Открытый урок.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Смирнова Ирина Викторовна

Окружающий мир. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

 по окружающему миру в 3 классе.

Провела учитель начальных классов:

Смирнова Ирина Викторовна

2012 год

Тема: Растения и части речи. Упражнение в распознавании частей речи. Охрана растений (интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру).

Цели:

  • Совершенствовать умение распознавать части речи.
  • Закрепить изученные орфограммы.
  • Расширить знания обучающихся о жизни растений и их месте в жизни человека.
  • Воспитывать чувство любви к окружающей природе.
  • Формировать чувство ответственности за её сохранность.
  • Развивать любознательность, наблюдательность, умение обобщать полученную информацию.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир» ____________________ , слайды растений, индивидуальные карточки, репродукции.

Ход урока.

I  Организационный момент.

Всем, всем, всем добрый день,

Мы прогоним нашу лень,

Будем вместе развиваться,

Важным делом заниматься!

II  Отгадывание загадок и определение темы и целей урока.

Давайте попробуем отгадать загадки и определить тему и цель урока.

  1. Стоит копна по середине двора,

Спереди вилы, а сзади метла.

  1.  По горам, по долам,

Ходит шуба, да кафтан.

  1. По пригоркам, по лощинкам

Поясок пробежал,

Лесок зажужжал.

Молодцы, отгадали все мои загадки.  Кто догадался о чём пойдёт речь на уроке? (Правильно о природе).

Сегодня у нас необычный урок, на котором мы с вами отправимся в гости к природе, узнаем много интересного о необыкновенном и разнообразном мире природы. Попробуем как можно больше узнать о жизни растений, о пользе, которую они приносят. О необходимости бережного отношения к природе. Поговорим о правилах поведения в природе. Повторим все ранее изученные орфограммы.

III  Словарная работа.

2

  • Разговор у нас пойдёт о растениях, значит, посвятим этой теме и словарную работу. Про какое дерево говорят : «Листок колючий, а ствол липучий?»

(про ель или сосну)

  • Запишите это слово.
  • Какое «кудрявое» чудо – дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не нагревается солнцем? (берёза)
  • А какие родственные слова есть у слова берёза? (берёзонька, берёзка)
  • Запишите это слово в тетрадь.
  • Какое дерево называют «спичечной королевой»? (осину)
  • Записываем это слово.
  •  У каждого человека есть родственники. Есть родственник и у садовой красавицы. Как его называют? (шиповник)
  • Записываем слово.
  • Я капелька лета

На тоненькой ножке,

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

 Тот рад поклониться,

А имя дала мне

Родная землица.

Что это?  (земляника)

  •   Прочитайте слова, которые вы записали в тетради. (Сосна, берёзка, шиповник, осина, земляника)
  •   На какое правило записаны вами слова? (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением)
  • На какие группы можно разделить все эти растения? (На деревья, кустарники , травы)
  •   Какие группы растений вы знаете? (Мхи, водоросли. Хвойные и цветковые, дикорастущие  и культурные)
  • Без какого органа большинство растений жить не могут? (без корня)
  • Выделите в словах, обозначающих деревья, корень. Слово берёзка разберите по составу.

VI  Работа по распознаванию частей речи.

  • К какой части речи относятся записанные вами слова? (Это существительные)
  • Что такое имя существительное? (Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что? являются  именами существительными)
  • Что выделяют в воздух растения? (Кислород)

3

  • Как вы уже знаете, кислород необходим для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом, и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них.

СЛАЙД   Твой завтрак.

Белая булочка с изюмом, чай с сахаром.

  • Какие растения дали тебе пищу? (Пшеница, виноград, чай, сахарная свёкла или  сахарный тростник )
  • Назовите словосочетания. (Белая булочка, булочка с изюмом, чай с сахаром)
  • Запишите эти словосочетания в тетрадь на следующей строчке.
  • Какими частями речи выражены слова? (Существительными и прилагательными)
  • Что такое имя прилагательное? (Часть речи  обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы  какой? какая? какое? какие? является именем прилагательным)

V  Музыкальная фикультминутка.

VI  Работа по охране природы.

Человек стремительно вторгается в природу. К чему это приведёт?

Показ детских презентаций об  изчезающих растениях

  1. Водяной орех, или чилим  - это водное растение. Его семена содержат  много питательных веществ. Они очень вкусны и полезны. Растёт на юге России. Сейчас численность этого растения заметно сокращается. Это связано с обмелением и загрязнением водоёмов.
  2. Эдельвейс – это горное растение. Растёт  высоко в горах, в переводе  с латинского означает «лев и лапа». Люди заметили отдалённое сходство этого  растения с лапой царя зверей, а в переводе с немецкого это слово означает «благородная белизна» растение находится на грани полного исчезновения и заслуживает самой строгой охраны.
  • Какие действия человека привели к исчезновению многих растений? (Загрязнение окружающей среды, неограниченный сбор растений)
  • Сегодня мы познакомимся с тремя  растениями, занесёнными в Красную книгу России.  Называются эти растения:  венерин  башмачок, кувшинка, ландыш.  (Сообщения подготовленных учеников)

VII  Полезные свойства лекарственных растений.

  • Когда человек болен, врач прописывает  ему лекарство. Часть лекарств из трав, поэтому они так и называются – лекарственные. Они растут на зелёных лугах, на широких полях, в густых лесах.

4

  •   Действительно,  лекарственные растения – это замечательное богатство природы.  Какие лекарственные растения вы знаете?  (Подорожник, тысячелистник, липа, …)
  •  Раньше школьники часто собирали и сдавали высушенные растения в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Некоторые виды лекарственных трав из – за неминуемого сбора уже стали редкими.  Одним из таких растений является первоцвет или примула. Редко можно встретить и валериану, плавун. Все эти растения не надо собирать. Лучше заготавливать тысячелистник, крапиву, пижму, пастушью сумку, подорожник.

VII  Решение проблемных ситуаций.

  • Давайте теперь разберём несколько проблемных ситуаций. Мы должны оценить их и сказать, что сделано так, а что нет.
  • Ребята поставили палатки. Вот и кострище есть.  

        «Давайте разожжём костёр», предложил Алик.

       «Зачем здесь? Идите вон под то дерево, там уютнее», возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда девочки показали, выкопали ямку, землю           откинули подальше, чтобы не мешала.

  • Что сделано неправильно? (После того, как сняли дёрн, постепенно корни      высохли, или вообще они сожгли корни)
  • Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один старшеклассник ответил: «Сейчас нет! Но придёт время , когда люди научатся готовить искусственную пищу, они смогут жить без природы». Прав ли старшеклассник? А как бы вы ответили на этот вопрос? Почему?  (Люди не смогут жить без природы, так как ни одно искусственное вещество не сможет полноценно заменить натуральное, природное).

VIII  Рефлексия.

  • Объясните, почему в наши дни сокращаются площади, занимаемые растениями? (Земли идут под строительство, их распахивают, осушают водоёмы)
  • Какие правила поведения вы должны знать, находясь на природе? (Не пугать животных, не жечь костры, не мусорить)

IX  Завершение урока.

Урок окончен,

Подведён итог,

Желаю всем счастливого пути!

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...