Урок по окружающему миру в 1Б классе по теме "Как живут животные?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Коваленко Людмила Владимировна

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Как живут животные?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_kak_zhivut_zhivotnye.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Дата: 17.12.2014

Класс: 1Б

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями (применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий).

Технологическая карта

Тема

Как живут животные?

Цель

Создать условия для  осознания и осмысления блока новой информации на основе опытов и наблюдений, для формирования первоначальных предметных навыков.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;
  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к животным.
  • Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

  • Знания: познакомятся с условиями жизни животных.
  • Умения: научатся правильно называть детёнышей животных.
  • Навыки: определять среду обитания животного по его внешнему виду

Метапредметные:

  • Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (условия, влияющие на сохранение жизни животного), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ("Как называют ребяток-зверяток?")
  • Познавательные: рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы
  • Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа "хорошего ученика"

Основные понятия

Животные, пища, воздух, вода, тепло, свет.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.

- А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1

- презентация к уроку, знаки: работа в группе, в паре, работа в тетради, задание повышенной сложности, работа с приложением, практическая работа,  атлас-опредитель «От земли до неба»,  работа со взрослым, выполни задание и оцени свои успехи.

Методы обучения

Частично-поисковый, исследовательский.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные и УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- спланировать по условным обозначениям этапы урока

Проговаривают правила поведения на уроке.

 

Называют этапы урока, планируют свою деятельность на уроке

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Громко прозвенел звонок.

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь глазки все на меня. 
Всем, всем добрый день! 
Прочь с дороги наша лень! 
Не мешай трудиться, 
Не мешай учиться! 

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем. 

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно 
Слушаем внимательно. 

Планирование работы на уроке с помощью условных знаков.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (5 мин)

Цели:

- организовать повторение изученного;

Отвечают на вопросы учителя.

Работа ведётся по группам

 

 

Делают выводы.

.

 

 

 

 

 

Анализируют группы слов, обобщают одним словом всех животных.

Предполагают тему урока.

Ставят цели и задачи урока.

Работа с таблицей:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Организует повторение изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нацеливает детей на то, чтобы они сами сформулировали тему урока.

 

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Муравьишка по дороге к нам сорвал веточку дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растения живые.

- Давайте вспомним, что необходимо растениям для жизни?

На доске карточки:

Выходит один ученик и выбирает нужные карточки.

- Муравьишка пришел в класс не один, а вместе со своими друзьями. Для каждой группы свои животные, рассмотрите слова, назовите группу животных, найдите лишнее слово, вспомните их характерные признаки.

Рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй.

Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

Звери – животные, тело которых покрыто шерстью.

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (о животных)

Можем ли мы эти знания записать в графу – Знаю.

- А что еще мы хотим  узнать о животных? – Хочу узнать

- Сегодня на уроке мы должны выяснить, какие условия необходимы для жизни животных.

В чём должны убедиться, чему научиться прочитаем задачи Муравьишки. Стр 72 Правила работы в группе.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Предметные: формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;

III. Изучение нового

(20мин)

Цели:

- организовать изучение нового материала.

- формировать умение делать выводы.

- организовать практическую работу.

Слушает сообщение учителя.

 

 

 

Учится выделять, что сегодня на уроке узнает.

 

 

Учится обобщать.

 

 

 

Учится применять ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по учебнику, учатся делать вывод.

 

 

 

 

 

 

Учатся составлять опорную схему.

Организует изучение нового материала.

 

 

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

 

 

 

 

Организует игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу учащегося с компьютером.

 

 

 

Организует работу с учебником, учит делать вывод.

 

Учит составлять опорную схему и работать с ней.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ

Слушают сообщение о животных.

Работа по учебнику. Стр.72-73

- Мы должны сегодня выяснить, что необходимо животным для жизни. Размножение животных

- Мы все знаем как, появляются на свет животные, у нас есть дома кошки, собаки и другие животные.

Игра "Потерялись малыши" 

Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!

Ученики отвечают на вопросы:

1. Волк - волчонок 
2. Кабан - поросёнок 
3. Медведь - медвежонок 
4. Белка - бельчонок 
5. Ёж - ежонок 
6. Лось - лосёнок 

7. Заяц - зайчонок

8. Мышь - мышонок

9. Олень - олененок

10. кошка - котенок

11. Собака - щенок

- Животное родилось и что ему сразу необходимо?

Стр. 72 учебника, задание 1

- Определите, кто что ест.

- Сделайте вывод: все животные :..питаются.

- Но для роста им нужна не только пища, но и :.вода.

- Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (Передвигаться.) 
С помощью чего разные животные могут передвигаться? 
Учебник. стр. 72, задание 2

- Итак, все животные передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству. 

Физминутка.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг - скок, прыг - скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тири - тири, тень-тень - тень!

- Где животные выводят своё потомство? ( В жилищах.) 

Стр.73, задание 3.

- Отгадайте загадки Муравьишки, кто, где живет?

Роет, роет,
Ход подземный строит,
Роет-строит ловко
Спальню и кладовку. (Хомяк)

Работящие зверьки 
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход! (бобры)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Модница крылатая,
Платье полосатое. 
Ростом хоть и кроха, 
Укусит - будет плохо. 
Ловко вылепит гнездо,
Высоко висит оно. (Оса)

- Соотнесите животное и его жилище.
- Почему не на открытом месте? ( Там тепло.) 

Что же ещё необходимо животным для жизни? (Тепло.) 
(Вывешивается карточка с надписью - "тепло") 

- Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, тепло.) 
- В чём же ещё нуждается каждое живое существо? ( Воздух, свет.) 
(Вывешиваются карточки с надписями: "воздух", "свет".) 

Сделаем вывод . Подумайте и объясните что необходимо животным для жизни?  Работа по кластеру.

Проверьте работу своей группы по эталону правильных ответов.  Оцените работу группы смайликом. Объясните.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

 Предметные: - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

- работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

- практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

IV. Закрепление нового (8 мин)

Цель:

- организовать работу над проектом

Работают в тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы.

Работают с атласом-определителем, находят сведения, зачитывают, рассказывают небольшие сообщения

Организует закрепление изученного материала.

Организует работу в тетради.

Работа в тетради стр. 50. Работа в парах.

- Посмотрите на картинки и скажите, кого из этих животных вы поместите в его природный дом и почему? Приклейте.

Обоснуйте свой выбор.

Работа с атласом-определителем «От земли до неба».

-Найдите в атласе сведения о сове, раке, кроте. Подготовьте небольшое сообщение.

- Многие животные живут дома. Это домашние животные.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Слушают сообщение о домашних животных

- Как правильно ухаживать за домашними животными? Рассказ обучающихся об уходе за собакой, кошкой, улитками, черепахами.

- Какие предметы необходимы для ухода за домашними животными?

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Предметные: практическая работа как ухаживать за животными живого уголка;

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свои действия на уроке.

Заполняют "Лист самооценки"

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни?

Вывод: прочитайте слова Мудрой Черепахи.

Таблица:

Знал                 Хочу узнать                       Узнал

Выполни задание и оцени свои успехи стр. 73

- Оцените свои достижения на уроке: выбери смайлик.

- Объясните свой выбор?

Рефлексия урока.

Сегодня на уроке мне было трудно, легко …

Сегодня на уроке мне было интересно …

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Предметные: оценивать свои достижения на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе: "Где живут белые медведи и пингвины?\'

1.  Познакомить детей с животным миром Северного полюса и Антарктиды. Дать представление о географическом положении Северного полюса и Ан­тарктиды. Продолжить работу с глобусом и географиче...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Люди живут в разных странах"

Одной из ведущих тенденций реформирования образования является внедрение новейших информационных технологий в учебно – воспитательный процесс с целью повышения его результативности.[1]  Таковыми ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

План урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Как живут животные" , проведенного в рамках городского семинара " Адаптация первоклассников к школьной жизни"

План урока по окружающему миру  , проведенного в 1 классе в рамках городского семинара " Адаптация первоклассников к школьной жизни"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Где живут белые медведи"

Тип урока по целеполаганию:       Урок «открытия» новых знанийЦель урока:        Создание условий для формирования первоначальных предс...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе "Как живут растения?"

ЦЕЛЬ УРОКА:Создать условия для знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо; помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;ЗАДАЧИ: 1. Познакомить ...