Методическая разработка "«Как живут растения?»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Шарипова Динара Сулеймановна

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо; с условиями, необходимыми для жизни растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с водой, воздухом и теплом как условиями жизни растений; формировать представления учащихся о единстве растительного мира с условиями внешней среды, расширяя знания детей о жизни растений;

Развивающая: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.

Формирование УУД:

Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Как живут растения?»

Составитель: Шарипова Динара Сулеймановна,  учитель начальных классов

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 1 «А»

Тема урока: «Как живут растения?»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо; с условиями, необходимыми для жизни растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с водой, воздухом и теплом как условиями жизни растений; формировать представления учащихся о единстве растительного мира с условиями внешней среды, расширяя знания детей о жизни растений;

Развивающая: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.

Формирование УУД:

Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ресурсы:

Учебно – методическое сопровождение:  Плешаков А.А. Учебник 1 класс 1 часть

Наглядно –практические средства:  эмблемы для групп, карточки с рисунками, лейка, горшки с растениями, тряпки, фигуры.

ИКТ:  SMART презентация, компьютер, проектор.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Орг. момент

- Здравствуете! Повторяйте за мной!

 Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

 Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Работать будем в группах. Назовите правила работы в группе? ( ответы детей )

Организация учащихся на работу. Мотивация.

2. Актуализация знаний

- Что мы изучали на прошлом уроке? ( откуда берутся снег и лёд)

- Назовите свойства льда? Снега?

- Распределите картинки на группы: живая и неживая природа:  камень, песок, кукла, солнце, медведь, волк, роза, человек.

Организация проверки знаний учащихся умения излагать свое мнение.

3. Сообщение темы и цели урока

- Посмотрите на парты. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?  (Цветы, растения)

- Чтобы более точно узнать тему урока, выполните в группе  задание.  Расположите геометрические фигуры в таком же порядке как на доске.  

                                                                               

(учитель показывает образец 2-3 секунды и убирает его, дети в  группах выполняют)

- Переверните фигуры. Прочитайте, что  написано на обратной стороне. Если смысл понятен, то геометрические фигуры выложили правильно.

- Что написано на обратной стороне?  (Жизнь растений)

- Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как живут растения, какие условия для жизни им необходимы.  

- Чему вы хотите научиться?

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4. Изучение нового материала

- Какие растения вы знаете?

- Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

- Я на доске  было растение, но ветер ворвался в класс, и  оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.

       (Ученик выходит к доске, прикрепляет любую часть и называет её функцию).

Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;

Стебель – «транспортная артерия»;

Лист – «фабрика пищи»;

Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;

Плод с семенами

- Как называется растение, которое собрали?   (мак)

- Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше?

( вырастет новое растение)

- У каждой группы на парте есть три картинки. Расположите их в правильной

  последовательности.  

           

- Объясните, как сделали и почему? (растёт, даёт потомство и умирает)

- Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе.

- Выскажите своё мнение.  

- Что за дерево  изображено? (дуб)

- Как называется плод дуба? (желудь)

- Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?

-  Назовите  этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)

- Сравните в группе жизненный путь цветка и дерева.

     (Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).

- Скажите, какой же жизненный путь   проходят все растения?

- Сравните свои мысли с высказыванием  Мудрой Черепахи?  (стр. 71)

   (Растение живое. Растёт, приносит потомство. Умирает.)

- Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи?

- На какие две группы делятся растения?

( комнатные и уличные)

- Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода)

- Давайте убедимся в этом. Дети, у кого на груди прикреплена эмблема «Листок», возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите,  обсудите в группе,   что произошло.

- Что  вы увидели? (сок, жидкость)

-  О чём это говорит? (растение состоит из воды)

-Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней?  (засохнет).

 - Почему? (вода испаряется)

- Что нужно делать, чтобы  растения не засыхали? (поливать)

    Учитель вывешивает схему.      

 - Полейте цветок те, у кого на груди эмблема «Лейка».

- Давайте проверим качество полива. Как вы думаете, есть ли правила полива?

- Предложите от группы  правило.  

        При поливе дети обычно допускают  одни и те же  ошибки: заливают или наоборот,  наливают слишком мало воды, льют под корень, на листья.  На основе этих ошибок сформулировать правила.

Уметь выполнять задание с опорой на приобретенные знания; уметь слушать и понимать других; умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Физминутка

-Представьте, что вы  цветочек.  Пошел дождик. Корни стали пить воду. Она побежала по стебельку к листочкам, к цветочкам.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой  качают.

Делаем руки в форме тюльпана над головой. Тюльпан медленно под музыку раскрывается и закрывается. Дети повторяют.

Здоровьесберегающий метод

- Зачем человеку нос? (дышать)

- Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные  отверстия (показать).

 - А у растений есть нос? (нет)

-  Обсудите в группе, как же они дышат?

Предположения детей от каждой группы.

- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Давайте посмотрим на слайде лист под микроскопом

     Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице –  форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через  устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске).

- Как называются «носики» у растений? Для чего нужны? (для дыхания)

Вывешиваем схему «Окно».        

- Что человек может сделать, чтобы облегчить дыхание растению? (если дети затрудняются, то можно предложить им рассмотреть 3 рисунок на стр.71)

- Что делает девочка? ( протирает листья )

- Для чего? Как? Сделайте это по очереди. Начинает тот ученик, у которого эмблема «Салфетка»  и передаёт другому тряпочку.

Каждый в группе вытирает один лист.

- Рассмотрите 2 рисунок.

- Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное)

- Обсудите в группе, почему? (одно стоит на окне, другое в тени)

- Что необходимо ещё растению для жизни?   (свет)

Учитель вывешивает схему «Солнце».              

- Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло? (на подоконнике)

- Дети, у которых такая эмблема, поставьте цветок на подоконник.

- Для чего это сделали?

- Посмотрите на 4 рисунок.

- Обсудите в группе, почему это произошло?  (цветок замёрз, на улице зима, окно открыто)

- Что ещё необходимо растениям? (тепло)

 Учитель вывешивает схему «Печь».              

- Какое сейчас время года? (зима)

- Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут)

- Как им помочь? (поставить в теплое место)

- Дети, у которых такая эмблема  уберите  цветок  с подоконника в теплое место.

5.  Закрепление

-  А сейчас подумайте в группе и скажите, что же  необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло)

- Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 71)

- Что вы будете делать, чтобы растения жили дольше?  (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)

- Как помочь дикорастущим?

- Послушайте внимательно стихотворение  (дети читают по очереди )

Я бабочку в лугу ловить не стану:
Небесный цветик, пусть живет себе!
Пусть крылышки порхают над цветами,
Чтоб радостно мне было и тебе!
Лесной цветок я рвать не стану тоже,
С собой домой его не понесу,
Ведь дома он шмеля качать не сможет
И ранним утром не попьет росу!
Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
Я не обижу: виноваты чем?
В любой из них теплеется Живинка,
И светится доверием ко всем ...

- Как дети предлагают относится к растениям? Почему?

- Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты.

Формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

6. Рефлексия

- Если вам понравился урок, то наклейте растения на листок, глядя на который вы будите вспоминать, как правильно нужно обращаться с растениями и природой.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;  уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"

Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка урока окружающего мира "Где живут белые медведи"

Технологическая карта урокаТест проверки усвоения учебного материала...

Методическая разработка. Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?"

Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?" 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Познакомить с условиями жизни животных...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны?"

В методической разработке в дополнение к теме учебника "Окружающий мир. 1 класс" предлагается  теоретический, практический и занимательный материал по теме "Где живут слоны?"...