рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Занина И.Е.

рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание, контроль по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okr_mir_1-4_shkola_21_veka.docx89.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру начального общего образования

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Москва, «Просвещение» 2010 ISBN 978-5-09-023009 и авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф.  Виноградовойвходящей в систему «Начальная школа XXI века»и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) (утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373). Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим комплектом, поэтому коррекция программы не проводилась.

Основная цель обучения по предмету в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Общая характеристика курса «Окружающий мир»

Важнейшая особенность содержания предмета - определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений. Эта особенность обеспечивает развитие многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов.Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. «Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии.

В программе представлены ведущие содержательные линии.

Человек как биологическое существо:чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

  • Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
  • Человек и мир природы: что такое природа может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
  • Человек и общество:чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, семья как ячейка общества.
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Место предмета в учебном плане.

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Всего часов

Из них во внеурочной форме

1 класс

2

33

66 ч.

13 ч.

2 класс

2

34

68 ч.

14 ч.

3 класс

2

34

68 ч.

14 ч.

4 класс

2

34

68 ч.

14 ч.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

К общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе важно не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Особое значение этого предмета состоит в формировании целостного взгляда на социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимися самого себя, своего Я.

Результаты освоения учащимися учебного предмета

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-  положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- представление о причинах успеха в учебе;

-  интерес к учебному материалу;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

- знание основных моральных норм поведения.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособий;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих детей;

- этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России;

- представление о своей этнической принадлежности.

- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

 - интерес к познанию окружающего мира;

 - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

 - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

 - осознание ответственности человека за общее благополучие, - - осознание своей этнической принадлежности;

осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

 - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

 - ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

 - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

 - принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

 - понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

-основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

-этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

-  понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

-принятие установки на здоровый образ жизни;

-принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувства прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимание чувств одноклассников и учителей;

  • представление о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

 - выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;

 - учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

 - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 - реализации основ гражданской идентичности в поступках;

 - следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни;

ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного - понимания чувств других людей и сопереживания им

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

-  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

 - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словеснообразным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

 - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

 - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

 - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителями и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом

 - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

 - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно- образным и словесно-логическим материалом;

 - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

- пользоваться знаками, схемами, символами, диаграммами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

- смысловому восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровняобобщения (природа – сделанное человеком, природа живая – неживая, группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

 - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

 - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

 - умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 - осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

 - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

 - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

-  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе при возможности с помощью инструментов ИКТ;

-использовать знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез, как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир - государства - Россия - республика, область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-  устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая - неживая, животные -  растения и т.д.);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлений);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

 - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

 - строить сообщения в устной и письменной форме;

- находить разнообразные способы решения учебной задачи;

 - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям,);

  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

-строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в работе парами и группами;

-  допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

-  использовать в общении правила вежливости.

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

-воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 - учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

 - контролировать действия партнера;

  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

-строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-  контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Обучающийся получит возможность научиться:

-принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы;

-  адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

-строить монологическое высказывание;

-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать другое мнение и позицию;

-умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

-навыками взаимоконтроля.

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- использовать речь для планирования своей деятельности.

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

-с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-   осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Предметные результаты

Обучающийся научится:

-воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

-различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

-различатьособенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта;

- приводить примеры различных профессий;

-  различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

-определять

 последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

-устанавливать

 зависимости между явлениями неживой и живой природы;

- описывать

 (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

- сравнивать 

домашних и диких животных.

-составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

-оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

-различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;

-характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

- называть царства природы;

-описывать признаки животного и растения как живого существа;

-моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

- различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

-устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

-описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

-сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.

- характеризовать условия жизни на Земле;

- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 - описывать свойства воды (воздуха);

- различать растения разных видов, описывать их;

- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

-  объяснять отличия грибов от растений;

- характеризовать животное как организм;

- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

-составлять описательный рассказ о животном;

- приводить примеры (конструировать) цепи питания;

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

- называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

-  работать с географической и исторической картой, контурной картой.

 

-выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

-устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; 

характеризовать условия роста и развития ребенка;

-оценивать положительные и отрицательные

 качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; 

оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

-описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

- составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

- различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

- различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

-описывать основные события

 культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать 

дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

- различать

 основные нравственно-этические понятия;

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

-  участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

- «читать» информацию, представленную в виде схемы;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;

-ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

-проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

- приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

- проводить несложные опыты по размножению растений.

- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

-  рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

-  ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

-высказывать предположенияобсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

 

- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

-различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.

Содержание программы.

1 класс (66 часов)

Введение. Этот удивительный мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

 Мы – школьники (2ч)

 Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам. Домашний адрес.

 Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Твоё здоровье (6ч)

 Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана

органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

 Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

 Я и другие люди (3ч)  

 Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Труд людей (8ч)  

 Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь и

другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

 ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов

Родная природа (30ч)

 Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и

фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

 Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов;

зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

 Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и другие. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

 ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Семья (2ч)  

 Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Наша страна — Россия. Родной край (14ч) 2+2+    5+4+1

 Название города (села), в котором ты живёшь. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии. Машины, помогающие трудиться.Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.

 Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

 Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

 ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка» и другие. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Экскурсии

Сезонные экскурсии «Времена года»: в парк, на водоём. Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору)

Практические работы: режим дня, уход за комнатными растениями

2 класс (68 часов)

Введение. Что окружает человека (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди), предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой «я» каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники - органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Физическая культура. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду.

Кто живет рядом с тобой (6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколенияв семье. Семейное «древо» имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемымжестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия - твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину,как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт – Петербург - северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V - IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

 Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов.

Мы - жители Земли (9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение - живые существа.  Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса и их жизнь в разные времена года.Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Человек и природа. (2 ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы: составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

3 класс (68 часов)

 Земля – наш общий дом (7 ч.)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце- звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной   системы.

 Условия жизни на Земле. Солнце- источник тепла и света.

 Вода.  Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – это смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю(4 ч.)

Человек познает мир. Наблюдения опыты, эксперименты- методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условныеобозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

 Расширение кругозора школьников.  Представления людей древней цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.        

Царства природы (27 часов)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение    отравлений грибами.

 Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных:одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

   Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

   Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

 Как человек одомашнил животных.

Растения - царство природы.  Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика

  Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.

 Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения.    Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России (11 ч)

 Названия нашего государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Как люди жили в старину (12 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основное качество славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьера, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

 Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Как трудились встарину (7 ч)

 Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.   Рыболовство и охота на Руси и в России.

   Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, и России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

    Торговля. Возникновение денег.

   Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников.  Орудие труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

 Уроки – обобщения

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии

В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

4 класс (68часов)

Человек — живое существо (организм) (16 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

 Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме.  Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное   питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы.  Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней.

 Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Твое здоровье (12ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

 Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.  

Практические работы

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузок.Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Человек — часть природы. (2ч)

Чем человек отличается от животных.  Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости.  Детство.  Отрочество. Взрослость. Старость.  Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Человек среди людей. (5ч)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

 ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Родная страна от края до края. (10ч)

Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных.  Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

        Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек -творец культурных ценностей. (12ч)

        Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России.

М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона.Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

         Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство ХVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С.

Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества).

Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П.  Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

 Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

Человек - защитник своего Отечества (5ч)

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой занезависимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

 Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.  

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

         Расширение кругозора школьников.  Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение «Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками вХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская Война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

       Экскурсии.

        В краеведческий, художественный музеи, музей художника, писателя. Композитора (с учетом местных условий).

       Практические работы.

        Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради)

Гражданин и государство. (3ч)

Россия — наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Резерв (3ч)

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

1 класс

Введение. Этот удивительный мир

1

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом, и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради

Мы — школьники

2

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».

Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».

Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»

Родная природа

30

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы

Семья

2

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

Труд людей

8

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»

Наша страна — Россия.

Родной край

14

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».

Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин «Российский сувенир». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

Твоё здоровье

6

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»

Я и другие люди

3

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год

2 класс

Введение.

Что окружаетчеловека

1

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

Кто ты такой

14

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой

6

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия — твояРодина

13

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы — жители Земли

9

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Природныесообщества

23

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения

Природаи человек

2

Человек — часть природы. Правила поведения в природе

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»

3 класс

Земля — нашобщий дом

7

Где и когда ты живёшь.

Историческое время.

Солнечная система. Условия жизни на Земле

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха

Человек изучает Землю

4

Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование

Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом

Царства природы. Бактерии.

Грибы.

Растения.

Животные

27

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений.

Растения и человек.

Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

Наша Родина: от Руси до России

11

Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена

Различение названий российского государства в разные исторические времена

Как люди жили в старину

12

Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины

Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

Как трудилисьв старину

7

Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»

4 класс

Человек — живое существо (организм)

16

Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей

Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного

Твоё здоровье

12

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные

Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений»

Человек — часть природы

2

Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека

Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»

Человек среди людей

5

Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость

Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей

Родная страна: от края до края

10

Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи

Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности

Человек — творец культурных ценностей

12

Культура в разные исторические времена

Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений

Человек — защитник своего Отечества

5

Человек — воин. Героические страницы истории

Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий

Гражданин и государство

3

Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства

Характеристика прав и обязанностей гражданина России

Резерв

3

Материально – техническое обеспечение учебного процессаМатериально-техническое обеспечение учебного предмета (Окружающий мир)

Печатные средства обучения:

- учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.);

- методические пособия для учителя

- таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;

- наборы географических и исторических карт (с ориентировкой на содержание предмета);

- научно-познавательная литература, справочно – библиографическая литература и периодические издания;

Оборудование для проведения практических занятий:

-глобус, компас, микроскоп; модели форм поверхности Земли, модели систем органов человека;

- гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы);

 - оборудование для опытов и экспериментов;

Технические средства обучения:

- компьютер;

- телевизор;

-электронные носители;

-музыкальный центр, музыкальные записи к темам программы;

- фотоаппарат;

Электронные образовательные ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...