Урок по окружающему миру "Где живут белые медведи"(А.А. Плешаков, 1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Кожина Оксана Викторовна

Развивающий урок с использованием карты мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_estestvoznaniyu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

(1 класс, программа «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков)

Тема урока: «Где живут белые медведи?»

Цель и задачи.

  • Формировать представления о разнообразии природы Земли.
  • Познакомить детей с холодными районами планеты.
  • Показать связь между природными условиями и животным миром.
  • Учить элементарным приёмам работы с глобусом.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, корректно высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Планируемые достижения учеников.

Усвоить,  что на Земле есть очень холодные районы – Северный Ледовитый океан и Антарктида. Находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.

Диагностика умений и навыков детей.

Дети умеют работать по группам. Изучена тема «Звери», «Птицы», «Зоопарк», «На что похожа наша планета?», «Как путешествует письмо». Полученные ранее знания: Земля – шар, она вращается вокруг солнца, но неодинаково нагревается её поверхность, есть жаркие и холодные места на Земле. Глобус – модель Земли, оттенки синего цвета – вода (моря, океаны, реки), зелёный, желтый и коричневый цвет – суша, белый – ледники.

Оборудование

У учителя большой глобус, набор для моделирования, включающий изображения для ледяного покрова Северного Ледовитого океана и Антарктиды, флажки для обозначения полюсов, фигурки животных в конвертах, задания и план рассказа. Письмо от медведя. Изображение белого медведя. У детей – глобусы, учебники, тетради, фломастеры, листы – льдины для работы. Звукозапись « В Антарктиде льдины землю скрыли…»

Структура урока

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Мотивационный этап – 7-10 мин.
  • создание проблемной ситуации
  • формулирование проблемного вопроса
  • версии
  • актуализация знаний
  • планирование работы
  1. Открытие нового знания – 15 мин.
  • эвристическая беседа
  • групповая работа «Путешествие»
  • рассказы детей по плану
  1. Физкультминутка – 1 мин.
  2. Применение нового знания – 8 мин.
  • составление модели на доске
  • выводы по проблеме, подводящий к этому диалог.
  1. Итог урока, оценивание, рефлексия, творческое домашнее задание – 5 мин.

Этапы урока

Учитель

Ученики

Доска

1. Организаци онный момент.

Установление эмоциональ-но-положитель-ной атмосферы

урока.

2.Мотивационный этап урока.

Создание проблемной ситуации через проблемный вопрос.

Побуждаю щий от проблемной ситуации диалог.

Подводящий к теме диалог.

Объявление темы урока.

.

Открытие нового знания.

Шаг первый. Практическая работа с глобусом.

Шаг второй.

Групповая работа

Физкультми-нутка. Музыка.

Развитие речи, логического мышления, коммуникативных навыков.

Вывод по проблеме.

Применение нового знания.

Итог урока.

Развитие регулирующего компонента учебной деятельности,

вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

Творческое домашнее

задание.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня, улыбнитесь. Я желаю вам хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Предлагаю вам сегодняшний урок провести под таким девизом: «Думаю – стремлюсь – нахожу – отвечаю».

- К нам в класс пришло письмо. Кому? Давайте прочитаем адрес.

Прочитаем письмо: «Приезжайте в гости. Угощу…Я большой и сильный, у меня белая густая шерсть, только нос чёрный».

- Кто это?

- А как к нему попасть, ведь обратного адреса нет?

- Так, кто ещё хочет сказать?

- Хорошо, ещё есть мнения?

Учитель принимает все версии детей без эмоциональной окраски, чтобы прозвучали разные ответы, даже неправильные.

- На какой вопрос нам нужно найти ответ?

Чтобы попасть к белому медведю, нужно узнать, где…

Открывает перевёрнутую карточку на доске со словом «Где?» , а потом все остальные.

- Что нам нужно, чтобы решить эту задачу? Что мы уже знаем? Какой будет план нашего исследования?

- Нам нужны точные сведения. Что нам нужно как исследователям?

- Что такое глобус?

- Что обозначают на глобусе синем цветом?

- Что обозначают на глобусе зелёным, жёлтым и коричневым цветами?

- А белый цвет что обозначает?

- У нас сейчас в наших краях тоже лежит снег. Почему на глобусе он не обозначен?

На Земле есть два полюса – северный и южный. На глобусе районы около полюсов закрашены белым цветом.

- Как вы думаете, а в районах полюсов Земли лёд и снег тает летом?

- А где мы можем проверить, уточнить наши предположения?

- Давайте прочитаем, что говорится в учебнике об этом.

- Теперь мы можем на доске прикрепить модели холодных районов Земли, полюса обозначаются флажками.

-А настоящие исследователи куда  отправляются на поиски?

- Отправляемся в экспедицию. Вы разделитесь на группы. Две группы отправим в Антарктиду, а остальные две в район Северного Ледовитого океана. Собираемся в дорогу. Для начала выберете снаряжение. Это необходимые вам вещи.

- Скажите, что вы выбрали?

- Немного разомнёмся.

Каждая группа получает конверт с изображениями животных, обитающих в исследуемых районах.

- Вы должны назвать животных, подумать, как они приспособились к жизни во льдах, наклеить их на льдину. Стрелочками указать, кто на кого охотится.

- Где была ваша группа?

- Расскажите, кого вы встретили? Ответьте на вопросы, прикрепите животных на доску в том районе, где они обитают.

 

- Вы все справились с заданием. Молодцы! Посмотрите на доску, где живут белые медведи?

- Как он приспособился к жизни на Севере?

- На кого охотится белый медведь?

- Я думаю, что вы сможете ответить на хитрый вопрос Черепахи из учебника: «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?»

- А чем же угостил бы нас белый медведь? Давайте выберем нужное, а лишнее уберём.

- А теперь нам пора возвращаться домой.

- Ребята, давайте закроем глаза и послушаем музыку ветра.

- Мы ответили на главный вопрос урока?

- Что вам понравилось на уроке? Что было трудным? Как работала ваша группа?

- Какое животное вам особенно понравилось?

Положите в « Книгу открытий» своё исследование: вы можете нарисовать животное, которое вам встретилось, написать о нём, добавить из энциклопедии что-то интересное, написать стишок, все задания по вашему желанию.

- Встаньте, кому понравился наш урок.

Кому? 1 классу.

Куда? Н. Новгород.

Школа №184

Отправитель:

- Это белый медведь.

Дети отвечают, как можно попасть к белому медведю:

- Он живёт в зоопарке.

- Он живёт на Севере.

- Он любит холод и снег.

- Где у него родина?

- Где у него дом?

- Где живёт белый медведь?

Дети высказываются. Составляют вместе с учителем план исследования.

- Нам помогут глобус, учебник, тетрадь.

- Модель Земли.

- Вода. (моря, океаны, озёра др.)

Это суша, земля.

- Снег и лёд

- Этот снег весной растает. Он не вечный.

- В этих районах лёд не тает даже летом. Он вечный.

- Нет. Там всегда холодно.

-  В учебнике.

- Читают текст, уточняют, дополняют.

-В путешествия, в экспедиции.

Открывают тетради и в группах обсуждают, что не нужно брать, а что взять просто необходимо.

Дети объясняют. Во всех группах выбираются тёплая одежда, снегоход и (или) лыжи. Могут добавить ещё что-то от себя.

Ученики получают конверты с животными (разными у всех групп) вопросами; «льдины», клей, фломастеры.

Дети выходят к доске по группам, рассказывают:

- Наша группа была во льдах Северного Ледовитого океана, видели белого медведя, тюленя, морскую рыбу. Считаем, что медведь и тюлень едят рыбу, они отличные пловцы, а медведь ещё охотится на тюленей. Подкожный слой жира защищает их от холода, а белый цвет шерсти делает медведя незаметным среди снегов и льдин.

- В районах Северного Ледовитого океана, где вечные льды, которые не тают даже летом.

- У него толстый слой жира, густая белая шерсть, он прекрасно плавает и ныряет.

- Охотится за тюленем и нерпой, ест и рыбу.

- Нет, так как они живут в разных районах Земли. Белый медведь на Севере, а пингвины в Антарктиде.

- Надо убрать бананы, ананас и викторию. Этого нет на Севере.

- Оставим рыбу.

 

- Да.

Нам понравилось быть исследователями. Нам не было трудно. У нас все группы работали хорошо. Понравились пингвины, морж, тюлени, белый медведь, морской леопард.

 

Рисунок-схема.

Большой конверт.

Тема урока:

Где живут белые медведи?

1.Район обитания.

2.Какие животные ещё там живут.

3.Чем питаются.

Прикрепляются к доске модели, изображающие ледяной покров Северного Ледовитого океана и Антарктиды

На доску прикрепля ются льдины с «жителями Севера и Антарктиды

Изображе ния фруктов, ягод, рыбы.

Самоанализ урока.

.

В 1-ом классе у детей преобладает эмоциональная мотивация, поэтому мотивационный этап урока очень важен. В структуре урока ему уделяется достаточно большой промежуток времени. Использовался игровой момент – письмо от белого медведя, приглашение в гости. Повторение изученного плавно вписывается в урок на этом этапе урока. ( Тема « Как путешествует письмо?»)

 Открытие новых знаний – важный этап урока. Именно ему и был отдан самый работоспособный отрезок урока. Место данного урока в курсе естествознания очень важно – это первый урок-путешествие в теме «Где и когда?». На этом уроке дети знакомятся с картой и работают с глобусом, знакомятся с различными районами Земли. Они получают первоначальные сведения о связях среды обитания и животного мира. В дальнейшем (во 2, 3 и 4 классах) эти сведения будут расширяться и углубляться. Этот урок связан со следующим уроком «Где живут слоны?» тем, что путешествие по земному шару продолжится, закрепятся полученные знания и навыки работы с глобусом.

Реальные учебные  возможности первоклассников учитывались при планировании урока.

 Характеристика класса.

По уровню развития интеллекта класс можно разделить на три группы: высокий уровень (6 человек) средний уровень (16 человек) низкий уровень (4 человека). Дети с высоким уровнем удерживают учебную задачу в течение всего урока. Они быстро включаются в работу. Обладают большим словарным запасом, хорошо ориентируются в окружающей действительности. Эти дети умеют применять ранее приобретённые знания, могут выделить главную мысль текста. Уровень обучаемости высокий. При разделении детей на группы, важно чтобы эти дети выступили в роли организаторов, « капитанов», помогли другим выполнить задания. Эти дети – генераторы идей.

Дети со средним уровнем  понимают учебную задачу, но не до конца удерживают её. Для прочного усвоения требуется повторное объяснение. Они могут анализировать, сравнивать, обобщать, но часто им нужна помощь со стороны учителя в установлении причинно-следственных связей. Испытывают трудности при выполнении творческих работ. Так как в классе таких детей большинство, на уроке учитель строит диалоги так, чтобы дети ещё раз проговорили, то, что усвоили, используется подводящий к теме диалог, повтор главных вопросов, выводы делаются вместе с детьми, активно используется наглядность. Дети среднего уровня в группах ведут себя активнее. Домашнее задание облекается в форму игры «Я исследователь». Выполняется по желанию, по возможностям.

Дети с низким уровнем задачу понимают частично. Внимание у них неустойчивое, непроизвольное. Дети этой группы быстро утомляются. Процесс возбуждения у них преобладает над процессом торможения. Уровень активности и самостоятельности у них очень низкий. На уроке эти дети нуждаются в помощи учителя. В группах они наблюдатели и исполнители. Более сильные дети помогают им. Важно разделить детей на группы так, чтобы они были одинаковы по силам, чтобы в группе присутствовали и сильные, и слабые, и средние.

 

Главная задача урока – получение знаний, реализуется проблемными методами: создание проблемной ситуации через проблемный вопрос, используется побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий к поиску правильного решения диалог.

Одна из задач урока -  формирования умения общаться, сотрудничать была реализована в форме групповой работы. На уроке создавалась атмосфера радостных переживаний. Активно использовалась доска как зрительная опора, раздаточный материал был продуман заранее, использовались учебник, тетрадь.

Продуктивные задания – дети сами формулируют тему урока, составляют план исследования, отвечают на главные вопросы урока, применяют полученные знания, составляя пищевые цепочки и помещая изображения животных на модели у доски. Всё происходит в сотрудничестве с учителем.

Цель урока – новые знания – достигнута. Все дети были вовлечены в работу. Творческое домашнее задание – по желанию детей. На следующем уроке проверить знания детей можно в игровой форме « Выберем самого внимательного», организуя викторину по вопросам предыдущей темы. Дети покажут свои « Книги открытий», поделятся знаниями. Из самых активных выберем « капитанов» нового путешествия.

Хотелось добавить, что во время групповой работы учитель ходит от одной группы к другой, наблюдая за детьми, некоторым группам может понадобиться помощь учителя.  Если такие просьбы детей возникнут, учитель должен  помочь, дать небольшую подсказку.

Несколько слов в защиту проблемного урока. По традиционной программе можно работать проблемно.  Но это сложно, ибо каждый урок приходится придумывать самому учителю, не ожидая помощи от методичек и учебника. Но это доступно каждому педагогу, были бы знания и желание их применять. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!