Методическая разработка урока по окружающему миру "Домашние опасности". 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. Цель: активизировать знания учащихся об опасных ситуациях в квартире. Работа на уроке позволяет обсудить возможные опасности, которые могут возникнуть в отсутствие родителей; учить находить выход из трудной ситуации, не бояться быть находчивыми и решительными; воспитывать повышенную внимательность, бдительность к источникам опасности в доме; способствовать воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь близких людей; формировать умение работать в группе; способствовать развитию внимания, воображения, памяти.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Окружающий мир», 2 класс

Автор: Праслова Наталья Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1 пгт Суходол муниципального района Сергиевский Самарской Области

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Тема: Домашние опасности.

Цель: активизировать знания учащихся об опасных ситуациях в квартире.

Задачи:

  • обсудить возможные опасности, которые могут возникнуть в отсутствие родителей;
  • учить находить выход из трудной ситуации, не бояться быть находчивыми и решительными;
  • воспитывать повышенную внимательность, бдительность к источникам опасности в доме;
  • способствовать воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь близких людей;
  • формировать умение работать в группе;
  • способствовать развитию внимания, воображения, памяти.

Методы  обучения:    

1) словесные – беседа;                                                                    

2) наглядные – демонстрация  презентации;                                                                                                                                        

3) практические – устные  задания, отгадывание ребусов, составление пазлов, инсценировка.

УУД,  формируемые на уроке:

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2) формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

3) формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

Планируемые результаты:

Познавательные: осуществлять анализ объектов, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить высказывания в устной и письменной форме, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, установка на здоровый образ жизни, способность к самооценке.

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, различать способ и результат действия.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, контролировать действия партнёра, договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

Оборудование: мультимедийный презентация, проектор, ноутбук, экран, диск, раздаточный материал.

Этапы урока

Содержание урока

Наглядные пособия, раздаточный материал

УУД

1. Подготовитель-ный этап.

Перед  уроком  учащиеся  разделены  на  4  группы  по  5  человек  в  каждой.

Проведены  необходимые  изменения  в  организации  пространства  классной  комнаты.

2.

Организационный

момент.

Постановка  цели  урока.

Первый  прозвенел  звонок,

Всех  позвал  нас  на  урок.

Все  у  парты  тихо  встали,

Глазки  на  меня  подняли.

Потянулись, наклонились и остановились.

Вот  звенит  второй  звонок,

Начинается  урок.

Ребята, сегодня  у  нас  необычный  урок - мы  с  вами будем режиссёрами, и нам нужно будет «снять» фильм под названием «Один дома».

Давайте  создадим  друг  другу  хорошее  рабочее  настроение. Возьмитесь  за  руки  и  улыбнитесь  своим  товарищам, скажите  добрые  слова, пожелайте  успехов.

- Что  пожелали  друг  другу? (от  каждой  группы по  одному  пожеланию)

  Теперь нам  необходимо  повторить  правила  работы  в  группах.

На  столах  лежат  листочки  с  правилами, по  одному  правилу  у  каждой  группы. Представитель  от  каждой  группы  читает  правило  вслух.

 *Каждый  должен  слушать  своих  товарищей.

 *Каждый  должен  принимать  участие  в  работе.

 *Каждый  должен  просить  помощи, когда  она  ему  нужна.

 *Каждый  должен  оказать  помощь, если  его  об  этом  просят.

Листочки  с  правилами  работы  в  группах.

Регулятивные - волевая саморегуляция

(в течение урока). Личностные УУД (1.4) – чувство необходимости учения.

Коммуникативные УУД (1.3- эмоцио-

нально позитивное отношение к про-

цессусотрудничес-

тва; 1.4 – ориента-

ция на партнёра по общению; 1.5 – умение слушать собеседника).

Личностные УУД (3.6)- развитие доброжелательнос-ти.

3.  Подготовка к работе.

Актуализация знаний.

Первое,  в  чём  мы  должны  определиться,  сколько  серий  будет  в  этом  фильме.  А  серий  должно  быть  столько, сколько  опасностей  подстерегает  дома.  Каждая  серия  может  иметь  или  счастливый  конец, или  трагический. Какие опасности нас могут подстерегать дома?

(После ответов детей составляется план фильма).

Серия  1.  Пожар

Серия   2. Опасные  люди.

Серия   3. Острые, колющие,  режущие  предметы.

Серия  4. Электрические  приборы.

Серия  5.  Лекарство  и  бытовая  химия.

Серия  6. Газ.

Серия  7. Балкон.

Серия  8. Лестничные  перила.

Серия  9.  Лифт.

На экране вы видите перечень тех опасностей, которые вы назвали.

Конечно,  вы  понимаете,  что  за  один  урок  такой  большой  сериал  «снять»  невозможно, не хватит времени, и  поэтому  я  на  правах  продюсера  буду  решать,  какие  серии  мы  «снимем»  сегодня, а  какие  на  следующем  уроке.

ПО3 – структуирование знаний

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД (1.2 – владе-

ние определён-

ными вербальными и невербальными средствами обще-

ния; 1.3, 1.5)

4. Работа над первой серией.

«Пожар»

5. Физминутка.

- Кто из вас не знает стихотворение С.Я.Маршака «Кошкин дом»…

Тили – бом, тили – бом... (дети договаривают: загорелся кошкин дом)

Скажите, как же будет называться первая серия нашего фильма? (пожар) Почему вы так считаете? Докажите.

Но  прежде, чем  появилось  это  стихотворение,  в  народе  были  сложены  песенки – прибаутки. Одну из них нам сейчас предстоит инсценировать.

У каждой группы на партах есть листочки с текстом прибаутки, у меня на столе необходимые вам предметы. Ребята работают в группах.

Итак, все готовы, я начинаю.

Учитель:  

Дон!  Дон!  Дон!

Загорелся  Кошкин  дом,

Кошка   выскочила,

Глаза  выпучила,

Залить  не  умеет.

 Дон!  Дон!  Дон!

1 группа:

Загорелся  Кошкин  дом,

Бежит  курица  с  ведром,

Но  не  добежала,

Воду  расплескала.

Дон!  Дон!  Дон!

2 группа:

Загорелся  Кошкин  дом,

Бежит  уточка  с  ковшом,

Да  ковш  уронила,

Воду – то  разлила.

Дон!  Дон!  Дон!

3 группа:

Загорелся  Кошкин  дом,

Бежит  кисонька с  горшком,

Залить  хочет  молоком;

Но  не  добежала,

Горшок  расплескала.

Дон!  Дон!  Дон!

Учитель:

Погорел  весь  Кошкин  дом!

Где  теперь  кошечки  жить?

Молодцы!

-  Что же случилось?

-  Как отреагировала кошка? Почему? Как действовали  другие  персонажи? (вывод).

- А  вот  другая  песенка – прибаутка. Послушайте её в записи.

Тили – тили – тили - бом!

Загорелся  Кошкин  дом.

Кошка  выскочила,

Глаза выпучила,

Бежит  курица  с ведром,

Заливает  Кошкин  дом,

А  лошадка – вот  с  ковшом,

А  собачка – с  черпаком,

Серыйзаюшка – с  листом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И  огонь  погас!

- Чем  отличается  эта  прибаутка от  предыдущей?

Вывод. Пожар – это опасность для здоровья и жизни человека, значит, это чрезвычайная ситуация, а это значит, что нужно учиться  не паниковать, действовать быстро, грамотно.  

А  вот от  чего  может возникнуть  пожар?

Сейчас я раздам каждой группе конверт с пазлами, ваша задача – собрать картинку и назвать причину пожара.

Работа в группах.

При проверке правильно собранные картинки показываются на слайдах, а представитель от каждой группы анализирует ситуацию и называет причину пожара.

Замечательно справились с заданием, молодцы.

А теперь давайте обсудим, как надо себя вести, если начался пожар.

Показ слайдов.                                          

 1. «Одноэтажный дом»

- Если вы живёте в частном доме или на первом этаже, что нужно сделать в случае пожара?

(Надо быстро выбежать на улицу через дверь или даже через окошко.Если очаг возгорания маленький, можно залить водой или накрыть одеялом.)

 2. «Многоэтажный дом»

   - А  если вы живете в многоэтажном доме, как будете действовать?

(Надо действовать иначе. При возгорании в вашей квартире надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь. Если кто-то еще есть в квартире, позвать его на помощь. Если это младший брат или сестра, нужно взять за руку и вместе убегать из квартиры, закрыв плотно дверь. Позвонить соседям. При пожаре лифтом пользоваться нельзя.)

3. «Дым в подъезде»

 - Какими будут ваши действия, если вы почувствовали дым в подъезде?

( Если вы почувствовали дым в подъезде, то нельзя  выходить из квартиры. Вы уже знаете, что можно задохнуться от дыма. Чтобы защитить свою квартиру от дыма, надо сразу закрыть свою дверь, заткнуть все щели мокрыми тряпками.

 Если дым проникает с улицы, надо закрыть и окна. Затем необходимо звать на помощь. Если есть телефон, нужно  вызвать пожарных).

- По какому номеру будем звонить? (01)  Не  зря  именно  номер  01  стал позывным пожарников.  Потому  что  пожар -  огромное  бедствие.  В  народе  говорят: «Воры обкрадут - стены  останутся, а огонь   - в  раз  разорит».  

- Знайте, что дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз, и может закружиться голова. Нужно лечь на пол, так как дым поднимается   кверху. Не надо прятаться от дыма в шкафу, под кроватью, так от дыма не спастись, и пожарные долго не могут найти детей из-за этого.

-  А что делать, если в школе случился пожар? ( Необходимо эвакуироваться, то  есть выйти из опасной зоны. На такой случай есть план эвакуации. А узнаём  мы о ЧС по сигналу – 3 звонка. Выходить надо быстро, но не толкаясь, не  создавая пробок.

Преодоление задымленной зоны. (Пройти на корточках «гусиным шагом» «задымленное» помещение до входной двери.)

Давайте  ещё поиграем: каждой группе я бросаю  мячик, кто поймает должен  быстро  сказать  последнее  слово  стихотворения.

Раз, два,  три,  четыре –

У кого  пожар  в …(квартире)

Дыма  столб  поднялся  вдруг

Кто  не  выключил …(утюг)

Стол  и  шкаф  сгорели  разом,

Кто  сушил  бельё  над… (газом)

Побежал  пожар  во  двор

Это  кто  там  жёг… (костёр)

Пламя  прыгнуло  в  листву

Кто  у  дома  жёг …(траву)

Дым  увидел -  не  зевай

И  пожарных  …(вызывай).

Листочки с текстом прибаутки.

Маски курицы, уточки, кисоньки.

Ведро, ковш, горшок.

Конверты с пазлами.

Мячик.

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

ПЛ7 – доказательство.

Коммуникативные УУД (1.1 – потреб-

ность в общении со взрослыми и сверстниками; 1.2;

1.3; 1.4; 1.5)

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

ПО7 – извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

ПЛ5 – установле-

ние  причинно-следственных связей.

ПО9 – моделирование.

ПО3 – структуирование знаний

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД (1.1; 1.2;

1.3; 1.4; 1.5; 2.2 – ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения; 2.4 – учёт разных мнений и умение обосновывать собственное)

ПО3 – структуирование знаний.

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

ПЛ5 – установле-

ние  причинно-следственных связей.

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений.

ПО5 – выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий.

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

ПЛ8 – выдвижение гипотез их обоснование.

Коммуникативные УУД (1.2; 1.5)

6. Работа над второй серией.

«Электроприбо-

ры»

Первую серию фильма мы закончили. Переходим ко второй. Чтобы узнать название второй серии, вам надо очень внимательно посмотреть на слайд, запомнить изображённые там предметы и назвать их одним словом.

Итак, как же будет называться вторая серия нашего фильма? (электроприборы)

- Эта  серия  служит  как  бы  продолжением  предыдущей.  Как  вы  думаете  почему?

 - Какие ещё электроприборы вы  знаете?

- Почему их назвали электроприборами?

- Что общего у  всех  электроприборов? (шнур  и  вилка)

А вот умеете ли вы пользоваться электроприборами, мы сейчас и узнаем.

Каждой группе я дам электроприбор. Ваша задача: внимательно рассмотреть его и сказать, можно ли им пользоваться.

1 группа получает утюг с оголённым проводом.

2 группа - электрический чайник с лопнувшим корпусом.

3 группа - фен со сломанной вилкой.

Ребята работают в группах. При проверке представитель от каждой группы рассказывает можно ли использовать данный электроприбор. Дети анализируют ответы и говорят о возможных последствиях использования неисправных электроприборов.

Далее дети обсуждают различные ситуации, представленные на слайдах, и делают выводы.

Прежде чем  включить  любой  прибор,  нужно   обязательно  посмотреть,  не  оголены  ли  провода,  надёжно  ли  сделана  розетка. Если  у  нерадивого  хозяина  розетка  неплотно  соприкасается  со  стеной,  лучше   повременить  или  включить  прибор  в  другую  розетку, но  не  пытаться  поправить  её  самому.

Не  суй  в розетку  пальчик-

Ни  девочка, ни  мальчик!

И  не  только  пальчик, а  также  другие  предметы. А  если  в  доме  есть  маленькие  дети,  лучше  поставить  в  розетки  заглушки.

 Также  нельзя  включать  в   розетку  сразу несколько электрических  приборов.  

Когда  выключаем,  не  нужно  тянуть  за  провод,  нужно  держать за вилку.

Вода  и  электричество, оказавшись  вместе,  становятся  очень  опасными. Поэтому  никогда  не  протирайте  включенный  телевизор  влажной  тряпкой, не  держитесь  за  вилку  мокрой  рукой. И  не  вешайте  горшки  с  цветами  над  магнитофоном  или розеткой. Почему?

Уходя  из   дома  или  даже  из  комнаты,  обязательно  выключайте  работающие  электроприборы.  Выключать нужно  нажатием  на  кнопку,  выдернув вилку  из  розетки.

Утюг с оголённым проводом, электрический чайник с лопнувшим корпусом, фен со сломанной вилкой.

ПЛ1-анализ объектов с целью выделения признаков.

ПО3 – структуирование знаний

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

ПЛ3 – выбор оснований и критериев для сравненияКоммуникативные УУД

(1.1;1.2;1.3; 1.4; 1.5; 3.1 –умение договариваться, находить общее решение; 3.2 – умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать)

ПЛ5 – установле-

ние  причинно-следственных связей.

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений.

ПЛ8 – выдвижение гипотез их обоснование.

7. Физминутка.

Игра «Да или нет». Слушайте внимательно. Когда я скажу вам: «Детям можно...», вы должны подумать и ответить:

-  «Да» вместе с хлопками в ладоши, если это вам можно и разрешается.

-  «Нет» и топать ногами, если это вам не разрешается делать самим в отсутствии родителей.

Раз, два, три - начали: «Детям можно....
-играть со спичками;
-рисовать;
-включать телевизор, а самим идти гулять,
-играть в куклы;
-включать плиту;
-поставить разогреваться завтрак, а самим идти гулять;
-ремонтировать испорченный электрочайник;
-вместе с мамой утюжить белье;
-пользоваться ножом;
-играть с легковоспламеняющимися предметами;
-оставлять без присмотра включенную газовую плиту;
-включать и пользоваться утюгом».

ПО3 – структуирование знаний.

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД – умение слушать.

8. Работа над третьей серией.

«Опасные люди»

Наша третья серия будет называться «Опасные люди».

Если   посмотреть   статистику,  то  в  нашей  стране  бесследно  исчезают  сотни  детей.  А  с какой целью  похищают  детей?

(-  получить  выкуп  от  родителей;

-  для  продажи  бездетным  богатым  людям  за границу;

-  иногда, чтобы  взять  здоровые  органы,  которые  можно  продать  за  десятки  тысяч  долларов).

И  хотя  есть  у  нас  в  стране  милиция  и   ОМОН,  никто  не  поможет  избежать  опасности,  если  вы  сами  не  будете  знать, как  таблицу  умножения, и  соблюдать  правила  личной  безопасности. Чаще  всего  неприятности  случаются на  улице,  но  и  дом – небезопасное  место.

Давайте  разберём  конкретные  ситуации и  наметим  план  действий.

Каждая группа получает листок с текстом. Детям необходимо проанализировать данную ситуацию, выработать план действий. Затем выйти к доске и показать, как не надо себя вести при предложенных обстоятельствах.

Правильный вариант показывается на слайдах и тоже анализируется учениками.

Ситуация для 1 группы.

«В  дверь  звонит  незнакомый  человек.  Ваши  действия.  А  если  он  в  милицейской  форме,  или  с  сумкой  почтальона?»

Ситуация для 2 группы.

«Звонит  телефон  и  незнакомый  голос  спрашивает  «Дома  ли  родители? Когда  придут?»

Ситуация для 3 группы.

«Вы   поехали  в  гости  в  город.  Ваши  родственники  живут  в  доме  с  лифтом.  Вы  хотите  подняться  на  лифте  в  квартиру, а  там  незнакомый  человек.  Ваши  действия?»

Листы с текстами различных ситуаций.

ПО3 – структуирование знаний.

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД (коммуникация как кооперация, коммуникация как общение).

ПП2 – самостоятельное создание способов решения проблем.

ПЛ5 – установле-

ние  причинно-следственных связей.

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений.

ПЛ8 – выдвижение гипотез их обоснование.

9. Итог урока.

Итак, мы сегодня «сняли» три серии фильма «Один дома». Давайте составим ключевую фразу, которая и будет завершающим титром нашего урока.

У каждой группы конверт с зашифрованной фразой.

 Расшифруйте выражение: из каждого слова берём только тот слог, который указан в коде.

  • Творог, ящик  1-1
  • Берег, зола, пастух, крайность   1-1-1-2
  • + в
  • Натворил  2
  • +  их
  • Руины, закладках1-3

Проверка: правильный ответ на слайде.

Твоя безопасность в твоих руках.

Конверты с заданием.

ПЛ2 – синтез – составление целого из частей.

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

10. Домашнее задание.

Ребята,  когда  вы,  отправляясь  в  путешествие,  едете  по  шоссе,  на  всех  обочинах  вам  встречаются  дорожные  знаки.  Они  предупреждают  водителя, где  опасный  участок  дороги. А  вот  я  вам  предлагаю  нарисовать  знаки,  которые  вы  могли бы повесить  дома и, чтобы они  вам  и вашим  близким  всегда  напоминали  о  правилах  безопасности. Это и будет домашним заданием.

А работу над остальными сериями нашего фильма мы продолжим на следующих уроках.

Коммуникативные УУД – умение слушать.

11. Рефлексия.

Регулятивные – оценка

Личностные  самооценка (1.13) - рефлексия как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония

Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.

Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164  г. Санкт  - Петербург Аннотация к...

Методическая разработка урока по Окружающему миру 3 класс.

Познакомить  учащихся с понятием почва,выяснить основное свойство почвы, в процессе опытов установить состав почвы, показать значение почвы для растений и животных....

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

Формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели....