Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 636.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
3 класс
№ п/п | Дата | Тема урока/ Тип урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | КОД | Источ-ники информации | Зада-ния для дом.р. | ||
План/ факт | Предметные результаты | Личностные, метапредметные результаты | |||||||
Научится | Получит возможность научиться | Вид/ форма | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 четверть (18 часов) | |||||||||
Раздел 1. Природные условия Земли (11 часов) | ЛУУД У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
РУУД Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
ПУУД Обучающийся научится:
- воспринимать смысл познавательного текста;
Обучающийся получит возможность научиться:
КУУД Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
| ||||||||
01.09 | 1 (1). Приглашение к путешествию. С. 3–5 (1-й части учебника) б) № 2 Комплексное применение знаний и способов деятельности. | Характеристика структуры книги (учебника). Моделирование ситуации (путешествие по родному краю). Формулирование выводов из наблюдений в природе. Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом. Работа с понятиями: стороны света, времена года, дни недели, год. | Ориентироваться в учебнике: – различать элементы книги (форзац, титульный лист, оглавление); – делать предположение по обложке и текстовой информации на ней о содержании предстоящей в учебном году работы; – понимать систему знаков, условных обозначений. | Обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте. Строить монологическое высказывание. | Текущий УО | а) № 3, 4 с. 4 (на усмо-трение учите- ля); б) № 7 | |||
04.09 | 2 (2). Карты. С. 6-7. б) № 1, 6, 8 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Практическая работа №1: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты (ответы на вопросы учителя). Определение основных и промежуточных географических направлений. Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карты. | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире с помощью условных знаков. Использовать знаки, символы, модели, приведенные в учебной литературе. Знать основные и промежуточные географические направления. | Планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Текущий ПР№1 | а) №2 с. 7; б) № 3-5. Проводить наблюдения за пого-дой | |||
08.09 | 3 (3). Что такое погода. С. 8-11. б) № 12 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Практическая работа №2: выделение основных показателей погоды, ее компонентов; фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды. Описание погодных явлений исходя из своих наблюдений. Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой природы. Установление причинно-следственных связей между изменениями в литосфере, гидросфере, атмосфере | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края. Выделять основные показатели погоды. Осуществлять запись информации об окружающем мире. Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе. Фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды. Выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края. | Планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Текущий ПР№2 | а)№ 1 с. 9; б) № 10, 11. Подобрать в допол-нительной литературе народ-ные приметы погоды | |||
11.09 | 4 (4). Народные приметы погоды. С. 11-13. б) № 13 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение признаков хорошей и плохой погоды. Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями. Выдвижение предположений на основе наблюдений. Представление результатов своей творческой работы. | Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках информации. Составлять устную характеристику погоды. Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из сообщения. | Кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между показателями климата и неравномерным распределением тепла и влаги в разных тепловых поясах. | Текущий УО | а)№ 1 с. 13; б)№14. Офор-мить альбом «Народные приме-ты пого-ды» | |||
15.09 | 5 (5). Климат. С. 13-14. б) № 15 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Различение характерных признаков сезонов года. Сравнение показателей погоды с показателями климата. Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов. Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре. Анализ тематических карт, таблиц, рисунков, представленных в учебнике. | Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе. Сравнивать явления и понятия (климат и погода). Понимать структуру построения рассуждений об объектах. | Текущий УО | а)№ 4 с. 14; б)№16 | ||||
18.09 | 6 (6). Представление о климатических поясах. Тест №1 по теме «Климат». С. 15-18 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Знакомство с климатическими поясами. Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте. Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на разнообразие климатических поясов. Соотнесение иллюстрации в учебнике с информацией из текста. Работа с графической информацией. Определение по графику типа климатического пояса. | Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из текста. Устанавливать причинно-следственные связи между климатом и количеством тепла и влаги. Использовать различные источники информации (текст, графика, модели) для построения суждения. Высказывать свою точку зрения. Коллективно обсуждать результаты наблюдений по рисунку. Понимать причины разнообразия климатических поясов на Земле. | Планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Текущий УО Т№1 | а)№ 1, 2, 3 б)№ 17 | |||
22.09 | 7 (7) Почва. Состав почвы. С.18-20 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Практическая работа №3: проведение опытов по определению состава и свойств почвы. Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Планирование своей деятельности. Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов. Обсуждение в группе результатов наблюдений. | Осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования. | Планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава и свойств почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Текущий ПР№3 | http://www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/urok-onlayn-pochva-osoboe-telo-zemli | б)№18. Подго-товить творческую работу «Меры по сохра-нению плодо-родия поч-вы» | ||
25.09 | 8 (8). Образование почв. Плодородие. С.20-24. б)в р.т. № 22, 24, 26 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли в тексте. Определение понятия «плодородие». Установление связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в живой природе между растениями и животными. Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике. Сравнение различных типов почв с использованием текста и рисунков в учебнике. | Составлять небольшое сообщение в устной форме. Выделять главное в тексте. Устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы. Представлять последовательность круговорота веществ в природе. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний. | Текущий УО | № 20, 21. Подго-товить творческую работу «Меры по сохра-нению плодо-родия поч-вы» | |||
29.09 | 9 (9). Защита почв. Зачет по теме «Почва». С. 23. б) № 23, 25 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Практическая работа №4 «Как образуются овраги». Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода. | Оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях. Представлять свою работу одноклассникам. Высказывать свою точку зрения. | Моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия. | Текущий ПР№4 | а) № 1, 2 с. 24; б) № 24, 26 | |||
02.10 | 10 (10).Природные зоны суши Земли. С. 25-27. б) № 28 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Практическая работа №5: чтение условных обозначений карт природных зон и климатических поясов. Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом). Выделение существенных признаков природных зон на основе анализа схемы в учебнике. Знакомство с разнообразием природных зон. Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием. Определение взаимосвязи между почвой, климатом и растительным и животным миром. Знакомство с закономерностью смены природных зон на Земле от экватора к полюсам. Выявление последствий изменения климата для определенной местности. Сравнение природных зон с природой родного края. Сравнение карт природных зон и климатических поясов с использованием таблицы. | Использовать схемы, таблицы и другие источники графической информации (карты). Осуществлять синтез как составление целого из частей. Устанавливать связи между климатом, почвой и живой природой. Проводить аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края. Читать и понимать условные обозначения на карте природных зон. Сравнивать климатическую карту и карту природных зон. Объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной смены природных зон. Иметь общее представление об особенностях природных зон Земли. | Планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Текущий ПР№5 | а) № 1, 2 б) № 29, 30 | |||
06.10 | 11(11). Контрольная работа №1 по теме «Природные условия Земли». С. 28. б) № 28 Проверка и оценка знаний и способов деятельности. | Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок. | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Темати-ческий/ КР№1 | http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_ id,7556/Itemid,88/ | б) №27 | |||
Раздел 2. Человек в далеком прошлом (10 часов) | ЛУУД У обучающегося будут сформированы:
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования:
РУУД Обучающийся научится:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Обучающийся получит возможность научиться:
ПУУД Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
КУУД Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
| ||||||||
09.10 | 12 (1). Где зародилось человечество. С. 29-31 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической карты. Использование условных обозначений на карте. Знакомство с особенностями рельефа Африки. Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты и графического изображения в учебнике. Нахождение на физической карте географических объектов. Нанесение географических объектов на контурную карту. | Получать информацию при чтении карты. Определять географическое положение материка. Анализировать различные источники информации (текст, рисунок, графика). | Текущий УО | а)№ 1 с. 30; б)№31. Приготовить сообщение о животных и расте-ниях Афри-ки | ||||
13.10 | 13 (2). Климат и природные зоны Африки. С.31-45 б) № 33 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Работа с климатической картой, картой природных зон. Определение по карте границ климатических поясов и природных зон. Соотнесение местоположения климатических поясов с природными зонами. Составление на основе текста описания природной зоны по плану. Выделение особенностей природных зон и их отличий. Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны с помощью текста учебника и дополнительных источников информации. Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя. | Иметь представление об особенностях климата природных зон Африки. Строить сообщения по плану. Воспринимать смысл познавательных текстов. Иметь представление о растительном и животном мире природных зон Африки. Выделять главную информацию из текста в соответствии с учебной задачей. Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в учебнике и дополнительных источниках информации. | Текущий УО | http://www.uchportal.ru/load/49-1 -0-661 5 http://www.rusedu.ru/detail_1 1908.html http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_ id,7295/Itemid,88/ | а) № 1 с. 36; № 1 с. 37 а)№3 с. 40; б)№ 32, 35 | |||
16.10 | 14 (3). Родина человечества. Как появился человек. С.46-48. б) № 34 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Выдвижение предположения о месте зарождения человечества на основе своих знаний о природных зонах. Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества. Сравнение условий жизни в различных природных зонах Африки. Знакомство с различными теориями появления человека на Земле. Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле. Сравнение человека и обезьяны. Выявление различий между человеком и животными. | Понимать взаимосвязь климата, рельефа и природных зон одной местности. Обобщать имеющиеся знания. Расширять представления об исторических источниках знаний (материальные, устные, письменные). Иметь представление о теориях появления человека на Земле. | Текущий УО | б) № 36. Найти и прочи-тать допол-нительную художествен-ную, позна-вательную литературу о жизни древ-них людей | ||||
20.10 | 15 (4). Жизнь древних людей. С. 52-58. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Беседа о расселении и жизни древних людей. Высказывание своего мнения. Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени. Определение значения для человека событий: обретение огня, одомашнивание животных и начало земледелия. Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека на примере своего региона. | Понимать развитие социальной природы человека. Выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало земледелия. Устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего человека. Проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека. | Текущий УО | б) № 1, 2 с.49; б) № 39. Подготовить сообщение о древ-них государствах (выбо-рочно) | ||||
23.10 | 16 (5). Самые древние государства. С. 58-63 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Соотнесение исторической карты и современной, нахождение на карте местоположения древних государств. Сообщение о древних государствах. Моделирование ситуации (современная жизнь без какого-либо изобретения). Обсуждение роли природных условий в появлении традиций древнего государства. Сравнение особенностей воспитания детей и уклада жизни различных древних городов-государств (Афины и Спарта) на основе текста учебника. | Иметь представление о государстве, его функциях. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи. Проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени. | Моделировать ситуации и оценивать их последствия. | Текущий УО | а)№1,2 б)№ 40 | |||
27.10 | 17(6). Контрольная работа за 1 четверть №2. Проверка и оценка знаний и способов деятельности. | Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок. | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. | Итого- вый/ КР№2 | |||||
30.10 | 18 (7). Лента времени. С. 64-67. б) № 41, 42 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Практическая работа №6 с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими цифрами. Нахождение на карте материков и частей света. | Иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды. Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени. Различать материки и части света. | Текущий ПР№6 | а)№1,2с.67; б)№ 43 | ||||
2 четверть (14 часов) | |||||||||
10.11 | 19 (8). Материки и части света. Расширение знаний о мире. С. 67-74. б) № 44 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Отслеживание по тексту и карте в учебнике маршрутов великих путешественников (Питей, А. Македонский). Обсуждение значений и целей походов А. Македонского и других путешественников для Европы. Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени. Сравнение исторической карты местности с географической картой. Моделирование ситуации современного путешествия по маршруту путешественников того времени. Выявление отличий в этих маршрутах (территорию каких государств они пересекают, что необходимо было для путешествия раньше и как путешествуют теперь). | Извлекать и анализировать информацию из различных источников (историческая и географическая карта, рисунок, схема маршрута, текст учебника). | Наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидатель-ной деятель-ности в интересах страны (на примере Питея, А.Македонского). | Текущий УО | б)№1,2 с. 74 | |||
13.11 | 20 (9). Первые шаги в изучении природы. С.74-78. б) № 46 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в природе, как появились наука, медицина. Обсуждение исследования Аристотелем шарообразности Земли. Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни. Выявление значения и использования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополнительных источников информации). | Понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения. Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном. Пользоваться дополнительными источниками информации для построения своего сообщения. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла. | Текущий УО | а)№ 1 с. 77; б)№45. Подготовить рассказ о Древ-ней Греции (на основе любого мифа) или о каком-либо виде искус-ства | |||
17.11 | 21 (10). Духовная жизнь древнего человека. Исследователь-ская работа №1 Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы) в жизни человека. С. 78-86. б) № 47 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Проверка и оценка знаний и способов деятельности. | Определение понятия «язычество». Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека. Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции. Подготовка в группах рассказов о каком-либо виде искусства. Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок. | Расширять представления о значении язычества и искусства в жизни древнего человека. Выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей. Строить сообщения в устной и письменной форме. Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, намечать пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Текущий УО | http://yaprozrel.ru/people/eto-daleko-ne-vse-chto-umeet-chelovek | а) № 3, 4 б)№ 48 | ||
Раздел 3. Земли восточных славян (22 часа) | ЛУУД У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. РУУД Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
ПУУД Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
КУУД Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
| ||||||||
20.11 | 22 (1). Географическое положение Европы. С. 87-89 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение по физической карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией. Нахождение на карте географических объектов (моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на территории Европы). Фиксирование географических объектов на контурной карте. Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты). | Извлекать информацию из карты. Читать условные обозначения. Составлять характеристики географических объектов, природы, климата на основе логических рассуждений и чтения карты. Находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение. Называть и находить на карте материки и части света. | Текущий УО | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99bd5d51-afa2-4e45-905f- | а) № 1 с. 88; № 1 с. 89. Подготовить сообщение о жизни первобытного человека | |||
24.11 | 23 (2). Первые люди на нашей Земле. С. 89-91 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Выдвижение предположений при рассмотрении орудий труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деятельности первобытного человека, о природных условиях, влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека. Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека. Выделение главной мысли. Использование дополнительного материала. | Проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного человека) по самостоятельно выделенным критериям. Вступать в рассуждение об условиях жизни первобытного человека. Строить небольшие сообщения в устной форме. Обсуждение условий жизни первобытных людей. | Понимать общечеловече-ский характер перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины. Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках. | Текущий УО | а) № 1, 2 с. 90 | |||
27.11 | 24 (3). Восточно-Европейская равнина. С. 91-92 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Практическая работа №7 по картам: определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, нахождение крупных рек, наиболее крупных географических объектов в пределах равнины, выявление особенностей формы рельефа. Обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на контурной карте. | Обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников информации (карты, текст). Обозначать географические объекты на контурной карте. | Текущий ПР№7 | а)№ 2 с. 91; б)№ 49 | ||||
01.12 | 25 (4). Степи. Растительный мир. С.92-96. б) № 51 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Выделение существенных признаков степи как природной зоны. Классификация растений степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе текста учебника. Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение существенных признаков степных растений. Работа с гербарием: выбор растений степной зоны. Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона). | Понимать особенности природных условий степной зоны. Выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи. Приводить примеры растений степи. Выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому климату степи. | Текущий УО | http://viki.rdf.ru/item/2414/download/ | а) № 1 с. 94 (начать выполнение практической работы); № 1с. 96; б)№50. Подготовить сообще-ние, исполь-зуя иллюст-рации или свои рисунки, о растениях степи | |||
04.12 | 26 (5). Степи. Животный мир. С. 96-102. б) № 53 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Классификация животных по рисунку в учебнике. Осмысленное чтение текста в учебнике, ответы на вопросы по нему. Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни. Определение (среди других животных) типичных представителей. Составление цепей питания. | Воспринимать смысл познавательных текстов. Извлекать информацию из текста, сообщений в соответствии с учебной задачей. Устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой. Приводить примеры животных степной зоны. Определять приспособленность животных к жизни в степи. | Текущий УО Т№4 | http://viki.rdf.ru/item/663/download/ | б) № 52, 54. Подготовить сообщение, используя свои рисунки или иллюстра-ции о животных степи | |||
08.12 | 27 (6). Люди в степи. Тест №2 «Степь» С. 102-107. б) № 55, 56 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие - к неблагоприятным, как жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей. Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе. | Устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями. Обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе. | Осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества. | Текущий УО Т№2 | б) № 57, 58 | |||
11.12 | 28 (7). Лесостепь. С. 107-109 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение по карте границ природных зон. Различение особенностей основных и переходных природных зон. Описание лесостепи на основе схемы в учебнике. Сравнение природных условий степной и лесостепной зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон. Использование своих знаний и результатов наблюдений для описания особенностей природных зон. | Различать природные условия основных и переходных природных зон (климат, почвы, растительность). Выделять существенные признаки лесостепной зоны. Сравнивать изучаемые природные зоны (степь, лесостепь). | Текущий УО | а)№1-3 с. 109 | ||||
15.12 | 29 (8). Лесная зона. Исследователь-ская работа №2: образ жизни, повадки лесных животных. С.109-124. б) № 59, 61 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные, широколиственные леса умеренного пояса). Нахождение границ лесов на карте природных зон. Сравнение природных зон на схеме. Выявление зависимости растительности природной зоны от количества тепла и влаги. Сравнение рисунков разных типов леса. Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса. Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на текст учебника. | Использовать таблицы, схемы, рисунки, приведенные в учебнике. Находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. Классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса. Проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом. Опираться при ответе на собственные наблюдения в природе. Выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих в зоне лесов. | Текущий УО | http://eduland.ru/doo-bio/2006/seminar/011_urok_v_zone_lesov.ppt | а)№ 2 с. 113; б) № 60, 66 | |||
18.12 | 30 (9). Сезонные изменения в лесу. С. 124-138. б) № 62, 63 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Характеристика особенностей разных сезонов года (самостоятельно). Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с помощью собственных наблюдений в природе и информации в учебнике. Анализ распространения семян дикорастущих растений по рисунку в учебнике и формулирование вывода. Сравнение причин раннего цветения растений в лесу и степи. Знание перелетных птиц своего края. Проведение аналогии сезонных изменений в лесной зоне и в своем крае. Деление животных на группы по особенностям их приспособления к жизни в зимнем лесу. | Иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов. Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки. | Проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края. | Текущий УО | http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/d/d048f76a-d9a8-305b-b62a-70adcf682071/Yakowleva%20NW.rar | а) № 1 с. 131; № 1 с .133; № 4 с. 137 Подго-товиться к контрольной работе | ||
22.12 | 31(10). Контрольная работа за 1 полугодие №3. Природные зоны. С. 28. б) № 28 Проверка и оценка знаний и способов деятельности. | Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок. | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Итого- вый/ КР№3 | |||||
25.12 | 32 (11). Сезонные изменения в лесу (продолжение). б) № 64, 65 Комплексное применение знаний и способов деятельности. | Экскурсия №1 в природу. Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена года. Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Анализ происходящих изменений. | Вести наблюдения в природе. Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире. Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. | Текущий Э№1 | http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Урок_окружающего_мира_в_1_клас-се_%22_Времена_года%22 | а)№ 1-11 (на выбор учите-ля); б) № 67, 68. Подготовить сообще-ние о жили-щах славян в степной и лесной зонах | |||
3 четверть (18 часов) | |||||||||
12.01 | 33 (12). Как жили наши далекие предки. Исследователь-ская работа №3 Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). С. 139-140. б) № 69 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни, видах деятельности славян. Выдвижение гипотез о жизни славян по предметам, найденным при проведении раскопок. Обсуждение сообщений о строительстве славянских жилищ в степной и лесной зонах. | Строить небольшие сообщения в устной форме. Использовать для построения сообщений различные источники информации. Устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян). Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах. | Текущий УО | б)№1,2 с. 140; б) №70 | ||||
15.01 | 34 (13).Расселение славян. «Путь из варяг в греки». С. 141-147. б) № 71 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту. Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек. Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Нахождение в тексте ответов на вопросы. Объяснение с помощью текста, как появились первые города. Соотнесение текстового описания пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике. Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки». Моделирование ситуации (путешествие купца). | Воспринимать смысл познавательного текста. Составлять рассказ по тексту учебника. Понимать особенности расселения славян по территории ВосточноЕвропейской равнины. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. | Текущий УО | http://www.rusedu.ru/detail_14384.html http://norse.ulver.com/articles/lebedev/nevo.html http://img15.nnm.ru/2/5/3/b/7/d6217d06e31871bbafd059f7361.jpg | б)№1-3 с. 144; № 1, 2 с. 147 | |||
19.01 | 35(14). Обожествление природы. С. 148-150. б) № 72 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Доказательство с помощью текста учебника правильности утверждения: «Язычество всегда отражает природные условия, в которых живет народ». Определение понятия «язычество». Приведение примеров народных праздников и обычаев древних славян, соотнесение их с праздниками и традициями современных людей. | Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта. Понимать понятие «язычество». Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени. | Текущий УО | http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_ id,26587/Itemid,118/ | а)№1,3 с. 150. | |||
22.01 | 36 (15). Родной край в далеком прошлом. Комплексное применение знаний и способов деятельности. | Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков. Экскурсия №2 в краеведческий музей. | Иметь представление об истории родного края. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков. На основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла. | Текущий Э№2 | Небольшое сочинение на тему: «Что меня удиви-ло в музее» | ||||
26.01 | 37 (16). Первые русские князья. С. 3-8 (2-я часть учебника) Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Выделение основных признаков государства. Знакомство с историей образования Древнерусского государства. Анализ исторической карты в учебнике (границы Древнерусского государства, границы расселения племен, соседние племена). Обсуждение личностных качеств первых русских князей. Соотнесение исторической карты с физической и картой природных зон. | Осознавать понятие «государство». Определять признаки и значение государства. Иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях. | Текущий УО | а)№ 2 с. 8; б)№ 73 | ||||
29.01 | 38 (17). Принятие Русью христианства. Тест №3. С. 8-11 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие». Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории. Беседа о значении принятия христианства для Руси. Соотнесение исторических событий (крещение) с датами, с веком. Работа с лентой времени. | Понимать значение принятия христианства для Руси. Иметь представление о выдающемся государственном деятеле - князе Владимире. Воспринимать смысл текста, извлекать из него главное. Выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильм, иллюстрации). | Определять последовательность важных событий в истории России. | Текущий УО Т№3 | Найти в тексте на с. 10-11 доказательства благотворного воздействия приня-тия христианства на Руси | |||
02.02 | 39 (18). Расцвет Древнерусского государства. С. 11-14 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Работа с текстом учебника: знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период. Обсуждение военных побед, роста городов, усиления княжеской власти. Оценка личности князя Ярослава Мудрого. Экскурсия №3 в краеведческий музей (или в библиотеку). | Понимать значение сильного государства. Выделять существенные характеристики Древнерусского государства. Иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период (князьях Владимире, Ярославе Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю нашего Отечества. | Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края | Текущий Э№3 | а)№ 2 с. 13; б)№ 74 | |||
05.02 | 40 (19). Древнерусская культура. Исследователь-ская работа №4 Духовная и материальная культура древних русичей. С. 14-24. б) № 75, 91 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Знакомство с древнерусской архитектурой (деревянное и каменное зодчество). Сравнение крестьянского дома и боярского двора по рисунку на с. 15. Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси. Понимание изречений в летописях и сборниках того времени и рассуждение об их смысле, соотнесение этих изречений с современностью. Практическая работа №8 «Как учили школьников»: проведение исследования по изучению развития письменности на Руси. | Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре. Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте. | Приводить примеры культурных и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства. | Текущий ПР№8 | а) №4 с. 24; б)№ 76 | |||
09.02 | 41 (20). Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие. С. 24-25 С. 26-29 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и ослабления Древнерусского государства. Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике. Отражение ордынского нашествия на ленте времени. Определение последовательности событий. Знакомство с полководцами кочевников Чингисханом и Батыем. Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов. Обсуждение возможных причин поражения Руси. | Устанавливать причинно-следственные связи раздробленности государства и их последствий. Определять понятие «натуральное хозяйство». Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Находить место изученных событий на ленте времени. Определять последовательность исторических событий России. Называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый). Проводить сравнения по рисункам учебника. Пересказывать изученные события по плану. | Текущий УО | а)№1,3 с. 25 а) № 1 с. 27; № 1 с. 29 | ||||
12.02 | 42 (21). Угроза с запада. Исследователь-ская работа №5 История одного из древних городов.. С. 29-33 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.). Характеристика особенностей положения Новгородского княжества. Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска. Анализ исторической карты: сопоставление ее с описанием событий в тексте. Характеристика личности А. Невского с использованием текстовой информации в учебнике и репродукции картины П. Корина «Александр Невский». Нахождение в тексте учебника подтверждения военного таланта А. Невского. | Испытывать чувство гордости за национальные победы. Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Определять последовательность событий в истории России. | Строить сообщения об исторических деятелях (А. Невский), используя дополнительные источники информации. Приводить примеры событий, фактов, характеризую-щих личность, оценивать их значимость для людей и государства. | Текущий УО | а) № 1-3 с. 33; б) № 77 Исследовательская работа (парами) по истории одного из древних городов (№5 с. 33). Выбор пары, оформление и подача материала — по желанию учащихся | |||
16.02 | 43 (22). Контрольная работа №4 по теме «Земли восточных славян». Проверка и оценка знаний и способов деятельности. | Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок. | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Темати-ческий/ КР№4 | |||||
Раздел 4. Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов) | ЛУУД У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. РУУД Обучающийся научится:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Обучающийся получит возможность научиться:
ПУУД Обучающийся научится:
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться:
КУУД Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
| ||||||||
19.02 | 44 (1). Залесская земля. С.34-36 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение местонахождения Залесской земли на физической карте. Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи. Объяснение причин упадка Киевского княжества и Древнерусского государства. Чтение и обсуждение былин и сказаний. | Определять последовательность важных событий в истории России. Обобщать изученный материал. Определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства. | Текущий УО | а)№ 1 с. 36; б)№ 78 | ||||
26.02 | 45 (2). Что такое природное сообщество. С.36-37 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Экскурсия №4 в природу. Обсуждение особенностей разнообразия природы России. Знакомство с понятием «природное сообщество». Наблюдение за природой родного края на примере одного из сообществ. | Определять понятие «природное сообщество». Осваивать доступные способы изучения природы (наблюдение, сравнение). Осознавать элементарные правила поведения в природе и социальной среде. | Текущий Э№4 | а) № 1 с. 37 | ||||
02.03 | 46 (3). Законы лесной жизни. С. 38-45. б) № 79 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение понятия «природное сообщество». Приведение примеров природных сообществ. Знакомство по рисунку с природным сообществом лес. Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе. Деление растений на группы (светолюбивые и теневыносливые). Составление цепи питания между представителями лесного сообщества. Выявление положительного и отрицательного влияния человека на природу. Моделирование ситуации поведения в лесу. Составление (в группах) правил поведения в лесу. Решение задач на ориентирование в лесу. | Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу. Знать элементарные правила поведения человека на природе (лесу). Определять значение леса для древнерусского и для современного человека. | Текущий УО | а)№1-3 с. 40, № 1-4 с. 42 (выбо-рочно, на усмот-рение учителя); б)№ 80 | ||||
05.03 | 47 (4). Природное сообщество луг. С. 45-49 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Установление связей в природном сообществе луг по рисунку. Составление пищевых цепей. Определение роли животных в сообществе луг. Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга. Описание сезонных изменений, происходящих на лугу (по тексту учебника). Сравнение луга и степи. | Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей растений и животных луга. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество луг. Приводить примеры растений и животных луга, ядовитых растений. | Текущий УО | http://ikt.oblcit.ru/220/Safonowa/p3aa1.html http://nklassitumch.ucoz.ru/load/prezentacija_test_po_okruzhajushhemu_ miru_3_klass/1-1-0-30 | а)№1-3 б)№ 81 | |||
12.03 | 48 (5). Природное сообщество озеро. Тест №4. С.49-56. б) № 82, 83 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Характеристика озера как природного сообщества. Нахождение на карте крупнейших озер России. Сравнение озера и пруда. Поиск в тексте доказательств того, что озеро - это сообщество. Знакомство с обитателями озера. Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку). Описание внешнего строения какого-нибудь животного, обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Обсуждение правил поведения на воде. | Находить на карте и знать названия крупных озер России. Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро. Извлекать из текста учебника главную мысль. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество озеро. Приводить примеры растений и животных озера, приспособления животных к разным средам обитания. | Текущий УО Т№4 | http://festival.1september.ru/articles/556448/ | а)№ 1, 4-7 (выборочно, на усмот-рение учите-ля); б) № 84, 85. Нанести на контурную карту геогра-фические Объек-ты (круп-ные озера) | |||
16.03 | 49 (6). Природное сообщество поле. С. 56-59 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Различение поля и луга. Поиск в тексте доказательств того, что поле - сообщество. Обсуждение изменений орудий и техники для обработки почвы от древности до настоящего времени. Распределение растений по группам по самостоятельно выделенным признакам (культурные, луговые, сорняки, ядовитые). Работа в группах: классификация растений и животных по сообществам. Нахождение в тексте мероприятий по сохранению плодородия почвы. Оценивание растений и насекомых с позиции полезности и вредности для человека. | Находить в тексте и приводить доказательства своей точки зрения. Исследовать связи между человеком и природой, между растениями и животными. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу. Различать природные сообщества поле и луг. Сравнивать изучаемые природные сообщества лес, луг, водоем как единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва, животные). | Текущий УО | а) №7 с. 59; б) №86 | ||||
19.03 | 50 (7). Контрольная работа за 3 четверть №5 Проверка и оценка знаний и способов деятельности. | Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок. | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. | Итого- вый/ КР№5 | |||||
4 четверть (17 часов) | |||||||||
02.04 | 51(8). Возвышение Москвы. Куликовская битва. С.60-63 С. 63-66 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Работа с текстом учебника. Определение преимущества географического положения Москвы. Соотнесение информации из текста с картой. Работа с картой: возможные торговые пути. Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы. Составление плана сражения по тексту. Соотнесение информации из текста со схемой сражения. Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.) Обсуждение значения Куликовской битвы для русского народа. Определение своего отношения к эпизодам Куликовской битвы. | Определять последовательность исторических событий. Находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы. Знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века). Составлять портрет исторического деятеля (Дмитрий Донской). Приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность. Соотносить исторические события с датами. Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рисунок, схема). Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа. | Текущий УО | а) №1 с. 61; б)№ 87 а)№1,2 с. 66 | ||||
06.04 | 52 (9). Стояние на реке Угре. С. 66-68 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Анализ схемы «Стояние на реке Угре» (с. 67 в учебнике). Сравнение с Куликовской битвой (ход сражения, виды оружия). Нахождение и выписывание из текста в учебнике основных причин победы русских войск. Анализ репродукций картин А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника. | Анализировать иллюстрации в учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин. Соотносить исторические события с датами, дату с веком. Определять последовательность важных исторических событий России. Называть причины победы русских войск над захватчиками. Знать дату освобождения Руси от ордынского ига - 1480 г. | Текущий УО | а)№1,2 с. 68. Составить описа-ние воен-ных дейст-вий по схеме (кар-те) | ||||
09.04 | 53 (10). Создание Московского государства. С.68-69 Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. | Обобщение пройденного материала. Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период. Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства. Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений Ивана III. | Отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV -начало XVI века, создание Московского государства). Пользоваться историческими картами. Ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени. | Иметь представление об истории Московского государства. Различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московское княжество). | Текущий УО | б) №88 | |||
13.04 | 54 (11). Грозный царь. С. 69-71. б) № 89 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Обсуждение на основе текста личности Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина. | Составлять портрет исторического деятеля Ивана Грозного. Оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа. Уметь оценивать роль личности в истории с разных сторон. | Текущий УО | а) №1 с. 75; б) №90 | ||||
16.04 | 55 (12). Развитие русской культуры. С. 72-80 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Представление сообщений о городах, входящих в Золотое кольцо России. Нахождение на карте и фиксация на контурной карте этих городов. Обсуждение одежды разных слоев населения по рисунку. Беседа о событиях и открытиях XVI века в России. Чтение текста в учебнике о развитии культуры, зодчества, искусства России и обсуждение в классе. Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок. | Понимать особую роль России в мировой истории. Испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. | Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России. Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток. | Текущий УО ПР№2 | а) № 1 с. 73, № 2 с. 79 Подго-товить сообщения о Ермаке и А. Никитине (по желанию двум учени-кам) | |||
Раздел 5. Путь от Руси к России (13 часов) | ЛУУД У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. РУУД Обучающийся научится:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
Обучающийся получит возможность научиться:
ПУУД Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп; - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). КУУД Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
| ||||||||
20.04 | 56 (1). Русские первопроходцы. С. 80-83. б) № 93 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Ориентирование по карте. Нахождение и фиксация на контурной карте маршрутов путешественников. Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути. Извлечение информации из сообщений о путешествиях Ермака и А. Никитина. | Находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак). Составлять небольшие рассказы о достопримечательностях новых земель. Находить на карте географические объекты (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого океана). Оценивать качества личности путешественников. | Оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказатель-ность. | Текущий УО | а) №1 с. 81; б) №92 | |||
23.04 | 57 (2). Географическое положение Азии. Сибирь. С. 83-87. б) № 94 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Самостоятельное описание географического положения Азии с использованием текста и карты. Работа в группе: описание по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация на карте географических объектов (крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы, равнины Азии). Характеристика природных условий Сибири с использованием текста и карты и знание причин их особенностей. | Определять географическое положение Азии. Находить и называть географические объекты, заданные учителем. Разделять материк на две части света: Европу и Азию. Называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница. Выделять природные особенности Сибири. | Текущий УО | а)№1-3 б) №95 Найти в тексте на с. 86-87 причи-ны суро-вого клима-та Сиби-ри | ||||
27.04 | 58 (3). Тайга. Исследователь-ская работа №6 Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. С. 88-92. б) № 96 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Нахождение зоны тайги на карте природных зон. Сравнение тайги с зоной смешанных лесов. Составление плана рассказа о природной зоне тайге. Соотнесение текста с рисунком. Знакомство по рисунку с животными тайги. Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам. | Использовать карты природных зон для составления характеристики тайги. Сравнивать изучаемые природные зоны России. Классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам. Приводить примеры животных и растений зоны тайги. Знать правила поведения в лесу. Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Текущий УО | а)№1,2 б) № 97, 98 | ||||
30.04 | 59 (4). Природное сообщество болото. Тест №5 С. 93-97. б) № 100, 101 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением. Поиск в тексте причин образования болот. Знакомство по рисунку в учебнике с животным и растительным миром болот. Определение значения болот в природе. Обсуждение правил поведения на болоте. Работа в группах: приведение доказательств того, что лес, луг, водоем - это сообщества. | Находить на карте болота. Объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества. Приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества. Знать правила поведения на болоте. Устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва) | Текущий УО Т№5 | а)№1-3 б) №99 Найти в тексте (с. 93-96) существенные признаки болота | |||
04.05 | 60 (5). «Хождение за три моря». С. 98-103. б) № 102 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение по картам (физической и природных зон) географического положения Индии. Обсуждение, в пределах каких природных зон располагается Индия. Обсуждение способов представления сообщений о путешествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса. Сравнение лесов умеренного пояса с лесами тропического пояса. | Находить и демонстрировать на карте путь путешественника А. Никитина. Использовать карты, дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии. | Текущий УО | б) №103, 104. Подго-товить сообще-ние о тропи-ческом лесе. Подготовка к годовой контрольной работе | ||||
07.05 | 61 (6). Контрольная работа за год №6 Проверка и оценка знаний и способов деятельности. | Оценка собственной работы, анализ допущенных ошибок. | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. | Итого- вый/ КР№6 | |||||
Россия в XVII веке (8 часов) | |||||||||
11.05 | 62 (7). Смутное время. Спасители земли Русской. С. 104-109. б) № 105 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Установление последовательности событий по тексту учебника. Обсуждение условий жизни во времена Смутного времени. Выявление роли К. Минина и Д. Пожарского в истории России. Работа с лентой времени: дата освобождения России от польских захватчиков(1612 г.). Соотнесение событий 1612 года с современным государственным праздником -Днем народного единства (4 ноября). | Воспринимать смысл текста. Выделять необходимую информацию. Устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д. Определять роль Минина и Пожарского в истории России. Оценивать характер русского народа. Знать историю появления государственного праздника Дня народного единства. | Текущий УО | http://pedsovet.org/component/option.com_mtree/task.viewlink/link_ id,7767/Itemid,118/ | а)№1,2 б) № 106 | |||
14.05 | 63 (8). Расширение пределов страны. С. 109-111. б) № 107 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Работа с контурной картой: нанесение географических объектов, маршрута путешественников. Обсуждение значения для страны открытий, сделанных С. Дежневым. Моделирование ситуации похода в Сибирь (что для этого необходимо). Обсуждение качеств личности первооткрывателя. | Испытывать чувство гордости за открытия, сделанные русскими путешественниками. Использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явлений, нахождения географических объектов. Находить на карте и показывать путь великого путешественника С. Дежнева. Определять значение экспедиции команды С. Дежнева для страны. | Текущий УО | а) № 3, 4, 5 с.111 (на усмот-рение учите-ля). Подгото-вить сообщение о животных и расте-ниях тундры | ||||
18.05 | 64 (9). Природа тундры. С.112-118. С. 118-122 б) 109, № 110 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Определение по карте границ тундры. Составление характеристики особенностей природных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике. Знакомство по рисунку с животными тундры. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам. Составление плана рассказа «Природа тундры». Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни в тундре. Сравнение растительности степи и тундры. Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника. | Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу. Приводить примеры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре. Знать основные виды деятельности человека в тундре. | Текущий УО | http://viki.rdf.ru/item/2116/download/ | а) № 1 с. 117. Подготовить сообщение о животных аркти-ческой пустыни (выбо-рочно, двум-трем учени-кам) а) №2 с. 122; б) № 108 | |||
21.05 | 65 (10). Арктическая пустыня. С. 122-127. б) № 112 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Нахождение на карте зоны арктической пустыни. Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата». Сопоставление Арктики и Антарктики. Работа с вопросами и заданиями в учебнике. Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни. | Использовать рисунки, текст учебника, дополнительные источники информации для изучения природной зоны. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу. Приводить примеры растений и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической пустыне. Сравнивать условия жизни в разных природных зонах. | Текущий УО | а) №2 с. 126; б) № 111, 113 Сде-лать сравнительную характеристику Арктики и Антарктиды | ||||
23.05 | 66 (11). Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. С. 128-133 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека. Обмен информацией из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах Сибири и их традициях. Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России. Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикет). | Устанавливать взаимосвязи между человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в определенных природных условиях. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем. | Текущий УО ПР№3 | а) №1 б) № 114, | ||||
25.05 | 67 (12). Россия накануне реформ. С.134-136. б) № 115 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Представление альбомов по истории культуры России. Выполнение обобщающих заданий. Работа с картой и лентой времени. | Оценивать устные высказывания одноклассников в соответствии с обсуждаемой темой. Оформлять результаты исследовательской работы. Использовать исторические понятия для решения учебно-познавательных задач. Узнавать государственную символику. Соотносить исторические понятия с датами, конкретную дату с веком. Определять последовательность важнейших событий в истории России. | Текущий УО | |||||
28.05 | 68 (13). Заключительный урок. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. | Экскурсия №5 в природу. Знакомство со списком книг для летнего чтения. | Оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников (рефлексия). Строить предположение о том, как будет вестись работа в четвертом классе. | Текущий Э№5 |
Форма контроля: КР – контрольная работа, ПР – проверочная работа, ПР – практическая работа, Т – тест, УО – устный опрос.
Источники информации: УКиМ – диск «Уроки Кирилла и Мефодия», 3кл.; ВР/СП – видеоролик/сайт Почемучки; ДН – диск началочка.
В колонке «Задания для домашней работы» из учебника и рабочей тетради под пунктами:
а) задания из учебника (номер определяется по порядку отсчета сверху страницы, так как в учебнике задания не пронумерованы);
б) задания из рабочей тетради (7-е изд., перераб. и доп. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012).
Курсивом выделены результаты, характеризующие систему действий, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающие как пропедевтика для дальнейшего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы начального общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-80784-1358008587.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-28620-1433541393.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-80784-1358008587.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. Е.В...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336646-1383827078.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Перспектива".
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Перспектива"....