Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме : Петр I- царь и человек.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ермоленко Евгения Анатольевна

Данный урок разработан в соответствии  с ФГОС, учитывая возрастные особенности учащихся. Урок представлен по ходу изучения раздела «Преобразования в России». На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся.

На уроке учащиеся узнают о Петре I, как человеке, знакомятся с историческими преобразованиями в стране.  

На всех этапах урока ученики вовлекаются  в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются  и подкрепляются  практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает  на организацию посильного поиска и исследования четвероклассников, который соответствует  их жизненному опыту. Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повышается  возможность учеников в достижении поставленных целей на уроке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Классическая гимназия №2»

г.Тынды

Методическая разработка урока

окружающего мира  

4 класс

(система РО Л.В.Занкова)

Тема: «ПетрI-царь и человек»

       

                                                        Учитель: Ермоленко Евгения Анатольевна

Тема урока: «Петр I- царь и человек».

Цель урока: охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.

Задачи урока:

  1. Формировать образное представление о России начала XVIII века.
  2. Сформировать представления о времени правления Петра 1, его реформах.
  3. Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.
  4. Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.

Прогнозируемые результаты:

           Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения  двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков,  фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.

Коммуникативные:

Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Тип  урока:                                                      урок открытия нового знания.

Технологии:                                                      групповая технология, ИКТ.

Методы:                                                            словесные, наглядные, практические.

Формы обучения:                                             сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  нетбук на партах у учащихся, презентации, карточки.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы и формы обучения

1.Организационный момент

Настроить детей на деятельность, плодотворную работу

                                          Звучат фанфары труб

Внимание! Внимание!

Начинается урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте. 

Наглядные, словесные

2.Введение в тему.

Уяснить цель и структуру работы на уроке

-Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только мы в этом случае употребляем другое слово – история. Страна имеет свою историю.

Инсценировка.

Звучат фанфары труб

Петр I

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе.

-Догадались ли вы кто был гость нашего урока? Докажите.

( Это был Петр 1, т.к. одежда соответствует тому времени. Я догадался что это Петр 1,т.к.на прошлых уроках мы изучали тему Россия при Петре 1. В словах, которые он произнес было сказано, что «Здесь будет город заложен»,а именно по Величайшему указанию Петра I от 19 мая 1712 года российская столица была перенесена из древней Москвы в Петербург. Фраза  «В Европу прорубить окно» т.е  построить морской флот.)

Наглядные, словесные

3.Актуализация знаний

Определение темы и цели урока.

Словарная работа

Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний

-А сейчас проверим, что вы запомнили из наших прошлых путешествий.

-Пока мы будем проводить блиц-опрос, трое ребят поработают у доски, соотнесут правителя, название государства, время правления на ленте времени. (Киевская Русь – Князь Олег ( князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882.), Московское государство – Иван IV(с1533г.князьмосковский, первый царь всея Руси (с 1547)),Российская империя – Петр I (после завершения  Северной войны в 1721 Россия стала империй).

Блиц-опрос

1.Назовите годы жизни Петра1.( 1672- 1725)

2.Назовите годы правления Петра1.(1689-1725)

3.Кто были родители Петра?  (Отец - Алексей Михайлович (1651-1694 ), Мать - Наталья Нарышкина (1629-1676). 

4.Расскажите об играх и  увлечение Петра1.( Петр рос живым и любознательным. Как и все мальчишки любил играть в войну. Он из детей-дворян создал «потешное» войско.

Так зародился первый полк гвардии. Одна случайная находка ботика – маленького парусника  Петром 1 на острове Измайловского пруда, привела  его к увлечению -   кораблевождению)

5.Расскажите о борьбе к выходу к морю.

(У России не было выхода к морю, потому что она граничила с землями других государств. Для этого потребовалась долгая война со Швецией, длилась она 21год и называлась  Северной. В 1700г. русские войска пробились в Финский залив. Так Россия добилась выхода к открытому морю)

-Проверим выполненную работу ребят. Молодцы. Скажите,с какого года Россия стала империей?(1721 после завершения Северной  войны  )

-Если Россия стала империей, то какое звание присвоили Петру1? Объясните значение этих слов.

-Почему затрудняетесь? Обратимся за помощью к словарю. Откройте файл в ноутбуке и прочитайте значения слов.

(Империя (от лат. imperium — власть) — форма организации крупнейшего государства.

Император (от латинского «начальник», «властитель») — титул главы государства (империи).

- Ребята, посмотрите, на партах у вас лежат листочки с зашифрованными словами. Расшифруйтеих, расставьте в правильном порядке и узнайте тему нашего урока.(аьрц,  ёртПI, и, келвчое ; Перт I-царь и человек.)

-Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?Почему затрудняетесь?

- Сформулируйте цель нашего урока.( Узнать больше о Петре 1 как о царе и человеке,узнать о времени правления Петра1,сравнить какой он царь и какой человек. )

-Цель нашего урока: «Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества».

Наглядные, словесные. Подводящий диалог

4.Открытие новых знаний.

Сформировать целостное представление  о Петре I – первом императоре и его преобразованиях.

-Какое было задано домашнее задание? (Из различных источников расширить знания о Петре I. Создать презентацию.)

-Поднимите руку кто приготовил презентации. Спасибо вам, ваши работы мы заслушаем обязательно  во внеурочной деятельности, но, а знания, которые вы приобрели пригодятся сегодня на уроке.

- Изучать историческую личность мы будем погруппам. Я  буду  консультантом и координатором  ваших действий. В каждой группе у меня есть помощник, они заранее провели исследование, изучили темы и создали презентации. Ваша задача пользуясь презентацией и информацией получить новые знания. Познакомьтесь с планом урока.

План урока:

1.Личности Петра I.

2.Реформы, связанные с просвещением, наукой,  образованием.

3.Реформы, связанные с народом (бытом), культурой.

-Нельзя составить объективное мнение о человеке, ничего не зная о его характере,  привычках, внешности ,поэтому познакомимся с материалом исследования 1 группы. По ходу изучения  вам необходимо заполнить правую сторону карточки, которая желтого цвета. Напишите  черты характера  ПетраI.  

Личность Петра Великого.

Петр Алексеевич Романов – первый российский император. Он родился в Москве, в Кремле 30 мая 1672 года.

ПетрI был четырнадцатым ребенком в семье.     В 10 лет вместе со своим братом Иоанном был провозглашен царем. С детства Иоанн болел.

        Правила страной при малолетних братьях их сестра – царевна Софья. В 1689 году Петр окончательно утвердился на царствование. Софья была свергнута и отправлена в монастырь.

                                                                     Внешний облик Петра I

Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 204 
см — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размер.Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом.
Окружающих пугали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева.

Черты характера Петра I

У Петра I практическая сметливость и сноровка, весёлость, кажущаяся прямота сочеталась со стихийными порывами в выражении как ласки, так и гнева, а иногда и с необузданной жестокостью.  В гневе он мог избить приближённых. Жертвами своих злых шуток он избирал «знатных персон» и «старых бояр» .

Петра I отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание много узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице. Он хорошо знал 14 ремёсел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным мастером, артиллеристом и даже зубодёром.

Неутомимый, волевой царь Пётр всё хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многому добиться и заслужить от современников уважение и славу… В зрелые годы Пётр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию.

Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим, но по направлению своей деятельности он больше привык общаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы,   Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их.

Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения.  

От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках , много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства.

Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой. Царь был бережлив. Когда императрица подарила ему вышитый кафтан, и несколько блесток упало, он сказал: «Знаешь ли, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно сутки прокормить солдата».

- Выскажите свое впечатление о Петре I, как о человеке. Зачитайте что вы написали в правой части карточки.

Звучат фанфары труб

Инсценировка

ПЕТР I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гаврил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?
ГОЛОВИН: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, учиться не хотят.
ПЕТР I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.
(К Петру I бросается молодой щеголь).
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь! Не издавай указ. Хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.
ПЕТР I:Так женись! Как звать то тебя?
ЩЕГОЛЬ: Василий.
ПЕТР I: А невеста то далеко, Василий?
ЩЕГОЛЬ: Да здесь она, Ваше величество.
ПЕТР I: Так зови ее!
(Парень выводит смущенную девушку)
ПЕТР I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?
ЩЕГОЛЬ: Да хоть завтра!
ПЕТР I: А школу- то закончил?
ЩЕГОЛЬ: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.
ПЕТР I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придется повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь, Петр Алексеевич!..
ПЕТР I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.


-
 Почему Петру I пришлось вынуждать дворянских сыновей к учебе?(Потому что он считал, что Россия отстает от Европы, народ малограмотный, необученный, ленивый. Поэтому он издал указ, чтобы дворяне, бояре выучились, а потом женились.Это его одна из реформ)

-А что такое реформа? Сравните свои высказывания в словаре. Вы уже обратили внимание, что в нашем составленном словаре есть еще незнакомые слова. Прочитайте.(реформа,ассамблеи, кунсткамера, мануфактура)

-По какому пути повел свой народ Петр, мы узнаем от ребят 2 группы. Изучая вы заполняйте карточку с правой стороны. Охарактеризуйте ПетраI  как царя.

Реформы Петра I.

С большим уважением относился Петр к знаниям и знающим людям. Петр понимал, что без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы. Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам – обучение русских.

Слово “учиться” стало важным в  петровских преобразованиях.  Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Большинство дворянских сынков бегали от учебы, Петр издал указ запретить жениться, пока не получат образование. Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.

В России в 1699г. И.Ф.Копиевский по указанию ПетраI составил и издал первую русскую звездную карту, которая показывала северное полушарие небесной сферы.

Составлены карты Каспийского моря, Курильских островов, подготовка первого географического атласа в России.

ПетрI был основателем первого русского музея – Кунсткамеры, где посетителям показывали разные интересные диковинки, собранные со всего света. Созданная Кунсткамера- положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов.

Для расширения кругозора всех русских людей в 1703г. была издана первая русская газета «Ведомости».В ней печатались, в основном, новости из других стран.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв. Произошли изменения в русском языке, в который вошли четыре с половиной  тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Пётр I ввёл  арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас.  Потому, что раньше цифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно. 

Для печатания учебной литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

        Развитие книгопечатания сопровождалось началом книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки.

Петр в 1700г. приказал считать началом года не 1 сентября,

а 1 января. Одновременно ввел счет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

В допетровские времена новый год на Руси начинался с 1 сентября, а день 1 января считался языческим праздником, который, естественно, не приветствовался христианской церковью.

В 1699г. Петром I был издан указ, согласно которому за начало года стали принимать 1 января. Петр следил чтобы новогодние праздники отмечались не беднее и хуже, нежели в иных европейских странах. В царском указе повелевалось знатным людям устанавливать перед воротами украшения из сосновых деревьев или ветвей можжевельника, бедные могли ограничиваться любым деревцем или ветвью на воротах, которое украшали фруктами, конфетами, орехами, овощами. Стали проводиться маскарады, праздники с фейерверками, иллюминацией.

В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало»- своего рода учебник этикета. В книге говорилось о том, как должны себя вести молодые дворяне.

Петр Iв вез в Россию картофель, табак, а  по утрам заставлял пить кофе.

Исценировка

Звучат фанфары труб

Петр I (обращается к Меншикову) – А скажи-ка Данилыч, как у нас идут дела?

Меншиков – Продвигаемся помаленьку. Вот вчерашнего дня в церкви Преображения по   окончании службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто  не подчинялся, ну того наказывали маленько. 

Петр I – Маленько.

Меншиков – Побили батогами.

-Почему Петр1 заставлял сбривать бороды? Давайте узнаем какие еще реформы ввел ПетрI.

Реформы Петра I.

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в

результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться  2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах.

Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. Он давал купцам деньги, не брал с них налоги и тысячи крестьян направлял на заводы. За 25 лет Пётр создал более двух сот  заводов и фабрик. На этих заводах изготовляли оружие, боеприпасы, ткани, кожи, получали железо. Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом, знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Пётр заставил бояр сбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не на стариков. Кроме того, царь питал неприязнь к традиционной русской одежде - длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел царский указ: отныне надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны.

Во времена Петра  Первого появились и первые модники.  Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол  и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия.  Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты.

- Проверим что  вы узнали о реформах Петра I.Зачитайте с карточки, что написали справой стороны. (Открыл школы, построил Петербург, обучал людей за границей,  выпустил первую газету «Ведомости», создал армию, флот, заводы, фабрики, ввел арабские цифры, Новый год стали отмечать 1 января.)

-

Словесные,

Самостоятельная.работа с

источниками

Частично поисковый, исследовательский метод.

5.Физминутка

-Закройте глаза и представьте что,  вы потешные полки Петра I.

( выполняют под музыку марша Преображенского полка)

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

 Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

 Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

 И налево надо тоже

 И направо, и еще

 Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

6. Вторичное закрепление

Систематизировать сформированность знаний о  Петре I – первом императоре и его преобразованиях.

-А теперь проверим как вы запомнили.Задания группам.

1группа- составить газету «Реформы Петра I». (раздаю материалы, которые ранее заготовила)

2 группа-отгадает кроссворд

Кроссворд

1.Первая русская газета.

2.Орган управления страной.

3.На реке Воронеж был построен русский...

4.В ходе Северной войны появилась регулярная...

5.Навигацкие, артиллерийские, инженерные, "цифирные"...

6.Область, которой управлял губернатор...

7.Кунсткамера - это первый русский...

-Какое слово получилось по вертикали?

-Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I?

-3 группа- поработает с текстом с недостающими данными.

Вставьте в текст пропущенные имена и даты.

В _________ году родился первый император России __________. Он был _____ ребенком в семье. Отцом Петра I является царь __________________________________, а матерью - _________________________________. Отец Петра умер, когда мальчику исполнилось _____ года. После смерти отца на престол взошел старший сын от первого брака _______________. Когда Федор скончался, правителями стали малолетние __________ и _________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры ______________. Она правила ________ лет.
После раскрытия заговора против __________, Софью сослали в монастырь, и он стал единоличны правителем.

Беседа,

Творческое задание

6. Итог занятия

Обобщение знаний по теме

- Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

-Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха.   В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.

7. Домашнее задание.

Объяснить суть и нацелить детей на выполнение домашнего задания.

Домашнее задание:

1.Стр.99-102 вопросы - учебник

2. Узнать из различных источников каким изображают ПетраI поэты , художники, писатели.

3.  Подготовить тест по теме: «Как Московская Русь стала Российской империей. Пётр Великий».