План - конспект урока по окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Арзямова Надежда Ивановна

19 век.Россия.Время славы,открытий,дуэлей,побед.Время пышных балов,где чего только нет...

Окунуться в прошлый век,чтобы вынести из него в наше время актуальное решение проблемы источеской памяти культуры.Привлечь внимание к бережному отношению исторической культруы своего народа.Воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру.Урок проводится в форме путешествия в прошлое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План  - конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема урока: XIX век - золотой век русской культуры.


Цели урока:

  • продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
  •         создать у учащихся представление о российской культуре XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения;
  • пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре;
  • формирование бережного отношения к культуре своего народа.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века; познакомиться с творчеством литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;
  • развивающие: повышать уровень познавательных способностей,  развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
  • воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру.

Проблемный вопрос:

Почему XIX век называют «золотой век русской культуры»?

  1. Организационный момент.

.

Сегодня мы отправимся в маленькое путешествие.

Как вы думаете, куда? (в прошлое)

  1. Актуализация знаний и постановка цели, задач, проблемной ситуации.

Тема урока: XIX век -

19 век. Россия. Время славы, открытий, дуэлей, побед.

Время пышных балов, где чего только нет…

- А что бы вы хотели там увидеть, где побывать, а может что-то узнать?(_________)

- Давайте определим цели и задачи нашего путешествия.

 (памятники архитектуры, произведения искусства, театр, картины…)

  • Архитектура, музыка, живопись, театр, литература.

- Как это называется? (культура)

Тема урока: XIX век - … русской культуры

- А зачем мы изучаем культуру, искусство?

«Жизнь коротка, искусство вечно…» Густав Моро

- А кто создаёт культуру?

(люди, писатели, поэты, архитекторы, музыканты, художники)

  • Писатели, композиторы, художники, архитекторы


- Итак, наша задача - познакомиться с культурой 19 века и с людьми, её создававшими. А тема урока звучит так …

Тема урока: XIX век – золотой век русской культуры

- Какой вопрос возникает? (почему золотой?)

- У вас есть предположения? (_________)

- Цель нашего урока – путешествия (конечная остановка) – выяснить. Почему 19 век называют золотым веком русской культуры.

  1. Основной этап.

- Ну что ж, попробуем немного прикоснуться к той эпохе, а может и почувствовать атмосферу того времени…

АРХИТЕКТУРА  

( Иллюстрации архитектурных сооружений 19 века)

- Дамы покажут нам некоторые достопримечательности того времени.

1.Этот дом построен в традиционном русском стиле архитектуры 19 века: снаружи резные украшения, внутри просторные светлые комнаты.

2.Исаакиевский собор – крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге. Строился в течении 40 лет.

3.Смольный собор. Строительство было начато под руководством придворного архитектора Ф.Растрелли и продолжалось 87 лет. Его высота- почти 94 метра.

4.В Москве на Красной площади расположено здание грандиозного по своим размерам и красоте торгового центра.

5.А это дворянские усадьбы. Они представляют собой целый  комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек.

6.Эрмитаж – первый общественный художественный музей. Был открыт в 1852г. Там были собраны художественные сокровища императорской семьи.

-Что отличает архитектуру 19 века, что в ней особенного?

(большие размеры, монументальность,  роскошь богатство…)

7. Это здание – дом московского купца Петра Третьякова, в последствии картинная галерея, названная его именем. Третьяков собрал одну из самых крупных в мире коллекций изобразительного искусства русских художников.

-Кто-нибудь был в Третьяковской галерее? Давайте заглянем внутрь и познакомимся с некоторыми из них.

ШИШКИН (

репродукции картин «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу»)

Мастер пейзажной живописи, художник русского леса. За его картины, его называли «Царём леса». Творчество Шишкина проникнуто утверждением красоты и силы природы родной страны.

ЛЕВИТАН «Берёзовая роща», «Осень», «Март»

Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.

- Что вдохновляло художников создавать такие шедевры?

(красота природы, любовь к родине)

- А вас вдохновила картина Левитана написать сочинение. В конкурсе на лучшее из них победила…

ТЮТЧЕВ написал о весне так…

Еще земли печален вид, 
А воздух уж весною дышит, 
И мертвый в поле стебль колышет, 
И елей ветви шевелит. 
Еще природа не проснулась, 
Но сквозь редеющего сна 
Весну послышала она 
И ей невольно улыбнулась... 

Вы слышите музыку Чайковского.

ЧАЙКОВСКИЙ

- Композитором был написан цикл музыкальных произведений «Времена года». Сейчас звучит пьеса «Апрель. Подснежник».


Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.


- Кто автор этих строк?

ПУШКИН - «Солнце русской поэзии»


А помните ли вы строки;:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…

Отрывок из какого произведения вы услышали?

(поэма «Руслан и Людмила»)

ГЛИНКА

- Вдохновлённый прекрасной поэмой, великий русский композитор Глинка написал оперу «Руслан и Людмила». Премьера оперы состоялась в 1842 году на сцене Большого театра.

ЛЕРМОНТОВ

- С какими произведением мы знакомились?

(«Белеет парус одинокий»)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..


Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!


Иллюстрациями послужили картины мастера романтического морского пейзажа

АЙВАЗОВСКИЙ

Он кистью ловкой создавал И Пушкин у прибрежных скал Непревзойдённые пейзажи Глядел в пучины вод морские В них яростный девятый вал И строки звучные слагал – Крушил на щепки бриг отважный. «Прощай, свободная стихия!»


- С Пушкиным связано творчество многих людей искусства.

БРЮЛЛОВ

- художник-портретист. Написал портрет Натальи Гончаровой, жены А.С.Пушкина, отразив всю красоту, кротость и нежность этой прекрасной дамы. «Девушка с виноградом». Особенно удавались художнику портреты дам в бальных платьях…


Слуги в ливреях, свечи, подсвечники в золоте.
Музыка льётся под своды украшенных зал.
«Мадемуазель, вы безумно прекрасны!» -

«Ах, полноте!»
Кружатся вихри в восторге сияющих пар.

Всех увлекает мелодия венского вальса,
Барышни в шёлковых платьях улыбки дарят,
Зал наполняет энергия старого танца,
Взгляды танцоров весёлым задором


ВАЛЬС (звучит вальс Шопена)

Балы проходили в огромных роскошных залах, окружённых колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали.

ПОЛОНЕЗ – танец, которым открывался бал. Это торжественное шествие, во время которого дамы встречали кавалеров. Все присутствующие должны были принять в нём участие.

ФИЗМИНУТКА (танец полонез)


  1. Закрепление.
  1. Рефлексия.

-Наше путешествие подходит к концу.

- Почему же 19 век называют золотым веком русской культуры?

- «Жизнь коротка, искусство вечно». Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства…

- Что бы хотели взять с собой в наше время?


Залов сияние, балы, приёмы и рауты…
Чудное время собой озаряет их блеск:
Верили люди, страдали, влюблялись без памяти –
Вот он какой, золотой девятнадцатый век…

Задание на дом:

 подготовить небольшое сообщение об  одном из знаменитых людей, оставивших

«свой след « в истории золотого века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"

Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

План конспект урока по окружающему миру 1 класс. Дикорастущие и культурные растения.

Тип урока: Изучение нового материала.Технология урока: информационно-коммуникативные, игровые.Методический материал: Уроки по окружающему миру, 1 класс, А.А.  Плешаков, учебник " Окружающий мир" ...

План - конспект урока по окружающему миру. 1 класс.

Конспект урока на тему: "Родная страна"...

План-конспект урока по Окружающему Миру 4 класс "Полезные ископаемые"

Урок  по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная начальная школа". Ростов-на-Дону...

План-конспект урока по Окружающему Миру 2 класс "Рельеф"

План-конспект урока по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 .Тема урока "Рельеф" 2 класс. УМК "Гармония"...