Урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Хорошилова Наталья Александровна

 

Урок  по окружающему миру.

Учитель начальных классов

Хорошилова Наталья Александровна

г. Саяногорск.

Тема: Сохраним богатства природы!

1 класс по программе «Школа 2000 – 2100».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по окружающему миру.

Учитель начальных классов

Хорошилова Наталья Александровна

МОУ СШ №5, г. Саяногорск.

Тема: Сохраним богатства природы!

1 класс по программе «Школа 2000 – 2100».

Цели:

1. Обучающая. Раскрыть значение природы в жизни человека, его место в природе и обществе.

2. Развивающая. Развивать умение наблюдать, рассуждать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира.

3. Воспитательная. Воспитывать позитивное, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологическую и духовно-нравственную культуру.

Оборудование:

  • Учебник «Я и мир вокруг» (А.Вахрушев).
  • Рисунки с изображением обычной квартиры и природы.
  • Экологический светофор.
  • Кружки красного, жёлтого, зелёного цвета.
  • Эпиграф: «Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня в ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем!».
  • Мультимедиа установка.
  • Маски для Совы, Мыши. Коровы, Шмеля, Клевера, Молока.
  • Талый снег, 2 стакана, фильтр, воронка.
  • Таблички со словами:  живая, неживая, силы природы, воздух, солнце, вода, полезные ископаемые, земля, растения, животные, человек, ветер, солнечный свет, течение рек, !, пить, дышать, есть, потребности.

Ход урока.

Организационный момент.

- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

(слайд № 1)

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полёт прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То всё равно б взмывали в ввысь.

Ведь небо-это их стихия!

Ведь небо-это их свобода!

Ведь небо-это вся их жизнь!

А в небе – стая журавлей.

Так грустно над землёй кружится.

Земля… Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

(слайд № 2)

Тогда бы мёртвым стало небо.

И - Тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи.

(слайд № 3)

Я не хочу такого мира,

Где всё так серо, всё уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

(слайд № 4)

И трелью птиц весёлой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…

Так о чём мы будем сегодня  говорить? (о нашей природе, о том, что она в большой опасности и, что мы должны её сберечь).

Работа по теме урока.

Каждый из вас живёт в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе.

(слайд № 5)

Перед вами лежат два рисунка. На одном изображена обычная квартира, может быть похожая на вашу, а на другом – дом-природа. Обсудите в парах что общего вы видите на этих рисунках? Чем различаются эти рисунки?

Отчего в нашем доме бывает светло? (лампы).

А что можно сравнить с лампой в природе? (солнце)

Но солнце не только светит, но и греет. Что в квартире выполняет эту роль? (обогреватель, плита, батарея отопления)

В природе идёт дождь. Где его можно встретить в вашем доме?

В природе ветер – а дома? (вентилятор)

В комнате есть пол, где пол в природном доме? (земля, почва)

В обычном доме есть каменные или деревянные стены. (В доме-природе – горы и деревья).

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах. (В обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике.

В природе дикие животные. (В обычном – домашние).

Какой можно сделать вывод? Что должно быть в каждом доме?

Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения.

Ребята, кто построил дома? (строители)

Кто построил природу? (никто не строил)

Где чище: дома или на природе?

Почему? (Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может).

Так что такое природа?

Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля. Всё это находится на нашей планете, вокруг нас.

(слайд № 6)

Наш город стоит на широкой реке,

А за рекой виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля…

Всё это вместе – наша ЗЕМЛЯ!

   Значит, наш дом – Земля. Мы должны беречь всё это, наводить порядок. (слайд № 7)

И эта Земля делится с нами своими богатствами.

Работа по учебнику.

Вы уже познакомились с разными богатствами природы, которые помогают жить нам и всему живому на земле. Давайте ещё раз вспомним богатства природы. Откройте учебники на 33 странице. Все богатства мы разделим на три группы. Какие? (живая, неживая, силы природы). Составляется таблица. Неживая: воздух, солнце, вода, полезные ископаемые, земля. Живая: растения, животные, человек. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.

Кто наносит самый большой вред этим богатствам? Да, человек. (поместить восклицательный знак)

А, ведь человек, это тоже часть природы, а поэтому главные потребности для жизни у него такие же, как и у животных. Какие это потребности? (пить, дышать, есть) (Провести стрелочки).вода – пить, чистый воздух – дышать, пища – есть.

Правильно, и человек должен учиться у животных – брать у природы только столько богатства, сколько требуется для нормальной жизни.

Практическая работа.

А теперь проведём опыт и посмотрим, что же происходит с богатствами природы?

 Опыт с водой из талого снега.

- Какого снега был снег? (белого)

- Что с ним произошло? (растаял)

- Как вы думаете, чистая ли вода?

Дети переливают снеговую воду в стакан.

- Каким стал фильтр? (Грязным)

- Откуда на нём появилась грязь? (из снежков)

- А откуда в снежках грязь?

(слайд № 8)

Появляется Злючка-Грязючка.

Везде, где грязь, появляется Злючка-Грязючка. Она – в дыме заводов, выхлопных газах автомобилей. Любит, когда люди загрязняют всё вокруг!

- Ребята, нравится вам Злючка-Грязючка? Как нам прогнать её?

(ответы детей)

Игра «Экологический светофор».

С этой неприятной дамой нам поможет справиться Волшебный светофор.

Как вы думаете, для чего на улицах устанавливают светофоры? У нас сегодня в гостях особенный светофор – экологический. Он поможет нам навести порядок в природе. Я буду вам показывать ситуации, а вы показывать светофору сигнал. Красный – если так делать нельзя, жёлтый – если нужно остановиться и подумать, а зелёный – если поступки правильные. Начнём?

(слайды с № 9 по 16)

                                                 Физкультминутка.

Вывод.

Так что же вы поняли? Что можно делать, а что нельзя?

Жалобная книга природы.

Ребята, бывают ли случаи, когда у вас появляются слёзы? Когда это бывает? Но ведь природа живая. Когда ей обидно и больно, она тоже плачет.

Нам пришло звуковое письмо от одного животного,  давайте его прослушаем.

(звучит запись «Сова»)

Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу, ночью лесным жителям спать мешаю. (Сова).

(слайд № 17)

Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1000 кг зерна, разорить много гнёзд шмелей и других насекомых.

Сейчас я предлагаю поиграть в игру. Для этого мне нужны помощники. Вы будете выполнять роли животных и предметов. Я расскажу вам удивительную историю, а вы, услышав себя, сделаете шаг вперёд встанете в том порядке, котором я буду вас называть.

(Сова, мышь, шмель, клевер, корова, молоко).

Случилась однажды такая история. Обидел человек сову, ни за что. Перестала сова на луг летать, мышей ловить. Мыши повылазили из нор и разорили все шмелиные гнёзда – пропали шмели. Некому стало клевер опылять. Перестал расти клевер. Нечего стало есть коровам, перестали коровы молоко человеку давать. Опомнился человек, попросил прощения у совы, вернулась она на луг. И вдоволь стало молока, да такого вкусного, полезного.

Если вы захотите узнать подробнее эту историю – прочитайте книжку В.Бианки. здесь есть ещё много удивительных и поучительных историй о том, что всё, ребята, в природе взаимосвязано. Разорвёшь цепочку в одном месте – плохо будет всем живым существам!

 

(слайд № 18)

 Теперь  я хочу провести у вас экологический экзамен. Каждая группа получает билет. Прочитайте предложение, обсудите его и найдите в классе ответ на свой вопрос.

- Увеличится количество грибов будут…(слайд № 19)  (сытыми и здоровыми животные).

- Больше птиц – меньше…(слайд № 20)  (вредителей-насекомых)

- Сохраняется больше деревьев, травы… (слайд № 21) (значит станет больше кислорода, тени от солнца и просто красоты(.

- Чистое озеро – это.. (слайд № 22)  (много рыбы, достаток на столе, отдых людей).

- Знать, любить и помогать природе… (слайд № 23)  (значит, будет красивая и здоровая жизнь на Земле!)

Ребята, вы молодцы! И, я думаю, вы никогда не забудете, что природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры. (слайд № 24)

Итог урока.

 Давайте подведём итог нашего урока.

Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу природу? (чтение плаката)  (слайд № 25)

Кто хочет сохранить природу – поднимите жёлтый кружок, а кто будет это делать – красный кружок.

 

(слайды № 26 – 30)

Любите родную природу – озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.

Так будем же, дети, все вместе мы к ней относится добрей.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб вас любили и зверь и птица.

И доверяли повсюду нам,Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?..      И. Мазнин.

Приложение:

Злючка-закорючка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...