Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Гребенщикова Наталья Викторовна

    Изучение карты Забайкальского края

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx23.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающий мир 4 класс

    Программа ПНШ

    Учитель: Гребенщикова Наталья Викторовна.

    Тема: «Карта твоего края».

    Цель: Создать условия для знакомства с удивительными уголками природы края; содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение, содействовать развитию умений работать в парах, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания и наблюдательности, способствовать бережному отношению к уникальной природе Забайкальского края.

    Планируемые метапредметные результаты личности:Положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

    Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки с учётом характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценкой.

    Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы, на вопросы, используя дополнительную литературу, карту края, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, использовать знаковые и графические модели.

    Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственные мнения и позицию.

    Планируемые предметные результаты: умение работать с картой, Организация пространства, фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

    Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

    Форма проведения: Заседание клуба «Мы и окружающий мир».

    Ресурсы:

    - для учителя:

    • проектор,
    • экран,
    • презентация к уроку,
    • карта Забайкальского края.

    - для учащихся:

    • карта Забайкальского края,
    • пазлы
    • сообщения
    • карточки для учащихся.

    Ход урока

    1. Вводно-мотивационный этап

    1. Организационный момент:

    - Интересный урок сегодня у нас,

    К нему готовился каждый из вас.

    Вам, я думаю, всё по плечу,

    Ведь я вас четвёртый год учу.

    И верно, что каждого ждёт свой успех,

    Душою болею за вас за всех.

    1. Определение темы и цели урока:

    - Посмотрите фрагмент фильма. О чём этот фильм?

    - Как вы думаете, почему сегодняшний урок  я начала с просмотра этого фрагмента?

    - Да, совершенно верно. Мы сегодня будем говорить о нашем Забайкальском крае.

    - Откройте учебник и прочитайте тему урока. О чём конкретно пойдёт речь на уроке? (тема на слайд)

    - Какова цель нашего урока?

    - Цель поставлена, идём вперёд.

    - Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

    - На доске размещены слова. Из этих слов составьте, пожалуйста,  девиз нашего урока.

    Познавай, свою, край, чтобы, свой, родину!, полюбить.

    -Познавай свой край, чтобы полюбить свою родину!

    - Как вы это понимаете?

    - Под этим девизом мы и начнём работу.  Наш сегодняшний урок пройдёт в форме очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир».

    II. Операционно-содержательный этап

    На прошлом уроке мы с вами выбрали председателя, и вы получили домашнее задание. Председателя прошу занять своё место.

    Председатель: - Заседание клуба «Мы и окружающий мир» считаю открытым.

    2. 1. План:

    Задание всем присутствующим: изучить карту Забайкальского края, подготовить сообщения.

    Наша работа будет проводиться по следующему плану:

    1. Составить карту Забайкальского края;
    2. Изучить карту родного края;
    3. Сравнить карту России с картой Забайкалья;
    4. Выступление учащихся с сообщениями.  (слайд)

    - Кто за данный план работы, прошу проголосовать. Кто против?  Кто воздержался?

    2.2. Работа в парах:

    Пр.: - Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Каждый из вас собирал когда-то пазлы. У каждой пары на столах лежит набор пазлов. Ваша задача по образцу, который изображён на коробочке, собрать картинку.

    - Что у вас получилось?

    -Молодцы! С первым пунктом плана справились хорошо.

    - Посмотрите на карту и скажите, на что она похожа? (на сапог)

    - Длина подошвы около полутора тысяч километров (показывает). А если измерить расстояние от носка до вершины голенища этого сапога, то потребуется рулетка далеко за две тысячи километров. Край наш суровый, но удивительный. Таких мест в мире очень мало и сегодня мы с вами это увидим.

    - Из составленной вами карты достаньте пазл с надписью столицы Забайкалья. (Чита).

    - Теперь найдите пазл с изображением того места, где живём мы. (Чернышевск).

    2.3. Индивидуальная работа:

    - Отодвиньте на край стола составленные вами карты, возьмите карты на формате А4. Посмотрите на экран. Какая карта выведена на экране? (России).

    - Скажите, чем карта Забайкальского края отличается от карты Росии? (на карте России изображены крупные города, реки, моря, океаны.., а на карте Забайкальского края изображены более мелкие населённые пункты, реки, которые протекают в нашем крае, озёра; мы можем найти наш посёлок…).

    - Верно. Молодцы. Теперь найдите на своих картах наш населённый пункт и назовите наших соседей (Сретенск, Букачача,  Усть-Карск, Нерчинск, Шилка…).

    - Молодцы! Назовите реки Забайкальского края. (Онон, ингода, Шилка, Чикой, Хилок, Аргунь, Олёкма, Чара).

    - Назовите реки, которые протекают близ нашего населённого пункта (Шилка).

    _ А в нашем населённом пункте какие реки протекают? (Куэнга, Алеурка).

    - Молодцы. Вы хорошо потрудились. Давайте отдохнём.

    2.4. Физкультминутка

    Для глаз. (слайд)

    Подвижная.

    По родному краю
    Дружно мы шагаем. (марш на месте)
    Справа от нас – зеленый луг (повороты)
    Слева находится – лес (поворот)
    В таком лесу полно чудес.
    Белка с ветки на ветку скок (прыжки)
    Филин крыльями машет. Ух!
    Аж, захватывает дух! (махи руками).

    2.7. Путешествие по карте:

    - Немного отдохнули. Продолжаем работу.  Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по карте родного края и побываем в некоторых уголках природы Забайкалья. Вашим домашним заданием было приготовить сообщения как раз на эту тему. Готовы?

    - Первый пункт, куда мы отправимся – это Восточное Забайкалье. Вы находите у себя на картах и слушайте внимательно выступающих. Пожалуйста, у кого сообщение на данную тему? Выслушивает, вопросы, оценки).

    - Продолжаем путешествие и следующее место – это Хребет Кодар. Кому предоставить слово?

    - Далее на нашем пути Чарские пески. Кто хочет о них рассказать?

    - Следующее место нашего путешествия – это Даурия. Кто хочет выступить?

    - И свои просторы перед нами открывает  Голец «Сохондо».

    - На этом наше небольшое путешествие заканчивается. Вам было интересно?

    - Кто не успел выступить на этом уроке, не переживайте. Мы выслушаем ваши сообщения на следующих уроках.

    - Всё, что было запланировано на сегодняшнем заседании, мы выполнили. Мне бы хотелось отметить активность на уроке следующих ребят. Заседание окончено.

    III. Рефлексивно-оценочный этап

    Учитель: Что нового для себя открыли на уроке?

    - Где ребята вам пригодятся полученные знания?

    - Какую ставили учебную задачу?

    - Удалось её решить?

    - Каким способом?

    У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполнить. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или наоборот скучно? Был ли для вас этот урок полезным? Все ли вы поняли? Выберите из двух предлагаемых вариантов тот ответ, который вами больше подходит, и обведите его ручкой.

    1. На уроке я работал активно/пассивно.

    2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен.

    3. Урок для меня казался коротким/длинным.

    4. Материал урок мне понятен/непонятен.

    5. Материал урока полезен/бесполезен.

    6. Материал урока интересен/скучен.

    Учитель: Поднимите руки те, кто сегодня проявил на уроке активность.

    А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.

    Для кого показался урок коротким?

    А для кого длинным?

    Поднимите руки, кому все было понятно на уроке?

    А кто считает, что урок был интересным и прошел с пользой?

    - А закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением Л. Вавилова

    Ученик:

    Забайкалье — это за Байкалом,
    Это там, где сопки и тайга.
    Это там, где снег по перевалам,
    Где зимой беснуется пурга.

    Ученик:

    Здесь нельзя в природу не влюбиться.
    Нет прекрасней и суровей края.
    Раз увидишь - долго будет сниться
    Забайкалья красота земная.
    Л.Вавилова.

    - Какой впечатление произвело на вас это стихотворение?  Как нужно относиться к природе?

    - Я благодарю всех за активную работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

    Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

    Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

    Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

    Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

    Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

    Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

    Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

    -Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

    Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...