Урок окружающего мира по теме: "Как понять, что творится у человека на душе?" (Школа 2100)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Комышева Ирина Васильевна

Урок первичного предъявления новых знаний, направленный на формирование и развитие ценностного отношения учащихся к учебно-познавательной  деятельности при развитии  умения по лицу и поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять положительные и отрицательные проявления эмоций в разных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:        Как понять, что творится у человека на душе?

ЦЕЛЬ:        Формирование и развитие ценностного отношения к учебно-познавательной  деятельности при развитии  умения по лицу и поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять положительные и отрицательные проявления эмоций в разных ситуациях.

Тип урока:         урок первичного предъявления новых знаний.

Планируемые результаты        

Личностные УУД:

        оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях);

        в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить;

        уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

        формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

        воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

        вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

        быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

        выдвигать гипотезы;

        совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

        после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

        самостоятельно формулировать задание  и ставить к нему цель;

        работать  с информацией, представленной в разных формах;

        выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;

        оценивать правильность выполнения действий по листу самооценки и по заданным критериям.

Познавательные УУД:

        ориентироваться в своей системе знаний;

        извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний

        извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);

        перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

        доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

        оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

        предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные проявления эмоций;

        слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

        совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им;

        осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные результаты:

Линия 1. Овладение картиной мира: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.

Технологии  обучения: технология деятельностного метода, технология продуктивного чтения, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений

Основные понятия: Эмоции, отрицательные эмоции, положительные эмоции

Ресурсы:

- учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.

- компьютер, проектор, мультимедийная презентация

- карточки для индивидуальной работы, для работы в группе;

- листы самооценки (работа в паре);

- дополнительный материал про эмоции (для любознательных).

- цветные карандаши, фломастеры.

Организация пространства:        

- фронтальная

- индивидуальная

- парная

- групповая

I. Самоопределение к учебной деятельности

Цель:

- включить обучающихся  в учебную деятельность, на основе жизненной ситуации, возникшей на уроке.

- Начать наш урок я хочу со старинной притчи. На заре создания мира, Боги задумались, где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, Боги решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. И вместе с тем Боги ошиблись (звучит тихая мелодия)

- О какой тайне идет речь? Ребята, а вам интересно самим узнать эту тайну? Какую же цель мы перед собой должны поставить?

- Узнать, какую главную тайну хранит в себе человек.

- Поэтому наш сегодняшний урок я назвала: «Самая Главная Тайна человека»

- А помогут нам разгадать эту тайну ваши новые знакомые: ученики 4 класса – Анюта и Илюша, и их хороший знакомый - доктор психологических наук.

II. Актуализация знаний.

Цель:

- актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

- Давайте прочитаем, какая история случилась с нашими героями (читают материал на стр.16 учебника)

- Поняла ли Анюта слова доктора? А как она их поняла? (в буквальном смысле)

III. Постановка проблемы

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы, определение темы урока и формулирование цели урока.

- Ребята, а как же мы можем понять, что испытывает другой человек, если он сам нам об этом не говорит?

- А поможет нам разобраться в этом доктор психологических наук.

IV.Открытие нового знания

Цель:

-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний

- развитие умения оформлять свои мысли в речевой форме

Доктор предлагает вам подписать каждую фотографию малыша так, чтобы стало понятно, какие переживания он испытывает в данный момент.

- Давайте проверим, что у вас получилось (идет проверка).

- Ребята, а на что вы обращали внимание, выполняя данное задание? (на выражение лица). А на какие конкретно части лица вы обратили свое внимание? (глаза, губы, брови).

 - А знаете ли вы, как по-другому называется выражение лица?

- Мимика.

 - А если бы малыш научился ходить двигаться и разговаривать, что бы нам еще помогло определить их внутренние переживания? (интонация голоса и движения).

- А теперь подумайте, как же одним словом мы можем назвать все внутренние переживания человека? Что выражает человек? (эмоции)

(Вводится определение эмоций).

- Оцените свою работу.

Критерии

Да

Нет

Я справился с заданием легко

Я испытывал затруднения при выполнении задания

Я не смог справиться с заданием

V. Поиск решения проблемы

Цель:

- формировать умение определять по эмоции мимику

- формировать умение правильно проявлять эмоции

Практическая работа

- Ребята, психологи называют эмоции красками переживаний. Как вы думаете, почему?

- Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее.

- Доктор психологических наук предлагает вам выполнить следующее задание:

Перед вами палитра эмоций. Представьте, что цвета радуги - это ваши эмоции. Подумайте и соотнесите цвета радуги с эмоциями, которые подписаны у вас на палитре. Давайте вспомним, сколько цветов у радуги, и какие это цвета.

- Сравните свои палитры друг с другом и моей палитрой.

- Что вы заметили? Почему у каждого из вас один и тот же цвет вызывает разные эмоции? От чего зависит цвет эмоций?

Вывод: От настроения и от того, что происходит с человеком в данный момент и в окружающем его мире.

- Оцените свою деятельность при выполнении задания:

- Согласно своей палитре эмоций, подпишите и выразите в цвете те эмоции, которые вы испытывали при выполнении данного задания. Это может быть какая-то одна эмоция, а может быть и несколько.

- Доктор предлагает нам немного поиграть.

Физминутка «Муха»

Цель:

- развитие умения снимать напряжение с лицевой мускулатуры

- Сядьте, пожалуйста, удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите. Мысленно представьте, что к вам в класс влетела муха. Вам на лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Не открывая глаз, старайтесь согнать назойливое насекомое.

- Какие эмоции вы испытали? Почему?

- Затем представьте, что Вы в ладошки набираете чистую воду и умываетесь, тем самым смывая неприятные ощущения.

- Какие эмоции вы испытали? Почему?

- Давайте сделаем вывод: какие же могут быть эмоции?

- Положительные и отрицательные

Поиск решения проблемы (продолжение)

Цель:

- формировать умение  различать положительные и отрицательные эмоции

- Перед вами список эмоций (работа в парах).  Давайте их прочитаем. На какие две группы мы с вами можем разделить все эмоции? Хорошие (положительные) и   плохие (отрицательные). На своих раздаточных листах знаком «+» отметьте положительные эмоции, а знаком «-» - отрицательные.

ЭМОЦИИ

счастье

горе

восторг

отчаяние

радость

печаль

спокойствие

тревога

удовлетворение

недовольство

(Выполнение задания и проверка по эталону)

Вывод: и положительные и отрицательные эмоции – это реакция внутреннего мира человека на происходящие события.

- Выполните самооценку результата своей деятельности:

Критерии

Да

Нет

Я сам справился с заданием

Я не смог справиться с заданием, мне помогал напарник

Мы  посовещались и сообща справились с заданием

- А теперь, давайте посмотрим, какие же эмоции испытывала Анюта, находясь в лесу (отрицательные). Что вызвало у нее эти эмоции? Как вы думаете, могли ли  поменяться эмоции Анюты в течение дня? Что могло повлиять на смену эмоций Анюты?

VI. Выражение решения проблемы

Цель:

- найти соответствие внутреннего состояния человека с цветовой палитрой

- Как же доктор смог заглянуть во внутренний мир Анюты?

- Он увидел выражение ее лица и эмоции.

- Ребята, о какой  же тайне говорилось в притче?

- Почему же Боги спрятали эмоции внутри человека?

- Потому что каждый человек – это индивидуальная  личность, и его внутренний мир наполнен своими собственными эмоциональными переживаниями.

VII. Домашнее задание

Цель:

- закрепить на практике умения, открытые на уроке

Найти фотографии членов семьи, выражающие наиболее яркие  эмоции.

VII. Рефлексия

- зафиксировать новые умения, полученные на уроке;

- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности

Подводя итог урока, я предлагаю вам выразить те эмоции, которые вы сегодня испытали на уроке и нарисовать наиболее яркую эмоцию на листе рефлексии.

- Я очень рада, что вы все испытали только положительные эмоции, и я вижу улыбки на ваших листах рефлексии.

- Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь, и тогда хорошее настроение не покинет вас никогда!