Урок по теме "Лесные опасности"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Конспект урока окружающего мира по теме "Лесные опасности", "Школа России", 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_opasnosti.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

формировать познавательные универсальные учебные действия.

Задачи:

1.       Дать представление о съедобных и несъедобных грибах  и растениях, жалящих  насекомых; разработать правила безопасного поведения в лесу;

2.       Создавать условия для развития:
- наблюдательности на основе работы с презентациями, наглядными  пособиями, иллюстрациями;
- логического мышления на основе отработки логических операций (анализа, сравнения, группировки);
- самостоятельности и работы в группах;
- умения работать с дополнительной литературой, энциклопедиями;

3.       Содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.

Этапы

Ход урока

ОНУ

Целеполагание

Планирование

Работа по теме

«Грибная поляна»

Тест «Опасные грибы»

Работа с учебником

Правила

Физминутка

«Лесные растения»

Работа с учебником

Правила

Правила

Резерв. Игра.

Рефлексия

– Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию. Кто знает, что такое экспедиция?

Как вы думаете, зачем мы отправляемся в экспедицию?
– Но прежде чем мы начнём исследования, необходимо узнать, куда же мы отправимся? Послушайте загадку:

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. 

– Где же нам предстоит побывать? (В лесу)

– Чем является лес для человека? (место отдыха, лес человека кормит, дает ему топливо)
– Может ли такая красота таить в себе опасность? (да, может)
– Сформулируйте тему нашего урока так, чтобы в ней были слова лес и опасность. (Лесные опасности.)

–  Что бы вы хотели узнать о лесных опасностях?
Задачи экспедиции:
1. Узнать, какие опасности могут подстерегать нас в лесу.
2. Разработать правила безопасного поведения в лесу.
– Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?
(Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор)

– Вы готовы к открытиям? Отправляемся в лес!

- А в лесу ждет нас одна старушка, которая считает себя хозяйкой леса и очень любит  лесные опасности. Кто же это?

– В ступе летаю,
Детей похищаю.

В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...
(Баба Яга)

И вот задумала Баба Яга угостить нас супчиком.

Чтение стихотворения «Вкусный суп»

Ведьма суп варить решила.

Пчел сушеных покрошила

Развела большой костер

И поставила котел

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор –

Отыскала мухомор

Для приправы – бузины,

Для отравы  - белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины

Супчик вышел – то что надо:

Целых двадцать литров яда!

_ Хотелось ли вам попробовать этого супчика?

– Кто слушал внимательно, какие опасности могут подстерегать нас в лесу? (Лесные растения, грибы, насекомые)
Первым пунктом на нашем маршруте обозначена “Грибная поляна”.

Закройте глаза и представьте грибную поляну. Какая красота вокруг! Вспомните, как вы с родителями собирали грибы. (Дети вспоминают и рассказывают о своём опыте сбора грибов.) 
– А все ли грибы являются нашими друзьями? Попробуем это выяснить.

– Посмотри, какой хороший!
Шляпка красная в горошек,
Кружевной воротничок
Он в лесу не новичок.
(Мухомор)

– А так ли хорош мухомор?

(Сообщение детей)

(Мухомор очень красив, но в нем содержится яд, который опасен не только для насекомых, но и для человека)

– Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке – пестринки.
(Бледная поганка)

– Почему она вредная?

(Ответы детей)

Сообщение детей о съедобных и несъедобных грибах.

– На этой полянке вырос богатый урожай грибов. Определите, какие ядовитые, а какие съедобные? (Дети собирают грибы, определяют названия, кладут в нужную корзину.)

- Откройте учебник, с.32. Назовите несъедобные грибы.

Обобщение:

– Сделайте вывод: все ли грибы – наши друзья.

-А если человек съест ядовитые грибы, что может случиться? (У него наступает тяжелое отравление, иногда и смерть.) В нашей стране растет около 200 видов грибов, грибники собирают только 15–25 видов. Запомните: большинство грибов ядовиты!

- Давайте попробуем разработать правила, которые помогут нам  не ошибиться, собирая грибы.

-В каком случае вы спокойно положите гриб в корзину?

– Что надо сделать, если вы сомневаетесь, съедобный гриб или ядовитый?

– А если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо поступить?

– Наша экспедиция продолжается.  Сделаем привал на лесной полянке, чтобы отдохнуть и подкрепиться.  На полянке нас встречает Зайчик, который любит зарядку. ФИЗМИНУТКА

А теперь подкрепимся. Направляемся к пункту “Лесные растения”. В лесу много вкусных и полезных ягод.  Какие ягоды вы знаете?

-Все ли растения в лесу полезны?

- В лесу много и опасных растений. Эти растения Яга сушит и варит из них зелье. У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли, кора. Многие из них даже нельзя брать в руки: ядовитые вещества могут проникнуть через кожу в кровь и вызвать отравление.  Нам предстоит выяснить, какие растения собирает Яга и почему? (Учащиеся делятся на группы, каждая группа готовит сообщение о растении, пользуясь энциклопедиями.

Вывод:

У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли и кора.

- Учебник, с.32. Назовите опасные растения.

-Разработаем правила безопасного поведения. (Аналогично.)

– Идем мы дальше по лесной тропинке.  А за нами летит целый рой. Смотрите (картинки) –  это труженица пчела по цветам летает, нектар собирает, а это толстый увалень шмель.. Гудит, жужжит, за сладеньким летит. Вот  модница оса в полосатом платье. А это грозный шершень.

- Как вы думаете, что общего у всех этих насекомых?

А если у них есть жало, как их можно назвать?

Большинство пчел живут семьями по несколько тысяч. Что дает человеку медоносная  пчела?  Где живут пчелы?

-Мохнатые, симпатичные шмели опыляют цветы.

- Существует несколько тысяч различных видов ос. Кто знает, где живут осы? Осы - в отличие от диких пчел, живут семьями в гнездах. Гнезда подвешены  на ветвях деревьев, под крышами домов, построек.  А вы знаете, что осы свои гнезда делают из бумаги? Бумагу они получают, пережевывая кусочки древесины.

 это грозный шершень. Шершень – родственник осы. Они строят гнезда в дуплах деревьев. Жалят шершни очень болезненно. Шершни питаются насекомыми, в том числе и вредителями.

- Пчелы, шмели, осы, шершни – это насекомые, которые могут ужалить человека.

– Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты.
– Как можно защитить себя от укусов насекомого?

(Ответы детей).

- Помните, что насекомых привлекают запах духов, продуктов питания, яркая одежда. Если вас ужалило насекомое,  надо ранку промыть, протереть перекисью водорода или спиртом. Чтобы уменьшить боль, на место укуса следует положить холодный компресс. Можно протереть место укуса петрушкой или одуванчиком и боль стихнет.

– Какие правила безопасного поведения с жалящими насекомыми, какие правила обращения с опасными грибами,  лесными растениями    вы бы рассказали своим младшим товарищам?
Правила безопасного поведения с жалящими насекомыми:

Резерв.

- Сейчас проверим, как вы запомнили ядовитые растения и грибы. Игра “Найди лишнее”. Ученики убирают лишнее и обосновывают почему.
– Мухомор, сыроежка, груздь, масленок.
– Смородина, малина, вороний глаз, черника.
– Пчела, муха, шмель, оса.

– Наша экспедиция завершается.

– Какие правила безопасного поведения в лесу вы усвоили?

– Выполнили мы задачи урока?

Рефлексия

- Мухоморы и поганки – вкусные и полезные грибы.

- Нужно собирать только знакомые грибы.

- Если ты не знаешь что это за гриб – попробуй его.

- Волчьей ягодой питаются волки.

- Нельзя брать в руки незнакомые растения.

- Чтобы осы не ужалили, нужно уничтожить их гнездо.

- Насекомые жалят в целях самозащиты.

Правила обращения с опасными грибами:

1. Собирай только знакомые тебе грибы!
2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы!
3 .Спрашивай взрослых о незнакомых грибах!
4. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет!

Правила обращения с ядовитыми растениями:

1. Не срывай незнакомые тебе ягоды.

2. Не бери в рот ягоду, если не знаешь, как она называется.

3. Обязательно мой руки вернувшись из леса.

Насекомые:

1. Держись подальше от гнёзд жалящих насекомых.
2. Старайся их не тревожить.
3. Не разгоняй гнёзда ос, пчел и шершней.

Итог

ДЗ

Учебник: стр. 36-37.

Нарисовать предупреждающие знаки лесных опасностей или

составить свою презентацию ЛО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: "Природа в опасности! Берегите природу!"

На этом открытом уроке использованы компьютерные технологиии, работа в группах, групповая работа, проектная деятельность по программе Школа России, 3 класс, Плешакков. Отличный урок, который можно исп...

Конспект урока "Планета в опасности"

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.Задачи: Учить детей быть ответственными...

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Урок-путешествие "Лесные опасности"

Задачи: Выяснить,  какие опасности могут подстерегать нас в лесу и на водоеме;  закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды;  воспитывать бережное отношение к собственно...

Разработка урока по теме "Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила безопасного поведения".

Основой  представленной разработки урока по теме "Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила безопасного поведения" (Окружающий мир, 3 класс, "Школа России") является междисциплин...

Конспект урока окружающего мира "Опасные места" 3 класс

Целью урока "Опасные места" (3 класс) является освоение важнейших правил безопасности.Программа "Школа России". Тип урока: изучение нового материала, комбинированный. Технологии, используемые на уроке...