Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Шипицина Ольга Викторовна

КТП рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx54.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 32

 

«Согласовано»  

На заседании МО

Протокол №____ от_________ 2013  г.

Руководитель МО

___________  / Шипицина О.В./

Согласовано

заместитель директора по УВР

______________  Кирильчик А.М.

«____» ____________ 2013   г.

Утверждена  приказом
директора школы 
№ _________ от _________2013г.

_________________    Ильина С.В.

Рабочая программа учебного предмета

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   4 «Б» класс

 базовый   уровень

Составитель:

Шипицина Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

                                                                                                             

2013 г.

Пояснительная записка  

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской программы О.Т.Поглазовой «Окружающий мир. 1-4 классы» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2012 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования

Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов (34 недель), т. е. 2 часа в неделю.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы по окружающему миру:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании

2 .Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

3.  Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004г. №1089

4. Авторская программа по окружающему миру  О.Т. Поглазовой

Основными целями образовательного процесса являются:

• создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

• последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

• создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;

• выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

• создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

Особенности курса и содержательные линии:

В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук, что предоставляет широкие возможности межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Так, человек предстает перед учениками и как биологический вид (рассматривается организм человека, функции его органов, гигиена и здоровый образ жизни), и как социальное явление (личность, член семьи, член общества, гражданин, творец, историческая личность), что позволяет заложить основу для освоения в основной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, история, и создать условия для начала формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих

При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естественнонаучных, гуманитарных и утилитарных знаний в процессе активной познавательной деятельности, у них развиваются регулятивные, коммуникативные и творческие способности.

С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощью учителя), в паре с одноклассником или в группе, работая с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами предметных умений и универсальных учебных действий.

Система заданий сформирована с учётом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого, – что дает возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие и слабых, и сильных учеников. Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский), активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включать их на разных этапах урока (актуализации знаний, изучения нового материала или усвоения нового метода познания, первичного закрепления полученных знаний, тематического или итогового контроля). Система заданий для первичного закрепления и контроля способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика. Покажем, как в течение всех четырех лет обучения знания о природе, человеке и обществе интегрируются со знаниями истории России и родного края и каковы линии развития мышления учащихся.

В течение первого и второго годов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многообразии: разнообразие растений, грибов, животных; небесных тел, форм земной поверхности, водоёмов. Вместе с тем ученики видят картину разнообразия окружающего их рукотворного мира, созданного творчеством многих поколений людей. Ученики узнают о том, что каждый человек является частью живой природы и частью человеческого общества: членом семьи, коллектива учеников, общества жителей родного края, гражданином государства. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его природу, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может и сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие наших предков.

В течение первых двух лет обучения ученики начинают осваивать следующие мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификацию объектов и явлений окружающего мира. Приобретают навыки ведения непосредственных наблюдений объектов природы, их описания через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков. Начинают осваивать работу с простыми схемами и таблицами. При этом начинают формироваться умения собирать информацию о природных объектах и явлениях из разных источников: слово учителя, текст учебника, рисунок, фотография, дополнительная литература, электронные носители. Осваивают работу в парах. Делают первые шаги в проектной деятельности.

В 3 классе представления о многообразии объектов окружающего мира дополняются знаниями об их изменчивости, о наличии закономерностей этих изменений, о тесных связях в неживой и живой природе, о преобразующей природу деятельности людей. Происходит знакомство со свойствами веществ, необходимых для всего живого на Земле, со свойствами воздуха, воды, почвы, с проблемами их загрязнения и очистки, с необходимостью бережного отношения к окружающей среде. Ученики получают представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, как здоровье человека зависит от его образа жизни и состояния окружающей среды. Последовательно расширяются и исторические представления. Учащиеся знакомятся с разнообразием исторических источников, с бытом и культурой наших далёких предков.

В течение этого года обучения закрепляются умения классифицировать окружающие предметы и явления, обобщать полученную информацию в простых схемах и таблицах. Начинается освоение опытно-экспериментальной деятельности по изучению природы: определение состава и свойств веществ, изменение их состояния в связи с изменением температуры; наблюдение за развитием растения и др. Осваиваются систематические фенологические наблюдения. При этом внимание учащихся направляется на выявление последовательностей, закономерностей, причинно-следственных связей в окружающем мире.

В 4 классе знания о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственно-временными представлениями об окружающем мире. Формируются знания о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на её судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные события российской истории. После завершения знакомства со своей страной учащимся предстоит мысленно попутешествовать по материкам и океанам Земли, познакомиться с историей их открытия, узнать, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни и культурой. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты – это общее достояние человечества, а её охрана – важнейшая задача всех народов Земли.

Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождении взаимосвязей между живой и неживой природой, между живыми существами, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Учащиеся подводятся к пониманию закона экологии «Всё связано со всем».

Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трём стержневым направлениям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется – наблюдай и познавай его; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе, но она ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию.

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как  многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознании служить Отечеству.
  1. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно- нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих :здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор  и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель)

Планируемые результаты освоения программы

по курсу «Окружающий мир»

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:

различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы..

Материальное обеспечение  программы по окружающему миру

2.Поглазова О.Т., Окружающий мир. (в 2-х частях), рабочая тетрадь

3.Поглазова О.Т., Шилин В.Д., Окружающий мир. (в 2-х частях), учебник  4 класс

4.Поглазова О.Т. Окружающий мир: Тестовые задания

5.Поглазова О.Т., Окружающий мир., Метод. рекомендации.

Разделы, главы

Количество часов

проектов

экскурсий

лабораторных работ

практических работ

тестов

контрольных работ

1

Ориентирование в пространстве и во времени

7

1

1

1

2

Способы изображения предметов на местности

5

1

1

3

Как изображают Землю

8

1

1

1

1

4

Россия на географической карте

8

1

1

1

5

Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России

13

1

1

1

6

Важнейшие события в истории

Отечества. Путешествие в прошлое России

20

1

1

1

1

7

Путешествие по океанам и материкам Земли

7

1

1

1

Итого за учебный год

68

2

2

3

3

6

6

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса

по УМК «Гармония»

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

(учебник авторы: Поглазова О.Т. )

п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Форма

проведения учебного занятия

Элементы содержания образования, отрабатываемые на уроке

Виды деятельности

 Вид контроля, измерители

Дом. задание

Информационное сопровождение

План

Факт

Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч)

1

Путешествия – источник знаний

Повторение

Способы познания

окружающего мира.

Систематизация

знаний, полученных

в 1–3 классах. Формирование представления о путешествии как способе познания окружающего мира

Коллективная

Фронтальный

2

Природные явления и счет времени. Как человек научился считать время

Комбинирован-ный

Погода, ее составляющие. Систематизация знаний о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам.

Коллективная

Фронтальный

глобус

теллурий

3

Устройства

для счета времени

Комбинированный

Смена дня и ночи, изменение вида Луны, смена сезонов. Ознакомление с разными видами часов, созданных человеком

Коллективная

Фронтальный

4

Историческое время

Закрепление

Знакомство с солнечным и лунным календарем. Формирование представления об историческом времени. Работа со схемами и моделями

Коллективная

Фронтальный

5

Ориентирование на местности

Изучение

новой

темы

Проверка усвоения знаний по теме «Ориентирование во времени». Различие ориентиров

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

Самоконтроль

компасы

6

Стороны горизонта. Компас

Изучение

новой

темы

Формирование знаний о горизонте, сторонах горизонта. Ознакомление с устройством компаса и механизмом его действия. Определение с помощью компаса сторон горизонта

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

компасы

7

Как пользоваться компасом. Практическая работа

Закрепление.

Практическая работа

Ориентирование

на местности с помощью компаса

Коллективная

Индивидуальная

Самоконтроль

Способы изображения предметов на местности (5ч.)

8

Изображение предметов. Масштаб

Изучение

нового

материала

Формирование представлений о способе

изображения предметов (с рисунком, разрезом, чертежом, планом)

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

Графический диктант

Масштаб

План местности

9

Масштаб и его использование

Закрепле-ние

Ознакомление с понятием «масштаб», его видами, со старинными мерами длины. Практическая работа: составление плана классной комнаты

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

Условные знаки

на плане

10-11

План местности

Изучение нового материала

Формирование знаний

о способах изображения местности. Чтение плана местности и его составление

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

Условные знаки местности.

12

Географические и исторические карты. Условные знаки карт

Изучение нового материала

Отличие карты от плана. Формирование представлений о физической и исторической карте. Упражнения в чтении карты, показе географических объектов, пользовании условными знаками. Карты старые и современные

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

Географическая и историческая карты

Как изображают Землю (8ч)

13

Представление

древних народов о Земле.

Модель Земли

Изучение

нового

материала

Представления древних народов о форме и движении Земли

Коллективная

Фронтальный

14

Как устроен глобус

Изучение нового материала

Знания о глобусе

как модели Земли. Знакомство с услов-

ными точками и ли-

ниями на глобусе. Работа над развитием

умений моделировать объекты окружающего мира

Коллективная

Фронтальный

15-16

Карта полушарий.

Материки и океаны Земли на карте и глобусе

Изучение

нового

материала

Материки и океаны, их названия. Формирование умений работать с глобусом. Введение понятия «карта полушарий»

Коллективная

Фронтальный

Карта полушарий

глобус

17

Ориентирование в пространстве

и во времени. Обобщающий урок. Проверочная работа

Закрепление.

Контроль.

Практическая работа

Обобщение полученных знаний. Знакомство с наукой астрономией, с учениями древних философов

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

Самоконтроль

18

Земля – планета Солнечной системы

Изучение нового мате-риала

Условия жизни на Земле. Формирование знаний о Солнечной системе, о месте Земли в Солнечной системе. Ознакомление с учениями древних астрономов о составе Солнечной системы

Коллективная

Индивидуальная

Фронталь-ный

глобус

19

Освоение человеком космического пространства

Изучение нового мате-риала

Знакомство с профессией космонавта. Показ роли космонавтов в развитии космоса

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

20

Солнце и звезды.

Влияние солнца на Землю

Изучение нового мате-риала

Значение звезд для человека, значение Солнца для всего живого на Земле. Звезды и их многообразие.

Рассказы и легенды

о созвездиях

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

Россия на географической карте (8 ч)

21

Россия на географической карте

Изучение нового материала

Ознакомление с природой России, с крупнейшими равнинами

и горными системами, реками, озерами, омывающими ее морями

Коллективная

Фронтальный

Карта России

22

Россия на географической карте

Закрепление

Что может рассказать физическая карта о природе России. Работа с контурной картой

Коллективная

Фронтальный

коллекция полезных ископаемых

23

Горные породы

Изучение нового материала

Рассказ о том, какими бывают горные породы, о разнообразии горных пород. Условия образования вулканических осадочных пород

Коллективная

Фронтальный

коллекция полезных ископаемых

24

Минералы

и их свойства

Изучение нового материала

Формирование представлений о разнообразии минералов. Ознакомление с основными свойствами минералов: с твердостью, плотностью, магнитными свойствами

Коллективная

Фронтальный

коллекция полезных ископаемых

25

Полезные ископаемые. Разведка и добыча полезных ископаемых

Изучение нового материала

Богатства недр родного края. Формирование понятия «полезные ископаемые». Ознакомление с условными знаками полезных ископаемых

Коллективная

Фронтальный

26

Использование

металлов и горючих полезных ископаемых

Закрепление

Какие полезные ископаемые используют

в строительстве; из чего и как делают металлы

Коллективная

Фронтальный

коллекция полезных ископаемых

27

Горючие ископаемые, их использование

Закрепление

Свойства горючих ископаемых. Использование горючих ископаемых. Упражнение в чтении карты, пользовании условными знаками распределенных полезных ископаемых

Коллективная

Фронтальный

28

Чем богата природа России. Обобщающий урок. Контрольная работа

Контроль

и проверка знаний

Проверка и закрепление знаний по теме

«Путешествие по поверхности и недрам России»

Индивидуальная

Коллективная работа

Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России (13 ч)

29

Природная зона. Суровая Арктика

Изучение

новой

темы

Понятие «природная зона». Формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике. Экологические проблемы, возникающие по вине человека

Коллективная

Фронтальный

30

Ранимая тундра

Изучение

новой темы

Понимание красоты

и мудрости природы.

Работа по выявлению связей в природе

Коллективная

Фронтальный

31

Россия – страна лесов

Изучение

новой темы

Введение понятия

«ярусы леса». Рассмотрение отличий тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Уточнение роли грибов в лесу

Коллективная

Фронтальный

32

Россия – страна лесов. Что дает лес человеку

Закрепление

Обсуждение значения леса в природе и жизни человека. Рассмотрение экологических проблем в лесной полосе, возникающих по вине человека

Коллективная

Фронтальный

33

Степные

просторы

Изучение новой темы

Представление о природной зоне степей. Работа с картой, гербарием, дополнительной литературой

Коллективная

Фронтальный

34

Жаркие пустыни

Изучение новой темы

Представление о природной зоне пустынь.

Экологические проблемы пустынь. Животные пустыни, занесенные в Красную книгу

Коллективная

Фронтальный

35

Горные районы

Изучение новой темы

Представление об особенностях природы гор. Правила безопасного поведения в горах

Коллективная

Фронтальный

Физическая карта России

36

Природные зоны России. Обобщающий урок. Контрольная работа

Контроль

и проверка знаний

Проверка знаний учащихся по теме «Путешествие по природным сообществам»

индивидуальная

Самостоятельная работа

Физическая карта России

37

Природное сообщество. Жизнь в море. Океаны

Земли

Изучение новой темы

Ознакомление с растениями и животными моря. Рассмотрение взаимосвязи между растениями и животными моря. Введение понятия «природное сообщество».

Показ возможности негативного воздействия на природные сообщества человека

Коллективная

Фронтальный

Физическая карта России

38

Озеро, пруд

Изучение новой темы

Ознакомление с разнообразием растений и животных небольших водоемов, с взаимосвязями между ними, пищевыми цепями

Коллективная

Фронтальный

39

Болото. Важное значение болот для рек

Изучение

новой темы

Ознакомление с разнообразием растений и животных болота, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями

Коллективная

Фронтальный

40

Луга. Значение лугов для человека.

Изучение новой темы

Ознакомление с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, складывающимся в этом природном сообществе

Коллективная

Фронтальный

41

Контрольная

Работа «Природные зоны России»

Закрепление изученного

Проверка знаний учащихся по теме

Коллективная

Индивидуальная

тестирование

Важнейшие события в истории

Отечества. Путешествие в прошлое России (20 ч)

42

Откуда пошла Русь

Комбинированный

Повторение: где строили древние города наши предки и как их защищали, какие военные доспехи они имели. Ознакомление с племенами, образовавшими Древнюю Русь, с ее первой столицей – Великим Новгородом, с первыми князьями, правившими на Руси

Коллективная

Фронтальный

43

Киевская Русь. Крещение Руси

Комбинированный

Ознакомление с городами-крепостями

в Древней Руси

Коллективная

Фронтальный

44

Крещение Руси

Комбинированный

Ознакомление с историческими фактами,

как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси

Коллективная

Фронтальный

45

Власть Золотой Орды

Изучение

новой

темы

Рассказ о захватчиках, покоривших Русь

в XIII в. Выявление причин этого. Упражнение в работе с планами и картами, «лентой времени»

Коллективная

Фронтальный

46

Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский Как объединяли и освобождали Русь

Изучение новой темы

Повторение понятий

«славяне», «посад»,

«баскак», «кольчуга», «вече» – в кроссворде.

Коллективная

Фронтальный

47

Расширение Московского княжества. Иван Грозный

Изучение

новой темы

Формирование представлений о времени

царствования Ивана

Грозного (борьба

за выход к морям,

расширение границ

на востоке и юге, покорение Сибирского ханства). Развитие культуры

Коллективная

Фронтальный

48

Смутное время. Борьба за независимость России

Изучение

новой

темы

Знакомство с началом правления династии Романовых. Формирование представлений о жизни крестьян и ремесленников и крепостном праве во времена Московского государства. Работа с исторической и географической картой

Коллективная

Фронтальный

49

Петр Великий. Российская империя

Беседа

Формирование представлений об основании в начале XVIII в.

нового города – Санкт-Петербурга, о Петре I и его преобразованиях

Коллективная

Фронтальный

50

Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства

Беседа

Формирование представления о правлении Екатерины II. Пути развития образования, науки и искусства при Екатерине II

Коллективная

Фронтальный

51

Нашествие

Наполеона

Изучение

новой

темы

Формирование представления об Отечественной войне 1812 г. Значение Бородинской битвы и отвода войск из Москвы, заслуги фельдмаршала М. И. Кутузова

Коллективная

Фронтальный

52

Россия в ХIХ веке

Изучение новой темы

Что изменилось в России к концу XIX в: отмена крепостного права, расширение границ государства, развитие хозяйства, промышленности, строительство железных дорог

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

Самостоятельная работа

53

Обобщающий урок по теме

«Путешествие

в прошлое России»

Закрепление

Обобщение основных исторических

событий в России с 862 года по 1862 год

Коллективная

Фронтальный

54

Октябрьская революция. Конец Российской империи

Изучение новой темы. Беседа

Общее представление о Февральской и Октябрьской революциях, Гражданской войне. Выявление причин революции и Гражданской войны. Работа с научным текстом

Коллективная

Фронтальный

55

Образование СССР

Комбинированный

Работа с политической картой. Рассматривание примеров трудового героизма российских народов

Коллективная

Фронтальный

56-57

Великая Отечественная война

Изучение новой темы

Показ героической борьбы советского народа против немецких захватчиков

Коллективная

Фронтальный

58

Послевоенные годы в Советском Союзе

Беседа

Восстановление хозяйства после войны народами 15 республик. Выявление причин отставания уровня жизни народов СССР от других развитых стран мира

Коллективная

Фронтальный

59

Начало перестройки. Современная Россия

Комбинированный

Ознакомление с организацией управления

в современной России

Коллективная

Фронтальный

60

Образование СССР

Закрепление

История Отечества:

обобщение и систематизация изученного материала

Коллективная

Фронтальный

61

Великая Отечественная война

Изучение новой темы

Повторение знаний, необходимых каждому путешественнику. Ознакомление с российскими путешественниками

Коллективная

Фронтальный

Путешествие по океанам и материкам Земли (7ч)

62

Послевоенные годы в Советском Союзе

Изучение новой темы

Ознакомление с географическим положением, растительным

и животным миром материка, историей его открытия

Коллективная

Фронтальный

63

Начало перестройки. Современная Россия

Изучение новой темы

Формирование знаний о материке Африка. Ознакомление с растительным и животным миром Африки, с историй ее открытия

Коллективная

Фронтальный

64

Америка

Изучение новой темы

Формирование представлений о географическом положении, природе Америки, истории ее открытия. Работа с картой

Коллективная

Фронтальный

65

Австралия

Изучение новой темы

Формирование представлений о географическом положении, природе Австралии, истории ее открытия. Работа с картой

Коллективная

Фронтальный

66

Антарктида

Изучение новой темы

Формирование представлений о географическом положении, природе Антарктиды, истории ее открытия. Работа с картой

Коллективная

Фронтальный

67

Обобщающий урок. Материки Земли

Обобщение

Особенности Мирового океана. Первые кругосветные путешествия вокруг Земли. Работа с картой

Коллективная

Индивидуальная

Фронтальный

68

Контрольная работа по курсу «Окружающий мир»

Контроль

и проверка ЗУН

Контроль знаний, умений, навыков учащихся

Индивидуальная

Фронтальный

Самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...