Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Карнакова Галина Николаевна

Рабочпя программа и КТП по ОМ 3 класс Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа76.29 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир,3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена с использованием нормативно-правовой базы:

•Закон РФ «Об образовании» (№ 3266 - 1 от 10.07.1992);

•Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов  Минобрнауки России от 26.11. 2010 № 1241, от 22. 09. 2011 № 2357);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;

•        Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного  санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;

•        Устав БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №63»;

•        Школьное положение о рабочей программе педагога.

  • Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  концепции УМК «Школа России»  научного руководителя А. А.  Плешакова, авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова,  ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и отражает содержание обучения окружающего мира в начальной школе.

        Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

       Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

        Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

       Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

      Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

           Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.

        Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

         Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

           Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

        В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.        Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

            В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

             Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Описание места курса в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Окружающий мир»  в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 часа в неделю.

   9 учебных недель  I четверти  (18часов)

   7 учебных недель II четверти (14 часов);

   9 учебных недель III четверти (20 часов);

   8 учебных недель IV четверти (18 часов);

Всего – 70 часов в год.

Результаты изучения курса

      Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

              Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты обучения

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • человек — часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Содержание учебного предмета

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (19ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

1. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник. 3класс.

 В 2 ч.  Ч.1.  -  М.: Просвещение, 2013.

2. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник. 3 класс.

 В 2 ч.  Ч.2.  -  М.: Просвещение, 2013.

Рабочие тетради

1.Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс.

   В 2 ч.  Ч.1.  -  М.: Просвещение, 2013.

2.Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс.

   В 2 ч.  Ч.2.  -  М.: Просвещение, 2013.

Тесты

Плешаков А.А. , Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 23класс. – М.: Просвещение, 2013.

Методические пособия

 1. Н.Ю.Васильева.  Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс

2.Плешаков А.А. От земли  до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: -  Просвещение, 2013.

3. Плешаков А.А.  Зелёные страницы.  Книга для учащихся начальных классов.   – М.: Просвещение, 2013

4. Электронное сопровождение  к учебнику «Окружающий мир»,   3 класс

Календарно – тематическое планирование

п/п

дата

тема

Деятельность учащихся

примечание

план

факт

I четверть (18часов)

Раздел «Как устроен мир» (6часов)

Природа. Цен-ность природы для людей. с.4-9, Т.с.6-9.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,  доказы-вать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскры-вать ценность природы для людей, анализи-ровать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, класси-фицировать объекты живой природы,  осу-ществлять самопроверку, работать в паре, формулировать выводы из изученного мате-риала, отвечать на итоговые вопросы и оце-нивать достижения на уроке.

Человек. с.10-15, Т.с.9-11

Находить сходство человека и живых су-ществ и отличия его от животных,  разли-чать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотно-шениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе роле-вых игр, работать в паре: наблюдать и опии-сывать проявления внутреннего мира чело-века, обсуждать,  как возникает  богатство внутреннего мира человека.

Проект «Богат-ства, отданные людям». с. 16-17, Т.с.12-13

Распределять обязанности по проекту в группах, собирать материал в дополнитель-ной литературе, Интернете, подбирать иллю-стративный материал (фотографии, открыт-ки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), презен-товать проект, оценивать результаты работы.

Общество.

 с. 18-23,

Т.с.14-16

Определять место человека в мире, характе-ризовать семью, народ, государство как ча-сти общества, обсуждать вопрос о том, поче-му семья яв-ляется важной частью общества, со-поставлять формы правления  в государ-ствах мира, работать в группе: анализирвать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соот-носить страны и народы, рассуждать о много-образии и единстве стран и народов в совре-менном мире, формулировать выводы из изученного материала.

Что такое эколо-гия? с. 24-28, Т.с.17-18

Анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимо-связях в природе, между природой и челове-ком, рассказывать о них опираясь на схемы, работать в паре, отвечать на итоговые воп-росы и оценивать достижения на уроке.

Природа в опас-ности. с. 29-34, Т.с.18-22

Устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятель-ностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, готовить со-общение о заповедниках и национальных парках, формулировать выводы из изучен-ного материала.

Раздел «Эта удивительная природа» (18часов)

Тела. Вещества. Частицы.

с. 36-40,

Т.с.23-24

Понимать учебную задачу урока и стремить-ся ее выполнить, характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», классифи-цировать тела и вещества, приводить при-меры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ, работать в группе, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итого-вые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Разнообразие веществ.ПР№1 «Обнаружение крахмала в про-дуктах питания»

 с. 41-45,

 Т.с.25-26

Наблюдать и характеризовать свойства по-варенной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам, наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное обо-рудование, фиксировать результаты иссле-дования в рабочей тетради, работать в груп-пе, работать в паре, формулировать выво-ды из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Воздух и его охрана. с. 46-50, Т.с.27-29

Анализировать схему с целью определения состава  воздуха, наблюдать опыт о свойст-вах воздуха, фиксировать результаты иссле-дования в рабочей тетради, высказывать предположения, работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необ-ходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах.

Вода. с. 51-54, Т.с.29-32

ПР №2 «Свой-ства воды».

Практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника и фиксирова-ние  результатов исследования в рабочей тетради, проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье, фор-мулировать выводы из изученного материа-ла, отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать достижения на уроке.

Превращения и круговорот во-ды.  с. 55-58,

Т.с. 33-34

Высказывать предположения о состояниях воды в природе, формулировать на основе опыта вывод о причинах образования обла-ков и выпадении дождя, работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку.

Берегите воду!

 с. 59-63,

Т.с. 35-36

 Наблюдать опыт фильтрация воды, выска-зывать предположения о том, почему надо беречь воду, доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к вод-ным ресурсам, работать в паре:  работать с текстом учебника с целью извлечения необ-ходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, расска-зывать о загрязнении воды с помощью мо-дели, обсуждать способы экономного ис-пользования воды.

Как разрушают-ся камни.

Приводить примеры путем фотографирова-ния проявления разрушения горных пород (замерзание воды в трещинах, рост растений в них),  наблюдать процесс расширения твердых тел, моделировать в виде схемы уве-личение расстояний между частицами твер-дых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении,  высказывать предположения  о причинах разрушения горных пород.

Что такое почва. с. 64-68,

Т.с.36-38

ПР №3 «Состав почвы».

Характеризовать процессы образования и разрушения почвы, анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве,  приводить примеры, высказывать предположения о плодородии почвы, формулировать выводы из изучен-ного материала, отвечать на итоговые вопро-сы и оценивать достижения на уроке.

Разнообразие растений.

с. 69-73,

Т.с.39-41

Классифицировать группы растений, при-водить примеры разнообразия растений, работать в группе: определять растения с помощью «Атласа-определителя», формули-ровать выводы из изученного материала, от-вечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Солнце, расте-ния и мы с вами. с. 74-77,

Т.с.42-44

Понимать учебную задачу урока и стремить-ся ее выполнить; характеризовать процессы питания и дыхания растений; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Размножение и развитие расте-ний. с.78-81, Т.с.45-46

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и  их распростране-ния; приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян; формулировать вы-воды из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Охрана расте-ний. с.82-86,

Т.с. 47-49

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений.  Пра-вила поведения человека в природе. Форму-лировать выводы из изученного материала, от-вечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

II четверть. (14часов)

Разнообразие животных.

 с. 87-93,

Т.с. 50-54

Понимать учебную задачу урока и стреми-ться ее выполнить; характеризовать группы животных; классифицировать животных из предложенного списка;  приводить примеры животных разных групп; работать с элект-ронным приложением к учебнику; формули-ровать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Кто что ест? Проект «Разно-образие природы родного края».

 с. 94-99,

Т.с.55-59

Характеризовать животных по типу пита-ния; классифицировать животных по типу питания;  приводить примеры цепей пита-ния; наблюдать опыт; высказывать предпо-ложения; работать в группе; работать в паре.

Размножение и развитие живот-ных. с. 100-105, Т.с. 60-62

Характеризовать животных разных групп  по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; приводить примеры как заботятся домашние животные  о своем потомстве; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Охрана живот-ных.  с. 106-11, Т.с.63-66

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; об-суждать меры по охране животных; форму-лировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В царстве гри-бов.  с112-117, Т.с.66-68.

Характеризовать понятия строение шля-почных грибов; классифицировать съедо-бные, несъедобные, ядовитые грибы; приво-дить примеры грибов-двойников.

Великий круго-ворот жизни. с.118-120,

Т.с. 69-70

Характеризовать понятия организмы-произ-водители, потребители, разрушители; приво-дить примеры круговорота веществ; обсуж-дать опасность исчезновения хотя бы одного звена  цепи круговорота веществ; формули-ровать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Раздел «Мы и наше здоровье» (10часов)

Организм чело-века. с.122 – 125,

Т.с.71-72

Характеризовать  системы органов тела; обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены; ра-ботать в паре во время проведения опыта; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать дости-жения на уроке.

Органы чувств. с. 126-129,

Т.с.73-74

Формулировать правила гигиены органов чувств; работать в группе,  в паре;  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать дости-жения на уроке.

Надежная защи-та организма.

с. 130-133, Т.с.75-76

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характе-ризовать средства гигиены и уход за кожей;  формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи; работать в паре; формулиро-вать выводы из изученного материа-ла, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Опора тела и движение.

с. 134-137,

Т.с. 76-77

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организ-ма; доказывать необходимость пра-вильной осанки для здоровья челове-ка; формулировать выводы из изу-ченного материала, отвечать на итого-вые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров».

с. 138-143,

78-81Т.с.

ПР №4 «Нали-чие питательных веществ в продуктах питания».

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характери-зовать изменения, которые происхо-дят с пищей в процессе пищеварения;

моделировать строение пищеварите-льной системы; приводить примеры правильного питания; составлять меню здорового питания; формули-ровать выводы из изученного мате-риала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Проверим себя и оценим свои достижения за I полугодие.

с.154-170, Т.с.88

Выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность работы.

Дыхание и кро-вообращение.

с.144-146, Т.с.82-84

ПР №5 «Изме-рение пульса на запястье».

Характеризовать строение дыхате-льной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме; доказывать на ос-нове опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы;работать в паре.

Умей предупре-ждать болезни.

с.147-149, Т.с.84-85

Характеризовать факторы закалива-ния; приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку;ра-ботать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

III четверть (20часов)

Здоровый образ жизни.с.150-153, Т.с.86-87

Понимать учебную задачу урока и стре-миться ее выполнить; характеризовать по-нятие ЗОЖ; формулировать правила ЗОЖ; приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот; формули-ровать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Презентация проектов «Богат-ства, отданные людям», «Разно-образие природы родного края», «Школа кулина-ров».

Характеризовать понятие ЗОЖ; формулиро-вать правила ЗОЖ; приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

II часть                                                                   Раздел «Наша безопасность» (7часов)

Огонь, вода и газ.с.4-7, Т.с.3-5

Понимать учебную задачу урока и стреми-ться ее выполнить; характеризовать дейст-вия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, называть наизусть телефоны экстрен-ного вызова, родителей, соседей; анализиро-вать схему эвакуации из школы и модели-ровать её в ходе учебной тревоги.

Чтобы путь был счастливым.

с.8-13, Т.с.6-9

Работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте готовить сообщения; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; моделировать свои действия в ходе ролевой игры; формулиро-вать выводы из изученного материала, от-вечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Дорожные зна-ки.с. 14-17, Т.с.9-11

Актуализировать знание дорожных знаков, полученные в 1-2 классах; анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они по-могают пешеходам; выполнять тесты с вы-бором ответа, требующего знания дорожных знаков; моделировать в виде схемы безопас-ный путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков.

Проект «Кто нас защищает».

с.18-19,

Т.с.12-13

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы по-жарной охраны. МЧС; интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, МЧС, со-трудников полиции. пожарной охраны;.

оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д., презентовать и оценивать результаты проектной деятель-ности.

Опасные места.

с.20-24,

Т.с.14-15

Понимать учебную задачу урока и стреми-ться ее выполнить; актуализировать полу-ченные ранее знания о потенциально опас-ных местах; обсуждать потенциально опас-ные места в доме и вне его; работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестности с указанием опасных мест; фор-мулировать выводы из изученного матери-ала, отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать достижения на уроке.

Природа и наша безопасность.

с.25-30,

Т.с.16-19

Характеризовать опасности природного характера; находить в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и грибах; характеризовать правила гигиены при общении с домашними живот-ными; отличать гадюку от ужа; формулиро-вать выводы из изученого материала, отве-чать на итоговые вопросы и оценивать дос-тижения на уроке.

Экологическая безопасность.

с.31-36,

Т.с.19-22

ПР №6 «Устрой-ство и работа бытового филь-тра для очистки воды».

Анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; мо-делировать пути поступления загрязнения веществ в  организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охра-не окружающей среды; знакомство с устрой-ством и работой бытового фильтра для очис-тки воды; работать с терминологическим словарём; формулировать выводы из изу-ченного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Раздел «Чему учит экономика» (12часов)

Для чего нужна экономика.

с. 37-41,

Т.с.23-25

Понимать учебную задачу урока и стреми-ться ее выполнить. Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги». Различать товары и услуги; при-водить при-меры товаров и услуг. Характе-ризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать с терминологическим сло-вариком. Работать со взрослыми: просле-живать, какие товары и услуги были нужны в течение дня.

Природные бога-тства и труд лю-дей – основа экономики.

с.42-45,Т.с.26-27

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в процессе производства това-ров. Прослеживать взаимосвязь труда лю-дей разных профессий. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. Работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике. Работать с термино-логическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

Полезные иско-паемые.с.46-50, Т.с.28-31

Определять полезные ископаемые с помо-щью атласа-определителя «От земли до не-ба». Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки). С по-мощью атласа-определителя готовить сооб-щения о каком-либо полезном ископаемом. Работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснить, какие полезные ископае-мые добываются в регионе.

Растениеводство

с. 51-55,

Т.с.32-34

ПР №7 «Иссле-дование сельско-хозяйственного растения».

ПР в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди зани-маются растениеводством. Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Характеризовать роль выращивания культурных растений и в эко-номике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Исследовать, какие продукты растениевод-ства используются в семье в течение дня.

Животноводство

с.56-59,Т.с.34-37

Классифицировать домашних сельскохо-зяйственных животных. Характеризовать роль сельскохозяйственных животных  в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животновод-ства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня.

Какая бывает промышлен-ность.с.60-63, Т.с.38-41

Понимать учебную задачу урока и стреми-ться ее выполнить. Характеризовать отрас-ли промышленности по их роли в производ-стве товаров. Соотносить продукцию в от-расли промышленности. Выявлять взаимо-связь отраслей промышленности. Характе-ризовать труд работников отраслей промы-шленности. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: найти в краеведческий литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли про-мышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

Проект «Эко-номика родного края».с.64-65, Т.с.42-43

Что такое день-ги.с. 66-70, Т.с.44-46

ПР №8 «Моне-ты России».

Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купля – продажа. Рас-крывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран.

 ПР в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Государствен-ный бюджет.

с.71-74,

Т.с.46-48

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из госу-дарственного бюджета. Выявлять взаимо-связь ме-жду доходами и расходами государ-ства. Моделировать доходы и расходы го-сударства в виде математических задач. Фор-мулировать выводы из изученного материа-ла, отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать достижения на уроке.

Семейный бюд-жет.с.75-78, Т.с.48-50

Характеризовать семейный бюджет, его до-ходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государст-венного бюджета. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюд-жета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет. Работать с терминологическим словариком. 

Экономика и экология.с.79-84, Т.с.51-52

Характеризовать вредное воздействие раз-личных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между эко-номикой и экологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Приводить при-меры изменения экономических проектов под влиянием экологов. Моделировать эко-логические прогнозы. Работать с терминоло-гическим словариком. 

IV четверть (18часов)

Экономика и экология.с.79-84, Т.с.51-52

Характеризовать вредное воздействие раз-личных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между эко-номикой и экологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Приводить при-меры изменения экономических проектов под влиянием экологов. Моделировать эко-логические прогнозы. Работать с терминоло-гическим словариком.

Раздел «Путешествие по городам и странам» (15часов)

Золотое кольцо России.с. 86-97, Т.с.53-59

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Просле-живать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопри-мечательнотях городов Золотого кольца. Узнавать достопримеча-тельности городов Золотого кольца по фотографиям. Составлять воп-росы к викторине по Золотому кольцу. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фото-графии достопримечательностей, сувениры и т.д. Выполнять зада-ния из электронного приложения к учебнику. С помощью Интернета готовить сообщение о любом горо-де Золотого кольца. Формулиро-вать выводы из изученного матери-ала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Золотое кольцо России. с. 86-97, Т.с.53-59

Золотое кольцо России. с. 86-97, Т.с.53-59

Проект «Музей путешествий».

с. 98-99,

Т.с.60-61

Собирать экспонаты для музея. Оформлять экспозицию музея. Го-товить сообщения. Презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Наши ближай-шие соседи.

с.100-105, Т.с.62-66

Показывать на карте России её границы и пограничные государст-ва, их столицы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Выполнять задания из электрон-ного приложения к учебнику. Ра-ботать с терминологическим слова-риком. С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией.

На севере Евро-пы.с. 108-117, Т.с.67-72

Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о стра-нах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить со-общение с показом местоположения страны и ее столицы на политичес-кой карте Европы; выступать од-ному из представителей группы или распределить материал на несколь-ко сообщений. Соотносить госу-дарства и их флаги. Узнавать по фотографиям достопримечательно-сти изучаемых стран; ее замечате-льных людей. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы.

Что такое Бени-люкс. с.118-124, Т.с.73-75

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бени-люкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из пре-дставителей группы или распреде-лить материал на несколько сооб-щений. Составлять вопросы к вик-торине по странам Бенилюкса. Описывать достопримечательно-сти стран Бенилюкса по фотографи-ям. Используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам.

В центре Евро-пы.с.125-131, Т.с.76-79

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или расп-ределить материал на несколько сообщений. Узнавать и описывать достопримечательности по фото-графиям. Моделировать достопри-мечательности из пластилина. Ра-ботать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

По Франции и Великобритании (Франция).с.132-137, Т.с.80-82

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции (Ве-ликобритании), подготовить сооб-щение с показом местоположения страны и ее столицы на политичес-кой карте Европы; выступать од-ному из представителей группы или распределить материал на несколь-ко сообщений. Описывать досто-примечательности Франции (Вели-кобритании) по фотографиям. Сос-тавлять вопросы для викторины о Франции (Великобритании).

По Франции и Великобритании(Великобрита-ния)с. 138-141, Т.с.83-86

На юге Европы. с.142-148, Т.с.86-90

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Ита-лии, подготовить сообщение с по-казом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из пре-дставителей группы или распреде-лить материал на несколько сооб-щений. Составлять вопросы к вик-торине по Греции и Италии. Опи-сывать достопримеча-тельности Греции и Италии по фотографиям.

По знаменитым местам мира.с.149-153, Т.с.91-95

Соотносить памятники архитекту-ры и искусства с той страной, в ко-торой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Ра-ботать с картой. Описывать по фотографиям изучаемые достопри-мечательности.  Находить в допол-нительной литературе и в Интерне-те материал о достопримечатель-ностях разных стран, готовить сооб-щения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Проверим себя и оценим свои до-стижения за II полугодие.с.154-170, ИТ.с.96

Выполнять тесты с выбором от-вета. Оценивать правильность  / неправильность предложенных от-ветов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набраны-ми знаниями.

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика ро-дного края», «Музей путеше-ствий»

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуж-дать выступления учащихся. Оце-нивать свои достижения и дости-жения других учащихся.

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путеше-ствий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...