Разработка занятия "Как живут растения?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок 28. Как живут растения?

Цели деятельности учителя: познакомить с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами ухода за комнатными цветами; воспитывать любовь к природе.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать за ростом и развитием растений; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; рассказывать о своих наблюдениях; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о растениях как живом организме; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Как живут растения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.deti-66. ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2638.himl

Предварительная работа. За две недели до урока под руководством учителя проводится опыт по проращиванию семян. В стакан из прозрачного стекла помещался лист фильтровальной бумаги, плотно прилегающий к стенкам стакана. На дно наливалась вода. Между стеклом и бумагой помещали зерна пшеницы. В течение двух недель наблюдали, как прорастают ростки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15._kak_zhivut_rasteniya._zhivotnye_ptitsy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 28. Как живут растения?

Цели деятельности учителя: познакомить с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами ухода за комнатными цветами; воспитывать любовь к природе.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать за ростом и развитием растений; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; рассказывать о своих наблюдениях; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о растениях как живом организме; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Как живут растения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.deti-66. ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2638.himl

Предварительная работа. За две недели до урока под руководством учителя проводится опыт по проращиванию семян. В стакан из прозрачного стекла помещался лист фильтровальной бумаги, плотно прилегающий к стенкам стакана. На дно наливалась вода. Между стеклом и бумагой помещали зерна пшеницы. В течение двух недель наблюдали, как прорастают ростки.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

а) Подготовка рабочего места.

б) Повторение изученного материала.

II. Объяснение нового материала.

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об условиях, необходимых для жизни растений; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

1. Беседа.

Учитель. Как вы думаете, растения живые?

Ученики. Они растут, значит, живые.

Учитель. Две недели назад мы начали проращивать семена пшеницы. А откуда мы взяли семена?

Ученики. Из колоска.

Учитель. В каждом колоске много семян. С их помощью растения размножаются. Пшеница живет меньше года, а потом умирает. Любое растение когда-нибудь умирает. Но некоторые живут долго. Кто знает, с какого дерева у меня плод? (Показ желудя.)

Ученики. Желудь – плод дуба.

Учитель. Если мы разрежем желудь пополам, то увидим одно крупное семя.

2. Работа по учебнику (с. 70).

Учитель. Расскажите, как вырос большой дуб.

Ученики. Желудь упал в землю, пошел дождь, у желудя появился росток, затем сквозь землю пробился всход, появилось маленькое деревце, а потом большой дуб.

Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий
на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все выше, выше,

Деревцо все ниже, ниже.

3. Знакомство с комнатными цветами.

Учитель. Вы знаете, ребята, что Муравьишка у нас любитель путешествовать. Как-то раз он попал на корабль и приплыл в страну Австралию. (Показ Австралии на карте.) Местные жители – муравьи – встретили его очень приветливо. Но как же он удивился, когда в лесу, в Австралии, увидел очень знакомое растение. Где он мог его видеть? И вдруг Муравьишка вспомнил, что видел его у нас в классе. Конечно, это был восковой плющ. Местные жители объяснили, что еще это растение называют «хойя мясистая», в честь английского садовника Хойи, который привез это растение из Австралии. Давайте прикрепим табличку к этому растению. (Крепится табличка «Хойя мясистая. Австралия».)

И после этого Муравьишка стал записывать, где растут растения, которые мы называем комнатными. Благодаря этому мы узнаем родину комнатных растений нашего класса. Расставим у горшочков таблички:

• Колеус – родина остров Ява (показ на карте).

• Розан китайский – Китай.

• Кливия – Южная Африка.

• Пеларгония – Южная Африка.

• Хлорофитум – Южная Африка.

• Бегония (500 видов, названа в честь собирателя растений Бегона) – Австралия.

• Лимон – Китай, Япония.

Учитель произносит название цветка, показывает его родину на карте, ученики находят вначале рисунок на с. 49 учебника, затем это растение в классе и прикрепляют табличку.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему большинство растений мы ставим на подоконник?

Ученики. Растениям нужны свет, тепло.

Учитель. А почему это растение засохло, пропало? (Рисунок в учебнике, с. 71.)

Ученики. Его надо было поливать.

Учитель. Посмотрите, что хочет нам сказать Мудрая Черепаха.

Мудрая Черепаха. Растениям нужны воздух, тепло, вода и свет. Зимой, когда проветриваете класс, надо следить, чтобы холодный воздух не попадал на растения. Протирая пыль с растений, мы помогаем им дышать. Поливать растения надо аккуратно, стараясь, чтобы вода попадала на землю, а не на само растение.

III. Итоги урока.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Учитель. О чем мы сегодня говорили на уроке?

Ученики. О растениях.

Учитель. А что нового узнали о них?

Ученики. Растения – живые существа. Они растут, размножаются, умирают. Нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за растениями надо так, чтобы обеспечить хорошие условия жизни.

Рекомендации родителям: привлекать ребенка к уходу за комнатными растениями.

Урок 29. Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?

Цели деятельности учителя: познакомить с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами ухода за животными живого уголка и заботой о зимующих птицах; воспитывать любовь к природе.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе; получат возможность научиться ухаживать за животными живого уголка; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах, зимующих в наших краях; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Где зимуют птицы?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/ item/1279

Сценарий урока

I. Организационный момент:

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

а) Подготовка рабочего места.

б) Повторение изученного материала.

II. Объяснение нового материала.

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об условиях, необходимых для жизни животных, и птицах, зимующих в наших краях; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

Работа по рисункам в учебнике (с. 72–75).

Учитель. Мы уже убедились, что растения живые. А животные, птицы – живые существа?

Ученики. Да, они двигаются, питаются, растут, размножаются, дышат, умирают.

Учитель. Давайте посмотрим, чем питаются животные. Соединим линиями названия животных и то, чем они питаются.

Лиса                                                Мышь

Белка                                                Гусеница

Лягушка                                        Трава

Синичка                                        Орехи

Заяц                                                Комары, мошки

Учитель. А что едят кабаны?

Ученики. Желуди.

Учитель. Многие животные строят жилища для себя и своих деток. Соединим линиями постройки животных.

Оса                                                Дупло

Дятел                                                Гнездо

Ласточка                                        Хатка

Бобер

Хомяк                                                Норка

Учитель. Ребята, а кто из домашних животных живет у вас дома?

Ученики. Кошка, собака, хомяк, попугай.

Учитель. А как надо ухаживать за кошкой и собакой?

Учитель. Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе, поэтому ухаживать за ними надо так, чтобы обеспечить хорошие условия жизни. Хорошо дома жить попугаю, канарейке. А как быть холодной и голодной зимой птицам на улице?

Ученики. Надо птиц подкармливать, делать кормушки.

Учитель. А какой корм надо класть в кормушки?

Ученики. Семечки подсолнечника, арбуза, тыквы, хлеб (крошки).

Учитель. А синички очень любят несоленое сало. Посмотрите, какие кормушки можно сделать для птиц (с. 74 учебника). А где еще могут найти корм птицы?

Ученики. На кустах рябины.

Учитель. Посмотрите и скажите, какие птицы слетелись к кормушке?

Ученики. Воробей, свиристель, синица, снегирь, поползень.

Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Птички прыгают, летают,         Повторяют движения.

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

III. Работа в рабочей тетради.

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Выполняются задания 1 (с. 50);  2, 3 (с. 53).

IV. Итоги урока.

Учитель. О чем мы сегодня говорили на уроке?

Ученики. О животных, птицах.

Учитель. А что нового узнали о них?

Ученики. Животные и птицы – живые существа. Они растут, размножаются, умирают. Нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за животными и птицами надо так, чтобы обеспечить хорошие условия жизни.

Рекомендации родителям: выполнить вместе с ребенком в рабочей тетради задание «Как живут животные» (вырезать рисунки из Приложения, поместить каждое животное в его домик) и задание «Найди животных» (на рисунке «спрятались» 5 кошек и 5 собак; найти их и раскрасить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"

Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....

разработка урока по окружающему миру "Где живут белые медведи?"

Разработка  содержит конспект урока по теме  "Где живут белые медведи?" и презентацию к нему....

Разработка урока "Где живут белые медведи?"

Тема: Где живут белые медведи?Цели: 1) Формировать у учеников представление о разнообразии природы Земли;  познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов, показ...

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка урока окружающего мира "Где живут белые медведи"

Технологическая карта урокаТест проверки усвоения учебного материала...

Методическая разработка. Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?"

Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?" 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Познакомить с условиями жизни животных...

Методическая разработка "«Как живут растения?»

Тип урока: изучение новых знанийЦель урока: познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо; с условиями, необходимыми для жизни растений; показать основные приемы ухода з...