Окружающий мир 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРОГРАММА КУРСА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 1 КЛАСС.

Пояснительная записка.

           Программа по данному курсу составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса «Окружающий мир».

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

• социализация ребёнка;

• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

• формирование самостоятельной познавательной деятельности;

• развитие мышления, воображения и творческих способностей;

• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация);

• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

• формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

• формирование основ экологической культуры;

• патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира. Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне.

         Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Свойства объектов изучаются через опыты. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения. В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. 

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Программа рассчитана на 65 часов (2 часа в неделю), ее структуру составляют разделы,
  2. в которых обозначены основные содержательные линии:
  3. - Пришла пора учиться (13 ч) Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
  4. - Человек (13 ч)  Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
  5. - Природа в жизни человека (24 ч) Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
  6. - Человек среди людей (15 ч) Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
  7. Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
  8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
  9. ЛИЧНОСТНЫЕ
  10. У учащихся будут сформированы:
  11. - ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  12. - понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  13. - понимание необходимости бережного отношения к природе.
  14. Учащиеся получат возможность для формирования:
  15. - понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;
  16. - понимания необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
  17. - понимания своей сопричастности к жизни страны;
  18. - понимания красоты окружающего мира.
  19. ПРЕДМЕТНЫЕ
  20. Учащиеся научатся:

- называть характерные признаки времен года;

- различать и называть части растений;

- ухаживать за комнатными растениями;

- выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

- различать и называть основные части тела человека;

- называть органы чувств и рассказывать об их значении;

- приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

- рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

- приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей);

- называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

- выражать приветствие, благодарность, просьбу;

- выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

- рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

- выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

- приводить примеры видов труда людей;

- узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;

- различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

- характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

- называть основные возрастные периоды жизни человека;

- рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

- называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

- рассказывать о способах движения и питания животных;

- рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

- рассказывать, как развивается растение из семени;

- выращивать растение одним из изученных способов.

- различать виды эмоционального состояния человека;

- воспроизводить гимн России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;

- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

  1. Познавательные
  2. Учащиеся научатся:
  3. - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  4. - называть и различать окружающие предметы и их признаки;
  5. - устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
  6. Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

- сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

- группировать различные предметы по заданному признаку.

  1. Коммуникативные
  2. Учащиеся научатся:
  3. - участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  4. - оценивать действия одноклассников.
  5. Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

- сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

Последовательность изучения тем, представленных в каждом разделе программы, указана в примерном тематическом планировании.

  1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов
  2. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
  1. Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
  2. 1 класс

65 ч (2 ч в неделю)

                                                                             

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (18 ч)

Тема: Пришла пора учиться (13 ч)

1

3.09

Вводный урок. Что такое окружающий мир.

с. 6-7

Сформировать у учащихся первоначальное представление «окружающий мир». Познакомить с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету.

Окружающий мир.

Маршрутный лист учебника.

Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Называть и различать окружающие предметы и их признаки.

Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир». Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы).

Понимание красоты окружающего мира. Понимание значения изучения курса «Окружающий мир».

2

5.09

Ты и твое имя.

с. 8-9

Познакомить детей друг с другом; показать значение имени в жизни человека. Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог.

Имя.

Знакомство.

Диалог.

Справочник учебника.

Познакомиться с одноклассниками. Учиться вести диалог.

Учиться рассказывать о себе, представляться.

Знакомиться с одноклассниками. Находить (с помощь) нужную информацию в справочнике.

Понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к другим людям.

3

10.09

Твоя школа (экскурсия по школе).

Познакомить детей с устройством здания школы. Воспитывать чувство гордости за школу; познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать уважительное отношение к работникам школы.

Школа.

Кабинеты (учебные).

Другие помещения.

Работники школы.

Учащиеся.

Выяснить назначение различных школьных помещений. Знать правила поведения в школе, правила общения с работниками школы, другими учащимися.

Ориентироваться в школе (находить свой класс, свое место в классе).

Объяснять значение правил поведения в школе и на улице.

Понимание красоты окружающего мира.

4

12.09

Твоя школа (урок в классе)

с.10-12

Познакомить детей с правилами поведения на уроке и убедить в необходимости их выполнения. Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение элементарным правилам общения со взрослыми и детьми.

Школа.

Кабинеты (учебные).

Другие помещения.

Работники школы.

Учащиеся.

Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе). Ориентироваться в школе. Знать правила поведения в школе, правила общения с работниками школы, другими учащимися.

Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице. Работать в малых группах (в парах).

Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

5

17.09

Во дворе школы (экскурсия)

Познакомить с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы; воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора.

Территория школы.

Школьный двор.

Спортплощадка.

Игровая площадка.

Посадки.

Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия. Ориентироваться в школьном дворе, бережно относиться к его объектам.

Объяснять значение правил поведения в школе и на улице. Работать в малых группах (в парах).

Понимание необходимости бережного отношения к природе.

6

19.09

Во дворе школы (урок в классе)

с. 13-15

Отрабатывать умения правильного поведения в классе и во дворе школы; продолжить знакомство со школой. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы.

Территория школы.

Школьный двор.

Спортплощадка.

Игровая площадка.

Посадки.

Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия. Ориентироваться в школьном дворе, бережно относиться к его объектам.

Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице.

Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

7

24.09

Вот и лето прошло (экскурсия)

Познакомить детей с изменениями в природе ранней осенью. Воспитывать чувство прекрасного; развивать наблюдательность и внимательность.

Формировать умение работать в группах.

Времена года.

Осенние изменения в природе.

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.

Работать в малых группах (в парах). Вести диалог, задавать вопросы.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

8

26.09

Вот и лето прошло

 (урок в классе)

с. 16-17

Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью; закрепить представления, полученные во время экскурсии, с помощью учебника и рабочей тетради.

Времена года.

Осенние изменения в природе.

Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки). Учиться наблюдать и сравнивать.

Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность).

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

9

1.10

Дорога в школу (экскурсия).

Начать изучение правил дорожного движения. Учить ориентировке в пространстве.

Проезжая часть, тротуар. ПДД.

Маршрут.

Объяснять значение некоторых дорожных знаков.

Объяснять значение правил поведения в школе и на улице. Работать в малых группах (в парах).

Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

10

3.10

Дорога в школу (урок в классе)

с. 18-19

Отрабатывать правила дорожного движения; познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил. Развивать творческие способности детей.

Проезжая часть, тротуар. ПДД.

Маршрут.

Объяснять значение некоторых дорожных знаков. Выбирать короткий и безопасный путь следования.

Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице. Моделировать дорогу от дома до школы.

Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

11

8.10

Твой распорядок дня.

с. 20-21

Объяснить необходимость соблюдения распорядка дня; учить детей правильно распределять время.

Режим дня.

Обсуждать значение правильной организации распорядка дня. Устанавливать правильную последовательность событий.

Находить (с помощью учителя) нужную информацию в справочнике учебника.

Понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья.

12

10.10

Осень (экскурсия)

Показать красоту осенней природы; продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Учить работать в парах

Времена года.

Осенние изменения в природе.

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.

Работать в малых группах (в парах). Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

13

15.10

Осень

(урок в классе)

с. 22-27

Закрепить полученные на экскурсии представления об изменениях в природе осенью. Учить детей сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей

Времена года.

Осенние изменения в природе.

Составлять описание объектов природы по плану; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность).

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

Тема: Человек (13 ч)

14

17.10

Как ты рос.

с. 32-33

Познакомить с содержанием раздела «Человек», используя маршрутный лист. Познакомить детей с основными возрастными периодами  жизни человека и показать их особенности; воспитывать заботливое отношение к старикам и детям младшего возраста.

Возраст.

Возрастные периоды, их особенности.

Учиться фиксировать результаты своей деятельности в рабочей тетради. Определять примерный возраст человека, период жизни.

Подбирать фотографии родственников и устанавливать последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи).

Развитие умения общаться друг с другом, работая в парах. Понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к другим людям.

15,16

22,24.10

Как ты воспринимаешь мир.

с. 34-37

Показать значение органов чувств в жизни человека и тренировать их с помощью различных упражнений.

Органы чувств.

Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств,

объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки, сопоставлять признаки предметов и органы чувств.

Развивать коммуникативные умения, умение находить необходимую информацию в справочнике, размещенном в учебнике.

Понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья.

17

29.10

Твое тело.

с. 38-39

Дать элементарное представление о внешнем строении человека и познакомить с важнейшими функциями его отделов и органов. Раскрыть значение правильной осанки, показать необходимость занятий физкультурой и спортом.

Строение тела.

Отделы скелета.

Органы.

Осанка.

Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения.

Развивать внимание, память и творческие способности.

Уметь сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья.

18

31.10

Как ты питаешься.

с. 40-41

Показать значение правильного питания для здоровья человека. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы.

Продукты питание.

Режим питания.

Диета.

Меню.

Объяснять значение правильного питания.

Составлять меню.

Классифицировать продукты питания.

Развивать воображение и творческие способности, учить работать со справочником.

Понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья.

2-я четверть (14  часов)

1,2

(19,20)

12,14.11

Твоя одежда.

с. 42-43

Показать значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное. Продолжать развивать творческие способности.

Одежда, ее виды и функции.

Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам.

Познакомиться с видами одежды.

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда».

Освоение норм поведения при работе в парах, оценивать свое поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах.

3,4

(21,22)

19,21.11

Будь здоров!

с. 44-45

Познакомить детей с основными правилами гигиены и убедить в необходимости их соблюдения. Систематизировать знания детей о предметах личной гигиены и их назначении.

Гигиена.

Предметы личной гигиены.

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их.

Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).

На элементарном уровне познакомиться  с причинами инфекционных заболеваний.

Понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья.

5,6

(23,24)

26,28.11

Твое настроение.

с. 46-47

Развивать эмоциональную сферу ребенка; учить понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Раскрыть значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.

Настроение.

Эмоции.

Выражать свое отношение к миру в рисунках.

Уяснить значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.

Оценивать свое эмоциональное состояние и выполнять элементарные приемы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей.

Понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к другим людям.

7,8

(25,26)

3,5.12

Будь внимательным!

с. 48-53

Показать значение внимания и памяти в жизни человека; тренировать внимание и память учащихся в разнообразных видах деятельности.

Внимание.

Память.

Проверить усвоение учебного материала по разделу «Человек». Развивать творческие способности учащихся, включая их в проектную деятельность.

Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности.

Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Тема: Природа в жизни человека (22 ч)

9(27)

10.12

Полна природа удивленья.

с. 58-59

Сформировать первоначальное представление о живой и неживой природе. Учить наблюдать за явлениями окружающей природы; развивать внимательность и наблюдательность. Учить работать со схемами.

Живая и неживая природа.

Явления природы.

Различать объекты живой и неживой природы.

Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями.

Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

10,11

(28,29)

12,17.12

Вода и воздух.

с. 60-63

Познакомить с правилами постановки опытов по замерзанию воды, таянию льда и снега и др.; раскрыть значение умения проводить опыты. Показать значение воды в жизни человека и необходимость бережного отношения к ней.

Вода, ее свойства.

Воздух.

Природоохранная деятельность.

Проводить опыты по выявлению основных свойств воды, воздуха. .Формировать познавательную деятельность на основе наблюдений и опытов.

Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений.

Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

12(30)

19.12

Времена года.

с. 68-69

Сформировать представление о временах года, используя полученный опыт. Развивать творческое воображение.

Время года.

Сезоны.

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой мате-риал, характеризующий времена года.

Классифицировать времена года, называть характерные признаки.

Понимание необходимости бережного отношения к природе.

13(31)

24.12

Зима

(урок в классе)

с. 64-67

Уточнить и систематизировать представления детей. Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать;

закрепить полученные знания в разнообразной практической деятельности.

Зимние изменения в живой природе.

Составлять описание объектов природы по плану; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

14(32)

26.12

Зима (экскурсия)

Познакомить с зимними изменениями в природе; формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами.

Организовать наблюдения за животными (птицы, звери); включить детей в природоохранительную деятельность.

Время года.

Зимние изменения в природе.

Природоохранная деятельность.

Наблюдать за объектами неживой и живой природы; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

3-я четверть (18 часов)

1,2

(33,34)

14,16.01

Как устроено растение.

с. 70-71

Выявить степень понимания детьми обобщенного представления «растение». Познакомить со строением растения на примере цветкового растения.

Растение.

Строение растения.

Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер).

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Понимание необходимости бережного отношения к природе.

3,4,5

(35-37)

21,23,28.01

Деревья, кустарники, травы.

с. 72-75

Познакомить детей с основными жизненными формами растений. Продолжать формирование умения сравнивать, классифицировать, обобщать; продолжать формирование умений работать в парах.

Формы растений: деревья, кустарники, травы.

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности  лиственных и хвойных деревьев.

Уметь сравнивать, классифицировать, обобщать; продолжать формировать уметь работать в парах.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

6,7

(38,39)

30.01,

4.02

Как развивается растение.

с. 76-77

Познакомить с разнообразием семян и их значением в жизни растения. Формировать знания об условиях развития растения из семени; познакомить с последовательностью развития растения из семени.

Виды семян.

Развитие растения из семени.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.

Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, черенков домашних растений, луковиц.

Понимание необходимости бережного отношения к природе.

8(40)

6.02

Растения

 в нашем классе.

с. 78-79

Познакомить с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Учить понимать красоту окружающей природы и выражать ее в словесной и изобразительной форме.

Комнатные растения.

Уход за растениями.

Фиксировать результаты наблюдений за растениями.

Ухаживать за растениями, знать их названия.

Выращивать домашние растения, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

9,10

(41,42)

11,13.02

Насекомые, птицы, рыбы, звери…

с. 80-85

Выявить имеющиеся знания о животных. Познакомить с основными признаками групп животных. Развивать умение концентрировать внимание.

Рыбы, птицы, насекомые, звери.

Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку.

Уметь квалифицировать животных по группам. Роль животных в жизни людей.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

11,12 (43,44)

25,27.02

Жизнь животных.

с. 86-89

Познакомить с основными жизненными проявлениями животных — движением и питанием.

Дикие животные. Звери.

Движение и питание.

Уточнить и систематизировать представления, полученные в процессе наблюдений за животными.

Знать некоторые способы добывания пищи животными, передвижения.

Понимание необходимости бережного отношения к природе.

13,14

(45,46)

4,6.03

Домашние животные.

с. 90-93

Показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека. Показать необходимость заботы человека о животных. Продолжить развитие внимательности и наблюдательности.

Домашние животные.

Уход за домашними животными.

Объяснять различие между дикими и домашними животными. Характеризовать поведение наблюдаемых животных.

Объяснять необходимость заботы о питомцах. Понимать значение животных в жизни человека.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

15,16,17

(47-49)

11,13,18.03

Береги природу, человек!

с. 94-101

Формировать первоначальные представления о взаимодействии человека и природы. Показать влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека.

Природа и человек.

Здоровье, эмоции.

Правила поведения в природе.

Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять ее.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

18(50)

20.03

Весна идет

(экскурсия)

Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе. Развивать чувство прекрасного.

Первые признаки весны.

Наблюдать за объектами неживой и живой природы; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира.

4-я четверть (15 часов)

Тема: Человек среди людей (15 ч)

1,2

(51,52)

1,3.04

Наша Родина.

с. 106-109

Дать первое представление о России, ее населении, столице, исторических изменениях в облике столицы, о некоторых достопримечательностях столицы и других городов. Познакомить с государственной символикой России (герб, флаг); сформировать представление о малой родине; воспитывать чувство патриотизма.

Россия.

Государство, страна.

Столица.

Государственная символика.

Узнавать государственные символы России: гимн, герб и флаг.

Обсуждать многонациональность нашей Родины.

Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населенных пунктов России.

Развивать пространственные представления.

Находить информацию по истории своей страны.

Понимание своей сопричастности к жизни страны. Понимание красоты окружающего мира

3,4

(53,54)

8,10.04

Наш дом.

с. 110-113

Дать представление о разнообразии населенных пунктов России. Познакомить с тем, как строят дома, объяснить причины запрета посещения детьми и посторонними взрослыми строительных площадок. Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них. Развивать у детей творческие способности.

Россия.

Населенные пункты.

Строительство.

Рассказывать по рисункам о разнообразии населенных пунктов России. Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своем домашнем адресе в случае необходимости.

Составлять рассказ о доме, улице и населенном пункте своего проживания.

Находить информацию о городе (населенном пункте) своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края).

Понимание своей сопричастности к жизни страны. Понимание красоты окружающего мира

5,6

(55,56)

15,17.04

Наши родственники.

с. 114-117

Дать первоначальное представление о родственных связях, составе семьи; дать представление о традициях, существующих в семьях; учить уважать и любить своих родственников, оказывать взаимопомощь в семье. Познакомить с разнообразием занятий людей, их профессиями.

Семья, состав семьи, родственники.

Взаимоотношения.

Профессии, род занятий.

Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга.

Приводить примеры профессий людей.

Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, изготовлении книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия»

Понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к другим членам семьи.

7(57)

22.04

Хороший день.

с. 118-119

Продолжить формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье. Развивать умение актуализировать жизненный опыт. Развивать речь и творческие способности.

Семья, члены семьи.

Этикет.

Взаимоотношения.

Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга.

Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей,  самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье.

Понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к другим членам семьи.

8(58)

24.04

Весна (экскурсия).

Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе. Организовать наблюдения за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. Развивать чувство прекрасного.

Изменения в природе.

Первоцветы.

Певчие птицы.

Наблюдать за объектами неживой и живой природы; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений.

Называть окружающие предметы и их признаки. Устанавливать правильную последовательность событий.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира

9(59)

29.04

Весна

(урок в классе)

с. 120-121

Уточнить и систематизировать представления, полученные на экскурсии. Продолжить обучение сравнению и классификации. Продолжить формирование умений фиксировать наблюдаемые явления в рабочих тетрадях.

Изменения в природе.

Первоцветы.

Певчие птицы.

Составлять описание объектов природы по плану; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Переводить информацию в схемы, рисунки, таблицы.

Осуществлять взаимопроверку.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Понимание красоты окружающего мира

10,11

(60,61)

6,8.05

Наша безопасность.

с. 122-125

Дать представление о факторах, которые могут угрожать безопасности. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице.

Факторы опасности.

Основы безопасного поведения.

Классифицировать предметы на опасные – безопасные. Составлять правила поведения, гарантирующего безопасность жизни и здоровья.

Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь»,  участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение».

Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

12,13

(62,63)

13,15.05

Будем вежливы.

с. 126-127

Формировать умение общаться с людьми; формировать культуру чувств учащихся; объяснить недопустимость грубости и бестактности.

Этикет.

Культура.

Чувство такта.

Развивать умение тактично общаться с окружающими людьми.

Уметь классифицировать поведение как тактичное и бестактное.

Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.

Понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к другим людям.

14(64)

20.05

Мы едем, едем, едем...

с. 128-131

Систематизировать знания о различных видах транспорта; отрабатывать правила поведения в транспорте в игровых ситуациях. Развивать умственные и творческие способности учащихся

Виды транспорта.

Правила поведения в транспорте.

Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта).

Оценивать возможность возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения.

Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

15(65)

22.05

Скоро лето.

с. 132-135

Познакомить с разными вариантами летнего отдыха. Продолжить знакомство детей с основами безопасной жизнедеятельности.

Виды отдыха.

ОБЖД.

Развивать внимательность, наблюдательность, воображение и творческие способности. Закрепить и проверить полученные знания и умения по разделу и в целом по курсу.

Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очередность высказываний, продолжать тему, начатую партнером.

Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Математика 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Окружающий мир 2 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Окружающий мир 3 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Окружающий мир 4 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...