Главные вкладки

    "Гражданское образование. Идентичность через изучение истории родного города и края"
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

    Янкавцева Юлия Александровна

    Это дополнительная образовательная программа для учащихся 1-4 классов. Её целью является создание условий для самоидентификации учащихся как граждан Нижнего Новгорода через формирование вектора культурно-ценностных ориентаций младших школьников в истории и традициях родного города и страны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_gr_obr_1-4_kl_.doc246 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ  РОДНОГО ГОРОДА И КРАЯ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа гражданского образования  «Идентичность через изучение родного города и края» является дополнительной образовательной программой для учащихся 1-4 класса.   Программа  опирается на концептуальные основы стандартов второго поколения, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  исходные положения письма министерства образовании Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ» от 15.01.2003, Программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы,   Концепцию гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, определивших, что гражданское образование имеет целью:

    - воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе и должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.[1]

    - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. [2]

     

    Необходимость разработки программы :

    - существование противоречий между декларируемыми в нормативно-правовых актах задачами повышения роли гражданского образования в современных условиях, формирования гражданственности у молодежи и отсутствием программ гражданского воспитания, основанных на современных принципах гражданского патриотизма, позиционирующемся на осознании величия, славы и практических достижений нижегородцев и россиян в целом в области  науки, техники, культуры, спорта и других сферах, составляющих законную гордость России.

    - необходимостью учитывать региональный и муниципальный потенциал  при интеграции российского образования в сфере гражданского становления личности (потенциал Нижнего Новгорода как культурно-исторического центра);

    - необходимостью формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества (Нижний Новгород, Приволжский Федеральный округ);

    - необходимостью создания концепции образовательной программы школы, в основе которой лежит компетентностный подход. Он предполагает, что гражданская компетентность является одним из важнейших учебных результатов данной программы.

    Стандарты второго поколения  определяют гражданскую компетентность следующим набором способностей, составляющих эту компетенцию:

    - учебная компетентность – способности, связанные с освоением социальной роли ученика, пониманием образования как личностной ценности;

    -  компетентность социального выбора – способности,  связанные с развитием самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире социума;

    - коммуникативная компетентность – способности взаимодействии с другими людьми[3];

    Формирование  данных компетентностей – одна из ключевых задач данной программы.

    Программа  реализует основные принципы Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, а именно:

    - принцип ценностной ориентации, так как содействует формированию системы ценностей младшего школьника - нижегородца, через проведение занятий в рамках ценностно-мотивационного блока программы;

    - принцип воспитания на традициях, который реализуется через систему занятий с привлечением ресурсов краеведческих, художественных, профессиональных музеев Нижнего Новгорода и школьного музея «Нижегородская старина», участие в проектах по изучению культурного и исторического наследия родного города;

    - принцип личностно ориентированного подхода, предполагающий использование  в рамках занятий  активные и интерактивные формы и методы работы с учетом психологических особенностей возрастной группы обучающихся 1-4 классов;

    - принцип межпредметности, предполагающий использование на занятиях в рамках данной программы элементов других дисциплин начальной школы как-то: окружающего мира, чтения, русского языка, музыки и изобразительного искусства;

    - принцип взаимодействия различных общественных институтов, выражающийся в простроенной системе взаимодействия с различными общественными и культурными организациями Нижнего Новгорода.

     

    Цель программы: создание условий для самоидентификации[4] учащихся как  граждан Нижнего Новгорода через формирование вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в истории и традициях родного города  и страны.

    Ожидаемые результаты реализации программы.

    Личностные результаты:

    • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
    • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии, благополучии и процветании родного города и страны;
    • умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду;
    • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей и религий России;
    • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.

    Метапредметные результаты:

    • способность регулировать собственную учебную деятельность (в сотрудничестве и самостоятельно) направленную на познание социальной действительности и внутренней жизни человека;
    • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
    • умение выполнять познавательные и практические задачи, в том числе в рамках проектной деятельности;
    • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений;
    • умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
    • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.)

    Предметные результаты:

    • владение базовым понятийным аппаратом граждановедения (доступным для осознания младшим школьником);
    • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для социальной действительности;
    • умение наблюдать, фиксировать, исследовать, выделять характерные особенности социальных объектов в контексте базовых национальных духовных ценностей и норм;
    • знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как важных регуляторов общественной жизни;
    • понимание роли и значения нижегородского края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
    • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем нижегородского края, в его истории и культуре;
    • знание особой роли Нижнего Новгорода для целостной ориентации будущего гражданина в истории города и края, умение самостоятельно и доказательно донести её до слушателей (Нижний Новгород – родина второго ополчения, столица радио, кузница победы в Великой отечественной войне, город науки и новейших технологий).

    Характеристика содержания программы дополнительного образования.

    1. Отбор учебного материала для содержания программы по гражданскому образованию для учащихся 1-4 классов осуществляется с учетом ее целей, места в воспитательной системе школы. Реализуя принцип преемственности гражданского образования, она готовит учащихся начальных  классов к освоению программы гражданского образования в среднем и старшем звене. Основные разделы программы для учащихся 1-4 классов сохраняют логику и тематику курса «Гражданское образование» с 1 по 11 классы.  Формируя осознание себя, как гражданина Нижнего Новгорода, программа делает акцент на получение и возможность использования школьниками знаний по истории своей семьи, школы,  родного города и края.

    2. Программа учитывает   возрастные потребности и познавательные возможности учащихся этого возраста и состоит из трех элементов:

    • получение краеведческих и обществоведческих знаний,
    • формирование гражданской позиции через изучение истории города, края, страны,
    • формирование гражданских навыков через проектную деятельность.

                3. Освоение культурного и исторического наследия должно осуществляться не механически, а сознательно и активно, и одна из особенностей программы – создание психолого-педагогических условий воспитания, в рамках которых ребёнок сможет проявлять себя как полноценная, социально-активная личность.

    Поэтому  основными формами работы  в рамках программы являются проектная деятельность[5], направленная на создание и реализацию проектов школьного уровня, а также различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение имитационных, сюжетных, ролевых и других игр, творческие проекты.

    4. В рамках данной программы учащиеся знакомятся с профессиями, востребованными в  Нижнем Новгороде, узнают об устаревших и новых профессиях, пытаются определить свой собственный профессиональный выбор. Кроме того, учащиеся делают проекты о профессиях своей семьи, семейных династиях, социально-значимых профессиях  в обществе, таких как, врач, учитель, рабочий, военный.

                 5. Большое внимание на занятиях в рамках данной программы уделяется семье. Сегодня, для сохранения и укрепления семьи необходимо обратить внимание на возрождение и развитие именно духовной стороны семейных отношений, научить детей с раннего возраста чтить память предков, семейные реликвии, традиции, предания, воспитывать культуру семьи.

                 6. Большую роль в процессе формирования гражданской компетенции играет использование ресурсов нижегородских краеведческих музеев, что расширяет образовательное пространство и  способствует вовлечению учащихся в активную познавательную деятельность, а также использование информационных ресурсов (цифровых мультимедийных образовательных ресурсов, имеющихся в распоряжении образовательного учреждения,  материалов презентаций, созданных учителями школы по темам программы).

    Объём  курса: 135 часов: 1 класс- 33 часа, 2,3,4 классы – по 34 часа.

    Структура курса включает в себя  «сквозные» блоки, направленные  на решение задач по  формированию у учащихся  ценностей гражданского общества и опыта гражданского поведения  на разном предметном содержании:

    1. Мотивационно-ценностный блок «Духовно-нравственные ценности» направлен на формирование
    • понимания общества, как совокупности людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели, духово-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества современной России;
    • понимания ценности семьи в жизни человека,  её традиций, нравственных чувств членов семьи, доброго, уважительного отношения к своей семье,  понимания отличительных особенностей своей семьи (семейных традиций и  обычаев);
    • принятия себя частью школьного и классного коллектива, оценка себя, как учащегося школы № 24, культура общения, проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению, выстраивать отношения с одноклассниками, иметь представление о человеческих свойствах и качествах, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

    Включает в себя занятия, позволяющие формировать ценности гражданина  на основе деятельности учащихся по следующим направлениям (всего 75 ч.):

    1. Россия- Родина моя! (29 ч.)
    2. Моя семья – моё богатство (23 ч.)
    3. Я – ученик (23 ч.)
    1. Краеведческий блок  «Край родной – земля нижегородская!» направлен на изучение истории родного города, как частицы России;  его истории, достопримечательностей, истории нижегородского края, его святыней, биографий выдающихся земляков. Осуществляется с привлечением ресурсов нижегородских музеев и социальных партнеров - организаций Нижнего Новгорода. Основными формами работы являются экскурсионная и проектная деятельность.
    1. Край родной – земля нижегородская (33 ч.)
    1. Профориентационный блок «Мир профессий» направлен на:
    • понимание значения труда в жизни человека и общества;
    • ориентирование младших школьников в мире профессий;
    •  воспитание чувства уважения к профессиям родителей;
    • формирование личной ответственности человека за результаты его труда и профессиональное мастерство.

         1. Мир профессий (27 ч.)

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

    1 КЛАСС

    № п\п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ  

    24

    Россия – Родина моя!

    7

    1.

    Наша Родина- Россия. Герб, гимн, флаг.

    1

    2.

    О нашем флаге.

    1

    3.

    Ты, я, он, она – вместе целая страна.

    1

    4.

    Служить Родине – долг и честь

    1

    5.

    Проект: Наша армия сильна!(23 февраля - день защитника Отечества)

    1

    6.

    Наша страна – первая в космосе

    1

    7.

    Проект: «Георгиевская ленточка – символ отваги и мужества»                (9 мая – день Победы) 

    1

    Моя семья – моё богатство

    6

    1.

    Моя семья: семь+Я

    1

    2.

    Моя мама (День матери)

    1

    3.

    Мои дедушка и бабушка (День пожилого человека)

    1

    4.

    Родословная моей семьи

    1

    5.

    Проект: Увлечения нашей семьи

    1

    6.

    Мои прадеды защищали Россию

    1

    Я - ученик

    11

    1.

    Для чего нужно учиться? (1 сентября – день Знаний)

    1

    2.

    Школа «маленького принца»

    1

    3.

    Я в классе. Кто я?

    1

    4.

    Другой человек

    1

    5.

    Ты – это я

    1

    6.

     Настроение другого человека

    1

    7.

    Наш класс. Правила поведения в классе

    1

    8.

    Мы договариваемся. Мы предлагаем.

    1

    9.

    Мы договариваемся. Мы обсуждаем.

    1

    10.

     Я-ТЫ-МЫ. Понятие Человек

    1

    11.

    Проект: «Флажок нашего класса»

    1

    «Край родной – земля нижегородская»

    6

    1.

    Видеопутешествие «Наш город» (День города)

    1

    2.

    Азбука маленького нижегородца: главная площадь нашего города

    1

    3.

    Азбука маленького нижегородца: Волжский откос – Чкаловская лестница

    1

    4.

    Азбука маленького нижегородца: памятник великому земляку – Валерию Чкалову

    1

    5.

    Азбука маленького нижегородца: Мы – победили! Выставка военной техники  в Кремле (экскурсия)

    1

    6.

    Азбука маленького нижегородца: Мы победили! Мемориал Вечного Огня, танк Т-34. (экскурсия)

    1

    Мир профессий

    3

    1.

    Профессия моей мамы

    1

    2.

    Профессии нашей семьи

    1

    3.

    Проект «Много профессий хороших и разных»

    1

    ИТОГО:

    33

    2 КЛАСС

    № п\п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ  

    21

    Россия – Родина моя!

    11

    1.

    Россия- семья дружных народов

    1

    2.

    Россия: наш герб и гимн

    1

    3.

    Нижегородский край – частица России. Народы  края  

    1

    4.

    Нижегородский край: народные промыслы  

    1

    5.

    Проект: «Волга – река дружбы»

    1

    6.

    Города Поволжья – столицы республик: Казань- столица Татарстана.

    1

    7.

    Проект:  «Столицы: Казань»

    1

    8.

    Города Поволжья – столицы республик: Чебоксары – столица Чувашии

    1

    9.

    Проект:  «Столицы: Чебоксары»

    1

    10.

    Юрий Гагарин. Первый человек в космосе – россиянин                               (День космонавтики) 

    1

    11.

    Мы победили в страшной войне! фильм (9 мая – день Победы)

    1

    Моя семья – моё богатство

    6

    1.

    Корень рода: мои прабабушка и прадедушка

    1

    2.

    Проект: Поздравление бабушке и дедушке (День пожилого человека)

    1

    3.

    Родословное древо моей семьи: мои братья и сёстры

    1

    4.

    Родословное древо моей семьи:  дяди и тёти

    1

    5.

    Война в истории моей семьи: мой прадед защищал Родину

    1

    6.

    Проект: «Один из многих» (9 мая – день Победы)

    1

    Я - ученик

    4

    1.

    Как человек познаёт мир? (1 сентября – день Знаний)

    1

    2.

    Путешествие «маленького принца» в Страну Знаний

    1

    3.

    Проект: Эмблема нашего класса

    1

    4.

    Экспозиция «Лента нашей памяти»: я – ученик школы № 24

    1

    «Край родной – земля нижегородская»

    8

    1.

    Легенды нашего города (День города)

    1

    2.

    Азбука маленького нижегородца: Улица Большая Покровская – главная улица нашего города

    1

    3.

    Азбука маленького нижегородца: путешествие по главной улице (экскурсия)

    1

    4.

    Азбука маленького нижегородца:

    Проект «Мы гуляли по Покровке. В гости к музам. Театры города: драматический театр, театр кукол»

    1

    5.

    Азбука маленького нижегородца:

    Проект «Мы гуляли по Покровке. В гости к музам. Музеи: музей художественных промыслов, музей фотографии, музей под открытым небом.  

    1

    6.

    Азбука маленького нижегородца: Домик Каширина – горькое детство Алёши Пешкова (экскурсия)

    1

    7.

    Азбука маленького нижегородца: Максим Горький – великий писатель и наш земляк (экскурсия на площадь им. М.Горького) 

    8.

    Азбука маленького нижегородца

    Проект: «Великие земляки»

    Мир профессий

    5

    1.

    Профессия моей семьи

    1

    2.

    Семейные династии

    1

    3.

    Проект «Все работы хороши»

    1

    4.

    Военный – профессия героическая!                                                                            (23 февраля - день защитника Отечества )

    1

    5.

    Проект: «Профессии нашей армии»

    1

    ИТОГО:

    34

    3 КЛАСС

    № п\п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ  

    18

    Россия – Родина моя!

    9

    1.

    Российская Федерация: края, области, республики

    1

    2.

    Национальные символы России. Наш герб. Гербы республик

    1

    3.

    Проект: «Интересная наука геральдика»

    1

    4.

    Города Поволжья – столицы республик: Саранск - столица Мордовии.

    1

    5.

    Проект:  «Столицы: Саранск»

    1

    6.

    Города Поволжья – столицы республик:Йошкр-Ола – столица Марий Эл

    1

    7.

    Проект:  «Столицы: Йошкар-Ола»

    1

    8.

    Алексей Леонов: первый человек в открытом космосе – россиянин  (День космонавтики)

    1

    9.

    Мы победили в страшной войне!  фильм (9 мая – день Победы)

    1

    Моя семья – моё богатство

    6

    1.

    История твоего имени

    1

    2.

    Моя любимая бабушка (День пожилого человека)

    1

    3.

    Реликвии моей семьи

    1

    4.

    Проект: Семейные реликвии

    1

    5.

    Война в истории моей семьи: мои родные и близкие - дети войны.

    1

    6.

    Проект: «Военное детство»

    1

    Я - ученик

    3

    1.

    Великие учёные России (1 сентября – день Знаний)

    1

    2.

    Наша школа – нам за неё отвечать. Советы «маленького принца»

    1

    3.

    Экспозиция «Лента нашей памяти»: учителя  школы № 24

    1

    «Край родной – земля нижегородская»

    9

    1.

    Прогулки по Кремлю. Легенды нашего Кремля (День города)

    1

    2.

    Азбука маленького нижегородца: виртуальное путешествие «Скульптуры нашего города»

    1

    3.

    Азбука маленького нижегородца

     Проект: «Городские скульптуры»

    1

    4.

    Азбука маленького нижегородца:

    Проект «Сказки Покровки: придумай сказку о скульптуре»

    1

    5.

    Азбука маленького нижегородца: Их юность пришлась на войну – Музей юнг (23 февраля - день защитника Отечества )

    1

    6.

    Азбука маленького нижегородца

    Проект: «Военный моряк»

    1

    7.

    А.С.Пушкин и нижегородское село Болдино.

    1

    8.

    Проект «В гости к музам». (Посещение театра оперы и балета. Спектакль по произведениям А.С.Пушкина)

    1

    9.

    Проект «В гости к музам». (Посещение театра кукол. Спектакль по произведениям А.С.Пушкина)

    1

    Мир профессий

    7

    1.

    Профессии моей семьи

    1

    2.

    Семейные династии

    1

    3.

    Проект «Все работы хороши»

    1

    4.

    Военный – профессия героическая!                                                                            

    1

    5.

    Проект: «Профессии нашей армии»

    1

    6.

    Социально значимые профессии. Профессия – педагог.

    1

    7.

    Проект: «Расскажи о своём учителе»

    1

    ИТОГО:

    34

    4 КЛАСС

    № п\п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ  

    16

    Россия – Родина моя!

    7

    1.

    Конституция России -  главный закон нашей страны. Декларация прав ребёнка

    1

    2.

    Мир на Земле – счастье детей. ЮНЕСКО

    1

    3.

    Проект: Дети планеты

    1

    4.

    Города Поволжья – столицы республик: Элиста - столица Калмыкии

    1

    5.

    Проект:  «Столицы: Элиста»

    1

    6.

    Орбитальная станция – космический дом. Обыкновенные герои                    (День космонавтики)

    1

    7.

    Мы победили в страшной войне!  фильм (9 мая – день Победы)

    1

    Моя семья – моё богатство

    5

    1.

    Наука генеалогия. Родословное древо великих семей России

    1

    2.

    Родословное древо твоей семьи. Наука геральдика

    1

    3.

    Проект: «Герб моей семьи» 

    1

    4.

    Праздники моей семьи

    1

    5.

    Проект: Праздники в моей школьной семье

    1

    Я - ученик

    4

    1.

    Учёные – миру (1 сентября – день Знаний)

    1

    2.

    Наша школа – школа диалога. Умей дружить и дружно жить

    1

    3.

    Экспозиция «Лента нашей памяти»: проекты нашей школы

    1

    4.

    Проект «Будущее нашей школы»  

    1

    «Край родной – земля нижегородская»

    10

    1.

    Путешествуем на трамвае в прошлое нашего города экскурсия по городскому кольцу (День города)

    1

    2.

    Азбука маленького нижегородца: мой родной Советский район

    1

    3.

    Азбука маленького нижегородца: улица, на которой я живу

    1

    4.

    Азбука маленького нижегородца:

    Проект «Моя родная улица»

    1

    5.

    Азбука маленького нижегородца: город Горький – фронту (23 февраля - день защитника Отечества )

    1

    6.

    Азбука маленького нижегородца: горьковчане – герои Великой войны            (9 мая – день Победы)

    1

    7.

    Азбука маленького нижегородца: история башен нижегородского кремля:

    1

    8.

    Проект «Памятные места нижегородского Кремля»

    1

    9.

    Великие земляки: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Ополчение 1612 года

    1

    10.

    Проект: «Дорогой  ополчения»

    1

    Мир профессий

    8

    1.

    Профессии твоих родителей. Бюджет семьи.

    1

    2.

    Проект: «К маме-папе на работу» экскурсия

    1

    3.

    Рядовой Российской армии (встреча)

    1

    4.

    Пожарный – профессия смелых!    (экскурсия в пожарное депо)                                                                       

    1

    5.

    Проект: «Героические профессии»

    1

    6.

    Социально значимые профессии. Профессия – водитель.

    1

    7.

    Экскурсия в троллейбусный парк

    1

    8.

    Проект: «Мы едем, едем, едем»

    1

    ИТОГО:

    34


    [1] Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 гг., Н.Новгород, 2009,  с. 3-4

    [2] Примерная программа по «Окружающему миру».Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 2010.-с.270

    [3] Примерная программа по «Окружающему миру».Стандарты второго поколения. - М.Просвещение, 2010.-с.

    [4] под самоидентификацией мы понимаем устойчивое отождествление себя с какой-либо  (большой или малой)  социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой общности

    [5] под проектной деятельностью мы понимаем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны

    Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помн...

    Программа кружка "История родного города" для 2 класса

    Данную программу  кружка я разработала для учеников начальных классов, учитывая их возрастные особенности и интересы. Курс занятий в кружке рассчитан на один учебный год. На занятиях в кружке "Ис...

    Странички из истории родного города

    Презентация о строительстве и развитии Северодвинска...

    История родного города «Усадьба Кривякино»

    Природа - важнейшее средство воспитания и развития школьников, поскольку общаясь с ней, ученик делает множество открытий. Дети общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый с...

    Родительское собрание. «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»

    laquo;Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»...

    Выступление на окружном семинаре "Воспитание гражданственности через изучение истории родного края"

    Воспитание гражданственности, патриотизма - одно из основных направлений воспитательной работы" Материал может быть использован учителями при изучении родного края во внеурочной деятельности, на ...

    Презентация !"Воспитание гражданственности через изучение истории родного края"

    В презентации много рекомендаций для проведения   мероприятий  по воспитанию гражданственности у школьников....