Урок по окружающему миру 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Данный урок по программе "Перспектива" для 1 класса. Тема: "Мы в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_my_v_seme_1_klass.docx65 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 1 классе «В»   4.12.2013 год.  

Учитель    БУДЯК О.П.

Раздел «Наш дом семья»

Тема урока: «Мы в семье»

Основные цели:                                                                                                          

  1. Представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность. Познакомить детей с терминами ближайшего родства.
  2. На конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира,  лада в семейной жизни.

Планируемые достижения учащихся:

1) различать степени родства;

2) уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов семьи;

3) способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность».

Оборудование:  матрешка, изображение дерева, фонограмма ,телевизор , доска, семейные фотографии учащихся, раздаточный  материал, толковый словарь.

                                                Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  1. Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
  2. Определение содержательных рамок урока.
  3. Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Организация учебной деятельности на этапе 1.

На доске открывается девиз урока:

С хорошим настроением принимайся за работу!

Учитель:

- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

-Как вы его понимаете?

-Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

- Чему вы учитесь на любом уроке? (Учимся учиться)

-Напомните, что это значит? ( Учиться - это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)

-Что изучали мы на прошлых уроках? (Говорили о живой и неживой природе, о том, что в классе есть и  природа, и культура, и люди, и все это взаимосвязано между собой)

-Сегодня мы начинаем новый раздел в открытии окружающего мира. Настройтесь на работу.

-Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

2) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

3) организовать анализ полученных ответов.

Организация учебной деятельности на этапе 2.

Учитель.

- С чего начнем наш урок? (С повторения)

- Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового).

Задание пробного действия. (Работа парами).

- Итак, для начала вам надо выполнить задание.

- Перед  вами карточки. Распределите их на две группы.

- Что вы заметили? ( Группы предметов живой и неживой природы)

- Поясните результат ваших действий.

- А что вы можете сказать о группе живой природы?

Учитель предлагает детям рассмотреть изображение дерева. Дети вслед за учителем называют части дерева:

корни,  ствол, ветви, плоды.

-Возможна ли  жизнь дерева без этих частей?

-Что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы?

Звучит фонограмма.

-Ребята закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь  спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и обвевают теплым ветерком. В ветвях поют птицы. Представьте, что вы сорвали с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду.

-Что вы будете чувствовать в это время? (Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенности).

3.  Выявление места и причин затруднения.

Цель:

         1)выявить и зафиксировать место и причину затруднения.                                  Организация учебной деятельности на этапе 3.

Учитель предлагает послушать рассказ еще об одном дереве.

-Сейчас мы поговорим еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и честью которого является каждый из нас - и ты, и я.

-Давайте раскроем наши рабочие тетради на стр.39 и посмотрим на это дерево.

(Рисунок родословного дерева)

-Оно называется «родословным древом».

-«Родословное древо» - что это значит? (Дерево, несущее слово о роде, т.е. рассказывающее об истории рода, семьи.)

-Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в овалы-окошки? (Дети, родители, бабушки, дедушки.)

-Как называются люди, объединенные в этом древе?

4. Построение проекта выхода из затруднения.                            

   Цель:                                                                                                                         1)согласовать и зафиксировать цель и тему урока.                            Организация учебной деятельности  на этапе 4.                                                  

Когда появилось слово «семья»?

Когда- то о нем не слыхала Земля:

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам-

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я - тихо молвила Ева, - я, я »-

Сказала она чудесных семь «я».

Вот так на Земле появилась семья.

        В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, жестами, голосом. Само по себе число «7» особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое.

Еще одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете почему? (Ответы детей). Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье нужны согласие и забота друг о друге.

5. Реализация построенного проекта.                                                                    Цель:  1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. Организация учебной деятельности на этапе 5.                                                 Учитель.

-Ребята, а как называются люди, объединенные одной семьей?

(Родственники, родные).

-Родственники бывают ближние и дальние.

-Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Папа, мама.)

6. Первичное закрепление.                                                                                       Цель:  1) зафиксировать способность оценить свои отношения  с каждым членом своей семьи с помощью общечеловеческих понятий.                  Организация  учебной деятельности на этапе 6.

- Многие из вас принесли сегодня фотографии с родителями.

-А кем вы приходитесь родителям? (Дети, ребенок, сын, дочь).

-Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими людьми. Кем они приходятся вам?

-А если у ваших мам и пап есть братья и сестры, кем они приходятся вам? (Тетями и дядями)

Работа на листах ЗАДАНИЕ 1.

-Вы хорошо ребята поработали. Вы доставили радость своими знаниями. А бывают моменты грусти, но чтобы такого не случалось с вашими родными  давайте расскажем веселый стишок и немного отдохнем.

Физкультурная пауза.

7. Самоконтроль с самопроверкой.

Цель:

1)уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов семьи.

Организация учебной деятельности  на этапе 7.

Учитель.

-Посмотрите на родословные древа ваших семей. Они рассказывают историю семей. Раз это история, то в ней должно быть настоящее, прошлое и будущее.

-А как вы думаете вы, ваши родители, и все ныне живущие родственники - это настоящее или будущее?

-Почему окошко для вашего имени расположено на самом верху? (Дерево растет вверх).

-Ребята, а если вы самая свежая поросль, то где должны находиться ваши родители? А родители ваших родителей? А для кого оставлено место еще ниже? (Прабабушка и прадедушка).

-Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.

Игра « Кто кому кто?»

– Даша, ты кто для мамы? (дочь)

– Женя, кто называет тебя сыном? (папа)

– Кирилл, ты кто для бабушки? (внук)

– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

– Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)

8. Включение в систему знаний и повторение.                                                Цель:                                                                                                                                      1) тренировать способность оценивать отношения в семье, способствовать сохранению семейных традиций.

             Организация учебной деятельности на этапе 8.                                                 Далее учитель обращает внимание детей на фотографию в учебнике на стр. 52.

-Представьте, сколько ветвей у родословного древа  этой семьи! Попробуйте найти на фотографии бабушку и дедушку Ивана Матвеевича, и Матрену Васильевну.

-Как вы думаете, интересно жить в такой семье?

-Какая она эта семья? (Дружная, добрая).

-Какая игрушка больше всего подходит к теме разговора?

-Давайте прочитаем пословицы в учебнике на стр.52 и попробуем объяснить их смысл.

(Учитель уточняет значение слова «лад» - происходит от глагола «ладить»- дружить, уметь уступать).

-Ребята, а какие пословицы вы знаете о семье на родном языке. (Ученики называют пословицы, переводят их и объясняют смысл).

-Вот мы и назвали, что самое важное в семье.

Давайте еще раз с вами повторим эти волшебные слова семейного счастья (на доске):

любовь                       уважение                                помощь

согласие                                лад

         Выполнение ЗАДАНИЯ  2.

Ещё мне хочется рассказать вам о семейных традициях.

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать семейные альбомы?

У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

– Ребята, у кого дома хранится самая древняя вещь?

    Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

– Ребята, какие блюда стали традиционными за вашими семейными праздниками?

Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

– Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.

Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда впрямую зависят от качества семьи. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.

Просмотр видеодиска фотоальбом семьи….

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1)организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

2)соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3)определить и согласовать свое домашнее задание.

Организация учебной деятельности  на этапе 9.

Учитель.

-Какова была цель нашего урока? (Представить образ семьи, раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, согласия в семейной жизни).

-Достигли ли вы цели? Докажите.

-Оцените нашу работу на уроке. Если у нас все получилось, выбираем веселый смайлик, если у вас были сомнения -печальный.  (ответы детей).

Сегодняшний урок мы завершаем стихотворением о семье.

Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья-это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные - отчий твой дом.

Сердце навеки останется в нем!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая счастливая   Ваша семья!

- И пусть Ваш дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Пусть всегда в нем будет любовь да совет. Потому, что в семье, где любовь и совет, нужды нет. И пусть всегда Вы могли бы сказать:

« Моя семья – мое богатство».

Литература:

1. Журнал «Педсовет» №12\2007.

2. Газета «Начальная школа» №13\2008.

3. Т. Н. Кочемова «Азбука».

4. А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир» учебник и рабочая тетрадь. Москва «Просвещение» 2010.

«МЫ В СЕМЬЕ»   _______________________________

  1. «Найди пару»

БАБУШКА                ПАПА

СЕСТРА                    ТЁТЯ

МАМА                      СЫН

ДЯДЯ                        ДЕДУШКА

ВНУК                        БРАТ

ДОЧЬ                         ВНУЧКА

  1. ВЫБЕРИ, ЧТО ДЛЯ СЕМЬИ ВАЖНЕЕ И РАСКРАСЬ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ

МОРОЖЕНОЕ

ВНИМАНИЕ

ПОДАРКИ

ПОМОЩЬ

ВЕЛОСИПЕД

УВАЖЕНИЕ

СЛАДОСТИ

ЛЮБОВЬ

ДЕНЬГИ

ЛАД

КАРУСЕЛИ

ЗАБОТА

ИГРУШКИ

СОГЛАСИЕ

РОЛИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...