Конспект урока Окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ирина Анатольевна Иванова404

Тема урока "Зачем нужны витамины и где их взять весной".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Окружающий мир 3 класс

Тема: Зачем нужны витамины, и где их взять весной.

Цель:  заложить основы гигиены питания и регулярного приёма пищи , воспитывать человека , который умеет заботиться о своём здоровье.

Содержание урока.

  1. Сообщение темы.

- Очень часто мы слышим, как родители говорят детям: «Ешь морковь, чеснок, лук, в них много витаминов».

Что же  такое это за слово?

ВИТАМИНЫ.

  1. Новый материал.

- Это слово произошло от латинского слова «вита», что означает «жизнь».

Витами – это вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Впервые в 1881 году русским врачом Н.И. Луниным была доказана необходимость витаминов для нормального роста организма. Учёный проводил опыты с животными и обнаружил, что животные, не получавшие витамины с пищей – погибали.

В организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточных количествах. Витамины поступают в организм с пищей. Основным источником витаминов являются растения, в которых они содержатся, или вещества, которые уже в самом организме превращаются в витамины. Имеются витамины и в пищевых продуктах животного происхождения , например в печени , рыбьем жире. При отсутствии в пищи того или иного витамина возникают заболевания, называемые авитаминозами, которые приводят к нарушению обмена веществ.

  Известно, что для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов.

Но мы познакомимся лишь с некоторыми. Все они разделены на группы и каждая обозначается буквой латинского алфавита.

Знакомьтесь! (приложение 1).

   Где взять витамины?

ВИТАМИН А.

Необходим для нормального роста, для сохранения зрения , для хорошей кожи.

Часто у людей, в организме которых недостаёт витамина А шершавая кожа, сухость и тусклость волос, ломкость ногтей. Основными признаками недостатка этого витамина являются светобоязнь, ночная слепота.

- В каких продуктах содержится этот витамин?

      Загадки:

Творожку я  - брат,

Сметанке – сват,

Маслу – племянник,

А молоко – матушка моя.   (сыр)

- Ребус (приложение 2)       ( рыба)

- Всем даёт здоровье молоко коровье.

Витамин А  содержится в продуктах животного происхождения: печени животных и рыб, икре, в сливочном масле, яичном желтке.

Игра – ( напротив человечка – витамина А прикрепить рисунки продуктов)

В растительных продуктах содержится вещество КАРОТИН, которое попадая в наш организм превращается в витамин А.

- В каких продуктах содержится витамин А?

- Любопытный красный нос

По макушку в землю врос

Лишь торчат на грядке

Зелёные пятки.  (Морковь)

- В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат

В щи кладут и так едят. (Помидор)

- Из земли пучком торчат

Три зелёные стрелы.

Их положат не в колчан,

А в кастрюлю или миску,

На тарелку или в чан. ( Лук).

     Богаты каротином плоды шиповника, облепихи, абрикоса.

ВИТАМИН В.

Витамин В – витамин бодрости, поддерживает работоспособность, предохраняет от переутомления. Он необходим для работы нервной системы. Он есть в печени, бобах, грецких орехах, яичных желтках, в оболочках семян риса, овса, ржи. Поэтому очень полезно есть овсяную и гречневую кашу, хлеб сортов грубого помола.

( Показ картинок продуктов с витамином В) (Приложение)

 ВМТАМИН С.

Он помогает организму бороться с различными болезнями, лечит дёсны, улучшает общее состояние организма , необходим для кровеносных сосудов. Витамин С имеет ещё одно название – аскорбиновая кислота (аскорбинка).

 - В каких продуктах содержится витамин С?

Очень богаты витамином С овощи (лук, чеснок, петрушка, перец), ягоды (чёрная смородина, облепиха, шиповник), фрукты (лимоны, апельсины, грейпфруты).

ВИТАМИН  Д.

Если в организме не хватает витамина Д, кости становятся хрупкими, легко ломаются, дети могут заболеть тяжёлым заболеванием – рахитом. Чтобы этого не произошло, нужно есть печень, яичные желтки, пить сливки и рыбий жир. А также почаще бывать на солнце, т.к. витамин Д образуется в организме под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца.

 - В какое время года человек получает много витаминов? ( летом и осенью).

Каково же значение витаминов? Для чего нашему организму необходим витамин А? Витамин В? Витамин С? Витамин Д?

Летом много ягод, осенью овощи и фруктов. Свежие сырые овощи и фрукты – это главные поставщики витаминов, в том числе в них содержится железо, кальций, необходимые для наших костей, зубов и крови.

Витамины должны поступать в организм постоянно. Однако их содержание в пищевых продуктах изменяется, сокращается количество витаминов в овощах и фруктах, которые долго хранятся. Например, витамин А теряется при длительном хранении и сушке овощей. Большую роль в сохранении витаминов играет правильное приготовление пищи. При варке овощей теряется четверть витаминов.

 -  В какие времена года человек мало получает витаминов? (зимой и весной).

Сейчас круглый год можно купить свежие овощи и фрукты. Люди создали теплицы, в которых круглый год выращивают овощи. Фрукты привозят из разных стран . Но всё-таки  за зиму запас витаминов в организме иссякает.

Где же взять витамины весной?

Полезные овощи.

Для обогащения витаминами продуктов и готовой пищи на предприятиях пищевой промышленности специально производят витаминизацию продуктов (молочных изделий). Также витамины можно купить в аптеке. Называются они «поливитамины», «аскорбиновая кислота».

- Какие овощи нужно есть круглый год, чтобы не болеть?

1. Квашеная капуста. Это наш северный лимон. Мелко порубленная, заправленная тёртым яблоком и луком, подсолнечным маслом, она очень вкусна и полезна. Зимой её желательно есть хотя бы раз в день. В ней содержится много витаминов А и С. Квашеная капуста сохраняет все полезные вещества для человека.

2. Что за овощ от семи недуг? (лук).

- Прочитай пословицы и объясни их.

       - Чеснок и лук от семи недуг.

       - Хрен да редька , лук да капуста лихого не допустят.

       - Чеснок да редька – так на животе крепко.

       - Кто ест лук , избавлен от мук.

Лук – лекарство и сильное общеукрепляющее организм средство , известно людям очень давно. Луковый сок помогает при воспалении горла , улучшает деятельность желудка , повышает аппетит. Измельчённый сырой лук прикладывают к больным суставам.

Я бел как снег,

В чести у всех,

И нравлюсь вам

Да во вред зубам. ( сахар).

    - Нужен  ли сахар нашему организму? А соль?

Обязательно. Сахар питает наш мозг, помогает лучше работать памяти и вниманию. А соль – это строительный материал для костей.

     К чему приводит избыток этих продуктов?

От излишка сахара портятся зубы и зрение. От соли страдают сосуды, сердце.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

- Что даёт нам энергию? (пища).

- Вещество, которое мы откладываем про запас?

- Без чего не растут  наши кости? (соль)

- Основной строительный материал в организме?

 Отгадайте кроссворд и вы узнаете, какой продукт очень полезен для человека.

  1. Что можно приготовить из ягод, фруктов и овощей? (сок)
  2.  Какой продукт получают из кислого молока? (творог)
  3. Продукт, который нельзя в большом количестве есть на ночь. (мясо).
  4. Растение, из которого весной варят кисловатый полезный суп. (щавель).
  5. Крупа для плова. (рис).
  6.    Если ты правильно отгадаешь кроссворд, то прочтёшь слово, обозначающее полезный продукт.

- Какое заболевание вызывает нехватка того или иного витамина в организме?

- Какие продукты особенно богаты витаминами?

- Назови овощи, которые должны дети употреблять круглый год.

- Где взять витамины весной?

Дополнительный материал к уроку.

Свежеприготовленную кашицу из лука втирают в кожу головы для укрепления волос. Так как вещества, содержащиеся в луке убивают микробов (они называются фитонцидами), его используют для лечения долго незаживающих ран.

Другой полезный овощ – морковь. Она содержит в большом количестве нужный нашему организму витамин – каротин. Как и капусту, морковь лучше есть круглый год.

Очень часто в столовой можно видеть, как ребенок отказывается от салата со свёклой. А ведь свёкла ценна многими полезными веществами. Она очищает кровь от шлаков, помогает усваивать витамин С организму. Причём при длительном хранении полезные вещества свёклы разрушаются в меньшей степени , чем в других овощах.

Свежие продукты богаче витаминами, чем консервированные.

Больше ешьте сырых и свежих овощей и фруктов.

Загадки.

Раскололся тесный домик

На две половинки

И посыпались в ладошки

Бусинки – дробинки. (горох)

На солнышке сидит

И усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони

Золотым зерном набит. (колос).

У маленькой скотинки

Сто серебряных монеток в спинке. ( рыба)

Как во поле на кургане

Стоит курица с серьгами. (овёс)

Черна , мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят

Кто съест – похвалят. (каша)

Чиста , да не вода,

Клейка , да не смола,

Бела , да не снег,

Сладка , да не мёд,

От рогатого берут

И живулькам дают .(молоко)

Был я сыпучим,

Потом стал тягучим,

В огонь попал –

Твёрдым стал. (хлеб).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...