Краеведение в начальной школе.
статья по окружающему миру по теме

Позднова Оксана Николаевна

Краеведение в начальной школе. Город Тула.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sistemy_opyta_raboty.docx508.29 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы опыта работы по теме:

«Краеведение - важнейшее средство обучения и воспитания»

                                                                                     

                                                                                     «Вселенский опыт говорит,

что погибают царства

не оттого, что тяжек быт

или страшны мытарства.

А погибают оттого

(и тем больней, чем дольше)

Что люди царства своего

не уважают больше»

                                                                                                                         (Булат Окуджава)

  1. Актуальность опыта.

В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины»

На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с  осознания себя частью своей малой родины.

Изучение краеведения воспитывает  стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.

Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.

Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство  собственной значимости.  

Краеведческая  работа  расширяет  у  детей  кругозор,  развивает  детское  словесное  и  изобразительное  творчество.

  1. Условия формирования опыта.

Все мы знаем  пословицы  «Велик  белый  свет, да  теплее своего  края  нет»,  «Родной  дом  дороже   золота»,  «В  своем  краю  и  вода  слаще» -  эти  мудрые  слова,    ставшие  пословицами    и поговорками,  не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков.

А что эти слова значат для наших учащихся? С этим вопросом я обратилась к моим ученикам. Ответы, которые  я получила (это интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя считать себя культурным человеком), позволили мне сделать вывод: ребятам это интересно.

В это же время в  2006 году мне в руки попали замечательные учебники по  курсу «Мой город» авторов Е.В.Пристягиной, Г.А.Тенцер (Тула: «Борус», 2005 – 2006).  Я сразу же  начала проводить интегрированные уроки. Интеграция краеведения в  изучение предметов общеобразовательного цикла - важный фактор воспитания сознательного гражданина и патриота.

Выбирая формы, методы и способы проведения интегрированных занятий, я

пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения  в  соответствии  с  возрастными  и  познавательными  особенностями  развития младших школьников.

Мною была разработана рабочая программа по курсу «Мой город» для 2 – 4 классов начальной школы (2008 год), по которой стали работать все учителя школы (Приложение № 1). Исходя из данной программы на изучение курса отводился 1 час в неделю (34 часа в год).

Когда мои ученики перешли в четвертый класс, я столкнулась с очередной проблемой: пятая книга из серии «Мой город» -  «Жемчужины Тульского края» так и не была издана. В течение учебного года мною были разработаны методические рекомендации к урокам с использованием мультимедийных пособий (Приложение № 2).

           В 2011 году я набрала первый класс и стала работать по новым образовательным стандартам. Я понимала, что  современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач лучше  осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности. Я эту работу стала вести в кружке «Я - исследователь», главными темами которого является краеведение. 

Развитие работы по  краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России,  и для любого уголка  нашей РодиныОна наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучением краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе в исследовательском  кружке. Именно в  начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного  и гражданского воспитания.

  1. Теоретическая база опыта.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает волю. При изучении родного края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. И самое главное – краеведение решает основную воспитательную задачу - вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых приносить ей пользу.

Я определила для себя, как педагога,  цель - организация урочной и внеурочной деятельности учащихся  начальных классов по нравственно-патриотическому воспитанию средствами краеведения.

Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Возможности краеведения позволяют привить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни.

На краеведческих занятиях становится понятно, почему мы должны беречь природу и окружающую среду; сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений; беречь памятники истории и культуры; относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом.

Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты - их историческое продолжение, значит ты - частица истории края, частица истории страны. 

Кроме того, посредством краеведения школьникам дается представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашего края и индивидуальности его развития.

Краеведение   помогает формировать у ребят понятия о единстве «природы-человека-общества». На занятиях учащимся наглядно раскрывается роль человека во взаимодействии с природой, даются конкретные примеры её изменений.

Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие, т. е. почувствовать себя причастным к  истории.

Методологическая база краеведческой работы:

  • системно-деятельностный подход к обучению (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, П.Я.Гальперин);
  • компетентностный подход (ФГОС второго поколения);
  • проблемно-ориентированное развивающее образование (Л.В.Занков);
  • личностно-ориентированное развивающее образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская).

Система краеведческой работы в начальных классах школы.

 Цель - развитие у учащихся интереса к природе, истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  1. Ознакомление с первоначальными сведениями о природе, культуре,  истории родного края;
  2. Воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию, гуманного отношения ко всему окружающему;
  3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой  активности и социально значимых качеств;
  4. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;
  5. Развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.

Составляющие моей работы:

  • региональный краеведческий компонент «Введение  изучения родного края» на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии и ИЗО;
  • авторские программы внеурочной деятельности «Знакомство с Тулой», «Тайны Тульского кремля», «Духовные богатства города», «Жемчужины Тульского края»;
  • краеведческий компонент во внеклассной работе.

Содержание краеведческого компонента во внеклассной работе:

  • организация внеклассных мероприятий в школе на местном краеведческом материале с      целью   расширения знаний учащихся об особенностях и традициях Тульской земли;
  • знакомство со знаменитыми людьми, здесь живущими;
  • знакомство с памятными местами Тулы и области, ее историческим «наследием» на экскурсиях. Экскурсионная программа начинается с первого класса и поэтому планирование этой работы идет из расчета времени с первого по четвертый класс.
  1. Результативность опыта.

В результате краеведческой работы учащиеся стали больше интересоваться историей и культурой нашего города и области. Выросла активность школьников. Мои воспитанники – постоянные участники и победители школьных, районных  и городских мероприятий:

2008 – 2009 учебный год

  • Всероссийский конкурс «Придумай сказку», посвящённый 130-летию со дня рождения П.Бажова: Сидорова Надежда (2 В класс) – участник конкурса. Название работы:  «Новогодняя сказка или зима в Кимовске» (Приложение № 3).

2009 – 2010 учебный год

  • Городская краеведческая игра-путешествие «Тайны Тульского кремля»: команда 3 В класса – победитель игры.

2010 – 2011 учебный год

  • Районная викторина «Знаешь ли ты свой город»: Сидорова Надежда (4 В класс)- III место (Приложение № 4);
  • Городские Болотовские научные чтения детей младшего школьного возраста: Елисеева Полина (4 В класс) – I место (Приложение № 5);
  • Городской краеведческий конкурс «Юные знатоки Тулы»: команда 4 В класса – II место (Приложение № 6);

2011 – 2012 учебный год

  •  Районный конкурс по созданию эмблемы, посвященный 70-летию  обороны города Тулы: Миронов Герман (1 Г класс) – участник конкурса.

Открытые уроки и мероприятия:

  • Открытый урок краеведения для учителей школы по теме: «Знакомство с Тулой. Обобщение» (Приложение № 7) (2008 – 2009 уч. год);
  • Участие во Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиаурок в современной школе» и публикация образовательного материала «Интегрированный урок окружающего мира и истории в 4 классе по теме: «Родной край – часть большой страны. Наш край. Знакомство с Тулой» в Интернете, по адресу www/edu-reforma.ru (2009 – 2010 уч. год);
  • Открытый урок краеведения для учителей города в рамках муниципального конкурса «Школа наш общий дом» по теме: «Музеи-усадьбы Тульской области» (Приложение № 8) (2010-2011 уч. год);
  • Проведение мастер-класса в рамках районного семинара по теме «Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО» (Приложение № 9) (2011-2012 уч. год).

Оценка моей работы

Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой   работы, опытом которой я делюсь с учителями на семинарах, конференциях собственном сайте.

В заключении позволю себе напомнить замечательные  слова  известного  русского  ученого  Д.С. Лихачева:  

«Краеведение  учит  людей   не  только любить  свои  родные  места,  но  и  знать  о  них,  приучает  их  интересоваться  историей,  искусством,  литературой,  повышать  свой  культурный  уровень.  Это -  самый  массовый вид  науки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...

Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...

"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.

Материал посвящается  к 65 годовщине Великой Отечественной войне.  Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....

Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе

В статье рассматриваются  возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  через использование  комплекса методических и дидактических...

К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.

В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы  с учениками начальной школы....

краеведение в начальной школе

календарно-тематическое планирование по краеведению во 2 классе...

Программа по Краеведению для начальной школы.

«В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека» Михаил Пришвин...