Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку, краткое содержание курса, требования к обущающимся в конце года, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели) во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни, способность оценивать своё место в окружающем мире.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Основные содержательные линии предмета « Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», « Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира и социума.
- Искусство как часть культуры.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса « Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств, культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную культуру и закаливание;
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа ( класс, школа, семья, учреждение культуры);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Содержание курса.
Человек и природа.
Природа человека- это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов( цвет, форма, сравнительные размеры и т. д ) Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц. Смена времён суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.
Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Погода, её составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств. Красная книга России, её значение. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).
Человек и общество.
Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи семье. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Правила пользования транспортом.
Наша Родина – Россия. Москва – столица России. Государственная символика России. Родной край – частица России.
Праздник в жизни общества. Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Правила безопасной жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрёстках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе в разное время года.
№ п/п | Наименование тем и уроков | Кол-во часов | Дата провед | Основные понятия и термины | Формирование универсальных учебных действий |
1/1 | I четверть Ты первоклассник. Урок-экскурсия. « Нас окружает удивительный мир» (4-5) | 10 1 | Окружающий мир. Живая и неживая природа. |
Ученики учатся принимать и сохранять учебную задачу. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям П.УУД | |
2/2 | Урок-игра. «Давай познакомимся» (6-7) | 1 | Кого называют друзьями? Как нужно относиться к друзьям? | Учатся логически мыслить, сравнивать предметы, обобщать П.УУД | |
3/3 | Мы – школьники. Экскурсия по школе (8-11) | 1 | Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал | Ученики учатся принимать и сохранять учебную задачу. П.УУД | |
4/4 | Правила поведения в школе (12-14) | 1 | Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. Уважение к труду работников школы. | Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Р.УУД | |
5/1 | Родная природа Урок-экскурсия. Сентябрь – первый месяц осени (15-17) | 26 1 | Сезонные изменения в природе. | П.УУД, к.ууд Учатся устанавливать аналогии, Строить рассуждения в форме простых суждений,задавать вопросы | |
6/2 | Что нам осень подарила (18-20) | 1 | Растения сада и огорода | Учатся осуществлять анализ объектов выделением существ-х и несуществ-ых признаков П.УУД | |
7/1 | Родная страна Семья (23) | 17 1 | Семья. Взаимоотношения членов семьи.. | К.УУД Допускать возможность высказывания разных точек зрения | |
8/2 | О маме и бабушке поговорим … (24-25) | 1 | Удерживать учебную задачу, строить рассуждения в форме простых суждений П.УУД | ||
9/3 | Любимые занятия (26-28) | 1 | осуществлять дифференцированную работу П.УУД | ||
10/4 | Воскресный день (29-30) | 1 | Учить строить сообщения, Принимать и сохранять учебную задачу П.УУД | ||
11/3 | Родная природа Как из зерна получилась булка (31-32) | 1 | Знакомство с трудом хлебороба. Уважение к труду людей. | П.УУД Осуществлять синтез как составление целого из частей | |
12/4 | Человек и домашние животные (33-34) | 1 | Домашние животные. Бережное отношение к животным. | Учатся осуществлять генерализацию, т. е. обобщать, делать выводы, решать проблемные ситуации П.УУД | |
13/5 | Октябрь уж наступил. Экскурсия в природу (35-39) | 1 | Сезонные изменения. Характеристика времени года. | Учатся устанавливать причинно- Следственные связи в изучаемом круге явлений П.УУД | |
14/6 | Явления природы (40-43) | 1 | Явления природы. | Учатся осуществлять анализ объектов выделением существ-х и несуществ- ых признаков П.УУД | |
15/5 | Ты первоклассник Где ты живешь? Что такое дорога (44-45) | 1 | Твой адрес. Дорога от школы до дома(тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая). | П.УУД Учатся строить рассуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
| |
16/6 | Правила поведения на дорогах (46-49) | 1 | Правила перехода улицы и перекрёстка. Светофор. Дорожные знаки. | Учатся задавать вопросы, использовать знаково-символические средства К.УУД | |
17/1 | Мы и вещи. Ты и вещи (50-53) | 5 1 | Знакомство с профессиями.( слесарь, портниха, столяр, гончар) | Учатся классифицировать предметы по заданному признаку П.УУД | |
18/2 19/3 | II четверть Урок-игра « Кто самый аккуратный?» Кто работает ночью (54-55) | 1 1 | Бережное отношение к вещам, уход за ними. | Учатся рассуждать, устанавливать аналогии П.УУД | |
20/4
21/1 | Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Ты и твоё здоровье Что такое здоровье (56) | 1 8ч 1 | Обращение с бытовыми электрическими приборами. Противопожарная безопасность. Экономное отношение к электроэнергии, воде. Труд людей родного города Забота о своём здоровье и хорошем настроении | Учатся строить рассуждения, допускать разные точки зрения, обобщать П.УУД, К.УУД Учатся задавать вопросы, рассуждать, делать выводы, формулировать собственное мнение П.УУД, К.УУД
| |
22/2 | Твои помощники – органы чувств (57-58) | 1 | Формулировать собственное мнение К.УУД | ||
23/3 | Правила гигиены (59-60) | 1 | Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха | Учатся принимать установленные правила, рассуждать РУУД | |
24/4 | О режиме дня . О времени и часах (61-62) | 1 | Режим дня первоклассника | Принимать учебную задачу П.УУД, | |
25/5 | Урок в спортивном зале (63-65) | 1 | Солнце, воздух, вода- факторы закаливания | Формулировать собственное мнение К.УУД | |
26/7 | Родная природа Урок-экскурсия. «Ноябрь – зиме родной брат (66-67) | 1 | Сезонные изменения. Ноябрь- «предзимье», «золотая осень»,»середина осени» | П.УУД, к.ууд Учатся устанавливать аналогии, Строить рассуждения в форме простых суждений,задавать вопросы | |
27/8 | Дикие животные (68-71) | 1 | Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. Звери- млекопитающие. | Учатся осуществлять генерализацию, т. е. обобщать, делать выводы, решать проблемные ситуации П.УУД | |
28/9 | Что мы знаем о птицах (72-76) | 1 | Домашние и дикие птицы. | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, П.УУД строить рассуждение, проводить Сравнение | |
29/5 | Родная страна Родной край (77-79) | 1 | Название города, в котором мы живём. Главная улица. | Кууд задавать вопросы, исполь- зовать речь для регуляции своего действия | |
30/6 | Дом, в котором ты живешь (80-83) | 1 | Достопримечательности родного города и столицы России. | Кууд формулировать своё собственное мнение, задавать воп- -росы | |
31/7 | Зачем люди трудятся? (84-86) | 1 | Знакомство с профессиями. Уважение к труду людей. | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, П.УУД наблюдать, сравнивать | |
32/10 | Родная природа В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия в природу. Зимний парк. (87) | 1 | Сезонные изменения | П.УУД Учатся наблюдать, сравнивать, обобщать Кууд задавать вопросы | |
33/11 |
III четверть Какая бывает вода? (88-89) Урок-проект. | 1 | Значение воды. | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, П.УУД наблюдать, сравнивать, характери- зовать свойства воды | |
34/7 | Ты первоклассник Поговорим о дружбе (90-91). | 1 | Что такое дружба | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и обществ-х местах, КУУД выбирать оптимальные формы поведения во взаимоот- ношениях с одноклассниками, друзьями.
| |
35/8 | Идем в гости (92) | 1 | Правила поведения в гостях | РУУД различать и оценивать формы пове- дения, допустимые и недопустимые в об- щественных местах | |
36/9 | Урок-игра. «Новогодний театр» (93) | 1 | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД выражать свои мыс- ли в соответствии с поставленными задача- ми. | ||
37/12 | Родная природа Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия в природу (94-96) | 1 | Сезонные изменения | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мне- ние | |
38/13 | Хвойные деревья (97-98) | 1 | Особенности хвойных деревьев | ПУУД учатся наблюдать, сравнивать, рас- суждать | |
39/14 | Жизнь птиц (99-102) | 1 | Насекомоядные, хищные, растительноядные птицы | ПУУД характеризовать особенности разных видов птиц, группировать их | |
40/8 | Родная страна Наша страна – Россия (103-107) | 1 | Символы России. Москва. | ПУУД различать Государственную символи- ку, находить информацию ( в том чис- ле иллюстративную) о достопримечательнос- тях Москвы. | |
41/9 42/10 | Урок-путешествие. «Россия- Родина моя». Богата природа России (108-114) | 1 1 | Красная площадь, Кремль. Тайга, карликовые берёзы. | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД находить информа- цию. ПУУД характеризовать условия, необходи- мые для жизни растений | |
43/11 | Мы – россияне (115-118) | 1 | ПУУД моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, КУУД оценивать ситуации общения | ||
44/12 | Народная сказка (119) | 1 | Произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки. | ПУУД сравнивать, пересказывать по картинкам, КУУД формулировать собственное мнение | |
45/15 | Родная природа Февраль – месяц метелей и вьюг (120-121) | 6 1 | Сезонные изменения | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | |
46/16 | Звери. Млекопитающие (122-125) | 1 | Насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные | ПУУД характеризовать особенности разных видов животных, группировать их | |
47/17 | Наш уголок природы (126-129) | 1 | П.УУД Учатся наблюдать, сравнивать, обобщать,делать выводы. | ||
48/18 49/13 | Комнатные растения (130-132) Родная страна Мы – граждане России (133-134) | 1 1 | Комнатные растения | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД характеризовать условия, необходимые для жизни растений. РУУД учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД формулировать собственное мнение | |
50/14 51/10 | Наши права и обязанности (135-138)
Ты первоклассник О правилах поведения (139-141) | 1 1 | Права и обязанности Правила приветствия, извинения | РУУД учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД формулировать собственное мнение Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и обществ-х местах, КУУД выбирать оптимальные формы поведения во взаимоот- ношениях с одноклассниками, друзьями. | |
52/15 | Родная страна 8 Марта – праздник всех женщин (142-144) | 1 | ПУУД рассказывать о взаимоотношениях в семье, о заботе членов семьи друг о друге, КУУД формулировать собственное мнение | ||
53/19 | Март- капельник (145-150) | 1 | Сезонные изменения | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | |
54/6 | IV четверть Ты и здоровье Здоровая пища (151-152) | 1 | Режим питания | ПУУД объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, режима питания | |
55/7 | Если хочешь быть здоров, закаляйся (153-154) | 1 | Проветривание помещений. Прогулки, игры на воздухе. | ПУУД объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, закаливания организма | |
56/8 | Какое бывает настроение (155) | 1 | РУУД принимать и сохранять учебную задачу, КУУД задавать вопросы | ||
57/20 | Родная природа Экскурсия на водоём. Апрель – водолей (156-161) | 1 |
Сезонные изменения. Насекомое | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | |
58/21 | Урок-экскурсия. Весенние работы (162-164) | 1 | Знакомство с трудом людей весной. | ПУУД наблюдать, сравнивать, делать выводы, КУУД формулировать собственное мнение и позицию. | |
59/5 | Мы и вещи Кто работает на транспорте (165-167) | 1 | Машинист, водитель, лётчик, капитан, борт-проводник, кондуктор. | ПУУД работать с информацией (иллюстратив- ной в учебнике), рассуждать | |
60/16 | Родная страна День космонавтики (168-169) | 1 | Космос, космонавт | ПУУД находить необходимую информацию (извлекать) из учебника и обсуждать полученные сведения , работать с иллюстративным материалом | |
61/22 62/23 | Родная природа Урок-экскурсия. «Весна пришла». Май весну завершает, лето начинает… (170-172) | 1 1 | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение ПУУД наблюдать, сравнивать | ||
63/24 | Жизнь земноводных весной 173-174) | 1 | Земноводные. | ПУУД характеризовать особенности разных видов животных, | |
64/25 | Животное – живое существо (175-180) | 1 | ПУУД устанавливать причинно-следствен- ные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения | ||
65/26 | Скоро лето (181) | 1 | ПУУД наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять поиск необходимой информации | ||
66/17 | Родная страна Урок-викторина. «Ты – пешеход» (182-184) | 1 | Дорожные знаки. Правила поведения на улице | ПУУД моделировать безопасный путь от дома до школы с помощью условных обозначений, КУУД задавать вопросы |
Требования к результатам 1-го года обучения.
В результате изучения предмета «Окружающий мир» ученики 1 – го класса получат возможность расширить, систематизировать исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях, природе, человеке и обществе.
Осмысление позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми.
В результате изучения «Окружающего мира» ученики заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков
• проводить несложные наблюдения
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к при
роде;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пи
тания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе,
Раздел «Человек и общество»
Ученик научится:
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
• соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...