Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1) Организационный момент. Проверка домашнего задания | Проверка готовности рабочего места На доске висит карта мира, в учебниках открыта карта на стр. 24-25. С опорой на карту ученики отвечают на вопросы и показывают расположение материков и частей света Вопросы - Какой матери к объединяет две части света? Назовите их. (Евразия, Европа, Азия) - Это и название страны, и материка, и части света (Австралия) -На каком материке нет стран? (Антарктида) - Какие два материка представляют собой одну часть света? Какую? (Северная и Южная Америка – Америка) - Покажите шестой материк. (Африка) Итог: На Земле 6 материков – Африка, Австралия, Антарктида, Евразия, Северная и южная Америка и 6 частей света – Африка, Австралия, Антарктида, Азия, Европа, Америка | Работа в группах При помощи карточек с числами показывают номер материка или части света – правильного ответа на вопрос, показывают объект на карте
| Познавательные: Различать современные и старинные средства передвижения, различать транспорт по видам и назначению; узнавать материки и части света по силуэтам, показывать их на карте. Регулятивные: Находить необходимые сведения в учебной литературе, отвечать на вопросы и формулировать их, согласовывать свои действия с работой группы. Коммуникативные: Высказывание мотивированных суждений об ответственности человека за последствия использования своих изобретений; задавать вопросы по теме в соответствии с личными интересами. Личностные: Оценивать свои достижения, определять, что известно, и что хочет узнать.
|
2) Актуализация знаний. | Что вы знаете о транспорте? Напишите свои знания на красном яблоке. Прочитайте, что написали, положите в корзину знаний. Что вы хотите узнать о транспорте? Напишите свои запросы на белом яблоке. Положите в корзину потребностей | Перечисляют транспорт, который использовали в путешествиях Работа в группах Записывают то, что знают и не знают на листах в форме яблока |
|
3) Постановка учебной задачи. Слайд 2 | Составление плана урока. (из полосок) - Виды транспорта
- История транспорта
- Назначение транспорта
- Влияние транспорта на человека и окружающую среду
Чем можем пользоваться для обобщения имеющихся знаний и получения новых?
|
Устно предлагают вопросы, при помощи учителя выстраивают последовательность |
|
4) Открытие нового знания.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 | Вспоминают виды транспорта Работа по статье учебника стр. 36 Прочитайте ту часть статьи, где говорится о сухопутном транспорте, и приготовьтесь отвечать на вопросы - О чем мечтал человек с древних времен? Как воплотились его мечты в сказке? - Кто был первым помощником человека? Как они помогали? - Что стало главным изобретением в истории сухопутного транспорта? Какие средства передвижения позволило создать это изобретение? - Перечисли транспортные средства, перечисленные в статье, раздели их на группы по назначению Итог: Общее у сухопутного транспорта то, что он передвигается по суше. Прочитайте статью о водном транспорте. Подготовьте и задайте друг другу вопросы по существу. (Примерные вопросы - Что служило дорогами для древних людей? - На чем плавали сначала? - Какие народы считались искусными мореплавателями? - Благодаря чему произошел переворот в развитии водного транспорта? - Чем речной транспорт выгоднее железнодорожного? Итог: Общее у водного транспорта то, что он передвигается по воде.
| Сухопутный (наземным, подземным), водный, воздушный, космический
Учащиеся ищут ответы на вопросы в учебнике
Читают статью задают друг другу вопросы |
|
5) Физкультминутка | Если называю водный транспорт хлопаем в ладоши, если наземный приседаем | |
|
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд9 | С давних времен человек передвигался по воде и по земле. Но в его сердце жила мечта о полетах. Прочитайте статью, которая указана у вас в карточке (о воздушном транспорте- 3 группы, 1 группа – «Странички умного совенка» и объясните вопросы, записанные на карточках - Чем воздушный транспорт удобнее всех остальных? - Кто первым выполнил успешный воздушный полет? - Что создали К.Э Циолковский и И.И. Сикорский? - Какой транспорт соединил в себе достоинства воздушного и водного транспорта. Благодаря чему? А знаете ли вы, что история нашего Московского района тесно связана с историей развития воздухоплавания в России? На территории нашего района располагался полигон для испытания воздушных шаров и находился в районе железнодорожной станции станции «Воздухоплавательный парк», а на месте парка авиаторов находился Корпусной аэродром с которого взлетали первые самолеты. О каком еще виде транспорта говорится в статье? (космическом). Назовите известный вам космический транспорт.
Итог: Как вы думаете что повлияло на развитие транспорта? (освоение новых земель, необходимость передвигаться на большое расcтояние) |
Читают статью, отвечают на вопросы
|
|
6) Первичное закрепление
Слайд10 | Мы распределили весь транспорт на группы в зависимости от того, по какой поверхности он передвигается. А теперь распределите транспорт на группы в зависимости от той работы, которую он выполняет. Заполните таблицу, используя данные учебника и собственные знания.
| личный | общественный | грузовой | специальный | сухопутный |
|
|
|
| Водный |
|
|
|
| Воздушный |
|
|
|
|
Итог: Весь транспорт можно распределить на группы по двум признакам – по назначению и по поверхности, по которой передвигается. | Личный, общественный, грузовой, специальный
Заполняют таблицу, названия групп записывают после обсуждения
Проверка по слайду |
|
7) Включение нового знания в систему знаний. | Вы знаете, что любое изобретение имеет положительное и отрицательное действие на человека и окружающую среду. Запишите положительные и отрицательные стороны транспорта Вспомните правила поведения в общественном транспорте Какие правила ДД необходимы для вас? | + быстрота передвижения Удобство - загрязнение воздуха Угроза жизни при невыполнении правил ДД и поведения в общественном транспорте. |
|
8) Рефлексия. Подведение итогов урока. | Прочитайте пункты плана. На все ли вопросы мы ответили? Возьмите яблоко, на котором вы писали вопросы в начале урока. Закрасьте цветным карандашом те вопросы, на которые вы получили ответ. Поднимите яблоки. - Что нового вы узнали на уроке? - Как вы оцениваете свою работу? Где найти ответы на вопросы, которые вас интересуют, но на уроке мы на них не ответили? Домашнее задание Рабочая тетрадь, проект «Любознательный пассажир» - Представьте себе, что вы едете в транспорте, а на стенах помещены репродукции картин или рассказы об интересных событиях. Понравилось вам ехать в таком транспорте? В Москве так оформлены поезда метрополитена. Прочитайте их названия. А можно ли таким образом оформить другое транспортное средство? Каким должен быть этот транспорт по назначению?(общественным). Я вам предлагаю выступить в роли создания своего транспортного средства и нарисовать его, а также записать те материалы, которые вы поместите внутри его. Спасибо за урок | Сравнивают пункты плана с изученными вопросами, делают вывод, оценивают свою работу
Презентация дополнительной литературы. |
|