Разработка урока "Дорожные знаки"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Серова Юлия Сергеевна

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Комбинированный урок с использованием слайд-презентации и игры.

Оборудование:

Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках; формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по назначению; развивать память, мышление, внимание; воспитывать культуру поведения учащихся на улицах, дорогах.

Задача: познакомить учащихся с группами дорожных знаков по назначению; научить выделять отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков и их назначение; повторить правила пешехода; выработать навыки грамотной устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx507.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру по теме: "Дорожные знаки" (3-й класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Комбинированный урок с использованием слайд-презентации и игры.

Оборудование:

Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках; формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по назначению; развивать память, мышление, внимание; воспитывать культуру поведения учащихся на улицах, дорогах.

Задача: познакомить учащихся с группами дорожных знаков по назначению; научить выделять отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков и их назначение; повторить правила пешехода; выработать навыки грамотной устной речи.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Вот прозвенел звонок, пора начинать урок. Ребята, урок по какому предмету пора начинать?  Посмотрите все ли у вас готово к уроку?  Как называется учебник, который лежит перед вами на парте?

Дети: Окружающий мир.

У.: Вам интересно узнать о мире на улицах и дорогах?

Д.: Да.

У.: Я желаю вам быть внимательными, старательными и послушать сообщение о мире на улицах и дорогах.

Ученик: (текст сообщения наизусть читает заранее подготовленный ученик). Параллельно демонстрируются слайды-презентации к сообщению.

Сообщение по теме: «Мир на улицах и дорогах».

По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства.

Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения. Сейчас на улицах городов и сёл появились новые более быстроходные российские автомобили и иномарки.

Растут наши города и посёлки, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители особенно внимательны и осторожны.

Для удобства и безопасности движения машин и пешеходов в городах , посёлках и на главных дорогах устанавливают светящиеся или светоотражающие дорожные знаки и указатели.

Одно из основных условий безопасности движения: должны знать и чётко выполнять правила дорожного движения – закона улиц и дорог.

Правила дорожного движения знают водители всех видов транспорта. Их также обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.

У.: Какой вывод из сообщения можно сделать?

Д.: Вывод: Правила дорожного движения обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.

2. Повторение изученного материала. (Проверка домашнего задания).

У.: Из сообщения вы узнали, что не только водители, но и пешеходы должны знать правила дорожного движения. Вспомните и назовите, пожалуйста, три главных правила пешехода. (Фронтальный опрос) ?

Дети: (ответы)

Слайд.

  1. Ходить по тротуару и никогда по проезжей части не ходить.
  2. Переходить улицу только там, где положено и никогда не переходить (и не перебегать) в неположенном месте.
  3. Переходить улицу только на зелёный свет. Сделать опрос в форме теста!

Индивидуальный опрос.  (самопроверка) с ком.

Д

У.: Посмотрите на экран (слайд-презентацию), верно ли вы назвали три главных правила пешехода? (За верные ответы дети получают жетоны). Ребята, если вы знаете правила пешехода, то любая дорога для вас будет безопасной.

Физкультминутка.

У.: Давайте пойдём по этой безопасной дорожке.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём.
И домой пешком пойдём. Музыкальное сопровождение

3. Работа над новым материалом.

У.: Ребята, а могут ли водители и пешеходы выполнять правила дорожного движения без знания дорожных знаков?

Д.: Нет.

На экране высвечивается тема урока, которую озвучивает учитель. Учащиеся записывают в тетради тему урока.

Слайд.

Ребята, а что вы уже знаете о дорожных знаках?

Дети: Знаки важные, дорожные

Компас взрослых и ребят

Дети! Будьте осторожны

Знайте, что нельзя, что можно

Выполняйте неотложно все, что знаки говорят.

(Сообщение цели урока.)

У.: Сегодня на уроке мы познакомимся с группами дорожных знаков по назначению и выделим отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков. Но сначала определим значение слов знак и дорожные знаки.

Работа с толковым словарём. (найти словарь)?

 

Об истории дорожных знаков

Рассказ учителя о дорожных  знаках.

У.: Ребята, это дорожные знаки – они предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности (например, о том, что скользкая дорога, что идут дорожные работы, и прочие опасности), запрещают проезд, обгон, выезд, ограничивают скорость движения, указывают место разворота и стоянки транспорта. (Учитель указкой показывает дорожные знаки).

Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка, понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и могут вести транспорт по незнакомым дорогам.

Ребята, когда вы вырастите, тоже станете водить транспорт . Знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни.

Дорожные знаки делятся на группы. Слайд.

Ребята может кто-то, знает, что обозначает какой ни будь из знаков?

Дети:1 знак опасный поворот

Здесь опасный поворот

Знак предупреждает

Не лети как самолет

Никто не пострадает

2уч. Неровная дорога

Неровная дорога

Подбросило немного

Хорошо, что знак стоит-

Тут шофер притормозит.

Учитель: Молодцы! А еще здесь можно увидеть знак Скользкая дорога и выброс гравия.

Предупреждающих знаков очень много. Ребята вы должны запомнить, что отличительный признак белый треугольник с красной каймой.(дети в)

Следующая группа знаков это запрещающие знаки.

Назовите из этих знаков вам знакомые.

Уч .Знак номер 4 ( остановка запрещена)

Остановка под запретом

Осенью, зимой и летом,

И весной, где знак весит
Проезжай не тормози!

Ну, а если встать захочешь,

Непременно штраф схлопочешь.

Уч.2 (вьезд запрещен)

Тормози водитель. Стой!

Знак-запрет перед тобой.

Самый строгий этот знак,

Чтоб не вьехал ты впросак.

Должен знак ты соблюдать,

Под кирпич не заезжать.

А кто знает как называются два оставшихся знака.

Обгон запрещен. Подача звукового сигнала запрещена.

Отличительный признак этих знаков белые или синие круги  с красной каймой.

А вот следующая группа знаков.

Может кому-то знакомы эти знаки

Уч. Первый знак говорит нам , что двигаться можно только влево

Уч2 Второй знак движение прямо

Едет папа на охоту-

Едет в Ниве-«Русский джип»

Вдруг за голову схватился,

Позабыл ружье-вот  влип!

Указатель только прямо,

Повернуть домой нельзя,

Говорила папе-мама,

Что торопится он зря.

Уч.3 Движение направо и налево.

Ребята предписывающих знаков тоже большое количество, их отличительный признак синие круги с белым рисунком.

А следующая группа называется

Посмотрите отличительный признак этих знаков синий прямоугольник или квадрат с рисунком.

Встретились здесь вам знакомые знаки?

Уч1 знак номер 3 называется Место остановки автобуса

Остановка, толпится народ.

Скоро  автобус подойдет.

Здесь ждут транспорт городской,

Едут в офис, в цех, домой.

Едут в школу, детский сад,

В праздник едут на парад.

В уличном круговороте транспорт городской в почете!

Отлично. А как называются еще два знака.

(надземный пешеходный переход, место стоянки)

И еще ребята одна группа с которой мы познакомимся

Отличительный признак этих знаков Синий прямоугольник с рисунком.

Кто знает как называются эти знаки.

Место отдыха,  Гостиница, Кемпинг- палаточный лагерь) Словарный язык.

В. Под итог работы Слайд По очередности

Лексическая работа.

У.: У вас на парте карточка с заданием. Совместно совещаясь с соседом по парте, соедините стрелкой сочетание слов близких по значению. ( Работа в паре).

Карточка. У.: Подумайте, какую «работу» выполняют дорожные знаки. (Чтение записи со слайда).

Предупреждающие знаки

Не позволить 

Запрещающие знаки

Заранее известить, уведомить 

Предписывающие знаки

Сообщить, осведомить. Показать, назвать для сведения

Информационно-указательные знаки 

Предложить соблюдать что-нибудь. 

Попробуй те объяснить значение слов: Предупреждающие, Запрещающие, Предписывающие, Информационно-указательные. (Работа над лексическим значением слов путём подбора слов близких по значению (синонимов)).

Дети: (подбирают слова близкие по значению и объясняют значения слов)). (За верное объяснение значения слов – жетон).

Проверка по слайду.

Предупреждающие знаки

Запрещающие знаки

Предписывающие знаки

Информационно-указательные знаки

 

Заранее извещают, уведомляют.

Не позволяют.

Предлагают соблюдать что-нибудь.

Сообщают, осведомляют. Показывают, называют для сведения.

Проверка

Молодцы

У.: Ещё раз почитайте название группы. Сервис – это обслуживание. Запишите в словарик, поставьте ударение.

У.: Ребята, а вы знаете, что поверхность дорожных знаков покрывают светоотражающими красками, как вы думаете для чего?

Д.: Чтобы в тёмное время суток, их чётко мог видеть водитель.

Работа с учебным материалом.

У.: Каково назначение каждой группы дорожных знаков мы узнаем из учебника. Открой те страницу 14, найдите и прочитайте эти назначения.

4. Закрепление изученного материала. (Самостоятельная работа).

У.: Посмотрите внимательно и запомните изображения дорожных знаков в учебнике на стр. 14  Попробуйте нарисовать и раскрасить их по памяти. ( Учитель раздает лист с контурами дорожных знаков).

Работа в тетради на печатной основе.

Д.: (рисуют дорожные знаки 10 мин).

Психологический тест

У.: Откройте страницу 14 учебника и проверьте, правильно ли нарисовали и раскрасили. Если каждый из вас смог запомнить 13 дорожных знаков – память отличная, если 10 – хорошая, если меньше 10 – ещё потренируйся. (10-13 знаков, получают жетон).

Работа с учебным материалом. 

У.: Внимательно рассмотрите все дорожные знаки, изображенные в учебнике. Какие из них важно знать пешеходу?

Д.:  (читают  на стр. 16 учебника . «Внимание!»)

Этот знак предупреждает водителя о том, что впереди будет пешеходный переход. Там, где установлен этот знак, переходить улицу нельзя!

А этот знак указывает место, где находится пешеходный переход. Именно здесь нужно переходить улицу.

Итог урока.

У.: С какими знаками вы сегодня на уроке познакомились? Нужно ли знать о них водителям и пешеходам? Для чего служат дорожные знаки?

Д.: для безопасного движения на улицах и дорогах.

Оценки.( поощерение) знаки

Домашнее задание.

  1. Потренируй свою память: постарайся запомнить как можно больше дорожных знаков, нарисованных в учебнике. (стр.17. Задание №2)
  2. Творческое задание: придумать и представить новый дорожный знак. (Каждый уч-ся должен называть и показывать дорожный знак, объяснять его значение, к какой группе относится.)

Предполагаемые результаты работы учащихся.

Примеры новых дорожных знаков:

  1. «Осторожно, скользко!» – это предупреждающий дорожный знак для пешеходов, устанавливается вблизи скользких участков дорог, в красном треугольнике нарисован падающий человек.
  2. «Не спи за рулем!» – это предупреждающий дорожный знак для водителей, которые долгое время находятся за рулем, в красном треугольнике руль и открытые глаза.
  3. «Пристегни ремень безопасности!» – это информационный знак для водителей, в синем прямоугольнике пристегнутый ремнем человек.
  4. «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер.
  5. «Детская площадка» – информационный знак, который сообщает, что недалеко расположена детская игровая площадка. В синем прямоугольнике нарисованы дети, указано расстояние и направление до площадки.
  6. «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, т.к. они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон.

Литература:

  1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 /А. А .Плешаков. 8-е изд. М.: Просвещение, 2002 – (Школа России).
  2. Ю.Б. Орлов. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 4-6 классов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1981.
  3. О.Г. Муковникова. природоведение. 3 класс(Поурочные планы по учебнику А .А. Плешакова «Мир вокруг нас» Программа 1-4 класса. 2-е изд. Волгоград. «Учитель – А.С.Т.»
  4. Е.А. Козловская, С.А. Козловский. дорожная безопасность: учебная книжка – тетрадь для 3-го, 4-го класса. Приложение к учебно-методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» /Под. Общ. Ред. В. А. Федорова – М.: Издательский дом. Третий Рим, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Знаки препинания"

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Знаки препинания". Можно использовать при проведении внеклассных мероприятий....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка по русскому языку по теме "Правописание Ъ и Ь разделительных знаков".

В данном уроке используется групповой вид работы учащихся. К уроку была подготовлена презентация....

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"

Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком" (программа "Школа России")...

Методическая разработка.Тесты "Знак"."Имя существительное".3 класс

Тесты "Знак" помогут как молодым специалистам, так и опытным педагогам провести диагностику обучености по данной теме, выявить сложности в усвоении учебного материала, наметить пути устранен...