Урок по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Желанкина Ольга Николаевна

Урок проводился в рамках недели по воспитательной работе "Россия - полилог культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_petr.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4-м «Б» классе. Тема: "Петр Великий"

26 марта 2013 года.  Учитель Желанкина Ольга Николаевна.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Цели по содержанию:

  1. образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
  2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
  3. воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Методы: проблемно-поисковый, деловая игра, метод индивидуализации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки)

Ход урока

1. Организационный момент

Проверьте готовность рабочего места. Физ. пауза «Сова».

2. Актуализация знаний.

Назовите, вспомнив, славных сынов земли русской.

Слайд 1. Александр Невский.

Какая битва сделала его знаменитым? В каком году это было? Невская битва. Против шведов. 1240 год. Ледовое побоище. Рыцари, крестоносцы 1242 год.

Слайд 2. Дмитрий Донской.

Куликовская битва. Против орды 1380 год.

Слайд 3. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Против поляков. 1612 год.

Слайд 4. Три портрета.

Кто были эти люди? Какие слова можно употребить для их характеристики? На доске карточки со словами: патриоты, великие, жители, цари. (дети выбирают и отвешивают)

Согласна. Как вы понимаете смысл слов – патриоты? великие?

Слайд 5. Вот что говорится о значении этих слов в толковом словаре:

Патриот – человек, преданный чему-либо.

Слайд 6.

Великий – выдающийся по качествам.

Исторические личности, о которых мы говорили, подходят под наши определения? Да.

3. Постановка проблемы.

Сегодня на уроке мы будем говорить об ещё одной исторической личности.

Слайд 7. Портрет Петра Первого.

Кто может узнать этого человека по изображению? Да, это Пётр Первый.

Кем он был? – Русским царём.

В истории России он остался под прозванием Великий.

Слайд 8.

Пётр Великий. Портрет царя.

Так звучит тема нашего урока. Приставку Великий Петру дали наши предки. Правы ли они? Давайте попробуем разобраться. Сначала выясним, все ли в классе так думают. У вас ведь уже есть представления об этом человеке. На доске надпись: Пётр Великий?

Начало урока: Да – нет – проголосуем и напишем. Проведём такое же голосование в конце урока.

4. Пути решения проблемы.

Слайд 9.

Методы решения проблемы.

Изучение биографии.

Кто этим занимается? Историки.

Изучение масштабов государства. Географы.

Изучение мнений современников. Социологи.

Изучение свойств личности. Психологи.

Позвольте представить наших историков ___________________________________,

социологов ___________________________________, географов ______________________, психологов ___________________________________.

Ребята подготовили свои выступления заранее.

5. Биография Петра Первого.

Слайд 10.

Пётр Первый Великий (Пётр Алексеевич Романов) родился  9 июня 1672 года. В Москве. Отец – царь Алексей Михайлович. Мать – Наталия Нарышкина. Был провозглашен царём в 10 летнем возрасте. С юных лет проявлял интерес к наукам, был любознательным, одарённым мальчиком.

Слайд 11.

Как каждого мальчика его тянуло к военным наукам. Из своих сверстников юный царь образовал «потешные» полки. На реке Яузе был построен «потешный» городок, где он учился сам военным наукам. Учил его голландец Тиммерман.

Слайд 12.

Прогуливаясь с Тиммерманом в селе Измайлово, Пётр нашёл в сарае ботик(маленькое парусное судно) своего деда. Он поручил его отремонтировать и переправил в Переяславль-Залесский, где заложил верфь для строительства судов. Ботик до сих пор стоит там в музее. Его называют «дедушкой» русского флота, а Петра создателем регулярной русской армии и флота.

Слайд 13.

Для командования полками нужны были люди опытные и знающие. Но таких среди русских придворных не было. Россия была в то время отсталой страной. Бояре боролись за власть и богатство, были необразованными. Так Пётр появился в немецкой слободе.

Слайд 14.

Немецкая слобода находилась на востоке Москвы. Там царь познакомился с немцем Францем Лефортом – будущим своим сподвижником. Там увидел много технических диковинок, познакомился с инженерами.

Слайд 15.

В 1697 году впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства в Западную Европу под именем Петра Михайлова. Он посетил Прибалтику, Голландию, Англию, Австрию. Завербовал на работу в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу. Сам работал плотником на верфи. Его интересовали европейские технические достижения того времени.

Физкультминутка.

Пётр хорошо плавал. Проверим ваше умение плавать.

Слайд 16.

После этой поездки Пётр начал свою преобразовательную деятельность. Сначала он изменил внешние признаки русского уклада жизни. Он велел резать вельможам бороды, носить европейские платья. Ввёл новый календарь, по которому с 1700 года мы празднуем 1 го января новый год и украшаем ёлки. Выпустил в России первую печатную газету, первый театр и библиотеку. Для всего этого ему нужны были специалисты. Он отправлял молодёжь учиться в Европу.

- Спасибо историкам, слово берут географы.

Слайд 17.

Петру нужна была крепость на берегах Невы для выхода кораблей в открытое море. На Заячьем острове реки Невы была построена Петропавловская крепость. Дату её основания 16 мая 1703 года считают днём рождения города Санкт-Петербурга. Первыми архитекторами города были иностранцы. Петропавловсий собор построил итальянец Доминико Трезини, летний дворец Петра Первого – француз Жан-Батист Леблон, немец Маттарнови Георг здание кунсткамеры – первого русского музея диковинных вещей. Все эти здания украшают город до наших дней. Ценил Пётр иностранных специалистов, платил в 10 раз больше, чем русским. Но они обязаны были обучать русских учеников ремеслу, которое знали сами.

Слайд 18.

Не забывал царь и о защите своих земель. После выигранной войны со Швецией, Россия получила выход в Балтийское море, присоединила территории Карелии, Эстляндии, Лифляндии. Россия стала великой европейской державой. В честь этого события Пётр Первый принял в 1721 году титул Императора Всероссийского, Петра Великого. Так решил совет сенаторов.

- Слушаем социологов.

Слайд 19.

Прошение сената.

«… помыслили мы, с прикладу древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого оными в. в. трудами всей России толь славного и благополучного мира, по прочитании трактата оного в церкви, по нашем всеподданнейшем благодарении за исхадатайствование оного мира, принесть своё прошение к вам публично, дабы изволил принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул Отца Отечествия, Императора Всероссийского, Петра Великого, как обыкновенно от Римского Сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статуах для памяти в вечные роды подписаны.»

Слайд 20.

- Слушаем психологов.

Каждый из вас попробует им стать. Работа в группах. Выберите на ваш взгляд присущие Петру Первому качества личности.

неутомимый

волевой

целеустремлённый

жестокий

нерешительный

увлечённый

деятельный

энергичный

Назовите. Это выдающиеся качества?

6. Решение поставленной проблемы.

Слайд 21.

Вернёмся к значению слова великий. Великий – выдающийся по качествам. Петра правильно назвали Великим?

Голосуем.

Слайд 22.

Потомки помнят Петра Первого. Ему установлено много памятников. Самый известный – медный всадник в Петербурге. Скульптор Фальконе. Самый большой в Москве – Церетели. Изображение памятника Петру в Архангельске украшают денежную купюру в 500 рублей.

7. Проверка первичного восприятия.

Слайд 23.

Какое прозвание получил Пётр Первый в истории России?

Проверяем свой ответ (Великий), если ответы совпали ставим рядом с ним плюс.

Слайд 24

Любил ли учиться Пётр Первый? (да)

Слайд 25.

Что создал Пётр Первый в России нового? (Календарь, газета, музей, библиотека)

Слайд 26.

Какие дела Петра вошли в военную историю России? (создание морского флота, регулярная армия)

Слайд 27.

Какой город был заложен и построен на Неве? (Санкт-Петербург)

Слайд 28.

Кто помогал Петру? У кого он учился? (у иностранцев)

Посчитайте количество плюсов и если все 6 поставьте себе 5.

8. Подведение итогов.

Кто помнит имена иноземцев и их национальности?

Слайд 29.

Голландец Тиммерман, немец Франц Лефорт, итальянец Доминико Трезини, француз Жан-Батист Леблон.

Все они нашли на русской земле свою вторую родину. Они и многие другие иностранцы, покорённые личностью Петра, помогали ему. Их деятельность шла на благо России. Россияне благодарны им, ведь до сих пор мы любуемся их великими творениями. Ведь культура России полилог культур.

Домашнее задание.

стр. 94-100 изучить и уметь рассказать.

Визитная карточка урока

по окружающему миру

4 «Б» класс учитель Желанкина О.Н. 26/03/2013

Блок: Страницы истории Отечества

Тема: Пётр Великий

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД.

Способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

 2. Регулятивные УУД.

Продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения.

3. Познавательные УУД.

Способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого

4. Коммуникативные УУД.

Развивать умение высказывать свои мысли, аргументировать их. Формировать навыки работы в группах.

Основная идея урока:

Великой ли личностью был Пётр I?

Основные понятия:

Использование методов решения проблемы изучения исторической личности на практике.

Логика построения урока:

1. Актуализация знаний.

2. Постановка проблемы.

3. Определение путей решения проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...