урок "Проблемы экологии" 4 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Чиркова Алёна Павловна

урок закрепление. В итоге дети выпустили газету "Берегите природу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_kl_problemy_ekologii.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09.10.13

Предмет: окружающий мир- 4класс

Тема: Проблемы  экологии

 Цель: воспитание чувства ответственности за природу нашей планеты.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать понятие об охране природы;
  2. Дать представление об экологической обстановке на планете на настоящий момент;

Развивающие:

Развивать речь, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за её безопасность, воспитывать потребность в мероприятиях по охране природы.

Оборудование:

Таблички, газета, презентация.

Ход урока:

  1. Орг. момент, сообщение темы:

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об экологии.  (Слайд 1)Что такое экология? (слайд 2). Экология – это наука о взаимосвязях в природе.

( Звучит мелодия песни "Чистые пруды", ученики читает стихотворение).слайд 3

Есть просто храм,

 Есть храм науки,

 А есть ещё природы храм -

 С цветами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

Услышу ль сосен шум в полдневный час?

Журчанье струй средь камушков у брода?

О, люди, мыслю я, что есть у всех у нас

Мать одна по имени Природа!

У неё для всех хватает доброты.

И мы живём, запечатлев навеки,

В душе её прекрасные черты

Поля, луга, леса, моря и реки.

Но если…  Впрочем в наш жестокий век понятно всем,

Что это если значит. О, человек!

Природа – мать ни рек и не морей от глаз твоих не прячет.

Ни рослых трав, ни голубых озёр…           слайд 4

Цени  доверие  Природы!

Не обмани её! И в тёмный лес входи, как в храм,

Под мраморные своды.

Обоснование темы. Древние люди поклонялись матушке-природе. слайд 5 Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира слайд 6. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, слайд 7 загрязнённые реки, слайд 8 высохшие озёра, вырубленные леса. слайд 9 Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные "удобрениями" овощи и фрукты.

Да, разрушить природу очень легко. слайд 11

 (Звучит ритмическая музыка. Выходит группа ребят, ведёт непринуждённый диалог)

Эй, вы там, как живёте?

Хорошо живём.

Школьные проблемы решаете?

Решаем.

А что, много проблем?

Хватает.

Как вам дышится?

Отлично.

Как вам плавается?

Прекрасно.

А как гуляется на природе?

А где природа?

Вот с такого вопроса мы и решили начать наш разговор о защите окружающей среды.

Природа безмолвна, но на нашем уроке мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире "Там-там новости". слайд 12

(Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора. Фонограмма позывных.)

Девочка: - Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.

Мальчик: - "Покорять природу и не ждать от неё милости"- это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

Девочка: - Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?

Мальчик: - Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.

Девочка: - А сколько бродячих собак и кошек в нашем селе! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручаем".

3.Формулирование темы и  целей  урока учащимися.

-На  кого эти жалобы?

На человека, который загрязняет воздух, воду, природу.

-Но ребята, Наша планета пока что жива,

Но без защиты погибнет она! слайд 13

Цель нашего урока составить газету  по охране природы

III.    Работа над темой урока.

1. Задания группам.

Газета называется «Береги природу ! слайд 14

— Перед вами  жалобы  из писем в эту газету на экологическую тему.

Давайте разберем их слайд 15

Жалобы.

  1.   Наш завод работает без фильтров, выпускает пыль и вредные газы в воздух!
  2.  От угарного газа автомобилей невозможно дышать!
  3. Сжигают бутылки от лимонада и резиновые мячи!
  4. В нашем городе вырубили лесной парк!
  5. Воды так много на Земле! А говорят, что мало!
  6. В  реки, озера, пруды попали грязные воды заводов, нефть и мусор!
  7. Не  закрыли водяной кран!
  8. Помыли в реке машину!
  9. Вырубили лес!
  10. Ломают ветки деревьев!
  11. Нарвали букет цветов на лугу!
  12. Подожгли в лесу траву!
  13. Порезали  кору дерева!
  14. Вырвали с грибницей грибы!
  15. Разорили птичье гнездо!
  16. Пугал в лесу зверей и птиц!
  17. Браконьеры убивают животных и ловят рыбу без разрешения на охоту и лов!

- Сегодня в нашей газете вы попробуете решить некоторые экологические проблемы. Слайд 16

Вас 4 группы, каждая группа будет составлять правила по охране окружающей среды. А кто какие будет составлять правила сейчас узнаете(вытягивают)

Письменная работа учащихся.

Запишите правила охраны природы по своим отделам.

Мы их помещаем в газету «Береги природу». Пусть их прочтут другие.

1 группа.    Отдел воздуха

Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы  мы дышали чистым воздухом?

Свод правил 1 группы.

  1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.

  2.  Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.

Мы очистили с вами воздух. ( Демонстрация слайда№14)

 Посмотрите, какое теперь небо над нашими головами. Птицы парят над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким.

2 группа  Отдел охраны воды.

Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

Свод правил 2 группы.

1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.  

2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
3. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде. ( Демонстрация слайда №15)

3 группа. Отдел охраны растений

Проблемный вопрос. Всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?

Свод правил 3 группа.
 Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

Ландыши — люди их рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка поступили в 1 класс. В каком классе они будут учиться, когда зацветет ландыш?

Поле растений мы с вами тоже очистили

4 группа. Отдел охраны животных.

Проблемный вопрос.  Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?

Свод правил 4 группа.  
— Не охотится на редких животных,  не ловить,  не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.

Учитель: Запомните это правило. Очистили мы поле животных. (Демонстрация слайда №17)

А сейчас посмотрите на этих животных. (Демонстрация слайда №18)

Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. Ребята, если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всей Земле.

IV.  Итог урока.

Какую тему мы обсуждали? Что узнали?  Что понравилось?

Узнали причины загрязнения природы и научились правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Рефлексия.

Давайте постараемся . Зачитаем хором: Слайд 17

Давайте будем  к  этому стремиться,

Чтоб нас любили и  зверь, и птица.

И доверяли  повсюду нам,

Как  самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?...

Учитель: - И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем! Берегите природу

Правила охраны воздуха

1) Заводы и фабрики должны иметь уловители пыли и вредных газов.

2) Заводы не должны делать выбросов вредных веществ.

3) В городах нужно сажать много зелени, потому что растения очищают воздух.

4) В домах надо проветривать комнаты, вытирать пыль влажной тряпкой.

5) Не сжигать колеса, бутылки,  мусор.

Правила охраны воды

  1. Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
  2. Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор.
  3. Не мыть в реках машины.
  4. Надо строить на заводах  фильтры, установки для очистки отработанной воды.

Правила охраны растений.

  1. Не рвать цветы.
  2. Не собирать букеты в дикой природе.
  3.  Не плести венки.
  4. Не ломать ветки деревьев.
  5. Не повреждать кору деревьев.
  6. Сажать деревья и ухаживать за ними.
  7. Беречь лес и луга от пожаров.
  8. Выращивать цветы.

Правила охраны животных.

  1. Не охотиться на редких животных.
  2. Не ловить и не пугать зверей, птиц.
  3. Не кричать в лесу.
  4. Не трогать птичьих гнезд.
  5. Не убивать насекомых, паучков.
  6. Строить домики для птиц.
  7. Кормить птиц зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...