Технологическая карта урока окр.мир 1 класс
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) на тему

Журавлёва Венера Равильевна

Раздел «Почему и зачем?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

«Окружающий мир» А.А. Плешаков

1 класс II полугодие

 Тема

(название и кол-во часов)

Раздел «Почему и зачем?» (10 ч)

Блоки: Космос (3 ч). Наша планета (3 ч). Животные и растения (4 ч).

Цель изучения раздела

(для учителя)

  1. Познакомить с ближайшей к Земле звездой Солнце, с созвездием Лев. Сформировать представление о Луне как естественном спутнике Земли.
  2. Создавать условия для формирования умения моделировать следующие объекты окружающего мира: звёзды, созвездия, Луна.
  3. Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре.
  4. Сформировать первоначальные представления о звуке, его возникновении и распространении, о свете и цвете, познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью.
  5. Систематизировать и расширить элементарные представления детей о космонавтике.

 Термины и понятия

Солнце, Луна, Сириус, Регул, Альдебаран, созвездие Льва, искусственный спутник Земли, космическая станция, Ю.А.Гагарин.

Солнечные лучи, дождь, ветер, радуга.

Информационно- образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

Информационный материал:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник ч.2. с.32 – 51, 72 – 73.

2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. Ч.2. с. 21 – 34, 50 – 51.

3. Плешаков А.А. Дневник наблюдений с. 3 – 5, 7 – 8.

3. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба». С. 135, 138-139.

4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. «Торопливая хохлатка», с. 27 – 28.

5. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. «Не ловите насекомых для коллекции» с. 43 – 44, «На прогулке с собакой» с. 93 – 94, «Шум в лесу» с. 95 – 96.

Демонстрационный материал: шарик, мяч; изображение Царь-колокола, механический будильник; призма и зеркало для демонстрации опыта прохождения луча света через призму.

Видеофрагменты, звукозаписи, слайды: звукозапись звона колоколов; видеофрагмент или таблица, демонстрирующие цветущий луг; аудиозапись пения птиц.

Диагностический материал:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 1 класса. Ч.2.
  2. Плешаков А.А., Гара Н.Н. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. Пособие для учащихся.

Литературное чтение

Климанова Л.Ф. Раздел «О братьях наших меньших».

Математика

Моро М.И. Темы: «Месторасположение предметов, взаимное расположение предметов в пространстве», «Направления движения».

Технология

Роговцева Н.И. Темы: «Домашние животные», «Использование ветра», «Полёты человека».

  1. Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  • с помощью взрослого проводить наблюдения за звёздами, Луной, Солнцем, а также такими явлениями природы как ветер, дождь, радуга;
  • находить взаимосвязи в окружающем мире между животными и растениями, а также природными явлениями;
  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;
  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
  • соблюдать правила поведения на природе.

Познавательные умения:

Ученик научится:

  • под руководством учителя находить и выделять необходимую информацию о природных объектах из текстов и иллюстраций в учебных пособиях;
  • устанавливать причинно-следственные связи между жизнью животных и растений;
  • строить рассуждения по теме урока;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений.

Регулятивные умения:

Ученик научится:

  • фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;
  • осуществлять оценку результатов своей деятельности, используя смайлики на страницах учебника в конце каждого урока, а также «Странички для самопроверки»;
  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения.

Коммуникативные умения:

Ученик научится:

  • слушать партнера по общению;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседником;
  • готовить небольшое сообщение с помощью взрослого по теме проекта.

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе бережного отношения к природе, животным;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе работы в паре, группе, со взрослым;
  • правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру.

II. Этапы изучения темы

Содержание

Кол-во часов

Способы действий учащихся/

виды деятельности учащихся

(Учебник. Ч.2 – Уч.

Рабочая тетрадь – РТ № 2)

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Блок 1.  Космос (3 ч)

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 1. Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие Льва.

2. Почему Луна бывает разной?

Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.

2

 Учащиеся

- понимают учебную задачу раздела (Уч. с.31);

- понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.32, 34);

1. – сопоставляют видимые и реальные размера звезд, в том числе Солнца (Уч. с.32);

 - работают в паре: моделируют форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус) (Уч. с.5, Атлас-определитель с. 215, 217, 219);

- вспоминают уже известное созвездие Большой Медведицы, обсуждают свои наблюдения по «Научному дневнику» (с. 2 № 1);

используют атлас-определитель для получения нужной информации о созвездии;

- моделируют созвездие Льва (Уч. с.33, Атлас-определитель с. 219);

- работают со взрослыми: наблюдают картину звёздного неба, находят на нем созвездие Льва (Атлас-определитель с. 218-219);

2. – анализируют схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем (Уч. с.34); формулируют выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

- моделируют из пластилина форму Луны (Уч. с.35);

- рассказывают с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными, осуществляют самопроверку (Уч. с. 35);

- работают со взрослыми: наблюдают за изменениями внешнего вида Луны, фиксируют результаты наблюдений в рабочей тетради и дневнике наблюдений (Уч. с.35, РТ с.22 №1, Дневник наблюдений с. 3 №2);

- отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.33, 35).

Учащиеся

  • создали модели:

- звёзд Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце;

- созвездия Лев;

- Луны;

  • дают определения понятий «звезда», «Солнце»;
  • показывают на карте неба созвездие Лев;
  • рассказывают о Луне как естественном спутнике Земли.

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Ч.2 с. 21-22, 23.

2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. с. 41, 42.

Продолжить предложения

Солнце – это…. (ближайшая к Земле звезда).

Все звезды – это…. (огромные пылающие шары).

Луна – это …. (спутник Земли).

Луна…….свет от Солнца (отражает).

Луна бывает разная, потому что…. (в разное время Солнце по-разному ее освещает).

Обобщение и систематизация знаний

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов в космос, Ю.А.Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

1

Учащиеся

- понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.72);

- рассказывают об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника (Уч. с.72);

- работают в группе: высказывают предположения о том, что такое «естественный» и «искусственный» спутник Земли, для чего космическим станциям нужны «крылья», какие исследования проводят космонавты (Уч. с.73), осуществляют самопроверку (Уч. с.92);

- моделируют экипировку космонавта с помощью разрезных деталей из приложения к РТ (РТ с.50, №2, с. 61);

- отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.73).

Учащиеся

  • называют имя первого космонавта, узнают его на фотографиях;
  •  объясняют, зачем человек летает в космос;
  • объясняют, разницу между естественным и искусственным спутниками Земли;
  • объясняют назначение искусственных спутников Земли и космических станций.

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Ч.2 с. 45.

2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. с. 59.

Продолжить предложения

Первым человеком, полетевшим в космос, был ….. (Ю.А.Гагарин).

Люди научились создавать и запускать в космос… (искусственные спутники и космические станции).

Блок 2. Явления природы (3 ч)

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1. Почему идет дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.

2. Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

3. Почему радуга разноцветная?

Радуга – украшение окружающего мира. Причины возникновения радуги.

3

Учащиеся

- понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить (Уч. с.36, 38, 40);

1. – наблюдают за дождем и ветром, фиксируют свои наблюдения в дневнике (Дневник наблюдений с. 4 – 5 №3);

- работают в группе: рассказывают по рисунку учебника о видах дождя; отбирают из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объясняют причины возникновения дождя и ветра (Уч. с.36 – 37 № 1-4); осуществляют самопроверку (Уч. с.87);

- сверяют свои предположения о том, почему идёт дождь и дует ветер с объяснениями Мудрой Черепахи в учебнике; слушают чтение учителя, следят по книге; затем повторяют правильное объяснение (Уч. с. 37);

- сочиняют и рассказывают сказочную историю по рисунку о том, как растения и животные радуются дождю (Уч. с.37);

2. - анализируют рисунок учебника и передают голосом звуки окружающего мира (Уч. с.38);

- выполняют практическую работу в паре: исследуют возникновение и распространение звуков (Уч. с.38, РТ с. 25 №1); 

- обсуждают, как следует беречь уши и почему (Уч. с.39);

- высказывают предположения о причине возникновения эха, осуществляют самопроверку (Уч. с.39, 88, РТ с.26 №2);

- читают и запоминают правила о том, как беречь уши (Уч. с.39);

- сочиняют и рассказывают сказку об Ушастике по рисунку учебника (Уч. с.39);

3. – описывают чувства, возникающие при виде радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника (Уч. с.40);

- запоминают последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема (заучивание фразы) (Уч. с.40);

- высказывают предположения о причинах возникновения радуги, осуществляют самопроверку (Уч. с.41);

- работают в паре: отображают последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществляют взаимопроверку (Уч. с.41, РТ с. 26-27 №1, 2);

- сочиняют и рассказывают сказочную историю по рисунку о том, как Муравьишка решил сам сделать радугу (Уч. с.41);

- отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.37, 39, 41) .

Учащиеся 

  • объясняют причины возникновения дождя и ветра;
  • объясняют, как возникает звук и когда возникает радуга;
  • перечисляют и соблюдают правила бережного отношения к слуху;
  •  называют последовательность цветов радуги с опорой на фразу-подсказку.

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Ч.2 с. 24, 25, 26-27.

2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. с. 43, 44, 45.

Продолжите предложение:

Дождь идет потому что… (тяжелые капли воды из туч падают на землю).

Ветер дует, потому что… (воздух при нагреве поднимается вверх, а холодный устремляется вниз на его место).

Звуки возникают из-за…. (колебания предметов, которые передаются воздуху).

Радуга возникает, когда… (солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики).

Блок 3. Животные и растения (4 ч)

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1. Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

2. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.

3. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

3

Учащиеся

- понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.42, 46, 48);

1. - описывают по плану своего домашнего питомца (Уч. с.42);

- обсуждают отношение людей к домашним питомцам (на основе собственного опыта);

- рассказывают по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой (Уч. с.43);

- выполняют практическую работу в паре: знакомятся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением (Уч. с.43);

- участвуют в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

2. – работают в паре: определяют цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществляют самопроверку (Уч. с.46, 88, РТ с.30-31 №1,2, Атлас-определитель с. 135, 138-139);

- рассматривают и сравнивают рисунки учебника, оценивают поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулируют правила поведения в природе, сопоставляют с эталоном (Уч. с.46-47, РТ с.33 №4);

- устанавливают взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника (Уч. с.47);

- слушают отрывок из книги «Зелёные страницы» о симбиозе хохлатки и муравьёв; затем объясняют, как связаны между собой жизнь птиц и насекомых («Торопливая хохлатка» с. 28);

 - сочиняют и рассказывают по рисунку сказочную историю о том, как Муравьишка спас бабочку (Уч. с.47);

3. определяют лесных обитателей по звукам, которые они издают (звукозапись); передают голосом звуки леса;

- объясняют (с опорой на рисунок), почему в лесу нужно соблюдать тишину (Уч. с.49, РТ с.34 №1);

- работают в паре: устанавливают причинно-следственные связи между жизнью животных и растений (на основе информации учебника), осуществляют самопроверку (Уч. с.49, 89);

- оценивают свое поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне» («На прогулке с собакой» с. 93-94, «Шум в лесу» с. 95-96, «Не ловите насекомых» с. 43-44);

- формулируют правила поведения на природе (Уч. с.49);

- отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке (Уч. с.43, 47, 49) .

Учащиеся

  • перечисляют правила ухода за домашними любимцами;
  • объясняют, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек;
  • объясняют взаимосвязь жизни растений и животных;
  • объяснить, почему в лесу нужно соблюдать тишину.

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. ч.2 с.28-29, 30-31, 32.

2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тесты. с. 46, 47, 48.

Продолжить предложения:

Кошки и собаки – наши… (домашние любимцы, питомцы).

Бабочки не могут жить без цветов, потому что… (они питаются их нектаром).

Цветам плохо без бабочек, потому что…. (бабочки опыляют их).

Мы будем соблюдать тишину в лесу, потому что…. (не хотим нарушить жизнь его обитателей).

Комплексное применение знаний и способов действий

Проект «Мои домашние питомцы»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

 (Уч. с.44 - 45, РТ с. 28 – 29)

На уроке в ходе подготовки к выполнению проекта учащиеся:

- анализируют представленные в учебнике фоторассказы о кошке Маше и собаки Куке (Уч. с. 44-45);

- работают в группе: «читают» фоторассказы о Маше и Куке, представленные в учебнике; придумывают подписи для каждого изображения фоторассказа; составляют рассказ о Маше и Куке, их характере, повадках, играх (Уч. с. 44-45);

- презентуют составленный группой рассказ «Кошка Маша», «Собака Кука», озвучивая подписи к фотографиям;

 - оценивают результаты работы своей группы и группы товарищей (устные высказывания).

Учащиеся

  • рассказывают, в каком уходе нуждаются домашние питомцы и почему;
  • подготовили в группе и презентовали рассказ об одном из домашних питомцев на основе фотографий учебника;
  • оценили результаты собственного труда и труда товарищей (устные высказывания).

Для диагностики готовности к выполнению проекта «Мои домашние питомцы» ответить на вопросы:

1. О ком я буду рассказывать? Что именно я расскажу о своём любимце?

2. Какой материал я уже имею для фоторассказа?

3. Что ещё мне необходимо сделать для успешного выполнения проекта?

4. В какие сроки необходимо выполнить проект?

5. Кто будет помогать мне в работе над проектом?

III. Рефлексия педагогической деятельности

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • оценивать результат своей деятельности;
  • оценивать результат учебной деятельности. своих товарищей

Самоанализ

Закончите предложение:

Я могу различать и сравнивать ………

Я знаю и могу объяснить, почему….

Я знаю и могу объяснить, зачем….

Я научился ……..

Я изготовил модели……

Самооценка

Закончите предложение: Я (очень, не очень) довольна/лен тем, что узнал….. (самостоятельно, с помощью)….

Заполняется учителем после освоения темы учащимся

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

  • соотнести полученный результат с поставленной целью;
  • оценить результат своей деятельности.

Ответить на вопросы:

1. Были ли обеспечены при изучении раздела условия для формирования у детей представлений о таких понятиях как: Солнце, Луна, Сириус, Регул, Альдебаран, созвездие Льва, искусственный спутник Земли, космическая станция, дождь, ветер, радуга.

 2. Были ли созданы необходимые условия для изучения особенностей данных объектов окружающего мира?

3. Я удовлетворен/ не удовлетворен проделанной мной работой.

 Я мог бы лучше организовать работу учащихся/ Я отлично справился с организацией работы учащихся.

 Я достиг/ почти достиг/ не достиг поставленных целей.

Заполняется учителем после освоения темы учащимся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...