Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Какие бывают рсатения"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) по теме

сабирзянова гюзелия галлямутдиновна

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тема: Какие бывают растения.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через реализацию системно-деятельностного подхода

Урок составлен по учебнику А.А.Плешакова  (УМК Школа России), есть презентация по данном уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 «А» класс

Тема: Какие бывают растения

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через реализацию системно-деятельностного подхода

Цели урока:  формировать представление о многообразии растений, умении их группировать  по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); познакомить с представителями каждой группы растений; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру 

Планируемые результаты:

Личностные:

 – представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям.

Предметные:

 научится сравнивать  растения, делить их на группы,  приводить примеры деревьев, кустарников, трав;

-находить нужную информацию в учебнике;

- соблюдать правила поведения в природе.

Метапредметные:

Регулятивные:-  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий при помощи шкалы оценивания, предложенные учителем;

- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

- находить и выделять при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий;

- использовать схемы-рисунки  для выполнения заданий;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, схем;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

-классифицировать объекты по заданным  критериям;

- сравнивать объекты  по внешнему виду;

- строить рассуждение  по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Коммуникативные:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства урока: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, мультимедийное оборудование, доска, разноцветный мел.

Ход урока

1.Орзанизационный момент:

– Ребята, давайте настроимся на работу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю!

– Ребята, а теперь откройте глаза, улыбнемся, друг другу и начнём работать.

2. Актуализация

– Внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает?

– На какие две группы можно всё это разделить? (Природа и рукотворный мир).

– Что на картинках относится к рукотворному миру? (Слайд 2 - ель, белка, девочка, холодильник, солнце, луна, гриб),  мы его уберем.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … (природа)

– На какие  две группы можно разделить природу? Какая она бывает? (Живая и неживая).

– Разделите карточки с объектами природы  на 2 группы в паре: слайд3 - ель, белка, девочка, солнце, луна, гриб.

- Проверим: что отнесли к неживой природе,  к живой природе? слайд 4 Оцени свою работу ( !, +, -)

– Назовите признаки живой природы. (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, старение и умирание).

3. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку: Дышит, растёт, А ходить не умеет. (Растение) 

- предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

4. Целеполагание

– Прочитаем тему нашего урока. (Слайд 5 Какие бывают растения)  

- Что уже знаете по теме?

- Что бы еще хотели узнать?

- А  задачи на урок нам поставил Муравьишка: откройте учебник с.56 и  прочитайте.  

( слайд 6)

5. Работа  по теме  1) Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю. Тело большинства растений можно разделить на подземную и надземную части. Подземная часть образована корнями. Они закрепляют растения в почве и поглощают воду и минеральные соли. Надземная часть у растений очень разнообразна.

 2) – Ребята, у вас на партах рисунки растения. Вспомните, что общего у разных растений. Найдите на рисунке части растения, под стрелками напишите название частей. Работаем в группе, работаем дружно, выслушиваем все ответы.

- Проверим правильность выполнения.  ( слайд 7) Оцените  работу группы.  (  !,  +,  - )

3) – Растения очень разнообразны, но их всех можно разделить на 3 группы. В учебнике на  с.56 по схеме на рисунке в паре с соседом определи эти группы, выясните,  чем они различаются, потом зарисуйте схемы в тетрадь с.39  №1

– (слайд 8) Чем деревья отличаются от остальных растений? (У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви). Приведи примеры деревьев.

– (слайд 9)  Чем  кустарники отличаются от других растений?  (кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики)  Приведи примеры кустарников.

(слайд10,11) Чем травы отличаются от других растений? (Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них полностью отмирают. Травы ниже кустарников. Но есть и очень высокие – кукуруза, подсолнечник). Приведи примеры трав.

–  На какие группы мы разделили растения? (Травы, кустарники, деревья). Оцените  работу группы.  ( !,  +,  - )

– Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке?  А на следующих, поднимаясь вверх? Слайд 12(Травы, кустарники, деревья). Нарисуйте схематично на доске. Посмотрите какой разноцветный, осенний лес у нас получился! 

4) - Самостоятельно выполните задание №3 в тетради на с.39

- Какие примеры привели?  Оцените свою работу. (!,  +,  - )

Физкультминутка.  (слайд13) (Я называю различные растения. Полным приседанием дети показывают травы,  стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья.)

5) – Назовите растения, которые вы видите. (слайд14) Назовите их одним словом.

  - (слайд15) На какие две группы можно распределить эти деревья: берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа. (Лиственные и хвойные).

– Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у лиственных листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде хвоинок)

– Почему хвойные деревья круглый год зелёные? (Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.)

- Самое интересное дерево из хвойных – это лиственница.  ( слайд16) Прочитайте о ней текст на карточке самостоятельно. (Лиственница –  это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора  темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Хвоинки растут пучками из одной почки,  в каждом пучке 20 – 60 хвоинок. Хвоя лиственницы мягкая, нежная.  Осенью перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым, а весной зелёная снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Лиственница необычайно крепкое и тяжёлое дерево, оно даже тонет в воде. Срубы домов, построенные из лиственницы,  стоят по300 – 400 лет и только темнеют от времени.)

- Какие интересные факты узнали? Что вас удивило?

6) откройте учебник  с.58. Прочитаем рассказ «Красота растений» по цепочке.

-О чем прочитали?  Фотографии каких растений вы здесь увидели? (махровая сирень, алая роза, подсолнечник, яркий гибискус. А какими растениями вы восторгаетесь?

- Какую пользу приносят растения?

– Зачем нам нужны растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)

- Предположите, что было бы, если б на Земле исчезли все растения?

- Какой вывод сделаем?

Участвуете ли вы в посадке растений, или уходе за ними?

– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. ( слайд17) Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких. В нашей стране она утверждена в1974году.

(слайд18)Любите природу!
                Храните природу!
                Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость

6. Подведение итогов урока  

– Подведем итог нашей работы: какая тема нашего урока? Выполнили ли задачи урока, поставленные Муравьишкой?

- Что нового узнали?

- Что показалось самым интересным?

7. Рефлексия.  Проверим ваши знания: выполните тест  на листочках – в каждом задании выберите один правильный ответ.  1.Деревья, кустарники, травы – это …

А)  группы растений

Б)  группы животных

В)  рукотворный мир

2.Сколько стволов у деревьев?

А) много

Б)  два

В) один

3.Какое хвойное дерево сбрасывает хвоинки на зиму…

А) сосна

Б) ель

В) лиственница

4.  У трав стебли:

А) твёрдые

Б) мягкие, сочные

В) много стволиков

Слайд19,20 Проверьте и оцените свою работу  (!,  +,  -)

8.Домашнее задание: (слайд21) всем прочитать с56- 59, с. 40 №5 в тетради; а желающим показать свой талант - №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Какие бывают птицы. Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс

Презентация знакомит учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе, способствует развитию познавательных интересов, воспитанию бережного отношения ко всему живому....

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Урок окружающего мира 1 класс Какой бывает вода?

Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века", урок способствует развитию учебно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков групповой работы....

урок окружающего мира 2 класса "Какие бывают растения"

формировать представление о многообразии растений, умение группировать их; познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их....

Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"

Конспект урока и перезентация к уроку....