"Гражданское образование. Идентичность через изучение истории родного города и края"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Янкавцева Юлия Александровна

Это дополнительная образовательная программа для учащихся 1-4 классов. Её целью является создание условий для самоидентификации учащихся как граждан Нижнего Новгорода через формирование вектора культурно-ценностных ориентаций младших школьников в истории и традициях родного города и страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gr_obr_1-4_kl_.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ  РОДНОГО ГОРОДА И КРАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа гражданского образования  «Идентичность через изучение родного города и края» является дополнительной образовательной программой для учащихся 1-4 класса.   Программа  опирается на концептуальные основы стандартов второго поколения, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  исходные положения письма министерства образовании Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ» от 15.01.2003, Программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы,   Концепцию гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, определивших, что гражданское образование имеет целью:

- воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе и должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.[1]

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. [2]

 

Необходимость разработки программы :

- существование противоречий между декларируемыми в нормативно-правовых актах задачами повышения роли гражданского образования в современных условиях, формирования гражданственности у молодежи и отсутствием программ гражданского воспитания, основанных на современных принципах гражданского патриотизма, позиционирующемся на осознании величия, славы и практических достижений нижегородцев и россиян в целом в области  науки, техники, культуры, спорта и других сферах, составляющих законную гордость России.

- необходимостью учитывать региональный и муниципальный потенциал  при интеграции российского образования в сфере гражданского становления личности (потенциал Нижнего Новгорода как культурно-исторического центра);

- необходимостью формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества (Нижний Новгород, Приволжский Федеральный округ);

- необходимостью создания концепции образовательной программы школы, в основе которой лежит компетентностный подход. Он предполагает, что гражданская компетентность является одним из важнейших учебных результатов данной программы.

Стандарты второго поколения  определяют гражданскую компетентность следующим набором способностей, составляющих эту компетенцию:

- учебная компетентность – способности, связанные с освоением социальной роли ученика, пониманием образования как личностной ценности;

-  компетентность социального выбора – способности,  связанные с развитием самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире социума;

- коммуникативная компетентность – способности взаимодействии с другими людьми[3];

Формирование  данных компетентностей – одна из ключевых задач данной программы.

Программа  реализует основные принципы Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, а именно:

- принцип ценностной ориентации, так как содействует формированию системы ценностей младшего школьника - нижегородца, через проведение занятий в рамках ценностно-мотивационного блока программы;

- принцип воспитания на традициях, который реализуется через систему занятий с привлечением ресурсов краеведческих, художественных, профессиональных музеев Нижнего Новгорода и школьного музея «Нижегородская старина», участие в проектах по изучению культурного и исторического наследия родного города;

- принцип личностно ориентированного подхода, предполагающий использование  в рамках занятий  активные и интерактивные формы и методы работы с учетом психологических особенностей возрастной группы обучающихся 1-4 классов;

- принцип межпредметности, предполагающий использование на занятиях в рамках данной программы элементов других дисциплин начальной школы как-то: окружающего мира, чтения, русского языка, музыки и изобразительного искусства;

- принцип взаимодействия различных общественных институтов, выражающийся в простроенной системе взаимодействия с различными общественными и культурными организациями Нижнего Новгорода.

 

Цель программы: создание условий для самоидентификации[4] учащихся как  граждан Нижнего Новгорода через формирование вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в истории и традициях родного города  и страны.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии, благополучии и процветании родного города и страны;
  • умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей и религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную учебную деятельность (в сотрудничестве и самостоятельно) направленную на познание социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • умение выполнять познавательные и практические задачи, в том числе в рамках проектной деятельности;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений;
  • умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.)

Предметные результаты:

  • владение базовым понятийным аппаратом граждановедения (доступным для осознания младшим школьником);
  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для социальной действительности;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать, выделять характерные особенности социальных объектов в контексте базовых национальных духовных ценностей и норм;
  • знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как важных регуляторов общественной жизни;
  • понимание роли и значения нижегородского края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем нижегородского края, в его истории и культуре;
  • знание особой роли Нижнего Новгорода для целостной ориентации будущего гражданина в истории города и края, умение самостоятельно и доказательно донести её до слушателей (Нижний Новгород – родина второго ополчения, столица радио, кузница победы в Великой отечественной войне, город науки и новейших технологий).

Характеристика содержания программы дополнительного образования.

1. Отбор учебного материала для содержания программы по гражданскому образованию для учащихся 1-4 классов осуществляется с учетом ее целей, места в воспитательной системе школы. Реализуя принцип преемственности гражданского образования, она готовит учащихся начальных  классов к освоению программы гражданского образования в среднем и старшем звене. Основные разделы программы для учащихся 1-4 классов сохраняют логику и тематику курса «Гражданское образование» с 1 по 11 классы.  Формируя осознание себя, как гражданина Нижнего Новгорода, программа делает акцент на получение и возможность использования школьниками знаний по истории своей семьи, школы,  родного города и края.

2. Программа учитывает   возрастные потребности и познавательные возможности учащихся этого возраста и состоит из трех элементов:

  • получение краеведческих и обществоведческих знаний,
  • формирование гражданской позиции через изучение истории города, края, страны,
  • формирование гражданских навыков через проектную деятельность.

            3. Освоение культурного и исторического наследия должно осуществляться не механически, а сознательно и активно, и одна из особенностей программы – создание психолого-педагогических условий воспитания, в рамках которых ребёнок сможет проявлять себя как полноценная, социально-активная личность.

Поэтому  основными формами работы  в рамках программы являются проектная деятельность[5], направленная на создание и реализацию проектов школьного уровня, а также различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение имитационных, сюжетных, ролевых и других игр, творческие проекты.

4. В рамках данной программы учащиеся знакомятся с профессиями, востребованными в  Нижнем Новгороде, узнают об устаревших и новых профессиях, пытаются определить свой собственный профессиональный выбор. Кроме того, учащиеся делают проекты о профессиях своей семьи, семейных династиях, социально-значимых профессиях  в обществе, таких как, врач, учитель, рабочий, военный.

             5. Большое внимание на занятиях в рамках данной программы уделяется семье. Сегодня, для сохранения и укрепления семьи необходимо обратить внимание на возрождение и развитие именно духовной стороны семейных отношений, научить детей с раннего возраста чтить память предков, семейные реликвии, традиции, предания, воспитывать культуру семьи.

             6. Большую роль в процессе формирования гражданской компетенции играет использование ресурсов нижегородских краеведческих музеев, что расширяет образовательное пространство и  способствует вовлечению учащихся в активную познавательную деятельность, а также использование информационных ресурсов (цифровых мультимедийных образовательных ресурсов, имеющихся в распоряжении образовательного учреждения,  материалов презентаций, созданных учителями школы по темам программы).

Объём  курса: 135 часов: 1 класс- 33 часа, 2,3,4 классы – по 34 часа.

Структура курса включает в себя  «сквозные» блоки, направленные  на решение задач по  формированию у учащихся  ценностей гражданского общества и опыта гражданского поведения  на разном предметном содержании:

  1. Мотивационно-ценностный блок «Духовно-нравственные ценности» направлен на формирование
  • понимания общества, как совокупности людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели, духово-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества современной России;
  • понимания ценности семьи в жизни человека,  её традиций, нравственных чувств членов семьи, доброго, уважительного отношения к своей семье,  понимания отличительных особенностей своей семьи (семейных традиций и  обычаев);
  • принятия себя частью школьного и классного коллектива, оценка себя, как учащегося школы № 24, культура общения, проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению, выстраивать отношения с одноклассниками, иметь представление о человеческих свойствах и качествах, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Включает в себя занятия, позволяющие формировать ценности гражданина  на основе деятельности учащихся по следующим направлениям (всего 75 ч.):

  1. Россия- Родина моя! (29 ч.)
  2. Моя семья – моё богатство (23 ч.)
  3. Я – ученик (23 ч.)
  1. Краеведческий блок  «Край родной – земля нижегородская!» направлен на изучение истории родного города, как частицы России;  его истории, достопримечательностей, истории нижегородского края, его святыней, биографий выдающихся земляков. Осуществляется с привлечением ресурсов нижегородских музеев и социальных партнеров - организаций Нижнего Новгорода. Основными формами работы являются экскурсионная и проектная деятельность.
  1. Край родной – земля нижегородская (33 ч.)
  1. Профориентационный блок «Мир профессий» направлен на:
  • понимание значения труда в жизни человека и общества;
  • ориентирование младших школьников в мире профессий;
  •  воспитание чувства уважения к профессиям родителей;
  • формирование личной ответственности человека за результаты его труда и профессиональное мастерство.

     1. Мир профессий (27 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ  

24

Россия – Родина моя!

7

1.

Наша Родина- Россия. Герб, гимн, флаг.

1

2.

О нашем флаге.

1

3.

Ты, я, он, она – вместе целая страна.

1

4.

Служить Родине – долг и честь

1

5.

Проект: Наша армия сильна!(23 февраля - день защитника Отечества)

1

6.

Наша страна – первая в космосе

1

7.

Проект: «Георгиевская ленточка – символ отваги и мужества»                (9 мая – день Победы) 

1

Моя семья – моё богатство

6

1.

Моя семья: семь+Я

1

2.

Моя мама (День матери)

1

3.

Мои дедушка и бабушка (День пожилого человека)

1

4.

Родословная моей семьи

1

5.

Проект: Увлечения нашей семьи

1

6.

Мои прадеды защищали Россию

1

Я - ученик

11

1.

Для чего нужно учиться? (1 сентября – день Знаний)

1

2.

Школа «маленького принца»

1

3.

Я в классе. Кто я?

1

4.

Другой человек

1

5.

Ты – это я

1

6.

 Настроение другого человека

1

7.

Наш класс. Правила поведения в классе

1

8.

Мы договариваемся. Мы предлагаем.

1

9.

Мы договариваемся. Мы обсуждаем.

1

10.

 Я-ТЫ-МЫ. Понятие Человек

1

11.

Проект: «Флажок нашего класса»

1

«Край родной – земля нижегородская»

6

1.

Видеопутешествие «Наш город» (День города)

1

2.

Азбука маленького нижегородца: главная площадь нашего города

1

3.

Азбука маленького нижегородца: Волжский откос – Чкаловская лестница

1

4.

Азбука маленького нижегородца: памятник великому земляку – Валерию Чкалову

1

5.

Азбука маленького нижегородца: Мы – победили! Выставка военной техники  в Кремле (экскурсия)

1

6.

Азбука маленького нижегородца: Мы победили! Мемориал Вечного Огня, танк Т-34. (экскурсия)

1

Мир профессий

3

1.

Профессия моей мамы

1

2.

Профессии нашей семьи

1

3.

Проект «Много профессий хороших и разных»

1

ИТОГО:

33

2 КЛАСС

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ  

21

Россия – Родина моя!

11

1.

Россия- семья дружных народов

1

2.

Россия: наш герб и гимн

1

3.

Нижегородский край – частица России. Народы  края  

1

4.

Нижегородский край: народные промыслы  

1

5.

Проект: «Волга – река дружбы»

1

6.

Города Поволжья – столицы республик: Казань- столица Татарстана.

1

7.

Проект:  «Столицы: Казань»

1

8.

Города Поволжья – столицы республик: Чебоксары – столица Чувашии

1

9.

Проект:  «Столицы: Чебоксары»

1

10.

Юрий Гагарин. Первый человек в космосе – россиянин                               (День космонавтики) 

1

11.

Мы победили в страшной войне! фильм (9 мая – день Победы)

1

Моя семья – моё богатство

6

1.

Корень рода: мои прабабушка и прадедушка

1

2.

Проект: Поздравление бабушке и дедушке (День пожилого человека)

1

3.

Родословное древо моей семьи: мои братья и сёстры

1

4.

Родословное древо моей семьи:  дяди и тёти

1

5.

Война в истории моей семьи: мой прадед защищал Родину

1

6.

Проект: «Один из многих» (9 мая – день Победы)

1

Я - ученик

4

1.

Как человек познаёт мир? (1 сентября – день Знаний)

1

2.

Путешествие «маленького принца» в Страну Знаний

1

3.

Проект: Эмблема нашего класса

1

4.

Экспозиция «Лента нашей памяти»: я – ученик школы № 24

1

«Край родной – земля нижегородская»

8

1.

Легенды нашего города (День города)

1

2.

Азбука маленького нижегородца: Улица Большая Покровская – главная улица нашего города

1

3.

Азбука маленького нижегородца: путешествие по главной улице (экскурсия)

1

4.

Азбука маленького нижегородца:

Проект «Мы гуляли по Покровке. В гости к музам. Театры города: драматический театр, театр кукол»

1

5.

Азбука маленького нижегородца:

Проект «Мы гуляли по Покровке. В гости к музам. Музеи: музей художественных промыслов, музей фотографии, музей под открытым небом.  

1

6.

Азбука маленького нижегородца: Домик Каширина – горькое детство Алёши Пешкова (экскурсия)

1

7.

Азбука маленького нижегородца: Максим Горький – великий писатель и наш земляк (экскурсия на площадь им. М.Горького) 

8.

Азбука маленького нижегородца

Проект: «Великие земляки»

Мир профессий

5

1.

Профессия моей семьи

1

2.

Семейные династии

1

3.

Проект «Все работы хороши»

1

4.

Военный – профессия героическая!                                                                            (23 февраля - день защитника Отечества )

1

5.

Проект: «Профессии нашей армии»

1

ИТОГО:

34

3 КЛАСС

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ  

18

Россия – Родина моя!

9

1.

Российская Федерация: края, области, республики

1

2.

Национальные символы России. Наш герб. Гербы республик

1

3.

Проект: «Интересная наука геральдика»

1

4.

Города Поволжья – столицы республик: Саранск - столица Мордовии.

1

5.

Проект:  «Столицы: Саранск»

1

6.

Города Поволжья – столицы республик:Йошкр-Ола – столица Марий Эл

1

7.

Проект:  «Столицы: Йошкар-Ола»

1

8.

Алексей Леонов: первый человек в открытом космосе – россиянин  (День космонавтики)

1

9.

Мы победили в страшной войне!  фильм (9 мая – день Победы)

1

Моя семья – моё богатство

6

1.

История твоего имени

1

2.

Моя любимая бабушка (День пожилого человека)

1

3.

Реликвии моей семьи

1

4.

Проект: Семейные реликвии

1

5.

Война в истории моей семьи: мои родные и близкие - дети войны.

1

6.

Проект: «Военное детство»

1

Я - ученик

3

1.

Великие учёные России (1 сентября – день Знаний)

1

2.

Наша школа – нам за неё отвечать. Советы «маленького принца»

1

3.

Экспозиция «Лента нашей памяти»: учителя  школы № 24

1

«Край родной – земля нижегородская»

9

1.

Прогулки по Кремлю. Легенды нашего Кремля (День города)

1

2.

Азбука маленького нижегородца: виртуальное путешествие «Скульптуры нашего города»

1

3.

Азбука маленького нижегородца

 Проект: «Городские скульптуры»

1

4.

Азбука маленького нижегородца:

Проект «Сказки Покровки: придумай сказку о скульптуре»

1

5.

Азбука маленького нижегородца: Их юность пришлась на войну – Музей юнг (23 февраля - день защитника Отечества )

1

6.

Азбука маленького нижегородца

Проект: «Военный моряк»

1

7.

А.С.Пушкин и нижегородское село Болдино.

1

8.

Проект «В гости к музам». (Посещение театра оперы и балета. Спектакль по произведениям А.С.Пушкина)

1

9.

Проект «В гости к музам». (Посещение театра кукол. Спектакль по произведениям А.С.Пушкина)

1

Мир профессий

7

1.

Профессии моей семьи

1

2.

Семейные династии

1

3.

Проект «Все работы хороши»

1

4.

Военный – профессия героическая!                                                                            

1

5.

Проект: «Профессии нашей армии»

1

6.

Социально значимые профессии. Профессия – педагог.

1

7.

Проект: «Расскажи о своём учителе»

1

ИТОГО:

34

4 КЛАСС

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ  

16

Россия – Родина моя!

7

1.

Конституция России -  главный закон нашей страны. Декларация прав ребёнка

1

2.

Мир на Земле – счастье детей. ЮНЕСКО

1

3.

Проект: Дети планеты

1

4.

Города Поволжья – столицы республик: Элиста - столица Калмыкии

1

5.

Проект:  «Столицы: Элиста»

1

6.

Орбитальная станция – космический дом. Обыкновенные герои                    (День космонавтики)

1

7.

Мы победили в страшной войне!  фильм (9 мая – день Победы)

1

Моя семья – моё богатство

5

1.

Наука генеалогия. Родословное древо великих семей России

1

2.

Родословное древо твоей семьи. Наука геральдика

1

3.

Проект: «Герб моей семьи» 

1

4.

Праздники моей семьи

1

5.

Проект: Праздники в моей школьной семье

1

Я - ученик

4

1.

Учёные – миру (1 сентября – день Знаний)

1

2.

Наша школа – школа диалога. Умей дружить и дружно жить

1

3.

Экспозиция «Лента нашей памяти»: проекты нашей школы

1

4.

Проект «Будущее нашей школы»  

1

«Край родной – земля нижегородская»

10

1.

Путешествуем на трамвае в прошлое нашего города экскурсия по городскому кольцу (День города)

1

2.

Азбука маленького нижегородца: мой родной Советский район

1

3.

Азбука маленького нижегородца: улица, на которой я живу

1

4.

Азбука маленького нижегородца:

Проект «Моя родная улица»

1

5.

Азбука маленького нижегородца: город Горький – фронту (23 февраля - день защитника Отечества )

1

6.

Азбука маленького нижегородца: горьковчане – герои Великой войны            (9 мая – день Победы)

1

7.

Азбука маленького нижегородца: история башен нижегородского кремля:

1

8.

Проект «Памятные места нижегородского Кремля»

1

9.

Великие земляки: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Ополчение 1612 года

1

10.

Проект: «Дорогой  ополчения»

1

Мир профессий

8

1.

Профессии твоих родителей. Бюджет семьи.

1

2.

Проект: «К маме-папе на работу» экскурсия

1

3.

Рядовой Российской армии (встреча)

1

4.

Пожарный – профессия смелых!    (экскурсия в пожарное депо)                                                                       

1

5.

Проект: «Героические профессии»

1

6.

Социально значимые профессии. Профессия – водитель.

1

7.

Экскурсия в троллейбусный парк

1

8.

Проект: «Мы едем, едем, едем»

1

ИТОГО:

34


[1] Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 гг., Н.Новгород, 2009,  с. 3-4

[2] Примерная программа по «Окружающему миру».Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 2010.-с.270

[3] Примерная программа по «Окружающему миру».Стандарты второго поколения. - М.Просвещение, 2010.-с.

[4] под самоидентификацией мы понимаем устойчивое отождествление себя с какой-либо  (большой или малой)  социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой общности

[5] под проектной деятельностью мы понимаем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны

Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помн...

Программа кружка "История родного города" для 2 класса

Данную программу  кружка я разработала для учеников начальных классов, учитывая их возрастные особенности и интересы. Курс занятий в кружке рассчитан на один учебный год. На занятиях в кружке "Ис...

Странички из истории родного города

Презентация о строительстве и развитии Северодвинска...

История родного города «Усадьба Кривякино»

Природа - важнейшее средство воспитания и развития школьников, поскольку общаясь с ней, ученик делает множество открытий. Дети общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый с...

Выступление на окружном семинаре "Воспитание гражданственности через изучение истории родного края"

Воспитание гражданственности, патриотизма - одно из основных направлений воспитательной работы" Материал может быть использован учителями при изучении родного края во внеурочной деятельности, на ...

Презентация !"Воспитание гражданственности через изучение истории родного края"

В презентации много рекомендаций для проведения   мероприятий  по воспитанию гражданственности у школьников....

Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе Рождественская Е.Б. Учитель начальных классов, Шишкина С.В. Учитель музыки

В статье раскрывается значимость комплексно-волновых уроков, как инновационной методики, рассказывается о технологии проведения комлексно-волновых уроков в начальной школе....