Сообщение темы и цели урока

- Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)

- Как вы думаете, почему ель и сосну мы изучаем вместе? (похожи, но есть и отличия, значит, надо учиться их различать)                                                                 

IV Работа над темой урока.

Практическая работа в парах.

(У детей ветки ели и сосны, рисунки ели и сосны, шишки)

С помощью рисунков найдите части дерева.

Карточка – задание.                                                          

1.  Как называется растение?

2. Есть ли у него корень?

3. Найдите стебель.

4. Найдите листья.

5. Найдите цветок.

6. Найдите плод.                                                      

Коллективная проверка.

- Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.

- Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.

Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не все?

(опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами.  

                                                                                                                                                                                                                     

- Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)

- В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.                                                                          

Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).

IV  Физминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

V  Отличие ели от сосны.

Работа в парах.

- Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.                                                                                                      

Проверка

- Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.

Как отличили? ( Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)

- Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).

- Как сказать – шишка ели -  еловая,                                                              

                          шишка сосны – сосновая.

- Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.

- Как отличили? (Еловые – вытянутые, узкие, длинные,

сосновые – округлые).

- Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)  

- Чем отличается ель от сосны?

VI  Составление рассказа из предложений.                                   

В зале стоит душистая ёлка.

На ветках красивые игрушки.                                                            

На макушке надета звезда.

Дети водят хороводы вокруг ёлки.

3). Скороговорка.

Шапкой Саша шишку сшиб.    

                                                     

VII Физминутка.

- При назывании признаков сосны вы похлопаете в ладоши, а при называние признаков ели  – помашите руками.

- Длинные иголки,  короткие иголки,

 шишки округлой формы, шишки продолговатой формы,

корни не глубоко уходят в землю, корни глубоко уходят в землю.

Скороговорка.

Шапкой Саша шишку сшиб.    

 VIII   Значение леса, охрана.

- Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите?

-Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни? (Воздух, для красоты, ягоды, грибы, звери, птицы)                                                                                  

- Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели.

                                                                                                                             

-  Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.

В наше время очень много вырубается лесов. А кто знает, какая древесина самая ценная? (ель и сосна)  

- Для чего люди вырубают леса?                        

 (для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше.

- Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.

- Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.

Лес – это великое богатство.

- Деревья живут очень долго, до 500 лет.

 Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают.                                                                        

Пословицы.                                                                                                          

Сломить дерево – секунда, а вырастить года.

                       Много леса – не губи,

мало леса – береги,

нет леса – посади.

 

- Объясните смысл пословиц.

IX  Итог урока. Рефлексия.

- Что изучали на уроке?

Игра «С какого дерева шишка?»

- Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите с какого она дерева.

Игра «Угадай».

- У меня в руках две иголки, угадайте с какого она дерева.

        

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

разработка урока по развитию устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности "Курица и утята"

урок в подготовительном классе школы VIII вида. в ходе урока активизируется словарь, развивается умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа, развивается внимание, память....

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы".

Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида. тема: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы"....

План - конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Польза овощей и фруктов"

Данный урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида. Урак был дан как мастер - класс для педагогов, на курсах повышения квалификации по программе: "Современные образов...

План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.

План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю­щей действительности в 4 классе   Тема:  Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...