Окружающий мир 4 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА КУРСА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 4 КЛАСС.

Пояснительная записка.

     Программа обучения составлена в соответствии с рекомендованной  Министерством образования и науки РФ программой (УМК «Планета Знаний»), обеспечена учебником Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова,  Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир. 1,2ч» и рабочими тетрадями к нему.

     Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  1. - систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  2. - формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  3. - знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  4. социализация ребёнка;
  5. - развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  6. - воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  7. - формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  8. - развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  9. - формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  10. - формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  11. - формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  12. - формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

- формирование основ экологической культуры;

- патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют  друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

 В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

 Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наш край (23 ч)

Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.

Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.

Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.

Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.

Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.

Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.

Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.

Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.

Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.

Наша Родина на планете Земля (12 ч)

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.

Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.

Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.

Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.

Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.

Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.

Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы.

Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.

Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.

История нашей Родины (34 ч)

Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.

История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.

Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.

Российское государство в XIII—XVII вв.

Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.

Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.

Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.

Российское государство в XVIII—XIX вв.

Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.

Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.

Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.

Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.

Россия в XX в.

Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.

Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.

Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.

Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.

Ближние и дальние соседи России.

        Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.

  1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин

  2. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

  1. Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
  2. 4 класс

69 ч (2 ч в неделю)

                                                                             

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (16 ч)

Наш край. (16 ч)

1

04.09

Что такое погода.

с. 3 — 9

Сформировать у учащихся элементарные научные представления о погоде и ее явлениях. Учить детей наблюдать и делать выводы, фиксировать результаты наблюдений. Организовать наблюдение за изменением высоты Солнца на небосклоне.

Погодные явления.

Температура воздуха, облачность, осадки.

Высота солнца.

Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды;

проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице.

Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки.

Объяснять, как погода зависит от ветра; предсказывать погоду, используя местные признаки.

Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц.

Объяснять значение плана и карты в жизни человека.

Приводить примеры из истории создания карт. Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги).

Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши.

Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования. Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов.

Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку.

Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб.

Изображать путь от дома до школы. Составлять описание местности.

Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов.

Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина.

Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв.

2

06.09

Как погода зависит

от ветра.

 Грозные явления природы.

с.  9 — 14

Активизировать знания учащихся об образовании ветра, полученные в 3 классе; показать зависимость погоды от ветра. Раскрыть значение таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей.

Явления природы.

Ветер.

Смерч.

Гроза.

Гололед.

3

11.09

Предсказание погоды.

с. 14 — 17

Раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека. Познакомить с некоторыми народными приметами.

Прогноз погоды.

Приметы.

4

13.09

Экскурсия 

«Смешанный лес».

Показать красоту и разнообразие растений смешанного леса, познакомить с некоторыми животными. Показать приспособленность обитателей леса к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на лес, познакомить с мероприятиями по его охране.

Смешанный лес.

Природоохранная деятельность.

5

18.09

Экскурсия «Водоем».

Познакомить учащихся с растениями и животными пресного водоема. Показать приспособленность обитателей водоема к среде обитания и их связи друг с другом. Показать положительное и отрицательное влияние человека.

Водоём.

Природоохранная деятельность.

6

20.09

Экскурсия «Луг».

Познакомить учащихся с растениями и животными луга. Показать приспособленность обитателей луга к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать влияние деятельности человека на луг.

Луг.

Природоохранная деятельность.

7

25.09

Наша местность на плане и карте.

с.  18—20

Познакомить учащихся со значением планов и карт в жизни человека. Активизировать знания и умения по ориентированию в пространстве, полученные на уроках в 3 классе. Развивать пространственные представления и воображение.

План.

Карта.

Ориентирование.

8

27.09

План местности.

с.  21—25

Закрепить знания учащихся о масштабе; познакомить учащихся с планом местности; формировать умение читать план местности; учить видеть в условных знаках реальные предметы. Развивать воображение и память учащихся.

План местности.

Условные обозначения.

Масштаб.

9

02.10

Географическая карта.

с. 25—29

Сформировать представление о карте; научить понимать и читать карту. Формировать представление о красоте и богатстве родной страны.

Географическая карта.

Условные обозначения.

Масштаб.

10

04.10

Равнины.

с.  30 — 33

Развивать у детей наблюдательность, мышление, восприятие красоты окружающей природы. Закрепить представления о горизонте, линии горизонта.

Равнина.

Горизонт.

Линия горизонта.

11

09.10

Горы.

с. 33 — 36

Продолжить формирование представлений о формах поверхности. Обучать детей сравнению, формулированию выводов. Формировать восприятие красоты окружающего мира.

Горы.

12

11.10

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.

с.  36—41

Формировать у младших школьников представления об изменениях поверхности суши под воздействием солнца, ветра, воды.

Поверхность суши.

Солнце, вода, ветер.

13

16.10

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.

с.  41—45

Показать характер воздействия людей на формы поверхности. Сравнить это с процессами, которые происходят по естественным причинам.

Поверхность суши.

Деятельность человека.

14

18.10

Богатства недр.

с.  45—49

Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых. Учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

Полезные ископаемые.

Нефть, природный газ, железные и цветные руды и т.п.

15

23.10

Разнообразие почв.

с.  50—52

Познакомить учащихся с разнообразием почв. Повторить тему «Состав и свойства почвы», познакомить со способами повышения плодородия почвы. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы.

Почва.

Состав и свойства почвы.

Плодородие.

16

25.10

Что такое природное сообщество.

Растения луга.

с.  53—58

Сформировать у учащихся общее представление о природном сообществе. Дать представление о луге как природном сообществе. Познакомить с растениями луга, показать их приспособленность к условиям жизни.

Природное сообщество.

Луг.

Растения луга.

Приспособляемость.

2-я четверть (16 ч)

Наш край. (продолжение)(7 ч)

17(1)

06.11

Животные — обитатели луга.

Луг в жизни человека.

с.  59—64

Познакомить учащихся с животными луга. Показать признаки приспособленности животных к условиям жизни на лугу. Дать примеры связей животных друг с другом и с другими обитателями луга. Показать необходимость бережного отношения к обитателям луга, рационального использования и охраны лугов.

Природное сообщество.

Луг.

Животные луга.

Приспособляемость.

Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ.

Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей.

Объяснять отличие искусственных сообществ от природных.

Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов.

Характеризовать использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ.

Характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества.

Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе;

моделировать цепи питания.

Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.

Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности.

18(2)

08.11

Какие растения растут в лесу.

с.  64—68

Уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу. Продолжить знакомство с особенностями растений леса, учить различать эти растения; показать приспособленность растений леса к совместной жизни.

Природное сообщество.

Лес.

Растения леса.

Приспособляемость.

19(3)

13.11

Животные — обитатели леса.

Лес в жизни человека.

с.  69—73

Расширить и уточнить знания учащихся о животных смешанного леса; показать приспособленность животных смешанного леса к условиям жизни; выявить связи между обитателями смешанного леса. Убедить учащихся в необходимости бережного отношения к обитателям леса и их охраны.

Природное сообщество.

Лес.

Животные леса.

Приспособляемость.

20(4)

15.11

Водоём.

с.  74—80

Уточнить представления учащихся об условиях жизни в пресных водоемах; расширить знания о растениях и животных пресного водоема, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоема. Показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема и их охраны.

Природное сообщество.

Водоем.

Животные  и растения водоема.

Приспособляемость.

21(5)

20.11

Искусственные сообщества. Поле.

с. 81—85

Сформировать общее представление об искусственном сообществе.  Познакомить с особенностями внешнего вида, выращивания , наиболее распространенных зерновых, овощных и технических культур.

Искусственное сообщество.

Поле.

Культурные растения:

зерновые,

овощные, технические.

22(6)

22.11

Животные — обитатели полей.

с. 85—87

Познакомить учащихся с животными полей; показать связи животных поля с растениями и друг с другом.

Искусственное сообщество.

Поле.

Животные.

23(7)

27.11

Сад.

с. 88—93

Расширить знания учащихся о культурных растениях сада; научить различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники. Познакомить с животными, обитающими в садах. Показать связи животных сада с растениями и друг с другом.

Искусственное сообщество.

Сад.

Плодовые деревья и кустарники.

Животные сада.

Наша Родина на планете Земля. (9 ч)

24(8)

29.11

Какую форму имеет Земля.

с. 96—100

Углубить знания учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира.

Форма Земли.

Глобус.

Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.

Объяснять причины смены дня и ночи, времен года.

Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.).

Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды.

Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте.

Показывать на карте основные природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России.

Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране.

Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий.

Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности.

Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее.

Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях.

Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др.

Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности.

Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах. Участвовать в проектной деятельности по изучению природы России.

25(9)

04.12

Карта полушарий.

с.  100—105

Повторить знание о глобусе как модели Земли; познакомить с картой полушарий. Продолжить работу по формированию информационной грамотности. Учить детей умению работать с географической картой, диаграммами.

Глобус.

Карта полушарий.

Географическая карта.

26(10)

06.12

Движение Земли.

с.  106—109

Сформировать у учащихся представления о суточном и годовом движении Земли. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся.

Движение Земли.

Сутки.

Год.

27(11)

11.12

В пустынях Африки.

с.  110—113

Познакомить учащихся с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром. Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи. Познакомить с занятиями населения Сахары.

Материк.

Африка..

Пустыни.

Сахара.

28(12)

13.12

Экваториальные леса Южной Америки.

с.  114—117

Познакомить учащихся с условиями жизни в экваториальных лесах Южной Америки. Показать особенности растительного и животного мира экваториальных лесов. Показать значение экваториальных лесов для планеты и необходимость их охраны.

Материк.

Экватор.

Экваториальные леса.

Южная Америка.

29(13)

18.12

Антарктида. Австралия. Евразия.

с.  117—123

Познакомить учащихся с особенностями природы Антарктиды и Австралии. Дать общую характеристику Евразии.

Материк.

Антарктида.

Австралия.

Евразия.

30(14)

20.12

Карта России.

с.  123—128

Повторить и обобщить знания о планах и картах; продолжить формирование умения работать с географическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира.

План.

Карта (географическая).

Территории России.

31(15)

25.12

Зона арктических пустынь.

с. 129—134

Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг. Познакомить с природными условиями зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни, выявить связи между ними. Показать влияние деятельности человека на природу зоны арктических пустынь, познакомить с мероприятиями по ее охране.

Природная зона.

Стороны света.

Смена природных зон.

Арктические пустыни.

32(16)

27.12

Тундра.

с. 134— 139

Познакомить учащихся с природой тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей тундры к условиям жизни; выявить связи, сложившиеся между обитателями тундры. Познакомить учащихся с занятиями населения тундры, показать их связь с природными условиями; показать влияние деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны.

Природные зоны.

Тундра.

Растения и животные тундры.

Население.

3-я четверть (20 ч)

Наша Родина на планете Земля. (продолжение) (3 ч)

33(1)

15.01

Зона лесов.

с.  139—145

Познакомить учащихся с природными условиями лесной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Расширить и углубить знания о растениях и животных леса, их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязях. Углубить знания о связях между высотой солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными. Показать влияние деятельности человека на зону лесов и необходимость ее охраны.

Природные зоны.

Лес.

Растения и животные леса.

Деятельность человека.

Показывать на карте основные природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России.

Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране.

Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий.

Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности.

Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы.

Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др.

Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности.

Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах. Участвовать в проектной деятельности по изучению природы России.

34(2)

17.01

Степи.

с.  145—145

Познакомить учащихся с природными условиями степной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Познакомить с растительным и животным миром зоны степей. Выявить признаки приспособленности растений и животных степной зоны к условиям жизни; показать связи между обитателями степей. Показать влияние деятельности человека на зону степей и необходимость ее охраны.

Природные зоны.

Степь.

Растения и животные степей.

Деятельность человека.

35(3)

22.01

Экологические проблемы России.

Международное сотрудничество по охране природы.

с.  150—155

Расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах России. Показать некоторые пути решения экологических проблем. Познакомить с международным сотрудничеством по охране природы; показать ответственность людей за будущее планеты Земля.

Экология.

Экологические проблемы.

Международное сотрудничество по охране природы.

Наши верные помощники. (1 ч)

36(4)

24.01

История на карте. Исторические источники.

с.  3—11

Познакомить с понятием «историческая карта», показать ее отличие от географической, познакомить с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте. Познакомить учащихся с историческими источниками.

 

Историческая карта.

Условные обозначения.

Исторические источники:

вещественные, устные, письменные.

Историческая карта.

Работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать историческую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты.

Различать вещественные, письменные, устные исторические источники.

Преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой.  Извлекать информацию из любых исторических источников.  

Строить  логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников.

Находить дополнительную информацию  в словарях, энциклопедиях, справочниках.

Древняя Русь. (5 ч)

37(5)

29.01

Первые русские князья.

с.  12—16

Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей.

Древняя Русь.

Русское княжество.

Пересказывать часть текста учебника. Находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность.

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны.

Давать оценку исторической личности на основе текста учебника.

Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Находить исторические сведения в литературных произведениях. Сравнивать литературные и исторические источники. 

Объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка.

Составлять логический рассказ о посещении исторических, краеведческих музеев. Наблюдать и сравнивать различные объекты культуры. Выдвигать свои предложения по охране местных памятников культуры.

Работать со словарем, искать информацию в дополнительных источниках, готовить на  ее основе сообщения.

38(6)

31.01

Князь Владимир. Крещение Руси.

с.  17—21

Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии Руси.

Русские князья.

Крещение Руси.

Религия.

Христианство.

39(7)

05.02

Культура Древней Руси.

с.  21—24

Сформировать представление о культуре Древней Руси.

Древняя Русь.

Русское княжество.

Религия и культура.

40(8)

07.02

Борьба с иноземными захватчиками.

Александр Невский.

с.  25—29

Рассказать учащимся о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками.

Русское княжество.

Захватчики.

Александр Невский.

41(9)

12.02

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

с.  30—33

Познакомить учащихся с деятельностью князя Дмитрия Донского.

Русское княжество.

Захватчики.

Куликовская битва.

Дмитрий Донской.

Московское царство. (6 ч)

42(10)

14.02

Первый русский царь. Преобразования в государстве.

с.  34—40

Познакомить учащихся с развитием государства в XVI веке.

Государство.

Русский царь.

Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Находить в тексте слова для характеристики исторической  личности,  делать обобщение  и выводы.

свое участие, представлять результаты своей деятельности.

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. Классифицировать имена, названия, понятия. Составлять вопросы по теме. Самостоятельно изучать тексты из вариативной части учебника, находить дополнительную информацию, готовить сообщения.

Выражать свои мысли и чувства по поводу исторических событий. 

Выбирать форму участия в проектной деятельности.

43(11)

19.02

Как жили люди на Руси в XIV — XVI веках.

с.  41—44

Познакомить учеников с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков.

Быт людей.

44(12)

21.02

Смутное время.

К. Минин и

Д. Пожарский.

с.  44—47

Познакомить детей с основными событиями смутного времени.

Смутное время.

К. Минин.

Д. Пожарский.

45(13)

26.02

Русское государство при первых Романовых.

с.  47—50

Познакомить учащихся с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях первых Романовых.

Русское государство.

Романовы.

46(14)

28.02

Расширение границ России в XVII веке.

с.  51—53

Показать процесс освоения земель Сибири и Дальнего Востока; познакомить учащихся с именами первых землепроходцев.

Границы государства.

Сибирь.

Дальний Восток.

Землепроходцы.

47(15)

05.03

Повторительно-обобщающий урок.

с.  54—55

Повторить и обобщить пройденный материал.

Российская империя. (5 ч)

48(16)

07.03

Петр I. Реформы

 в Российском государстве.

Преобразования в науке, культуре, быту.

с.  58—65

Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I.

Российская империя.

Реформы.

Петр I.

Описывать исторические события на основе текста учебника.

Сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате.

Устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Находить в тексте слова для характеристики исторической  личности.

Делать обобщение  и выводы.

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий.

Вспоминать известные факты, связывать их с изученными.

Знакомиться с краеведческими материалами изучаемой эпохи, описывать их, делиться впечатлениями, высказывать свое отношение к истории края.

Сравнивать вооружение русских воинов разных эпох.

49(17)

12.03

Изменения в Российском государстве.

Императрица

Екатерина II.

с.  66—69

Рассказать учащимся об изменениях в государстве при Екатерине II. Познакомить учащихся с именами великих военачальников

А.В. Суворовым и

Ф.Ф. Ушаковым.

Российская империя.

Реформы.

Екатерина II.

Военачальники.

50(18)

14.03

Образование и наука в XVIII веке.

с.  69—73

Рассказать учащимся о развитии образования и науки в XVIII веке. Познакомить учащихся с именами известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина.

Российская империя.

Реформы.

Екатерина II.

Наука и образование.

Ученые.

Изобретения.

51(19)

19.03

Война 1812 года.

с. 73 — 76

Познакомить учащихся с Отечественной войной

1812 года.

Отечественная война.

Герои.

52(20)

21.03

Отмена крепостного права.

с. 77 — 79

Продолжить знакомство детей с основными событиями XIX века.

Крепостное право.

4-я четверть (17 ч)

Российская империя. (продолжение) (4 ч)

53(1)

02.04

Наука и техника в XIX веке.

с.  80—83

Познакомить учащихся с основными достижениями науки и техники в XIX веке. Познакомить с именами и открытиями ученых

П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева.

Наука и техника.

Достижения в области науки и техники.

Открытия.

Ученые.

Описывать исторические события на основе текста учебника.

Сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате.

Устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Находить в тексте слова для характеристики исторической  личности.

Делать обобщение  и выводы.

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий.

Вспоминать известные факты, связывать их с изученными.

Знакомиться с краеведческими материалами изучаемой эпохи, описывать их, делиться впечатлениями, высказывать свое отношение к истории края.

54(2)

04.04

Город и горожане.

Мода XIX века.

с.  83—88

Познакомить учащихся с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве.

Город в XIX веке.

Одежда.

Кулинария.

Мода.

55(3)

09.04

Культура XIX века.

с. 88—93

Познакомить учащихся с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры.

Культурные достижения.

Деятели культуры.

56(4)

11.04

Повторительно-обобщающий урок.

с.  94—95

Проверить знания учащихся по пройденному материалу.

Российское государство.(13 ч)

57(5)

16.04

Революция в России.

с.  98—103

Познакомить учащихся с основными событиями начала XX века.

Российское государство.

Революция.

Описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации. Сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Давать оценку исторической личности, аргументировать свои высказывания, делать обобщение  и выводы

Обсуждать использование атомной энергии в военных и мирных целях, высказывать свое отношение к вопросу.

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий.

Интервьюировать родственников о жизни членов семьи в течение XX века.

Определять местоположение городов на карте России, названия стран, граничащих с Россией.

Описывать города России по аналогии с описанием в учебнике, находить дополнительную информацию в разных источниках, использовать при характеристике города информацию как историческую так и географическую.

Собирать краеведческий материал о родном городе.

Выбирать форму участия в проектной деятельности, предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности.

58(6)

18.04

Россия в годы советской власти.

с.  103—107

Познакомить учащихся с основными событиями развития России в 20—30 годы XX века.

Россия.

Советская власть.

59(7)

23.04

Великая Отечественная война.

с.  107—113

Познакомить учащихся с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградским сражением, Курской битвой, блокадой Ленинграда; показать подвиг народа.

Великая Отечественная война.

Битва под Москвой.

Сталинградское сражение.

Курская битва.

Блокада Ленинграда.

60(8)

25.04

Тыл в годы войны. Победа

над фашизмом.

с.  113—118

Познакомить учащихся с работой тыла в годы войны; рассказать о самоотверженном труде всех людей.

Великая Отечественная война.

Победа над фашизмом.

Труженики тыла.

61(9)

30.04

Восстановление народного хозяйства.

Научные достижения XX века.

с. 118—123

Познакомить учащихся с процессом последовательного восстановления народного хозяйства; с главными научными достижениями XX века.

Восстановление народного хозяйства.

Научные достижения.

62(10)

02.05

По северным городам России.

с.  124—126

Познакомить учащихся с северными городами России; показать их своеобразие и особенности.

Северные города России.

63(11)

07.05

По городам Центральной России.

с. 126 — 129

Познакомить учащихся с городами Центральной России; показать их своеобразие и особенности.

Города Центральной России.

64(12)

14.05

Города Урала и Сибири.

с.  130—136

Познакомить учащихся с городами Урала и Сибири; показать их своеобразие и особенности.

Города Урала и Сибири.

65(13)

16.05

Дальний Восток.

Южные города России.

с.  136—141

Познакомить учащихся с городами Дальнего Востока; с южными городами России.

Южные города Росии.

66(14)

21.05

Повторительно-обобщающий урок.

с.  148—151

Закрепить знания, обобщить пройденный материал.

67(15)

23.05

Россия в мировом сообществе.

с.  141—145

Познакомить учащихся с положением России в мировом сообществе. Рассказать о международных организациях, о традициях и праздниках разных народов.

Российское государство.

Мировое сообщество.

Международные организации.

68(16)

28.05

Жизнь современного человека.

с.  145—149

Познакомить учащихся с некоторыми особенностями жизни современного человека.

Особенности жизни в современном мире.

69(17)

30.05

Повторительно-обобщающий урок.

с. 152—154

Обобщить полученные знания по всему курсу

«Окружающий мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Математика 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Окружающий мир 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Окружающий мир 2 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...

Окружающий мир 3 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...