Разработка урока окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа 21 века".Тема:"Животное - живое существо".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Котенева Елена Ивановна

 Урок окружающего мира по теме "Животное - живое существо" был проведен в 1 классе в рамках муниципального семинара учителей начальных классов как открытый. Данная разработка может быть использована учителями, работающими по разнам УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

Урок  окружающего мира в 1-А классе.

Провела

учитель начальных классов

Котенёва Е.И.

г. Губкин

Урок окружающего мира в 1 классе.

УМК «Начальная школа 21 века»

Разработала и провела учитель МБОУ «СОШ№15» Г.Губкина

Котенева Е.И.

Тема урока: «Животное – живое существо».

Цели урока:

  1. Раскрыть понятие «животное – живое существо», познакомить с особенностями живого организма.
  2. Систематизировать  и расширить представления детей о животных, учить находить признаки живого у животных, развивать речь и мышление учащихся.
  3. Учить правильному поведению в природе, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

1. Слайды с изображением животных.
2. Схема «Жизнь животных».
3. Учебник, рабочая тетрадь.
4. Памятка «Правила поведения в природе».
5. Выставка книг о животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят
Каждый хочет много знать,
Хочет знанья получать.

II. Повторение изученного.

– Что такое «окружающая среда»? (Всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем.)
- В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Давайте вспомним какие. (Дети классифицируют животных на группы по картинкам: звери, птицы, рыбы, насекомые).

III. Постановка проблемной цели урока.

-Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: Как живут животные и что им необходимо для жизни?

Тема на доске «Животное – живое существо».

-Что обозначает слово «существо».

IV.Изучение нового материала.

  1. Работа по учебнику.
  2. Стр. 104. Чтение текста «про себя».

- Что значит «живет»? Что необходимо для жизни животным в первую очередь? Для чего животные питаются?

2) Работа в парах.

Стр. 44 в рабочей тетради: (соединить линией животное и его корм).

-Что еще кроме пищи необходимо для жизни? (вода).

3) Работа по учебнику.

 -Что делают животные (строят жилища). Для чего они это делают? (Дети делают вывод, что животным необходимо тепло).

4) Работа с загадками.

 Загадка № 1.

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!

(Бобр- хатка)

Загадка № 2.

Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом.

(Дятел- дупло)

Загадка № 3.

Роет, роет
Ход подземный строит,
Роет- строит ловко
Спальню и кладовку.

(Хомяк- норка)

Загадка № 4.

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

(Ласточка- гнездо)

Загадка № 5.

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит- будет плохо.
Ловко вылепит гнездо
Высоко висит оно.

(Оса- гнездо)

- Для чего животным нужен дом? (Ответ: чтобы было тепло)

- Значит, что еще необходимо для жизни животных? (Ответ: тепло)

 Учебник стр. 105. (животные выводят потомство).

- Давайте проверим, знаете ли вы детенышей животных. Отгадаем кроссворд.

1. Волк

4. Белка

7. Еж

10. Свинья

2. Медведь

5. Корова

8. Кошка

11. Собака

3. Лошадь

6. Индюк

9. Овца

Ответы:

  1. Волчонок.
  2. Медвежонок.
  3. Жеребенок.
  4. Бельчонок.
  5. Теленок.
  6. Индюшонок.
  7. Ежонок.
  8. Котенок.
  9. Ягненок.
  10. Поросенок.
  11. Щенок.

ВЫВОД.    На доске появляется таблица:

-  В чем еще нуждается каждое живое существо? (Ответ: в воздухе и свете)

V. Физминутка.

Мы немного устали, нам необходимо отдохнуть.

  1. «Перекрёстные шаги»
  2. «Думающий колпак»
  3. «Энергетизатор»
  4. «Ухо - нос»

VI. Знакомство с Красной книгой.

  1. Работа по учебнику стр.106 (схема «Что даёт человеку природа»).
  2. Рассказ учителя о Красной книге.

– Сегодня мы будем говорить о необычной книге. Цвет переплета у этой книги красный.
– Где вы встречаетесь с красным светом?
(Кто-нибудь из детей вспомнит про светофор)
– Вспомните, что показывает красный цвет у светофора?
(Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Связь с ПДД)
– Правильно, красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”. Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой?
– В 1949 году при международном союзе охраны природы во Франции была создана комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 г. по 1800 год с лица Земли с “помощью” человека исчезло 33 вида животных, с 1800 г. по 1900 г. – ещё 33 вида, а с 1900 г. по 1913 г. – 52 вида.
– Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и художник-анималист Питер Скотт.

Охраняется “Красною книгой”

Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” –  Красная!
Значит, природа в опасности!

– В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
Красную Книгу называют Документом совести человека.
Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых — уязвимые виды; на белых — сведения о редких видах, на серых — сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
– А как вы думаете, что находится на чёрных страницах?
– Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
В 1681 г. был уничтожен дронт — толстая и неуклюжая птица. В Англии даже есть выражение — "мертвый, как дронт". Его употребляют, когда хотят сказать
о чем-то навсегда утерянном.
В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Их
 было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до той пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя.
Примерно 250 лет назад экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и через 27 лет их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и
 никогда не увидит этих замечательных животных.

VII. Знакомство с животными Красной книги.

– Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу. А расскажет вам о них “живая газета”

(Учащиеся с картинками, рассказывают о животных) 

Учебник стр. 107-108.

VIII. Работа в группах  с правилами друзей природы.

Дополните правила недостающими словами:

Правила друзей природы: 

  1. Не ……. ветки деревьев и кустарников.
  2. Не повреждай …… деревьев.
  3. Не рви в лесу и на лугу …….. Пусть красивые растения останутся в природе!
  4. Не ….. бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  5. ……… лягушек, жаб, головастиков.
  6. Не …….. диких животных и не …… их домой.
  7. Не ………. близко к гнёздам птиц и не ………. их.
  8. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря …….. Не бросай его в водоёмы.
  9. Не…… в лесу.

- Прочитайте правила и подчеркните те, которые относятся к охране животных.

IX. Итог урока.

- Как живут животные?

- Что необходимо им для жизни?

- Для чего была создана Красная книга?

- Каких животных Красной книги вы запомнили?

XI. Рефлексия.

-Если у вас хорошее настроение было на уроке, поднимите солнышко, а если вы устали, поднимите тучку.