Окружающий мир 2 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа и КТП75.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 2 КЛАСС

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009);
  • Приказ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Авторская программа  курса «Окружающий мир» 1-2 классы Ивченковой Г.Г., Потапова И.В;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год.

Особое значение предмета «Окружающий мир»  заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
  • формирование основ экологической культуры;
  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют  друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

 В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КАК ЛЮДИ ПОЗНАЮТ МИР (18 ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

МЫ ЖИВЁМ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (16 ч)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

ПРИРОДА ВОКРУГ НАС (23 ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

ЛЮДИ ВОКРУГ НАС (10 ч)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
  • понимание значения взаимопомощи в семье;
  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета.

У учащихся могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
  • понимание ценности семейных отношений;
  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

ПРЕДМЕТНЫЕ

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
  • приводить примеры приборов и инструментов;
  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
  • различать тела природы и изделия;
  • приводить примеры тел и веществ;
  • приводить примеры источников энергии;
  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
  • рассказывать об исследованиях космоса;
  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
  • рассказывать о значении камня в жизни человека;
  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
  • называть планеты Солнечной системы;
  • отличать планету от звезды;
  • показывать на глобусе материки и океаны;
  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
  • рассказывать об использовании электрической энергии;
  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
  • понимать, что такое окружающая среда;
  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
  • понимать значение науки и труда в жизни общества;
  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;
  • понимать значение общества в жизни человека;
  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
  • понимать значение искусства как способа познания мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
  • оценивать правильность выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;
  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;
  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
  • пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
  • осуществлять описание объектов природы;
  • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
  • осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
  • ставить вопросы друг другу.

Учащиеся могут научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
  • выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. 

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. 

 

Г. Г. ИВЧЕНКОВА, И. В. ПОТАПОВ 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала

2 класс

68 ч (2 ч в неделю)

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (18 часов)

Как люди познают мир (18 ч)

1

02.09

О науке

с. 6 – 9

Дать детям первоначальное представление о науке, познакомить с ее различными отраслями. Показать необходимость совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира.

наука

отрасли науки

окружающий мир

Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук.

Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ.

Продолжить формирование информационной грамотности.

2

04.09

Ученые России

с. 10 – 11

Дать представление о постепенности развития научного знания в обществе; познакомить детей с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку.

наука

ученый

Знать  о деятельности некоторых знаменитых учёных России,  их вклад в науку.

Готовить устные и письменные сообщения об ученых России.

Воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым.

3

09.09

Человек – изобретатель

с. 12 – 13

Познакомить детей с деятельностью некоторых изобретателях России, показать их вклад в науку.

изобретение

изобретатель

Знать о некоторых изобретателях и их изобретениях.

Готовить устные и письменные сообщения об изобретении или изобретателе.

Воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым.

4

11.09

Экскурсия

в лес

Дать общее представление о лесе; показать разнообразие растений и животных леса, признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.

лес

растения леса

животные леса

охрана леса

Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время экскурсии в лес.

Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников.

Развивать чувство прекрасного.

Бережное отношение к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу.

5

16.09

Экскурсия       к водоёму

Познакомить с условиями обитания живых существ в водоеме; показать разнообразие обитателей водоема, их приспособительные признаки и взаимосвязи.

водоём

обитатели водоёма

охрана водоёма

Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время экскурсии к водоёму.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений.

Воспитывать бережное отношение к обитателям водоема.

Развивать эстетические чувства.

6

7

18.09

23.09

Как учёные изучают мир

с. 14 – 17

Дать первое представление о методах научного познания. Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта.

познание

наблюдение

эксперимент

Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли)

Высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта.

 

Развивать творческие способности учащихся.

8

9

25.09

30.09

Умей видеть

с. 18 – 21

Целенаправленно развивать внимание и наблюдательность учащихся; познакомить учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним.

дневник наблюдений

Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений.

Тренировать наблюдательность в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей.

10

02.10

Приборы и инструменты

с. 22 – 23

Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов; показать, как технические приспособления облегчают труд ученых.

приборы

инструменты

Объяснять назначение приборов и инструментов.

Пользоваться схемами и рисунками для получения информации.

Продолжить формирование информационной грамотности.

11

12

07.10

09.10

Измерение температуры и времени

с. 24 – 27

Познакомить с устройством и назначением термометров; выполнить практическую работу по измерению температуры воды; учить фиксировать температуру условными знаками. Учить детей измерять время по часам.

термометры, их виды

часы, их виды

Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Определять время по часам.

Проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений.

Продолжить формирование информационной грамотности.

13

14

14.10

16.10

Справочники, словари, энциклопедии

с. 32 – 35

Познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими. Дать представление о знаках и символах, их значении в жизни человека.

информация

справочники

словари

энциклопедии

Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.

Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых).

Развивать творческие способности. Продолжить развивать информационную грамотность.

15

21.10

Об искусстве

с. 36 – 37

Показать, что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; показать отличие искусства от науки; раскрыть значение искусства в жизни человека.

наука

искусство

познание

Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства.

Характеризовать свое отношение к различным видам искусства.

Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему.

.

16

23.10

Мозаика заданий. Проверочная работа

с. 38 -39

Проверка владения практическими умениями и навыками научной деятельности, теоретическими знаниями.

Выполнять практические и теоретические задания по изученной теме.

Осознавать свое продвижение в изучении курса «Окружающий мир»

Понимание значения изучения курса «Окружающий мир»

17

18

28.10

30.10

Работа над проектом

с. 40 – 41

Защита проектов.

исследование

цель

вывод

Участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ

Воспитывать уважение к научному познанию мира.

2-я четверть (14 часов)

Мы живём на планете земля (16 ч)

19

20

11.11

13.11

Что такое космос. Звездное небо.

Созвездия.

с. 44 – 47

Выявить имеющиеся у детей знания по данному разделу; с опорой на них сформировать первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях.

космос

звезды

созвездия

Рассказывать об исследовании космоса. Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.

Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска.

Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности.

21

22

18.11

20.11

Солнечная

система

с. 48 – 51

Сформировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета».

планета

метеор

комета

солнечная система

Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на схеме.

Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца.

Развивать творческие способности.

23

24

25.11

27.11

Голубая планета Земля

с. 52 – 55

Сформировать представление о Земле как планете. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле

Солнце

Земля

Объяснять, значение Солнца для жизни на Земле.

Узнавать новое о планетах и звездах. Знать, почему Земля -  «голубая планета».

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

25

02.12

Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей

с. 28 – 31

Подвести итоги наблюдений за осень; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы.

явления природы

труд людей

Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей.

Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях.

Развивать творческие способности.

26

04.12

Спутник  Земли — Луна

с. 56 – 57

Сформировать у учащихся научное представление о естественном спутнике Земли — Луне.

планета

спутник

Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звезд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины.

Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися

Развивать интеллектуальные способности, творческую инициативу, навыки сотрудничества.

27

09.12

Исследование космоса

с. 58 – 59

Познакомить с достижениями ученых России в области космонавтики. Показать, как изобретение телескопов, аппаратов для космических полетов увеличили возможности исследования космоса

телескоп

спутник

космический аппарат

Рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников.

Самостоятельно проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Расширить представления о способах познания мира, развивать патриотические чувства.

28

11.12

Что такое глобус

с. 60 – 61

Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания.

глобус

материк

океан

Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.

Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут.

Развивать пространственное воображение.

29

16.12

Почему день

сменяет ночь

с. 62 – 63

Углубить знания о движении Земли вокруг оси; опытным путем сформировать первые представления о причине смены дня и ночи на Земле.

земная ось

движение Земли

смена дня и ночи

сутки

Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле.

Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников. Участвовать в совместных практических работах.

Развивать коммуникативные способности.

30

31

18.12

23.12

Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники

с. 64 – 67

Познакомить учащихся с историей географических открытий.

география

открытие

Объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем;  рассказывать о знаменитых путешественниках.

Находить дополнительную информацию о географических открытиях.

Развивать умственные и творческие способности, сотрудничество.

32

25.12

Исследование глубин морей и океанов

с. 68—69

Познакомить учащихся с методами и результатами исследования морей и океанов.

море

океан

Рассказывать о путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов.

Находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине.

Продолжить формирование представлений о познаваемости мира научными методами.

3-я четверть (20 часов)

33

13.01

Мозаика заданий. Проверочная работа.

с. 74 – 75

Повторить и обобщить знания по разделу; провести проверочную работу по усвоению знаний по разделу

Выполнять практические и теоретические задания по изученной теме.

Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ.

Понимание значения изучения курса «Окружающий мир»

34

15.01

Работа над проектом.

с. 76 – 77

Защита проектов.

исследование

цель

вывод

Обсудить достижения и ход работы участников проекта «Мы живем в Космосе»

Участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ

Воспитывать уважение к научному познанию мира.

Природа вокруг нас (23 ч)

35

36

20.01

22.01

Тела и вещества

с. 6 – 9

Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии.

тело

вещество

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий.

Сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность.

37

38

27.01

29.01

Об энергии

с. 10 – 15

Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии.

энергия

Объяснять значение энергии; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии.

Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности.

Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту

39

03.02

Свет и тень.

Источники сета

с. 16 – 17

Познакомить с различными источниками световой энергии. Показать опытным путем как образуются тени от предметов. Учить работать со схемами.

свет

цвет

Приводить примеры источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени. Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги.

Участвовать в коллективной подготовке театра теней.

Выражать настроение в рисунках.

Развивать творческие способности учащихся

40

05.02

Зеркала

с. 18 – 19

Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами.

свет

отражение

Объяснять причину отражения света.

Эксперимен-ть с различными предметами. Использовать справочник для получения новых сведений.

Развивать внимательность и наблюдательность.

41

10.02

Свет и цвет.    О цвете

с. 20 – 21

Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов.

свет

цвет

Объяснять причины цветового разнообразия предметов.

Находить ответы на вопросы в тексте учебника.

Воспринимать красоту окружающего мира

42

43

12.02

17.02

В мире звука

с. 22 – 27

Сформировать первые представления о причине возникновения звука.

звук

музыка

искусство

Объяснять причину возникновения звука. Знать о вреде шума для здоровья человека; о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

Продолжить формирование умения работать в группе.

Развивать творческие и коммуникативные способности.

44

45

19.02

24.02

В мире камня

с. 28 – 31

Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека.

горные породы

минералы

самоцветы

Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.

Эксперимент-ть с различными породами, сравнивать и делать выводы об их свойствах.

Получать знания о мире путем экспериментирования.

46

26.02

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей   с. 70 – 73(1ч)

Подвести итоги наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений.

явления природы

труд людей

Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы.

Устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека.

Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память

47

48

03.03

05.03

В мире живой природы.       На опушке

с. 32 – 35

Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними.

живая природа

лес

растения

насекомые

Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в березовой роще, ельнике, сосновом лесу.

Знать необходимость бережного отношения к живой природе; воспринимать красоты природы через средства искусства.

Воспитывать ответственное отношение к объектам природы.

49

50

10.03

12.03

В берёзовой роще

с. 36 – 39

На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, растений на животных.

березняк

природное сообщество

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности.

Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе.

Воспитывать ответственное отношение к объектам природы.

51

52

17.03

19.03

В ельнике

с. 40 – 43

На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа.

ельник

природное сообщество

Выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой.

Находить информацию, используя дополнительные источники.

Продолжить формирование бережного отношения к природе.

4-я четверть (15 часов)

53

54

02.04

07.04

У лесного озера

с. 44 – 47

Сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде

водоем

озеро

пруд

природное сообщество

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности к среде.

Читать схемы и извлекать нужную информацию.

Продолжить формирование бережного отношения к природе.

55

09.04

В сосновом лесу

с. 48 – 49

Учить описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их; выделять признаки приспособленности.

бор

природное сообщество

Выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой.

Устанавливать связи между явлениями и объектами природы

Продолжить формирование бережного отношения к природе.

56

14.04

Берегите лес!

Работа над проектом.

с. 50 – 51         с. 58 – 59  

Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе; познакомить с правилами поведения в лесу.

исследование

цель

вывод

Обсудить достижения и ход работы участников проекта «Лес в нашей жизни»

Участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ.

Воспитывать уважение к научному познанию мира.

57

16.04

Мозаика заданий. Проверочная работа.

с. 56 – 57

Повторить и обобщить знания по разделу; провести проверочную работу по усвоению знаний по разделу

Выполнять практические и теоретические задания по изученной теме.

Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ.

Понимание значения изучения курса «Окружающий мир»

Люди вокруг нас (10 ч)

58

59

21.04

23.04

Человек

в обществе

с. 62 – 65

Сформировать первоначальное представление об обществе, о биосоциальной сущности человека. Показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней

человек

общество

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника).

Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; выполнять некоторые правила этикета

60

28.04

Труд в жизни

человека

с. 66 – 67

Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга.

труд

общество

Доказывать необходимость труда всех членов общества.

Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.

Воспитывать уважение к труду, трудолюбие.

61

30.04

Семья

с. 68 – 71

Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье.

семья

родственники

Рассказывать о ценности семьи, семейных взаимоотношениях, правах и обязанностях.

Обмениваться информацией о семейных традициях.

Воспитывать заботливое отношение к членам семьи.

62

05.05

Бюджет семьи

с. 72 – 75

Раскрыть значение денег в обществе; показать необходимость правильного распределения денежных средств семьи

деньги

бюджет

доход

расход

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия».

Обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.

Воспитывать уважение к труду, заработанным деньгам, трудолюбие, бережливость.

63

07.05

Будем вежливы

с. 76 – 81

Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета.

культура

этикет

вежливость

Рассказывать о правилах культурного поведения, общения в обществе.

Обсуждать правила общения согласно этикету, моделировать ситуации культурного общения.

Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

64

65

12.05

19.05

О друзьях-товарищах

с. 82 – 85

Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность; показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей

дружба

друг

товарищ

Понимать ценность дружбы. Знать, как влияют привычки на взаимоотношения людей.

Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации на заданную тему.

Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

66

14.05

Мозаика заданий. Проверочная работа.

с. 88 – 89

Повторить и обобщить знания по разделу; провести проверочную работу по усвоению знаний по разделу

Выполнять практические и теоретические задания по изученной теме.

Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя «Мозаику заданий» и заданий проверочных работ.

Понимание значения изучения курса «Окружающий мир»

67

21.05

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей

с. 52 – 55

Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений.

Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне.

Устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека.

Воспитывать ответственное отношение к объектам природы.

68

РЕЗЕРВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Математика 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Окружающий мир 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Окружающий мир 3 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Окружающий мир 4 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...